Душевное здоровье ребенка. Разговор с православным врачом

Сразу стоит заметить, что «психолог» и «психиатр» – это, вопреки довольно распространенному мнению, совершенно разные профессии, и относятся они друг к другу довольно косвенно.

Психиатрия (нем. psychiatrie от др.-греч. ???? – душа и?????? – врач). Область клинической медицины.

Психиатр – это специалист в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Психиатр работает с людьми психически нездоровыми, имеющими серьезные отклонения в психике. Также психиатр занимается учетом и экспертизой психических заболеваний при поступлении на государственную службу в силовые структуры и при освидетельствовании для получения разрешения на определенные виды деятельности. Водитель обязан получить справку, иначе права не получит; без освидетельствования психиатра Вам не дадут лицензию на ношение оружия или не разрешат опекунство. Такие экспертизы не могут быть проведены без Вашего согласия. Основной ассоциативный ряд: таблетки, палата, электрошоковая терапия, смирительная рубашка. Так что принудительно к психиатру Вы угодите, если у Вас шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, психоорганический синдром или эпилепсия. Часть психиатров занимается не только острыми состояниями и глубокими расстройствами, но и так называемой «малой психиатрией», к которой относятся неврозы и «пограничные состояния». А вот с проблемами в семейной жизни стоит пойти к психологу.

Психология (др.-греч. ???? – душа; ????? – знание) – академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития, изменения психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряженность, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности.

Психолог – специалист, получивший психологическое образование. Психологическое – это не медицинское образование, и поэтому психолог (в отличие от психиатра) не имеет права выписывать лекарства. Области применения его знаний – психологическое консультирование здоровых людей.
Ассоциативный ряд: рекомендации, кабинет психолога, «Вы хотите об этом поговорить?»

В каких ситуациях может помочь психолог? При трудностях в общении, в принятии решений, во взаимоотношениях, при стрессах и психологических травмах. Например, Вы разводитесь или потеряли близкого человека, или над Вами совершили насилие (моральное или физическое). Психолог лишь создает такую атмосферу и такие условия, при которых человек сам оказывается способен решить свою проблему. Условия, в которых человек поймет, что именно нужно изменить в себе, чтобы изменилась и ситуация. Психолог помогает разложить всё по полочкам, сложить рассыпавшуюся мозаику. Сюда же следует добавить, что психолог работает только с человеком, самостоятельно обратившимся за консультацией. И помочь он может только в том случае, когда клиент готов к изменению себя, а не окружающего мира.

Психологи бывают очень разными. Кто-то разбирается в семейной психологии, а вот с проблемами на работе разобраться не поможет. А кто-то помогает детям в переходном возрасте. Психолог может работать индивидуально или с группой, с семьей. Детский психолог может совершенно не разбираться в решении взрослых проблем. Психологов можно классифицировать по тем школам, к которым они относятся: гештальт-подход, гуманистический или психодрама. Школ и подходов – множество, и в этот раз мы в эту проблематику углубляться не будем, хотя это очень важно.

Дети

Поговорим с православным детским психологом Марией Чупровой.

Чупрова Мария Александровна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, методист ГБОУ Детский дом №19 «Центр патронатного воспитания»

Зачем вообще приходят к психологу?

Часто психолог не говорит ничего нового и экстраординарного, он говорит вещи совершенно понятные, но у человека сразу выстраивается картинка, появляется понимание. Часто человеку надо просто их услышать, чтобы осознать.

А какие бывают поводы для похода к психологу?

Человек должен ответить себе только на один вопрос: «А тебе самому как?». Если человек живет, и ему нормально, то пусть живет, даже если психолог видит, что всё плохо. Но если ему самому некомфортно, то это повод прийти к психологу и попытаться что-то изменить. Это касается и детей. Если мама ощущает какое-то беспокойство, это уже повод прийти на консультацию. Если всё в порядке, мама хоть успокоится. А если что-то действительно нарушено, то психолог может помочь.

Например, мама – холерик, а ребенок у нее родился флегматиком, спокойным и неторопливым. Мама будет умирать с этим ребенком, поторапливая его, когда он по три часа будет шнурки завязывать. Но ребенок-то нормальный. И психолог маме просто объяснит, почему такое происходит и скажет, что давить нельзя, иначе ребенок действительно может пострадать.

Часто картинка, которая есть у родителя, не совпадает с той, которую видит психолог. Родители могут считать, что ребенку хорошо, а у ребенка на самом деле большие проблемы. «Звоночки» настораживающие или отзывы из детского сада. Никогда не будет лишним подстраховаться, это лучше, чем что-то не увидеть.

А всегда ли детские проблемы связаны с семейными проблемами?

Вообще, дети – зеркало семейных отношений, отображение нравственного развития родителей, их духовной красоты. Если что-то происходит с ребенком, стоит разобраться, а всё ли в семье нормально? Дети в этом плане очень чуткие и отображают симптомы: например, у ребенка ухудшается зрение, родители все клиники в округе обегали. А на семью посмотреть и времени нет. А ребенок на самом деле просто не хочет видеть, как родители ссорятся. Или ребенок ворует. Он не ворует просто так, это признак внутрисемейного холода. Если школьник часто болеет, тоже стоит разобраться, потому что дети часто болеют «для чего-то». Родители чаще всего не хотят этого признавать.

Часто родители не испытывают особого доверия к школьным психологам.

Да, и это проблема. На самом деле школьный психолог может очень помочь. Важно понимать, что ребенок – не механизм, который можно просто починить. Психолог видит, когда и как нужно помочь ребенку, так что не стоит сразу отказываться от этой помощи.

Подростки – отдельная тема.

Часто переходный возраст детей становится для родителей настоящим шоком. Как правильно понять происходящее с подрастающим ребенком, мы спросили Журина Юрия Николаевича, который до недавнего времени консультировал в подростковом центре «Двери».

Журин Юрий Николаевич

Психолог-консультант в PR-проектах, член-учредитель Международной ассоциации психодрамы и социодрамы, председатель Московской психодраматической конференции

Что такое переходный возраст?

Это естественный процесс. Ребенок растет. Точно так же, как волосы растут, ногти растут.

Есть пубертатный возраст, есть его характеристики: на уровне физиологии, на уровне познавательных процессов. В этот момент своей жизни ребенок начинает открывать для себя мир с новых ракурсов. Он его изучает. Поэтому не стоит удивляться, если от вашего чада пахнет табаком или спиртным, если у него в кровь разбиты кулаки. Это нормально. Подростковый возраст – кризисный. Огромное количество информации, способной увести в сторону. У подростка проблем нет. Если он не попался в комиссию по делам несовершеннолетних, то всё нормально. Да, подрался, да, напился. Он взрослеет. Идет изменение обмена веществ, и это может включить в подростке что-то, что раньше никак не проявлялось.

Какие есть поводы, чтобы пойти к психологу?

Повод – это всё то, что вызывает беспокойство у родителя, и все те сомнения, которые может развеять психолог, а не педагог, не врач. И в первую очередь вопросы возникают вовсе не у ребенка, а у родителей, исходя из уровня их тревоги за ребенка. Чем выше этот уровень, тем больше тараканов они видят у своего ребенка. Родитель начинает фантазировать. Главный вопрос: откуда эта тревога? Любой ответственный родитель знает, что будет переходный возраст со всеми сопутствующими признаками. Но родитель, находящийся в состоянии тревоги, будет привносить чрезмерность в происходящие процессы. И тогда ребенок станет заложником проблем родителей, проблем семьи.

Есть ли какие-нибудь способы уберечь подростка от пагубного влияния? Ведь подростки обычно очень агрессивно реагируют на все попытки их «учить».

Раньше у нас был центр «Двери», где мы работали с подростками (сейчас есть похожие центры). Если подростку объяснить, что такое переходный возраст, у него сразу же возникнут вопросы, актуальные для него и призванные удовлетворить его интерес «а как у других?»: «Я и девочки» (если это мальчик), «Мое будущее – идти ли в 10 класс», «Я и мои сверстники», «Я и мои родители». И если он понимает, что можно, ответив на эти вопросы, построить доверительные отношения с родителями, то он постарается сделать всё, чтобы так и было. И когда он поймет, что у него есть возможность, придя в 11 вечера домой, не услышать гневных высказываний в свою сторону, у него появится мощная мотивация меняться.

Мне очень нравится эта фраза: «Мужчина – это выживший подросток». И для подростка нормально: подрались – выпили – побалагурили – идем дальше.

Православная психология

В последнее время много говорят о православной психологии , то есть о психологических теориях и практиках, соответствующих православной доктрине , признаваемых Церковью (среди отрицаемых практик – НЛП, холотропное дыхание, психотерапия Фрейда и многие другие).

Необходимо отметить, что пока в церковном сообществе нет единого мнения , что следует понимать под православной психологией и психотерапией. Например, есть убеждение, которого в основном придерживаются психологи православного вероисповедания , получившие классическое светское образование , что термин «православная психология» некорректен в своей основе. Это почти то же самое, что говорить о православной физике или химии . При этом данные психологи признают, что в практике психотерапии можно использовать только те методики , которые согласуются с православным мировоззрением .

Альтернативный подход к вопросу православной психологии гласит, что священники и так фактически занимаются психологией . В таком контексте актуальной становится задача обучения священнослужителей психологии, чтобы они избежали возможных ошибок , а также получили эффективные инструменты для решения насущных вопросов: как правильно общаться с человеком в кризисной ситуации, как священнику «не сгореть» в своем труде, принимая на себя все горести прихожан и так далее.

Православная психология опирается в своем развитии на христианскую философию, богословие, наследие аскетического опыта святых отцов и православную антропологию.

К основополагающим принципам православной психологии относятся следующие:

  • используемые разнообразные психологические методики преломляются через православное мировоззрение ;
  • человек понимается в контексте единства тела, души и духа – четкой связи между ними, нарушение которой ведет к болезням ;
  • смерть – это переход души в иное состояние;
  • признание воздействия на человеческую душу со стороны ангелов и падших духов ;
  • истинное исцеление не может происходить без процесса богопознания.

Основными методами православной психологии являются самонаблюдение (интроспекция) и диалог . Под самонаблюдением понимается осознанность, самопознание , понимание мотивов своих поступков. Результатом познания своего внутреннего мира является понимание его приоритетной важности при разрешении проблемных состояний, осознание, что источник проблем внутри человека , а не вовне.

Большую роль в православной психологии играют понятия греха и страсти . Православный психолог может оказать помощь в решении таких проблем как: межличностные отношения, внутриличностные конфликты, ценностные конфликты, нейтрализация последствий психологических травм, помощь в воцерковлении.

Чупрова Мария Александровна:

Часто привожу пример, зачем нужен православный психолог. Человек всю жизнь может ходить на исповедь и каяться, что он злится на отца, но ничего не происходит. А вот придет он к психологу, и выяснится, что у него осталась детская обида на отца за то, что тот при ребенке обижал мать. Потом обида была подавлена, но где-то на глубинном уровне осталась. Поняв это, он может простить отцу ту детскую обиду и построить с ним новые отношения.

Журин Юрий Николаевич:

Нужно четко разделять: душевное, всякие тараканы в голове – это к психологу, и духовное – путь, с которого известно кто человека пытается сбить, – это к священнику.

Например, семья: жена верит в Бога, муж – нет. И вот вопрос: это семейный конфликт? По большому счету, человек, к которому эти люди обратятся, должен быть нейтральным, чтобы он мог объективно указать возможные пути дальнейшего развития. И важно правильно выбрать того специалиста, от этого зависит, укрепится ли семья, или разрушится.

Коучинг

Это новый жанр консультирования в области бизнеса. От англ. coaching – обучение, тренировки. Этот метод консультирования и тренинга не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. Это новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. И предполагает не избавление от каких-либо симптомов, а достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. Это тренинг самореализации в форме беседы, где тренер – коучер несет ответственность за ход беседы, а клиент – за ее содержание. В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Четыре базовых этапа коучинга: постановка цели, проверка реальности, выстраивание путей достижения и, собственно, достижение (он еще именуется этапом воли).

По области применения различаются несколько видов коучинга.

Карьерный коучинг включает в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный и групповой коучинг .

По формату – очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг).

Журин Юрий Николаевич:

У нас в стране вообще с психотерапией плохо. У нас другие механизмы: выпить на кухне, поплакаться в жилетку. У нас мало социальных институтов этого плана. При этом и в церковь люди не ходят, как это раньше делалось. Но бизнесмену важны результаты, прибыль. И коучинг стал коммерческим предложением для делового человека, который никуда не ходит. Тебя не будут спрашивать про твои отношения с папой, с мамой, а спросят, чего ты хочешь добиться в бизнесе. Это некое замещение. В коучинге много психологов. Коучер – это тренер, который помогает клиенту поставить какой-то навык в определенной области. При этом совершенно не обязательно, что он сам успешен в этой области. Он технологически помогает человеку сформировать навыки, поставить цели в области деловых отношений. А если он знает бизнес – это вообще замечательно.

После того как люди, занимающиеся коучингом, поняли, что это можно неплохо продать, они начали развивать эту идею и придумали лайф-коучинг. Что-то вроде плацебо. Можно неплохо продать.

Техника безопасности

От того, хороший ли врач, зависит, будешь ли ты здоров. То же и с психологом: важно найти профессионала. Попасть к плохому психологу – это хуже, чем вообще к нему не прийти. Но хороший специалист может очень помочь. Обычному человеку сложно понять, к какому психологу он попал. Как правильно выбрать психолога? Как не навредить самому себе? Как правильно общаться с психологом? Все эти вопросы мы задали М. А. Чупровой и Ю. Н. Журину. Вот некоторые из тех важных правил, которые они посоветовали соблюдать при выборе психолога.

1. Образование. Должно быть государственное дипломированное образование (при этом образование может быть дополнительное). Образование может быть клиническое или педагогическое.

2. Опыт. Лучше всего, если у психолога будет опыт хотя бы года три. Плюс, нужно спросить, где именно психолог работал и совпадает ли его специфика с вашей проблемой.

3. Не нужно бояться задавать вопросы. Нужно понять, будете ли вы друг для друга эффективны и полезны. Хороший специалист никогда не будет пугаться ваших рассуждений о нем, всегда объяснит, что конкретно он делает, ответит на ваши вопросы и сомнения.

4. Нужно поинтересоваться, к какой школе принадлежит данный конкретный специалист, кто его учитель, какими методами он пользуется.

5.ВАЖНО: комфортно ли Вам с этим психологом. Если Вы ощущаете дискомфорт, чувствуете, что Вами пользуются, – это сигнал к тому, что стоит искать дальше. И не надо бояться обидеть его. Можно даже спросить: «А можете ли Вы мне кого-нибудь порекомендовать?»

6. Психолог – тоже человек. Со своими проблемами. Так что не стоит верить ему на все 100%. Доверяй, но проверяй. Если психолог Вас выслушал и сразу же сказал, что Вам делать, это неправильно, потому что не существует стандартных решений проблем. Не все люди готовы сами работать над собой и над проблемой, поэтому хотят именно конкретных указаний.

7. Доверие обязательно должно быть. Но общение с психологом – это диалог. Нужно выбирать только необходимое из того, что говорит психолог.

8. Психолог никогда не должен нарушать вашей свободы. Вы должны ощущать, что вы получаете что-то новое от общения с психологом и при этом остаетесь самим собой.

Текст Марии Первозванской

Предлагаем вниманию читателей сайта статью психотерапевта Натальи Волковой из Нью-Йорка, написанную специально для Международного форума «Служение в защиту жизни: опыт и перспективы» .

«Прежде, нежели я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, чем ты вышел из утробы, Я освятил тебя».
(Иеремия 1:5)

Она говорила мне об этом много раз, и поэтому, думая о ней, я всегда вижу её одиноко бредущей по улице и всматривающейся с глубокой печалью во встречных молодых матерей с детьми. Она, бывает, остановится, чтобы вглядеться в малыша – в ангельское, невинное личико – они, детки, все кажутся ей ангелами, чудом оказавшимися среди людей и незаметно, легко поднимающими их на свою ангельскую высоту. Её ангел умер, не родившись, и даже не умер, а загублен своею же матерью. Её ангел снится ей почти каждую ночь, и каждую ночь зовёт её «Мама! Мама!». И смотрит на неё с невыразимой вопросительной жалостью. И её сердце тоже рвётся от жалости, и плачет душа от невозможности отозваться, прикоснуться, взять на руки и согреть. Уже несколько лет ей нет покоя. Она рассказывала мне, что смешанное чувство беспокойства, скорби, тоски и позора пришло к ней не сразу. И было даже короткое облегчение после аборта…

«Освобождение… – говорит она с горькой иронией и добавляет, – освобождение, обернувшееся таким капканом». Это сравнение она часто использует в наших беседах. Капкан, который душит отчаянием. Удушье от одной мысли о содеянном.

Она так и не вышла замуж, хотя уже подвигается к сорока, и шансов на семейную жизнь становится всё меньше и меньше. Но и в этом – отголосок аборта, может быть, главный отголосок. Самонадеянный голос, который так подло воспрял в ней после операции, твердил, что не нужна ей семья (пока), и не нужны дети (пока) – с ними всё усложнится, и учёба, и работа, и личная жизнь. Есть ещё время. Но время вдруг неожиданно кончилось, пролетело мгновенно, а вместе с ним потеряли свою значимость и внешние заботы. А внутреннее обнажилось и оказалось нестерпимым одиночеством.

«Теперь всё, что было важным и нужным, – говорит она, опустив голову и медленно выдавливая из себя слова, – потеряло смысл, и жизнь потеряла смысл. Как это могло произойти? Кто сыграл со мной в такую страшную игру?»

Год назад у неё развилась депрессия, появились неконтролируемые страхи, подозрительность, мысли о самоубийстве. Стало трудно продолжать работать в полную силу, она поменяла одно место, другое. Находиться в обществе людей ей бывает порой невыносимо. У неё нет близких подруг. После нескольких разочарований и мелких предательств она перестала доверять женщинам, а мужчинам – тем более, ещё с тех самых пор, как первый, казавшийся таким любимым и любящим, уговорил её на аборт, и после того вскоре бросил.

«Никто не понимает, что со мной, – говорит она, – да, я и не могу главного рассказать никому, не могу выразить своё состояние. Разве можно выразить пустоту? Или одиночество? Словами здесь не скажешь…».

— А молитвой? – спрашиваю я. И она задумывается, всматривается в меня с недоверием и отвечает грустно:

— Молитвы не даются мне. О чём молиться, когда ничего уже поправить нельзя?

— А чтобы вы хотели поправить?

— Всю свою жизнь… И если её нельзя поправить, то зачем продолжать?

Татьяна К. (все настоящие имена женщин здесь изменены) сделала выбор — бороться за надежду и прощение, пережив депрессию, и холод, и страх оставленности. Ведь женщина, совершившая аборт, действительно, одинока и замкнута, иногда абсолютно обособлена горем от мира и ото всех. Прежде всего, потому что глубинную боль, в самом деле, рассказать трудно, ещё и потому, что слушающих и понимающих мало. Упал мир до плоскости, за которой убийство женщиной вынашиваемого ею ребёнка не считается экстраординарной проблемой. Такие убийства в мире исчисляются ежедневно сотнями тысяч. И уходят маленькие страдальцы вслед за четырнадцатью тысячами, загубленными Иродом. Но Ирод чужих убивал, а мы-то – своих! И это после того, как нам Завет был дан и запрет. Но мы и Заветом пренебрегли и запрета ослушались.

«Господь призвал меня от чрева матери моей»
(Апостол Павел, см. ).

Мучительное воспоминание о нерождённом ребёнке живёт в совести женщины, совершившей аборт, и не снесённое Богу, нередко оборачивается её личной трагедией. Иногда много лет пройдёт, и другие дети появятся, а слёзы не кончаются. Не кончается плач о том единственном чаде, кому по недоброй воли матери не довелось увидеть Божий Свет и пройти свой неповторимый жизненный путь. Горечь утраты смешивается с мучительной и неизбывной скорбью и стыдом. Чувство вины – так и не объяснённая и неразгаданная психологами (а в психологии многое гадательно и субъективно) эмоция – часто ведёт к депрессии, страхам и тревогам, к утрате смысла и радости жизни. В психоанализе вина – это невротическое состояние, от которого нужно излечиться, избавиться обесцениванием или перекладыванием её на другого, на ближнего или на внешние обстоятельства. Но для православного психотерапевта чувство вины – это память о грехе, это зов к духовному спасению, и задача здесь совершенно иная – помочь пациенту услышать этот зов, и, как бы ни было трудно, последовать ему.

Психоанализ отрицает грех, отрицает само его существование в душах людских. Согласно психоаналитической теории все проблемы человека обусловлены не грехом, а репрессированными желаниями, чаще сексуальными, закрытыми в подсознании (подсознание – это огромный резервуар, в который «сбрасываются» ненужные или болезненные воспоминания и сексуальные вожделения), и поэтому человек, в сущности, не несёт ответственность за свои поступки.

В православной же психотерапии осознание личной ответственности – необходимый шаг. Каким бы трудным ни было признание того, что аборт – не рядовая медицинская операция, и ребёнок во чреве – не лишний орган, а новый человек, жизнь которого отдана на волю матери, – без него невозможно исцеление. Без осознания собственной вины и совершённого греха нет исповеди и, значит, нет покаяния. А без покаяния не может быть обретения надежды.

В беседах с женщинами, страдающими, так называемым , необходимо, чтобы незримо присутствовал третий – убиенный ребёнок. Чтобы мать говорила не только о своей боли, но, прежде всего, смогла сострадать его боли и его страданиям. О том, что ребёнок в утробе чувствует боль уже давно доказано. Хорошо известный фильм доктора Натансона «Безмолвный крик», снятый с помощью ультразвуковой киносъёмки, доказывает, что ребёнок предчувствует угрозу со стороны инструмента, которым производится аборт. По мере приближения беды он становится тревожнее, сердцебиение его учащается до 150-200 ударов в минуту, он зовёт на помощь, широко открывая ротик и двигаясь всё быстрее и быстрее…

Ребёнок, в предсмертной муке звавший на помощь, и мать, отказавшая ему… Чтобы искупить это зло, нужны годы молитв и покаяния.

Марина С., прервавшая свою первую, нежелательную беременность и через несколько лет решившая сохранить вторую, рассказывала, что осознание совершенного убиения пришло к ней только со второй беременностью. «Со вторым, с желанным, для меня всё важно: каждое его движение, каждый стук его сердечка, любое его настроение. Я всё это глубоко и благоговейно ощущаю. Ощущаю, что живёт во мне человечек, постоянно чувствую его присутствие в себе. А с первым, – говорит Марина, и голос начинает дрожать, – иначе было – я воспринимала его, как нечто, что лишь мешает моему собственному существованию, воспринимала его, чуть ли не как угрозу для своего благополучия. Так было. Но ведь этот и тот были моими детьми! Оба – мои дети… Как же я посмела не сохранить первого? Как могла поставить свой эгоизм выше его жизни?»

Сеансы с православным психотерапевтом, конечно, могут помочь на первом этапе, когда женщина только начинает искать выход из тяжёлого эмоционального состояния. И здесь важно умение выслушать и сострадать. Но, помимо таких сеансов, есть куда более важные средства, куда более мудрые учителя и проводники к духовному прозрению, и среди них – молитва, церковь, исповедь, покаяние.

Почему так важна молитва? Потому что в ней мать и загубленный ребёнок соединяются вновь. Потому что молитва матери, совершившей аборт, подвигает её к Богу, учит любви. С молитвой в её сердце входит любовь к своему нерождённому чаду.

«Помяни, Господи, во царствии Твоем чада моя, яже убих во утробе моей, и не презри я по велицей милости Твоей, яко Благ и Человеколюбец».

Почему важно посещение церкви? Церковь обладает огромной очищающей силой. Благодать, пребывающая в храме, приподнимает нас над нашими страстями и над всем приходящим, и омывает нас от греховной грязи. Мой духовник отец Алексей (Охотин), настоятель Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке любит напоминать нам, прихожанам: «Мы так усердно моем лицо своё и руки каждый день, иногда и по нескольку раз в день, мы одеваем на себя красивую, чистую одежду, а при том забываем, что душа наша тоже загрязняется и часто смердит из-за того, что очистить и умыть её у нас нет времени, или желания, или веры недостаточно. А ведь душа – вечная, не то, что одежда…»

Храм – это благовоздушная купель для души, купель, в которой отмывается наша суетная грязь, и грех становится явственнее и очевиднее. В церкви, как нигде в другом месте, мы осознаём, чувствуем сердцем, как греховны и немощны.

«Господи, повинна в убиении чада моего. Прости и помилуй мя…» – этот нескончаемый плач – единственный путь к прощению.

Не самопрощению, о котором так много говорят психологи, когда пытаются от лукавого поднять самооценку пациента, а истинному прощению от Христа, которого только и может желать, – нет, не наше эго, не наше временное «я», – а наша бессмертная душа. Самооправдание, хоть и легче даётся, имеет краткий эффект, и, по сути, – враг настоящему исцелению. Как только улетучится его эйфория, оборачивается оно новой волной отчаяния. Ответственность же за совершённый грех и покаяние приведут к новой надежде. И только новая надежда придаст смысл жизни.

Время не лечит. Очень часто, к сожалению, осознание вины за содеянное детоубийство приходит не сразу, и даже не через год или два, а через много лет.

У Ирины В., больной пятидесятилетней женщины есть двадцатилетняя дочь, а первых двоих она уничтожила в утробе. Так и жила себе годы и годы, пока не подступили тяготы возраста и болезней. А теперь вот затосковала, загоревала крепко, и всё снятся ей первые двое и куда-то зовут с собой. Ирина считает, что и болезни её нынешние, хронические от абортов, и тоска от того же, и то, что муж рано ушёл из жизни, и дочь совсем от рук отбилась. Наталья, дочь Ирины, объявила на днях, что «залетела», и хочет сделать аборт. И добавила тоном, не терпящим возражений, что, мол, нечего слёзы лить. «А я на колени перед ней упала, – говорит Ирина, подавляя подступившие рыдания, – и всё просила не убивать ребёнка. Сама выращу, если ты не хочешь, из последних сил соберусь, а подниму, только не режь его, он же живой, такой, как и ты была когда-то! И всю правду о своём горе рассказала…»

— Ну, и что послушалась Вас дочь? – спрашиваю я.

— Не знаю. Но как-то тише стала. Дома больше сидит по вечерам. Не знаю, как к ней подступиться. Одна она у меня. Цветочек мой. А было бы три… три цветочка…

Глаза у Ирины выцветшие, почти белые от слёз. Но и душа, видно, постепенно обеляется, через страдание и раскаяние.

«Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю»
Исаия 1:18

Труден путь искупления, но без него невозможно обретение надежды и любви. Вступившим же на этот путь подаётся свет и подаются силы, они не в одиночку идут, а ведёт их Господь, Который призвал: « Если кто хочет идти за мной, отвергни себя, и возьми свой крест, и следуй за Мной» (Евангелие от Матфея, 16:24).

Святитель Иоанн Златоуст писал: «даже если вся наша жизнь будет хороша, то всё равно будем иметь строгое наказание, если не позаботимся о спасении детей наших».

Кому, как не женщинам, спасать детей своих, кому, как не матерям, поставить их жизнь прежде себя, прежде своих нужд и выгод, и, если надо, принести в жертву, отвергнуть себя.

Постабортный синдром – это не психическое заболевание, но сдавленный, неоглашённый крик женской души, раненной смертным грехом. Поэтому и лечить эту рану нужно не только в беседах с психологом, но, прежде всего, в общении с Богом, Который Сам чист и безгрешен. Только перед Ним мы можем встать на колени и произнести:

«Помяни, Господи, во царствии Твоем чада моя, яже убих во утробе моей, и не презри я, не слез моих ради, ниже веры скудной, но по велицей милости Твоей, яко Благ и Человеколюбец».

Наталья Волкова, психотерапевт

Об авторе. Наталья Волкова родилась в Алма-Ате (Казахстан). В 1974 году окончила Казахский государственный университет по специальности «русский язык и литература». В 1997 году в Лонг-Айлендском университете (США) получила степень магистра психотерапии. В настоящее время живёт в США, психотерапевт Института Блейера. Прихожанка храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке.

Каждый родитель знает, насколько важно с самого раннего возраста заботиться о здоровье ребенка. Однако, уделяя внимание полноценному питанию, активному отдыху и спортивным занятиям, многие порой забывают о душевном состоянии своих чад. О том, как распознать зарождающийся душевный недуг и каким образом в современном неспокойном мире уберечь столь ранимую и восприимчивую детскую психику, мы беседуем с православным врачом-психиатром, психотерапевтом и медицинским психологом, кандидатом медицинских наук Дмитрием Александровичем Авдеевым.

— Дмитрий Александрович, отчего у детей случаются душевные расстройства?

Причин и провоцирующих факторов довольно много. К счастью, детской психике присущи значительные восстановительные резервы, помогающие справиться с разнообразными стрессовыми факторами. Поэтому многие формы психических расстройств проходят у ребенка самостоятельно, без лечения. Однако есть такие расстройства, которые, если их не лечить вовремя, могут перерождаться в устойчивые аномалии характера, а в крайнем случае - в тяжелые психические заболевания.

В происхождении невротических реакций у детей большинство авторов подчеркивают негативную роль неправильного воспитания. Известный специалист по детским неврозам профессор Александр Иванович Захаров выделяет следующие его аспекты:

  • Требования родителей, превышающие возможности и потребности детей.
  • Неприятие детей родителями, выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.
  • Несогласованный подход к воспитанию, который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого.
  • Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость.
  • Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.
  • Тревожность, постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений.

Таким образом, становится понятно, что психологические проблемы и психические отклонения у ребенка во многом связаны с неверными методами воспитания.

Проявления детских неврозов разнообразны: это эмоциональная неустойчивость и сверхчувствительность, плаксивость, легко меняющееся настроение, капризность, возбудимость, трудности засыпания, беспокойный сон, страхи, сосание пальцев, обкусывание ногтей и кожи вокруг них, заикание, энурез, нервные тики. У каждого возраста свои симптомы.

Очень часто невротические проявления у детей обнаруживаются в виде соматических (телесных) жалоб и недомоганий — к примеру, поднимается температура, появляются боли в животе, головные боли и тому подобное, что зачастую указывает на душевное неблагополучие ребенка. Нередко в ответ на неблагоприятные психоэмоциональные обстоятельства у детей могут развиваться различные заболевания.

Приведу пример. На прием пришла бабушка по поводу своей девятилетней внучки. Родители ее часто ссорились, скандалили и наконец развелись, отец ушел из семьи. На этом фоне у девочки развилась бронхиальная астма, причем не были обнаружены ни аллергия, ни изменение бронхо-легочной ткани, не был установлен факт частых простуд. Оказалось, что это — неврогенный вариант астмы, то есть причиной астматических приступов явился невротический конфликт. Другими словами, в заболевании вырвался на свет крик души ребенка.

Другой особенностью детской нервности (невротической, психопатической) являются поведенческие нарушения . Некоторые дети убегают из дома, прогуливают занятия в школе, другие начинают курить, пробуют алкоголь. Большинство таких ребят затягивает улица и воспитывает на свой манер. Кто в этом виноват? Родители. Надо любить своих детей, воспитывать, молиться за них. Улучшение психического состояния ребенка во многом зависит от родителей, их духовности, взаимоотношений друг с другом, от того, какую они сумеют создать атмосферу в доме.

— Многие современные семьи, живущие по своему усмотрению и отвергающие помощь Божию, испытывают нестабильность, разного рода психологические и морально-нравственные проблемы. Нестроения эти чреваты скандалами, и зачастую оканчиваются разводами. Как это сказывается на детях?

Неладная семья — поставщик неврозов, болезней, пьянства, а теперь и наркомании.

Но даже в тех семьях, где дела обстоят получше, супруги часто не знают, кому быть лидером в доме, во имя чего воспитывать детей и к чему стремиться. Больно видеть, как между супругами накапливается раздражение друг другом, злоба, недовольство жизнью. Супружеская верность, христианский семейный уклад, примеры благочестивой семейной жизни для немалой части людей — лишь пережитки прошлого, архаизм. О семейных неврозах пишутся десятки статей, книг, диссертаций. Факты вопиют: каждая третья-четвертая семья «трещит по швам».

Семье без помощи Божией не построить добрых отношений! Только идя навстречу Богу, возлюбив друг друга через любовь ко Творцу, семья обретает подлинное счастье и полноту бытия. Это доказывается жизнью, подтверждается историей. Через веру, покаяние, совместные молитвы, христианское воспитание детей и взаимную любовь супруги идут к главной цели — Царствию Божиему.

Детей необходимо оберегать от любого тлетворного влияния, так как на их неокрепшие души сегодня выливается целый поток разного рода непотребщины. Родительское благочестие — действенный пример для подражания детей. Противоположные ему пьянство, бездуховность, аморальное поведение — увы, тоже действенный пример, но пример погибельный. Святейший Патриарх Алексий II очень точно заметил, что «Если в душе нет сознания святыни, в ней утверждается мерзость запустения».

Супруги должны понимать, что здоровье ребенка закладывается уже во время беременности, внутриутробно. И от того как будущая мама носит дитя во многом зависит его здоровье, в том числе и психическое.

— Каким невротическим расстройствам подвержены дети?

Наибольшее число детских неврозов наблюдается в старшем дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Это и чувство психического напряжения, беспокойства, тревоги в ожидании предстоящих неприятностей в повседневной жизни; и проявление навязчивых образов, мыслей и ритуальных действий; и разнообразные фобии; и невропатия, характеризующаяся повышенной раздражительностью, капризностью ребенка, неустойчивостью настроения, выраженной пугливостью.

Одним из специфических расстройств развития школьных навыков является дислексия . Патология эта встречается примерно у 5—6 % детей школьного возраста и степень ее проявления бывает различной. У мальчиков дислексия встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек. При дислексии затруднен перевод буквенных символов в звучащие слова. Это не просто замедление чтения, но и его качественное изменение. Наблюдаются пропуски, добавления, замена или искажение букв.

Для гиперкинетического синдрома характерны двигательная расторможенность, чрезмерная (бесполезная) активность. Ребенок взбалмошный, истеричный, поступает без учета обстоятельств, не способен следовать принятым правилам поведения. Обычно таким детям трудно адаптироваться в школе, они крайне неусидчивы, рассеянны, постоянно всех напрягают и провоцируют других детей к неправильному поведению. Чувствуя свою ущербность, они как бы делают «на зло» окружающим — возникает механизм порочного круга. Гиперкинетический синдром в своем развитии имеет две тенденции. В одном случае, с Божией помощью, при грамотной тактике родителей, психологов, педагогов, врачей, годам к 12—14 он ослабевает и исчезает. В другом — трансформируется в психопатию, и личность становится еще более дезадаптированной. Эта тенденция очень неблагоприятна.

В младшем школьном возрасте может развиться школьный невроз . Его причиной являются психологическая неготовность ребенка к школе, неприятие его сверстниками, унижение, избиение, чрезмерная строгость и неопытность педагога. Страдающий этим неврозом ребенок выглядит подавленным, отказывается идти в школу, имитирует (часто бессознательно) разные заболевания. Родители должны быть внимательны, суметь вовремя распознать его душевные затруднения и помочь ему. Нелишней будет и врачебная консультация или совет опытного психолога. Если ребенок болен, то родители должны понимать, что его самочувствие и психическое состояние во многом будут зависеть от их благочестия.

Отмечу и такой психический недуг, как нервная анорексия . Заболевание это обусловлено отказом от приема пищи с целью похудения. При этом, особенно в начальных стадиях, аппетит сохраняется и воздержание от пищи дается упорной борьбой с собой. Пик заболеваемости приходится на подростковый возраст. Как правило, жертвами этого недуга становятся девочки и девушки. Дебют анорексии совпадает, зачастую, со стрессами, неразделенной любовью, отвержением чувств со стороны молодых людей или неприятием собственной внешности. И далее поведение девушки определяется этой навязчивой или сверхценной идеей — сбросить вес, что достигается отказом от пищи. Пищевое поведение резко извращается. В выраженных случаях наблюдаются кахексия, аменорея, происходят серьезные обменные нарушения, страдает психика да и весь организм, и прогноз заболевания не всегда благоприятен. Иногда анорексия является следствием психической болезни. Поэтому обязательно следует обратиться к врачу-психиатру за помощью.

Как бы противоположным анорексии является состояние нервной булимии , при котором стрессы и неприятности «заедаются». В этом случае также нужна медико-психологическая коррекция.

Среди расстройств психического развития у детей следует особо сказать о детском аутизме . Диагноз «детский аутизм» выставляют по достижению ребенком трех лет (хотя специфические расстройства, безусловно, отмечаются до этого). Центральным симптомом указанной патологии выступает нарушение социального поведения. Такие дети не просятся на руки, не проявляют интереса к звукам речи и не реагируют на обращенную к ним речь. В отличие, скажем, от обычных детей они не боятся посторонних, не боятся оставаться в комнате одни. Ребенок эмоционально холоден, безразличен к близким, он мало говорит, иногда вовсе отказывается от общения, склонен к стереотипным движениям. У грудных детей с такой патологией отсутствует «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное воздействие. В старшем возрасте аутичные люди всячески избегают социальных контактов, не проявляют интереса к дружбе, общению. Интеллектуальные дефекты могут быть значительными, а могут быть едва заметными. Однако если не лечить и не помогать психологически страдающим аутизмом людям, то будучи взрослыми они не могут адаптироваться к реалиям и нередко социально дезадаптируются. Подчеркну то обстоятельство, что речь в данном случае идет о заболевании, а не о молчаливом характере.

К расстройствам поведения в подростковом возрасте относится обширная группа состояний, главными проявлениями которых являются враждебное отношение к окружающим, к установленным правилам и порядкам. Обычно такие дети, в основном мальчики (хотя в последнее время появилось немало девочек с подобными отклонениями), имея низкую самооценку, компенсируют ее этакой игрой в «супермена». Наказание их не исправляет, а напротив — лишь повышает уровень внутренней агрессии и приводит к новым расстройствам поведения. Порой требуются поистине титанические усилия, педагогический талант, чтобы вернуть этих ребят к нормальному поведению, перевоспитать их.

В группе расстройств социального функционирования у детей можно выделить элективный мутизм . Это расстройство характеризуется тем, что ребенок имеет уверенную, правильную речь в одних ситуациях (как правило, с близкими, родными людьми) и напротив — неспособность говорить, например, в школе. Расстройство это отличается от обычной робости и требует квалифицированного врачебного вмешательства.

К числу невротических расстройств, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте, относятся тики — непроизвольные, быстрые, неритмичные движения ограниченных групп мышц (моргания, подергивания); неорганический энурез — несоответствующее возрасту непроизвольное дневное или ночное мочеиспускание. Энурез обнаруживается у 7 % мальчиков и 3 % девочек в возрасте до десяти лет. Диагноз "энурез" выставляется детям старше пяти лет. То есть до этого возраста врачи не говорят о заболевании.

Заикание формируется обычно в возрасте от двух до пяти лет, в период становления речи. Следовательно очень важными представляются профилактические мероприятия. Так как страх общения, нередко присущий детям в этом возрасте, может закрепиться. И далее держатся в напряжении мышцы лица. А затем формируется порочный круг: напряжение — заикание — напряжение — заикание.

В настоящее время нередко выставляется и такой диагноз, как минимальная мозговая дисфункция . Минимальные мозговые дисфункции характеризуются задержкой темпов развития функциональных систем мозга, обеспечивающих те или иные высшие психические функции, отвечающие за речь, письмо, чтение, счет, а также регуляцию и контроль психических процессов. Интеллект у таких детей не страдает, но они испытывают значительные трудности в школьном обучении и в социальной адаптации. В настоящее время терапия минимальных мозговых дисфункций хорошо разработана.

Отдельно скажу о психопатии. Психопатия — это личностная аномалия, которая характеризуется дисгармоничностью психического устроения личности. Увы, наша действительность зачастую является «поставщиком» психопатических личностей. Психопатия занимает как бы промежуточное положение между психозами и неврозами. Так, если человек, страдающий неврозом, условно говоря, вредит себе, то психопат своим поведением вредит и окружающим. Лечение психопатии — это длительный, сложный и далеко не всегда эффективный процесс. То же самое можно сказать и о духовной реабилитации психопатических личностей. Однако, невозможное человеку возможно Богу.

Это далеко не полный перечень психических расстройств, которые могут встречаться в детском и подростковом возрасте. Более выраженные болезненные расстройства психики (детский тип шизофрении, умственная отсталость и другие) требуют своевременной диагностики и квалифицированной психиатрической помощи.

— Многие дети испытывают различного рода страхи. Насколько это серьезно? Стоит ли предпринимать какие-либо меры, или же эти страхи сами исчезнут со временем?

Пожалуй, нет человека на Земле, который бы не знал, что такое страх. Страх присущ природе падшего человека, которая инстинктивно боится угрозы извне. Теме страха посвящены многочисленные научные исследования. Есть и богословское суждение по этому поводу.

Что же такое страх? Психологическая литература именует страх эмоцией, возникающей в ситуациях угрозы индивида . Если, скажем, боль представляет собой следствие реального воздействия каких-то опасных факторов, то страх возникает при их предвосхищении. Страх имеет много оттенков или степеней: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности является неопределенным, то в этом случае говорят о тревоге. Неадекватные реакции страха именуются фобиями .

Бывают страхи от малодушия, трусости. Трусость можно, к сожалению, и привить. Если, скажем, ребенку каждые пять минут говорить примерно следующее: «не трогай», «не залезай», «не подходи».

Ни в коем случае нельзя, с целью наказания, запирать детей в темной комнате или чулане. А также пугать детей «злым дядей» или еще кем-то, грозить, что «передадим тебя другим родителям» или «будешь жить на улице» и тому подобное. Кроме страха ничего эти псевдопедагогические приемы не принесут.

Психологи выделяют и так называемые родительские страхи , которые «перекочевывают» от родителей к детям. Это, например, боязнь высоты, мышей, собак, тараканов и многое другое. Перечень этот можно продолжать и продолжать. Так вот эти устойчивые страхи впоследствии нередко можно обнаружить и у детей. Различают страх ситуативный , который возникает в момент угрозы, опасности, и личностный , возникновение которого связывают с особенностями характера.

Говоря о детских страхах, можно выделить даже некоторую закономерность или этапность.

  • От года до трех лет ребенок может испытывать страх, выраженное беспокойство во время разлуки с близкими людьми, прежде всего с матерью. Страх может появиться и при резком изменении режима дня.
  • От трех до пяти лет у детей, имеющих уже некоторый жизненный опыт, к вышеназванным страхам прибавляются и страхи воображаемые (сказочные персонажи, всплывающие в сознании ребенка впечатления, страшные для него истории и т.п.). Вот еще почему следует ограждать детские души и глазки от всякой нечисти, пошлости. Как важно питать душу ребенка благодатию Божией.
  • Отличительной особенностью страхов детей пяти — семи лет является нередко возникающий в этом возрасте страх смерти (своей, родителей, бабушек, дедушек). Душа ребенка не соглашается со смертью, которая ей кажется противоестественной. И вот что важно. Верующие детки из воцерковленных семей практически не испытывают подобного рода страхов. Они знают, что смерть — это начало вечности для человека.

Основное время для страхов — ночь. Поэтому очень важно, чтобы сон ребенка был крепким и спокойным. Перед отходом ко сну некоторое время побудьте рядом с ним, перекрестите и благословите на сон грядущий. Говорите негромко, ласково, спокойно. Спойте колыбельную или расскажите что-нибудь интересное и полезное. Обнимите его, поцелуйте, сделайте ему уютное «гнездышко», позвольте ему взять с собой в кроватку любимую игрушку.

Если в течение дня были какие-то недомолвки, если вы наказывали ребенка, то надо объяснить, за что он был наказан, все простить. Словом, к вечеру ситуация должна быть разрешена.

Православные родители обучают своих детей молитве, крестному знамению, и малыш не ляжет спать, пока не перекрестится. Он знает, что он защищен, что он не один: с ним Господь, Пресвятая Богородица, Ангел-хранитель; сонм святых молится за него, за маму, папу и за всех православных христиан. Божие и родительское благословение защитят его.

— Что посоветовать родителям, чьи дети апатичны, или наоборот, чрезмерно перевозбуждены? Как помочь ребенку, подростку обрести душевное равновесие и как можно дольше сохранить душевное здоровье?

Начать нужно с самого простого и, одновременно, очень значимого — режима дня. Если он совсем никак не обозначен, то ребенок, да и подросток, будут, несомненно, от этого страдать. Неразбериха, беспорядок, бессистемность всегда чреваты различными проблемами. Отсутствие режима часто приводит к праздности, незнанию чем заняться, что делать. Одна из главных «болезней» подрастающего поколения — безволие, волевые расстройства. Режим организовывает личность.

Родителям и детям в этом случае я привожу в пример жизнь в монастыре. Монастырский устав совсем не оставляет времени для праздности. Молитва, послушания, труд, изучение творений святых отцов...

Попутно добавлю, что деткам, в особенности городским, не хватает движения, свежего воздуха. Зато в преизбытке напряжение: психоэмоциональное, информационное. Одно телевидение чего стоит.

Для себя я давно сделал такой вывод: нервные родители — нервные дети. Счастливых семей, увы, немного, а вот проблемных хоть отбавляй. Ссоры и конфликты родителей, постоянные «выяснения отношений», безусловно, невротизируют ребенка. Во время консультации я всегда говорю таким родителям, что их дом может стать раем для детей, а может стать и адом. Вот и выбирайте, что лучше.

В качестве лечебно-профилактических рекомендаций невротических расстройств у детей можно предложить использование ванн с добавлением морской соли, хвойных экстрактов. Целесообразен прием витаминных препаратов. А вот потребление возбуждающих напитков (чай, какао, кофе и др.) следует ограничить. Немаловажную роль играет посильный физический труд, закаливание ребенка, достаточное его пребывание на свежем воздухе. Хороши походы, поездки за город на природу, особенно всей семьей.

Очень важное значение имеют спокойные, теплые отношения всех членов семьи друг к другу и, конечно, к ребенку, что создаст в доме атмосферу любви. Необходимо закаливать волю ребенка, приучать его к труду, обучать терпеть невзгоды, скорби, болезни. Воспитание — это прежде всего, любовь и достойный пример. И самое главное — быть всегда со Христом. Тогда ребенок вырастет нравственно здоровой личностью.

беседовала Полина Мельникова

Записки Православного психолога

В церковных кругах в последнее время много говорится о необходимости работы с молодежью. Такая постановка вопроса требует уточнения: о каком возрасте молодежи при этом говорится и какие формы работы предлагаются. К молодежному возрасту нынешние дети подходят изрядно побитые и подраненные современной жизнью. Возможно ли как-то упредить физические и нравственные потери молодых людей?
При анализе обращений к детскому психологу видно, что наибольшее количество таких обращений приходится на возраст 11-12 лет, что вполне соответствует научным данным о том, что возраст 12 лет (плюс-минус год) является переломным в жизни ребенка. Так, медицинские исследования показывают, например, угасание детского иммунитета к этому возрасту и начало формирования взрослого иммунитета. Эмоциональная сфера ребенка в это время тоже находится в критическом состоянии. Интеллектуальные тесты имеют возрастные отличия: до 12 лет и после и т.д.
Двенадцатилетний возраст - это начало очень важного периода в жизни ребенка - его социализация, т.е. вхождение в мир взрослых. Конечно, социализация происходит в продолжение всей жизни человека, начиная с рождения. Но с 12 до 18-20 лет этот процесс наиболее интенсивен, и от того, как он пройдет, сколько ребенок "дров наломает" или скольких ошибок он избежит - во многом зависит вся дальнейшая жизнь взрослого человека.
Входить в мир взрослых, естественно, легче при поддержке самих взрослых: прежде всего родителей, учителей, воспитателей и др. Драматизм ситуации состоит в том, что в наше время реальной помощи детям в этом возрасте по существу нет.
Ее нет в семье, т.к. родителям просто не до этого: в государстве все рушится, все нестабильно, все силы брошены на элементарное выживание.
В школе тоже разрушена прежняя система воспитания (октябрята - пионеры- комсомол), в основе которой был "кодекс строителя коммунизма", списанный с декалога Моисея; кое-что взяли и из Нового Завета, например, "трудящийся достоин пропитания" (Мф.10:10), переписали как "кто не работает, тот не ест". Поэтому, когда резко отказались от прежней ступенчатой системы воспитания, "выплеснули с водой и ребенка" - в школе остался только ущербный образовательный процесс.
В каких условиях проходит сегодня социализация наших детей? Кто сегодня организует воспитательный процесс? За это взялись умные дяди и тети с коммерческой жилкой, которые обложили наших бедных подростков со всех сторон игровыми клубами, интернет-кафе, чудовищными подростковыми журналами (один из них так и называется - «Ведьма»!), втягиванием в фэн-движения, детский "модельный" бизнес, наркотики, алкоголизацию, систему "эротических" услуг и пр.
Дети, которых родители вольно отпускают с 12 лет в самостоятельную социализацию, проходят все круги ада и к 20 годам подходят со сломанной судьбой, с искалеченным здоровьем и уже уставшей душой. К сожалению, можно констатировать, что сейчас это большинство детей.
Именно поэтому воцерковление нашей молодежи, несмотря на предпринимаемые усилия, идет очень трудно и явно пока не носит массовый характер. Воцерковлять молодых в 18-20 лет - слишком поздно! А когда не поздно?
По моему опыту и глубокому убеждению надо успеть именно до 12 лет.
До 12 лет, пока авторитет взрослого достаточно высок, ребенок, вначале уступив взрослому, а затем почувствовав благодать церковной жизни, предпринимает усилия, чтобы сохранить свою чистоту от всего, что может ему повредить. В этот период жизни, чтобы устоять от вредоносного давления среды, ребенку особенно необходима "группа поддержки". Это могут быть родные и близкие люди, учителя, сверстники из верующих семей.
Именно до начала этого возраста (11-12 лет) ребенку желательно найти среду, находясь в которой он устоит от погибельных соблазнов современного мира.
Во многих храмах есть воскресные школы для детей. Но этого явно недостаточно. Необходимо искать новые формы работы, новые виды деятельности. При некоторых храмах по благословению и инициативе священников с ребятами проводят занятия по рукопашному бою, девочки занимаются рукоделием. Конечно, надо самим прихожанам проявлять больше инициативы: помогать кто как может в деле воспитания не только своих, но и других детей.
Некоторое время назад много говорили о безпризорных детях. Цифры назывались разные: от одного до четырех миллионов детей-безпризорников. В последнее время стали говорить меньше. Может быть уровень безпризорности стал уменьшаться? Ничего подобного. Безпризорность продолжает расти.
Как дети в наше время становятся безпризорными? Начинается с неблагополучной (по разным параметрам) семьи, из которой дети бегут. Где сбежавшему ребенку спать, где поесть? В хорошую семью к однокласснику его не пустят, зато пустят в такую, в которой он к своим проблемам много других наберет. Не секрет, что многие дети сейчас проводят ночи в компьютерных клубах, в подвалах, на чердаках. Голод и поиск денег для развлечений заставляют детей воровать, мыть машины, оказывать разные сомнительные услуги взрослым. Чтобы выжить, такие дети сбиваются в стаи. Очень много детей, находящихся "в трудной жизненной ситуации" (официальный термин для обозначения этих детей) проходит через ЦСО, где их могут только накормить, иногда одеть, но, к сожалению, не могут оставить их на ночь. Чтобы попасть такому ребенку в приют или детский дом, существует длительная процедура лишения родительских прав и пр. Попадая в эту ситуацию, многие дети гибнут, многие идут в колонии, многие становятся алкоголиками, наркоманами, бродягами. Таким детям можно и нужно помочь выжить, по возможности воцерковиться; часто через таких детей находят дорогу к храму и их трудные родители.
Я - взрослый человек, могу приехать в любой город и, при необходимости, меня в монастыре или при церкви оставят переночевать и накормят, но если туда забредет ребенок - может быть и покормят, но ночевать не оставят. Чтобы ребенок из разряда "находящегося в трудной житейской ситуации" не перешел в разряд безпризорного, нужно вроде бы немного: кров и питание - тогда он и в своей родной школе может сохраниться, и связь с семьей поддерживать.
В данном случае речь не идет об организации ночлежек для трудных или безпризорных детей. Сейчас уже есть много детских приютов при монастырях, в которых дети находят тепло и уют. Но я считаю необходимым создание промежуточной формы - реабилитационных центров при храмах и монастырях для таких детей, которые еще не стали безпризорными, но могут ими стать, если им вовремя не помочь. Ребята там смогут найти не только кров и еду, но и включиться в какую-то полезную деятельность. А разнообразие видов деятельности будет зависеть от возможностей и талантов участвующих в работе реабилитационного центра прихожан.
Люди наши привыкли к тому, что основную заботу об образовании и воспитании подрастающего поколения берет на себя государство. Так было раньше, и так должно бы быть и сейчас. Однако, так называемыми "реформами" разрушается не только промышленность, сельское хозяйство и армия, но и система образования. Но пока еще не все порушено, есть реальная возможность отстроить новую систему образования и воспитания. И сделать это возможно совместными усилиями Церкви и государства. При этом Церковь берет на себя содержательную часть: помогает государству поднять и воспитать нынешнее трудное поколение, а государство берет на себя материально-финансовую сторону: помещения, питание, коммунальные платежи. Такое финансирование заложено в бюджете под молодежные и социальные программы. Объединение усилий государства и Церкви в общем деле воспитания подрастающего поколения - задача, безусловно, трудная, но вполне преодолимая.
Хотелось бы еще раз отметить, что начинать работу с молодежью надо еще в детском возрасте. В возрасте 12-20 лет - это уже не работа, а битва за молодое поколение. После 20 лет - трудный восстановительный период, по-своему благоприятный для воцерковления, но, к сожалению, уже обремененный большими духовно-нравственными потерями.
Воскресная школа, паломнические поездки, чаепития после церковной службы стали заметно терять привлекательность для наших детей. Взрослые огорчаются: все для нынешних детей неинтересно. Конечно, будет неинтересно. Дети в школе сидят, дома за уроками сидят, у телевизора, за компьютером сидят, в воскресной школе тоже сидят, в паломническом автобусе сидят, в кружке каком-нибудь тоже сидят и т.д. Взрослые уже не замечают, что это удобно прежде всего им самим, но не детям. Пассивность восприятия, статичность, превышающие все возможные границы, противоречат природной живости, подвижности, любознательности ребенка. Откуда же у наших детей появится активная жизненная позиция, если все нынешние формы обучения и воспитания требуют от них пассивности.
Трудно представить, какими бы выросли дети в святой Царской Семье, если бы они чинно ходили по дворцу, все время только сидели и читали. Св. Царица Александра Федоровна следила за гармоничным развитием своих детей, которые не боялись все делать своими руками, много двигались, играли в различные подвижные игры, катались на лодке, на лошади и т.д. А когда стали старше - помогали матери в уходе за ранеными воинами в госпитале.
В Царскосельском лицее, где воспитывался А.С.Пушкин, урочное время перемежалось длительными прогулками, занятиями на воздухе, подвижными играми.
Детские реабилитационные центры, о которых мы говорили выше, необходимо размещать либо за городом; либо, если в городе, то с обязательным участком земли, на котором могли бы разместиться теплица, цветник, сад или огород, помещения для птицы, кроликов, какой-то другой мелкой живности, кузница, керамическая мастерская, мини-пекарня - любое живое дело, в которое сможет включиться подросток.
Но пока таких реабилитационных центров нет, можно уже сейчас развертывать активно-деятельные формы работы с нашими детьми и подростками. Лучше всего это делать на приходе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: