Должен 6 месячный ребенок. Физическое и психическое развитие шестимесячного ребенка

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев. Затем в дополнение к грудному молоку следует начинать вводить всем детям, независимо от вида вскармливания.

Навыки и умения

♦ Умеет в положении лежа на животе вытягивать руки, долго удерживать такое положение, подтягивают ноги и сгибают их в коленях, пытаясь встать на четвереньки.

♦ Некоторые уже умеют ползать и вставать на четвереньки и раскачиваться вперед-назад.

♦ Появляется активная речь, которая пока является набором звуков и слогов.

♦ Берет игрушку из различных положений.

Эмоциональное развитие ребенка очень важно. Любимые игрушки, книжки с большими картинками – все это вызывает его бурный восторг. Как можно чаще читайте его любимые сказки, и вскоре он начнет их запоминать и реагировать улыбкой на знакомое начало .

Двигательное развитие

Ребенок, который еще месяц назад лежал на животе и мог только вытягивать ручки и приподнимать немного грудь над полом, сейчас уже умеет вставать на четвереньки, а иногда и ползать (пусть на животе и совсем не далеко).

Некоторые дети в 6 месяцев начинают самостоятельно сидеть. Поэтому сейчас начинается время активного передвижения ребенка. Не оставляйте малыша одного на кровати и если оставляете на полу, то максимально обезопасьте окружающее пространство.

Ребенок активно играет с игрушками, легко их перекладывает из руки в руку. Гремит погремушкой, стучит игрушками об пол.

Как играть с ребенком в 6 месяцев

В этом возрасте легко развивать слух ребенка. Различные звенящие, бренчащие коробочки, пищащие игрушки – все привлекает его.

Обратите внимание: игрушки должны быть безопасными (в том числе по размеру), чтобы малыш не мог их , поскольку основной метод познания ребенком окружающих вещей – через рот. Все, что можно, он хватает и пробует на вкус.

Любимая игра детей «Ладушки» – отличный вариант развития моторных навыков. Ребенок старается под песню попадать ладошкой по ладошке. Это развивает в том числе координацию движений.

Начальное развитие речи

Ребенок уже умеет удваивать и утраивать слоги – это начальное развитие . Эти попытки заговорить должны активно поддерживаться родителями. Несколько раз повторяйте ребенку названия тех или иных предметов. Можете пытаться вести с малышом своеобразный «диалог», отвечая ему на его активный лепет и поддерживая такой разговор.

Что чувствует и как себя ведет

Ребенок уже хорошо фокусирует взгляд и не скрещивает глаза. Он может следить за катящимся мячом или следит за достаточно быстрыми движениями старшего брата, играющего поблизости.

Вы можете увидеть, как малыш сосредоточенно смотрит на игрушку, которая находится у него в руке. Улучшается координация рук и глаз. Обратите внимание, как он сначала рассматривает объект, а потом пытается доползти до него.

Младенцы узнают о мире через прикосновение. Когда вы обнимаете или целуете своего ребенка, он понимает, что находится в безопасности и любви. Когда ваш ребенок чувствует прохладный ветерок на щеке, он узнает об окружающем мире.

Возможности для развития тактильных ощущений вашего ребенка в этом возрасте бесконечны даже в течение обычного дня. Малыш будет играть с игрушками и книгами, с вещами, имеющими различную текстурную поверхность. Посмотрите, нравится ли вашему ребенку прикасаться к мягкой плюшевой игрушке или чувствовать текстуру ковра. Пусть малыш благополучно исследует окружающий мир.

Не забывайте, что ребенку важно чувствовать себя в безопасности рядом с родителями и знать об этом. Целуйте, обнимайте детей так часто, как можете, они от этого становятся сильнее.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем сообразительность

Игра 1. «Тайное становится явным»

К полугоду малыш уже прекрасно умеет следить за перемещением предметов, поворачивать голову, рассматривая происходящее. Самое время научить его искать предметы, которые внезапно исчезли из поля зрения. Эта игра развивает не только зрительное восприятие, но и сообразительность, а также способность брать мягкие предметы «щепотью»

Вам понадобятся

Кусок яркой и лёгкой ткани размером 40х40 см, интересная игрушка небольшого размера, игровой коврик или ковёр.

План игры

1. Положите малыша на живот на игровой коврик или посадите, если он уже может самостоятельно сохранять сидячее положение. 2. Покажите ребёнку игрушку и выразите своё восхищение её красотой. Когда малыш заинтересуется ею и начнёт тянуть руку, положите игрушку на коврик и накройте тканью. 2. Если на лице малыша появится недоумение, удивлённо спросите: «Где же игрушка?» Если же малыш догадается, куда она пропала и посмотрит на её контур под тканью, подождите, пока он не захочет убрать ткань. 3. Если у малыша не получается найти игрушку и снять кусок ткани, помогите ему. Вместе искать интереснее!

Родителям на заметку

1. Накройте игрушку так, чтобы у ткани образовывались складки, за которые удобно хватать – так малышу проще будет взяться за ткань и стащить ее с игрушки. 2. Чтобы интерес ребёнка к игре сохранялся, меняйте игрушки. Также можно изредка незаметно прятать игрушку за спину, чтобы ребёнок не каждый раз находил её под куском ткани и в игре присутствовала интрига. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Полугодовалые мальчики обычно весят от 7,1 до 8,8 кг при росте 65,5-69,8 см, соответствующие показатели для девочек: 6,5-8,3 кг при росте 63,5-68,0 см*.

Ваш малыш уже умеет садиться, вытянув руки вперед для равновесия. Многие дети начинают активно ползать: одни - лежа на животе и отталкиваясь ручками и ножками, другие - опираясь на колени и ладошки.

В этом возрасте дети учатся манипулировать несколькими предметами. Ребенок может дотянуться до игрушки, схватить ее, переложить в другую руку и потянуться за следующей. Но, если вы предложите малышу третью игрушку, он пока еще не сможет сообразить, что нужно делать. Пройдет совсем немного времени, и ваш кроха поймет, что «лишнюю» игрушку надо куда-нибудь положить, прежде чем тянуться за новой.

К шести месяцам дети достаточно точно и уверенно манипулируют пальчиками и могут брать в руки очень мелкие предметы. Следите, чтобы маленькие детали от игрушек или любые другие «мелочи», оказавшиеся в досягаемости ребенка, не попали ему в рот, нос или в ушко.

Зрение малыша продолжает совершенствоваться: теперь он различает больше цветов и более четко видит очертания предметов. Исследовать мир вокруг детям помогают все органы чувств. Кроха не только изучает каждый предмет на вид и на ощупь, но и пытается узнать, каков он на вкус, какие звуки можно из него извлечь, если хорошенько потрясти.

Малыш узнает знакомые предметы, даже если они частично прикрыты одеялом или пеленкой. Он уже способен понимать, что игрушка существует, даже если ее не видно целиком

Шестимесячные дети любят подражать поведению взрослых, и у них это отлично получается. Кроха имитирует голос, мимику, движения и жесты окружающих его людей. Лепет малыша становится все более различимым и богатым интонациями. Маленький парижанин будет подражать французскому произношению, а полугодовалый москвич - русскому. К концу месяца некоторые дети уже четко проговаривают «папа» и «мама», когда что-нибудь хотят или просто видят родителей.

Каждый ребенок развивается в соответствии со своими особенностями и способностями. Одни быстрее развиваются физически, у других раньше проявляется способность к общению и пониманию связей между окружающими предметами. Помогите своему малышу развиваться гармонично, не торопите события.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Еще недавно ласковый и дружелюбный ребенок вдруг стал хмуриться при виде посторонних людей и не идет на руки даже к бабушке и дедушке? Не стоит беспокоиться, робость и недоверие пройдут. Проявите терпение и ласково поговорите с ребенком. Привыкнув к новым обстоятельствам, малыш опять начнет вести себя общительно и естественно. Для полугодовалого малыша единственные люди, которым он доверяет безоговорочно - родители. Мама и папа - источник всех жизненных удовольствий, комфорта и безопасности. С точки зрения малыша, незнакомец может представлять угрозу устоявшемуся порядку вещей.

Несмотря на некоторое недоверие малыша к посторонним, ему необходимо общение с кем-то, кроме мамы и папы. Можно устраивать «игровые» свидания с ровесниками. Будьте готовы к тому, что, когда два шестимесячных малыша окажутся рядом, они начнут повторять действия друг друга. Если засмеется один - тут же начнет хохотать и второй, заплачет первый малыш - второй последует его примеру. Некоторым детям очень нравится изучать свое отражение в зеркале.

Ребенок начинает сознавать свое влияние на окружающих людей, и ему нравится находиться в центре внимания. Малыш может хлопать в ладоши, корчить уморительные гримасы, смеяться, лопотать и издавать громкие звуки. Если его поступки вызывают одобрение взрослых, ребенок будет снова и снова повторять свою «концертную» программу.

Игры вашего малыша становятся сложнее. Он заранее начинает смеяться, предвкушая щекотку, когда «коза рогатая» придет и «забодает» его. Он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Если вы устанете качать малыша на коленях и остановитесь передохнуть, он будет продолжать подпрыгивать и требовать продолжения игры. Когда же ребенок «разговаривает» со своими игрушками, он не ждет от них ответной реакции.

Питание

Шестимесячный малыш уже вполне может сидеть за общим столом с другими членами семьи и учиться первым правилам этикета. Основой его питания по-прежнему остается материнское молоко или адаптированная молочная смесь, но теперь в детском меню появляются и «взрослые» продукты.

Составляя меню для своего ребенка, обратите внимание на суточные нормы потребления продуктов для детей этого возраста: грудное молоко (или адаптированная молочная смесь при невозможности грудного вскармливания) - 600 г; овощи - 100-150 г; каши - 100-150 г; фрукты - 30-60 г; фруктовый сок - 5-30 г; мясо - 5-30 г; молочные продукты - 10-40 г. Обязательно посоветуйтесь со своим педиатром перед введением прикорма при сохранении грудного вскармливания.

На завтрак предложите малышу вкусную кашку с добавлением фруктового пюре (например, овсяную кашу с грушей или бананом) и небольшое количество фруктового сока. Идеальный обед для ребенка - мясное пюре с гарниром из овощей. В этом возрасте ему можно дать попробовать тыкву, кабачок, картофель, морковь, цветную капусту и брокколи. Вместо овощей в качестве гарнира на обед можно использовать пюре из спагетти и других макаронных изделий. Нежирная телятина и свинина или мясо индейки и цыпленка - полноценные источники белка и полезных минералов, а мясо кролика подойдет детям, склонным к пищевой аллергии. На ужин приготовьте нежный творог с добавлением ягод или фруктов.

Многим мамам кажется, что детская еда недостаточно вкусная или слишком пресная. Вкусовые рецепторы у малышей развиты лучше, чем у взрослых, поэтому не стоит усиливать вкус пюре, добавляя в него соль или сахар.

Самые важные кормления для ребенка 6 месяцев - перед сном и ранним утром: в это время малыш получает самое вкусное и полезное лакомство на свете - материнское молоко. Необходимо также докармливать ребенка материнским молоком в течение дня - например, после завтрака и ужина. Грудное молоко можно использовать для приготовления каш и картофельного пюре.

2. О времени введения прикорма не забудьте посоветоваться со своим педиатром.

Уход за ребенком

Теперь, когда ребенок начал активно двигаться, уделите особое внимание детской одежде: она не должна сковывать движений; в ней должно быть удобно и спать, и играть; ткань обязательно должна пропускать воздух. Галстуки-бабочки, бантики на шее, длинные завязки и капюшоны отлично смотрятся на фотографиях, но в реальной жизни могут сильно осложнить жизнь малышу.

Купание - одно из любимых занятий каждого ребенка, особенно теперь, когда он умеет сидеть. Хотя мыльные пузыри наверняка понравились бы крохе, отложите их на будущее: сейчас они могут вызвать раздражение на нежной коже малыша. Зато он наверняка оценит зеркало в ванной и ваше умение делать из мокрых волос и пены смешные прически.

В этот период у многих малышей режутся первые зубки. Некоторые дети начинают капризничать, плохо спать, у них поднимается температура. Посоветуйтесь со своим педиатром, как можно облегчить этот процесс.

Во время кормления шестимесячного ребенка можно посадить на специальный стульчик или детское кресло. Ему не должно быть скучно, пока вы занимаетесь обедом, иначе он неохотно будет сидеть за столом в будущем. Прикрепите к столешнице веселую игрушку на присоске или превратите стул со столиком в ударную установку для юного барабанщика.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Позвольте малышу проводить как можно больше времени на полу, это поможет ему быстрее научиться ползать и переворачиваться. Детские игрушки лучше хранить в нескольких небольших коробках, чтобы ребенок мог самостоятельно доставать их оттуда.

Постоянное общение - ключ к развитию языковых и коммуникативных навыков. Читайте малышу стихи, пойте песенки и разговаривайте с ним во время купания или переодевания. Внимательно выслушивайте «ответы» малыша. При любой возможности произносите слова «папа» и «мама», чтобы малыш научился мысленно соотносить звучание слова с появлением родителей: «Мама принесла тебе одеяльце. Сейчас папа будет с тобой играть» и т.д.

В шесть месяцев ребенок с удовольствием играет в самые разные игры: от простых «ку-ку» или «ладушек» до более активных с участием игрушек. Во время игры четко произносите названия основных цветов и понятий: «большой - маленький», «верх – низ», «синий - зеленый». Для таких логических занятий отлично подойдет пирамидка из колец, надеваемых на стержень, или из формочек, которые можно ставить друг на друга. Такие игры также помогают развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику.

Начать осознавать причинно-следственные связи ребенку поможет игра в «прятки». Накройте одеялом его любимого мишку так, чтобы не было видно головы игрушки. Привлеките внимание малыша к его любимцу. Сначала кроха будет дергать мишку за лапу, но вскоре сообразит, что можно просто стащить с него одеяло.

Можно показать малышу, как падает со стола кубик: постепенно пододвигайте кубик к краю стола и дайте ему упасть, повторите игру несколько раз. Скоро ребенок научится ждать момента, когда кубик упадет, и будет заранее смотреть на пол.

Для развития координации можно поиграть с малышом в разные варианты игры «птички полетели». Например, расскажите ему небольшую сказку о птичках, и, когда дойдете до фразы «птички полетели», поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро малыш запомнит этот момент и будет заранее поднимать ручки и смеяться.

Раскачивайте ребенка на своей ноге, держа его за ручки, напевая песенку в разном темпе. Меняйте скорость раскачивания в зависимости от темпа песенки. Тренируйте ножки и ручки вашего крохи, используя так называемый «рефлекс ходьбы»: положите малыша на животик, сядьте позади так, чтобы его ступни опирались о ваши руки или ноги и обратите внимание ребенка на яркую игрушку, которую заранее положите на небольшом расстоянии от его головы. Малышу будет легче ползти к игрушке, отталкиваясь от опоры. Отодвигайте игрушку все дальше, стимулируя ребенка ползти активнее.

Часто бывает, что малыш, который способен долго и уверенно сидеть, не любит двигаться. Отличный способ вдохновить ребенка на ползание - заинтересовать его движениями шарика или яркого мяча. Например, начните вращать шарик на некотором расстоянии от крохи, скажите ему: «Скорее иди сюда и поиграй с этим веселым шариком!»

Сон

Режим дня полугодовалых детей обычно включает ночной сон продолжительностью 10-11 часов и 2 перерыва на сон днем. В среднем, малыши спят около 16 часов в сутки*.

Соблюдение режима сна облегчает жизнь и маме, и ребенку, но универсальных рецептов укладывания и убаюкивания не существует. Мама и малыш обычно вырабатывают собственные ритуалы подготовки ко сну, и 6 месяцев - отличный возраст для того, чтобы начать формирование подобного ритуала.

Теплая ванна вечером поможет ребенку расслабиться, к тому же, большинство детей любят купаться и связывают с водой позитивные эмоции. Перед дневными перерывами на сон вместо купания помойте малышу ручки и личико. Укладывая ребенка, обсудите с ним дневные события: конечно, в этом возрасте он еще не сможет вам ответить, но с удовольствием выслушает ваш рассказ. Прочитайте небольшую историю в стихах или спойте колыбельную песенку. Малыш скоро запомнит ритм и мелодию и будет быстрее засыпать под ее звуки.

Нежные прикосновения и объятия необходимы каждому ребенку, чтобы он чувствовал себя в безопасности, особенно, если малыш устал. Иногда, чтобы соблюсти режим, детей приходится будить по утрам. Ласковый тон и поглаживания также помогут вашему крохе легче проснуться и начать день, полный приключений.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Не оставляйте в пределах досягаемости малыша мелкие предметы. Проследите, чтобы все игрушки подходили ребенку по возрасту: они не должны содержать никаких мелких деталей или частей, которые можно отломить или откусить.

Дети будут использовать подручные предметы, чтобы подтянуться с помощью рук и изменить позу. Проверьте, чтобы мобиль в кроватке висел достаточно высоко, и до него нельзя было дотянуться. С мебели не должны свисать скатерти и покрывала, за которые можно потянуть. Никаких низко висящих проводов и украшений интерьера - малыш обязательно попытается за них подержаться.

Проверьте, готова ли комната, в которой проводит время ваш ребенок, к тому, что он начал ползать. Ковер не должен скользить, а у малыша должно быть достаточно места, чтобы научиться менять направление во время движения.

В этой статье:

Почти все родители с нетерпением ждут, когда малышу исполнится 6 месяцев, справедливо считая, что с этого момента с ним будет проще установить контакт, заниматься, играть и просто проводить время.

Действительно, 6 месяцев - это первый серьезный рубеж для ребенка с момента его появления на свет. В это время кроха осваивает один из важных навыков - учится сидеть, также у него усиливается развитие речи и самостоятельности. Поговорим о том, как происходит физическое и психическое развитие 6-месячного малыша, какой режим дня наиболее характерен для этого возраста и как родители могут занять кроху с пользой.

Как малыш прибавляет в росте и весе

Для 6-месячного ребенка вполне нормально продолжать питаться грудным молоком. В этот же период в рационе малыша появляются и другие продукты: начинается прикорм, который многие начинают с фруктовых соков, пюре и овощей.

Судить о том, насколько малышу в 6 месяцев хватает грудного молока, можно по прибавкам в весе. Если вес ребенка сильно отличается от нормы для этого возраста, стоит обратиться к педиатру для исключения проблем со здоровьем.

Средним для 6-месячного малыша считается вес в пределах от 6800 до 7200 г и рост от 64 до 67 см. Стоит обратить внимание, что мальчики, как правило, крупнее девочек. Также многое зависит от того, родился ли малыш в срок или был недоношенным. Обычно прибавление веса у детей, которые появились в результате преждевременных родов, происходит не так активно.

В течение всего шестого месяца, если все будет хорошо и малышу не придется бороться с болезнями, он вырастет на несколько сантиметров и прибавит в среднем от 600 до 800 граммов. Показатели это условные, но могут использоваться как базовые для родителей, которые привыкли обращать внимание на нормы педиатров.

Что умеет малыш в полгода?

Желание видеть своего 6-месячного ребенка опережающим сверстников в развитии вполне нормально для родителей. Они безумно гордятся каждым новым достижением малыша, ведут специальные дневники, куда записывают успехи, вклеивая фото.

На самом деле уровень способностей ребенка в этом возрасте совсем не обязательно должен быть выше среднего. Достаточно будет, если малыш сможет освоить основные навыки в отношении физического, психического, сенсорного развития, соответствующие его возрасту.

Особенности физического развития

Физическое развитие 6-месячного малыша подразумевает, что он будет уметь:

Моторное развитие шестимесячного ребенка позволяет ему уже в этом возрасте освоить навыки ползанья, пусть пока и в непривычном виде – например, назад. Если не получится это сделать в 6 месяцев, обязательно получится месяцем позже. Родители могут мотивировать кроху поползти, увлекая его любимыми игрушками.

Почему так важно научиться ползать до того, как малыш начнет осваивать навыки ходьбы? Основная причина - в необходимости укрепления мышечного корсета, который должен быть подготовлен для будущей нагрузки в вертикальном положении во время ходьбы.

Если в 6 месяцев двигательное развитие малыша заметно отстает, можно проконсультироваться с педиатром и пройти курс общего лечебного массажа. Обычно хватает даже 10 сеансов для того, чтобы активность малыша улучшилась в разы, мышцы окрепли и появились силы для новых подвигов.

Как развивается осязание в полгода?

Для шестимесячного крохи абсолютно нормальным является пробовать на вкус все, что попадается ему под руку. Ребенок совершенно неосознанно облизывает и сосет игрушки, книжки, разные предметы, к которым у него есть доступ.

Родители часто стараются пресекать эти действия, считая их не более чем вредной привычкой. На самом деле это еще один этап развития малыша, на котором он знакомится с окружающим миром своим способом – с помощью рта.

Желание все попробовать на вкус у детей сохраняется на протяжении долгого времени – вплоть до года или даже двух. Все дело в том, что наличие многочисленных рецепторов и нервных окончаний во рту помогают крохе ближе познакомиться с предметом.

Родители должны это понять и принять, прикладывая усилия для того, чтобы доступные ребенку игрушки и предметы в доме были по возможности чистыми. Особенно внимательными родителям нужно быть в общественных местах и на улице, контролируя, чтобы в рот ребенка не попало ненужных вещей, включая побывавшую на полу или земле пустышку.

Особенности психического развития детей в полгода

Шестимесячный малыш уже, как правило, живет по установленному несколькими месяцами ранее и привычному для него режиму. Он спит в положенные часы днем, почти не просыпается ночью, ест, гуляет, купается в определенное время.

Кроха в этом возрасте может долгое время уделить играм с игрушками и разными подручными предметами, которые будет открывать и закрывать, перекладывать, пытаться ставить друг на друга, бросать и опять же пробовать на вкус.

Несмотря на способность малыша некоторое время забавлять себя в одиночестве, больше 20 минут без внимания взрослых он выдерживает с трудом. Именно поэтому при первых признаках скуки и капризов малыша нужно стараться уделить ему внимание, поиграть, пообщаться, побаловать потешками.

В 6 месяцев малыш уже отлично сидит на руках у мамы или папы, ест из ложечки, самостоятельно слизывая пищу с ее поверхности, и пробует пить из чашки.

Особенности сенсорных навыков в 6 месяцев

У 6-месячного малыша есть одна особенность: его глаза широко открыты в предвкушении знакомства с миром. Он внимательно следит за всем, что происходит вокруг, проявляет интерес к людям, к новым предметам, к непривычной еде. Малыша забавляет умение взрослых менять интонации речи, он внимательно вслушивается и даже пытается повторять.

В этот период кроху можно приучать к музыке, включая ему
веселые мелодии средней громкости, подпевая и пританцовывая. Со звуками можно проводить разные эксперименты, предлагая ребенку послушать разные их источники. Позвените возле малыша колокольчиком, пошуршите бумагой или потрещите трещеткой. Кроха обязательно заинтересуется источниками звуков.

Кроме того, в 6 месяцев малыша можно забавлять изучением текстуры предметов и игрушек из разных материалов: это отличная возможность развивать тактильные навыки.

Так, например, крохе можно предложить поиграть деревянной пробкой от вина, потом сменить ее на стеклянный шарик, на замену которому придет кусочек мягкого натурального меха. Игра «сравни ощущения» малышам очень понравится.

Как развивается речь в полгода?

Речевое развитие 6-месячного ребенка идет полным ходом. Кроха пытается подражать взрослым, и если вслушаться в его мелодичное гуленье, то можно будет выделить отдельные слоги, например «ба-ба-ба» или «па-па-па». Родители считают эти слоги первыми словами и безумно рады слышать их от крохи в столь раннем возрасте. Процесс гуления, как правило, сопровождается активным выпусканием пузырей слюны и своеобразным рыком.

В этом возрасте малыши могут гулить как сами с собой, находясь в одиночестве, во время прослушивания очередной мелодии или детской песенки, так и в ответ на обращенную к ним речь.

Почему так важно играть с малышом?

Отслеживая физическое и психическое развитие 6-месячного ребенка, родители не должны забывать о том, какая роль в этом процессе отведена им. А роль эта важная и не допускающая пренебрежения.

Чтобы малыш активно развивался, рос общительным, открытым и любознательным, с ним необходимо заниматься и играть. Именно во время игр развиваются наиболее важные навыки ребенка, поэтому уделять им нужно будет хотя бы несколько минут 2-3 раза в день.

Стоит понимать, что малыш, в котором природой заложено пойти раньше сверстников, например, в 8 месяцев, без специальных занятий и помощи родителей пойдет на несколько месяцев, а то и на полгода позже. То же касается и развития речи, и всех других навыков.

Играть с малышом - это означает укреплять с ним эмоциональную связь, не давать ему скучать, одаривать его теплом и любовью, а самое главное - стимулировать развитие во всех направлениях. Именно так считают педиатры и психологи во всем мире, и сомневаться в их мнении не имеет смысла.

Игры для развития моторики

Развитие моторики - это важный процесс для 6-месячного ребенка. Родители могут повлиять на него с помощью интересных и полезных игр.

Для развития мелкой моторики, стимулирующей развитие речи, можно подобрать специальные игрушки: пирамидки с
кольцами или даже простой контейнер с несколькими отделениями, наполненными разноцветными мелкими игрушками.

Малыш, который научился сидеть, с удовольствием займется пирамидкой, снимая с нее кольца и пытаясь надеть их снова, станет перекладывать, высыпать и снова засыпать мелкие игрушки в отделения контейнера (нужно только следить, чтобы ребенок не проглотил какую-то деталь).

Во время игры нужно обязательно общаться с малышом, обращать его внимание на названия игрушек, на их цвет и форму, помогая правильно надевать кольца на пирамидку, подсказывая варианты игры с контейнером, наполненным игрушками.

Развитие крупной моторики у шестимесячного ребенка можно ускорить следующим способом. Мама или папа ложатся на пол, кладут малыша на ступни приподнятых ног головой к себе, после чего начинают двигать ногами по сторонам, совершая круговые движения. Такие занятия позабавят малыша, поспособствуют развитию вестибулярного аппарата и координации и помогут родителям поработать над прессом.

А вот чтобы научить 6-месячного малыша ползать, можно поиграть с ним в проверенную игру: положить кроху на твердую поверхность на живот, после чего поманить интересной игрушкой, расположенной всего в нескольких сантиметров от его вытянутых рук. Малыш обязательно потянется за игрушкой и сделает попытку доползти к ней. Родители должны будут помочь крохе, подталкивая его под
ноги.

Заниматься с крохой можно и для ускорения развития его речи. Например, с 6 месяцев можно пробовать играть с ним в телефон, используя старый аппарат или игрушечную трубку. Суть игры сводится к произношению взрослым в трубку слогов с разными интонациями, после чего малышу будет предложено повторить то же самое, когда трубка перейдет к нему.

Еще одна забавная и полезная игра для детей с 6-месячного возраста построена на звукоподражании. Заниматься нужно с малышом, когда он лежит на спине.

Кроху берут за руки и начинают четко повторять слог, например, «ба-ба-ба-бабУшка» или «ма-ма-ма-мамОчка». На последнем слоге ручки малыша разводят в стороны. Обычно дети с удовольствием слушают, что им говорят, улыбаются и пробуют повторить. Разведение и сведение рук в данном случае необходимо для того, чтобы помочь малышу сконцентрироваться на занятии.

Полгода жизни – первый «юбилей» малыша, в это время он начинает бурно развиваться, проявляя свои личностные качества. У него появляется характер, предпочтения, привычки, происходят психические и физические изменения. В этом возрасте существенно меняется рацион и режим дня ребенка, растет вес и рост человечка, ему особенно необходимо внимание родителей и общение с ними.

Физическое развитие ребенка в полгода

Речь идет не только о весе и росте, но и навыках маленького. Здоровый ребенок 6 месяцев осваивает новые движения и позы, он хорошо сидит, облокотившись на вертикальную поверхность. Теперь можно устроить его в коляске сидя, но долго держать его в таком положении не надо – он будет уставать.

В конце 6 месяца необходимо ввести прикорм. Первые полгода жизни можно кормить его только грудным молоком, но теперь пришла пора знакомить человечка и с другой пищей. При этом не стоит полностью прекращать грудное вскармливание - малыш будет с удовольствием питаться молоком мамы до года и даже дольше.

Спит карапуз в полгода по 14-16 часов в день, при этом 10 часов он спит ночью, а днем спит 2 – 3 раза по 2 часа. Если ребенок спит днем 3 раза, то самый длительный сон должен приходиться на середину дня, а утром и вечером отдых может быть достаточно коротким.

Вес и рост человечка продолжают увеличиваться, но если не ввести прикорм, то вскоре малыш перестанет расти. Таблица роста и веса полугодовалых девочки и мальчика дает следующие данные:

Показатели роста и веса относительны - они указаны для среднего младенца. Если он не достигает нужных размеров, не волнуйтесь, посмотрите на взрослых, которые сильно отличаются друг от друга по росту и весу. Главное, чтобы ребенок рос от недели к неделе, чтобы налицо было его развитие.


В полгода малыш уже может сидеть самостоятельно, но только если за ним есть вертикальная опора

Психоэмоциональные показатели развития и навыки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Что умеет полугодовалый человечек, что является нормой? Выше говорилось, что он сидит, опираясь на вертикальную поверхность. Он активно двигается, крутится, переворачивается со спины на живот и обратно, совершает попытки ползти. Если малыш не умеет переворачиваться, но он активен, смеется, общается - не беда, навык разовьется чуть позже.

Список основных навыков шестимесячного нормального ребенка:

  1. Ребеночек сидит в коляске и в детском стульчике. Когда он бодрствует в кроватке, то пытается сесть сам. Если сидеть он еще не может, ничего страшного в этом нет. Подождите несколько недель, прежде чем бить тревогу, ведь не все малыши развиваются строго по графику, норма у всех немного разная.
  2. Когда ребенку 6-7 месяцев, он пытается ползти. Если поверхность ровная и удобная, у него получается ползать. Положите недалеко от ребенка яркую игрушку, стимулируйте его желание подползти к ней - это очень полезное умение. Те, кто в раннем детстве хорошо ползал, не имеют болезней позвоночника в более старшем возрасте (рекомендуем прочитать: ). Кроме того, ползание подготавливает ребенка к хождению во взрослой жизни, у него развиваются необходимые мускулы.
  3. Шестимесячный малыш может сам брать предметы. Он пробует их «на зуб», трясет, ударяет друг о друга, пытаясь найти игрушкам применение. В это время зарождается понимание причинно-следственных связей, потряс колокольчик - он зазвенел, выкинул мячик из кроватки - он пропал. У малыша складывается первичное понимание сути вещей.
  4. Карапуз громко смеется, кричит, поет на своем непонятном языке. Он пытается имитировать звуки, которые слышал от родителей. В лепете все еще преобладают гласные звуки, но появляются и согласные.
  5. Маленький человечек очень любит играть с родителями. Он кричит от восторга, когда папа подкидывает его вверх и ловит, ему нравится, когда мама качает его на коленках или на вытянутых ногах. Он любит, когда его кружат, держа под мышками. Только делайте все это осторожно, подальше от мебели, чтобы не навредить маленькому.

Посмотрите видео про поведение полугодовалого малыша - это поможет вам оценить развитие вашего чада.

Сводная таблица навыков и умений малыша в 6 месяцев:

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность При подтягивании за ручки карапуз присаживется и поднимается на ножки, пытается переступать, опираясь на вю стопу. Пританцовыввает - пружинит на твердой опоре. Подползая и переставляя ручки, передвигается по кроватке (манежу). Переворачивается с животика на спинку. Сидит, но быстро теряет равновесие.
Действия с предметами Манипулирует игрушками, перекладывая их из одной руки в другую. Учится схватывать предметы: сначала находит глазами, затем целенаправленно подводит ручку и берет. Тянет игрушки в рот, "изучая" их не только пальчиками, но и деснами.
Навыки Кушает с ложечки, снимая еду губами. Пьет из чашки (из рук взрослого).
Зрение Развивается острота зрения: малыш изучает объект в деталях, любит мелкие предметы.
Слух Реагирует на интонации, свое имя. Радуется, когда взрослый к нему обращается. Любит музыку - "подпевает".
Эмоции Все больше привязывается к близкому взрослому (маме), появляется настоящая привязанность и любовь. Незнакомцев может воспринимать с тревогой. Общение с близкими обретает ситуативно-деловой характер: малышу нужно, чтобы взрослый вовлекал его в дело, подбадривал, хвалил. Обижеся, если на него не образают внимания или отбирают игрушку.
Речь Произносит отдельные лепетные слоги, а к концу месяца звуков в его лексиконе становится уже около 40, и малыш вовсю лепечет.
Интеллект Все исследует и изучает. Учится узнавать: т.е. соотносит новые впечатления о предмее с теми, что уже знакомы ему. На вопрос "Где…" уже четко отвечает - находит взглядом предмет. Совершает какое-либо действие только лишь для того, чтобы совершить другое, т.е. достичь желаемого - преодалевает трудности.

Поводы для волнения

Есть моменты, которые могут служить поводом для обращения к врачу:

  • если малыш не пытается потанцевать, когда его поддерживают за подмышки в положении стоя;
  • если он не пытается сесть во время бодрствования и не сидит, опираясь на подушки, когда его посадят родители;
  • если при игре он не перекладывает предметы из одной ручки в другую;
  • если он не хочет на ручки;
  • если не прислушивается, не вздрагивает, когда какие-то шумы произведены вне его поля видимости;
  • если он не узнает родителей, не лепечет что-то на своем языке, не улыбается.

Обратившись к врачу в этих случаях, вы получите рекомендации по дополнительным упражнениям с ребенком 6 и более месяцев. Возможно, врач назначит какое-то обследование и лечение.

Прикорм шестимесячного ребенка

Если ребеночек находится на грудном вскармливании, то 6-ой месяц – лучшее время для начала прикорма. Имейте в виду, что речь идет о конце периода. Не вводите новые продукты в меню, если ребенку неполных 6 месяцев. Если малыша кормили молочной смесью, то прикорм надо начать месяца на 2 раньше, поскольку он быстрее набирает вес.

Шестимесячному среднему грудничку уже не хватает материнского молока или смеси, чтобы компенсировать затраты энергии на активное движение - ему нужно больше полезных веществ – белков, жиров, минералов, микроэлементов. В том числе нужны растительные белки.

При позднем введении прикорма малыш труднее адаптируется к взрослой пище, иногда начинаются связанные с дефицитом витаминов болезни – рахит, анемия, гипотрофия, недостаток роста. Он не получает вовремя навык жевания, у него может нарушиться вкусовое восприятие пищи. К тому же, если вводить прикорм позже 7-ого месяца, придется добавлять одновременно несколько продуктов, а это нежелательно – возможно развитие аллергии на какой-либо продукт или нарушение работы пищеварительного тракта. Перед введением прикорма поговорите с педиатром.

Состав прикорма зависит от особенностей малыша. Если он обладает избыточным весом или у него часто бывают запоры, надо начать с овощей - можно сделать пюре из кабачков или цветной капусты (рекомендуем прочитать: ). Подойдет также капуста брокколи. Если малыш худощав, начните с каш, ему подойдут каши из гречки, риса и кукурузы. Пюре делают из вареных овощей блендером. Каши варят на воде без соли и сахара.


Овощной прикорм подойдет для тех малышей, которые набрали чуть больше положенного веса или страдают запорами - содержащаяся в овощах клетчатка позволит улучшить работу ЖКТ

Первые прикормы должны состоять из 1 продукта: например, пюре только из кабачков, каша только из гречки. Календарь введения различных продуктов в рацион малыша говорит о том, что смешанные овощные пюре и каши из нескольких злаков лучше вводить в меню после седьмого месяца. Прикармливать стоит в первой половине дня, чтобы в случае плохой реакции малыша – рвоты, болей, поноса, вы могли справиться с ситуацией до вечера. Начинайте прикорм с 1 чайной ложки.

Режим питания

Прикорм удобно начинать летом, когда в продаже есть много качественных овощей. Старайтесь сделать пюре однородным и негустым - блендер позволяет это осуществить. Если пюре получается густым, добавьте в него воду от варки овощей. Каша не должна содержать комков - крупу можно сначала размолоть до состояния муки.

Питание ребенка 6-ого месяца жизни выглядит так: сначала вы даете ½ или 1 чайную ложку прикорма, затем докармливаете малыша молоком. За 10 дней доведите количество прикорма до 180 грамм и полностью замените 1 кормление прикормом. Новый продукт давайте только тогда, когда малыш привык к предыдущему.

Следите, нет ли у ребенка аллергии на какой-либо продукт. Если появится сыпь или красные пятна, исключите последний добавленный продукт. Проверьте, нормальный ли у малыша стул.

Малыш ест пять-шесть раз в день. Режим питания выглядит так:

  • 1 кормление - рано утром дают грудное молоко;
  • 2 кормление - поздним утром дают немного фруктового пюре, затем мамино молоко;
  • 3 кормление - днем дают овощное пюре или кашу;
  • 4 кормление - ранним вечером дают фруктовое пюре, затем грудное молоко;
  • 5 и 6 кормление - на ночь и ночью дают только грудное молоко.

Время кормления может быть разным у разных детей, оно зависит от предпочтений ребенка. Ночью ребенка можно не кормить, если он спит и не требует еды, надо только соблюдать интервал между кормлениями – не меньше 3,5 часов.

Известный педиатр обращает внимание на то, что некоторые трудности в жизни 6 – 7 месячного малыша - это норма. У человечка начинают резаться зубки, поэтому он может беспокоиться и плохо спать. Доктор Комаровский советует подольше гулять с малышом, купать его в прохладной воде, поплотнее накормить на ночь, чтобы он заснул. Перед сном можно сделать ребеночку расслабляющий массаж. Главное - не переживайте, и помните, что все трудности временны. Зубки лезут по очереди и периоды беспокойства долго не длятся. Вес вашего малыша может немного уменьшиться в это время - относитесь ко всему спокойно, тогда будет спокоен и ваш малыш.

Вот и наступает первый маленький юбилей. Глядя на шестимесячного ребенка, мы видим в нем уже заметные изменения, он уже не новорожденная кроха, а маленький человечек с осмысленными действиями. Режим дня уже значительно меняется, младенец более активен, развит, любопытен. Развитие малыша в шесть месяцев содержит множество незабываемых моментов, которые надолго запоминаются родителям.

6 месяцев ребенку. Развитие, вес и рост

На шестом месяце своего развития ребенок обычно набирает в весе до 650 граммов. Рост увеличивается на 2-3 см. в 6 месяцев по среднему показателю составляет от 6,8 до 8,5 кг. Педиатры не видят ничего особенного, если в этот период развития ребенок не вписывается в нормативные рамки и прибавляет в весе немного меньше или, наоборот, чуть больше. Малыш может поправляться на килограмм и даже чуть больше. Насторожиться следует только в том случае, если происходит резкая смена центильного весового коридора. То же самое можно отнести и к росту.

В 6 месяцев, если наблюдать с момента рождения, к этому времени в среднем увеличивается на 15 см, в общем составляет до 67 см. Если разница составляет + 3 см, это не играет большой роли.

Остальные параметры развития учитываются в зависимости от малыша. Окружность груди составляет 42-43 см, а окружность головы по нормам - 43-44 см.

Не стоит впадать в панику, если рост ребенка в 6 месяцев или его веснесколько не вписываются в эти рамки. Во внимание берется рост и вес младенца при рождении, наследственные данные. Что касается то у них календарь развития особенный.

Ни минутки без движения

Развитие малыша набирает обороты. Он все больше приобретает навыков, умения, уверенно контролирует действия своего тела, добивается определенных целей. Малыш постоянно куда-то стремится, его интересует все вокруг.

  • Шейные мышцы в этом возрасте уже достаточно крепкие, кроха уверенно управляет головкой, она не болтается из стороны в сторону.
  • Малыш способен крепко ухватиться за пальцы взрослого, подняться. Ребенок 6 месяцев не сидит долго, это он делает еще неуверенно, заваливается на бочок. Мышцы спины в этом возрасте не совсем окрепли, позвоночник плохо удерживается в вертикальном положении. Не спешите, вы заметите, когда придет время и малыш будет готов сидеть.
  • Удерживайте ребенка подмышки, он, поднимаясь на носочки, будет пружинить от поверхности. Такое упражнение очень нравится малышам.
  • Положение на животе уже дается совсем легко. Кроха способен переворачиваться на спинку, обратно. Задействуя ножки и ручки, малыш может крутиться на 360 градусов. Так он получает возможность лучше осматривать окружающий его мир. Из положения лежа на животике малыш, приподнимая попу, способен отталкиваться коленками и немного продвигаться. Добираясь до заветной цели, какого-либо предмета, он очень радуется.
  • Когда исполняется 6 месяцев ребенку, развитие, вес и рост, их нормы, безусловно, интересуют родителей, но стоит знать, что в этом возрасте начинают прорезываться зубки. Первый появляется в 6-7 месяцев, это нижний центральный резец. У малыша начинают чесаться десны, он осознанно тянет в рот предметы, чтобы почесать зудящее место. Лучше всего в этот период отказаться от соски, таким образом можно избежать искривления первых молочных зубов.
  • Удобнее всего отучать от соски в то время, когда вводится прикорм. Проблемами с животиком еще мучается ребенок 6 месяцев, девочка в этом вопросе более выдержана, мальчика газообразование тревожит чаще. Мама должна следить строго за своим рационом, исключать газообразующие напитки, а также продукты, которые могут вызвать аллергию.
  • Ежедневные прогулки,массаж, развивающие занятия, здоровый сон, купание - все это обязательно должно входить в режим дня ребенка 6 месяцев.

Возможности полугодовалого малыша

  • Шестимесячный малыш активно играет с погремушками, стучит ими, размахивает, бросает.
  • Ребенок легко берет игрушки из одной ручки в другую.
  • Малыш в этом возрасте с интересом перекладывает игрушки из одного контейнера в другой.
  • Кроха активно гулит, имитирует услышанные им звуки.
  • Распознает предметы, о которых говорят близкие, отыскивает их взглядом.
  • С посторонними малыш держит определенную дистанцию.
  • Хватаясь за опору, держась руками, пытается подняться.

Знакомство с окружающим миром

При исполнении 6 месяцев ребенку, развитие, вес и рост не являются единственными факторами, которые интересуют педиатра. На приеме доктор часто задает маме вопросы о любопытстве малыша, которое он проявляет к окружающему миру. В этом возрасте кроха уже более уверен, больше проявляет интереса к обстановке, где он живет.

  • Малыш оживляется, когда слышит свое имя. Проявляет интерес к зовущему.
  • В этом возрасте ребенок узнает не только папу, маму. Он хорошо знает людей, которые часто с ним общаются. Узнав знакомый голос, малыш пытается звуками привлечь к себе внимание.
  • Очень любит находиться у взрослых на руках. В таком положении он чувствует не только защиту, но и достаточную свободу для того, чтобы познавать, видеть что-то для себя новое. Часто бывает недоволен, когда его укладывают в кроватку обратно, о своем недовольстве оповещает громким плачем.
  • Некоторое время малыш может играть с какой-либо игрушкой, но когда она надоедает, он выбрасывает её из кроватки. Таким образом, можно с ним поиграть, мама поднимает игрушку, он снова выбрасывает.
  • В этом возрасте ребенок интуитивно реагирует на настроение окружающих, особенно на мамино. Если маме плохо, то и малыш капризничает, если мамочка радуется, то и кроха улыбается.
  • Дневной сон в этом возрасте уже сокращается. Однако частота остается прежней - три раза в день. Каждый сон 1,5-2 часа. Ночью малыш должен спать не менее 10 часов.

Давайте общаться

Маму должно волновать не только, сколько весит ребенок 6 месяцев, каковы параметры его развития. В этом возрасте на ведущем месте стоит общение, это обязательно должно учитываться. С малышом нужно всегда разговаривать. Даже при выполнении необходимых процедур: купание, отход ко сну, мама всегда должна активно общаться с ребенком, то есть петь ему песенки, рассказывать различные прибаутки, стишки, использовать забавы - забодайка, прятки, ладушки. Этими действиями стимулируется речевая деятельности малыша, он старается запомнить, повторить различные звуки.

В этом возрасте уже можно предложить игры, развивающие мелкую моторику: сортировать по разным баночкам, коробочкам фасоль, орехи. При этом необходимо следить за безопасностью. Для развития тактильных ощущений давайте малышу поиграть с тканями, материалами разнообразной фактуры. Очень полезны пальчиковые игры: считалки, ладушки, сорока-белобока.

Детский лепет

При исполнении 6 месяцев ребенку развитие, вес и рост, безусловно, важны в плане соблюдения норм, но не стоит забывать, что в этом возрасте малыш уже начинает «разговаривать». Из речи взрослого человека ребенок уже способен выделить отдельные слоги. Он произносит их на разный лад, при этом сам прислушивается к себе. «Словарный запас» уже содержит около 40 звуков.

Иногда малыша нужно оставлять в кроватке наедине со своими игрушками, пусть он учится занимать себя сам. Что касается чужих людей, стоит сказать, что в этом возрасте дети очень настороженно ведут себя с посторонними, прячутся за маму, могут заплакать. Поход в поликлинику, возможно, станет переживательным испытанием.

Питание ребенка 6 месяцев

Вес ребенка в 6 месяцевсоставляет уже 7 кг (+1), конечно, ему уже недостаточно только маминого грудного молока. Если все показания развития в норме, то необходимо вводить прикорм.

Педиатр посоветует, какие продукты лучше вводить в рацион первыми. Если малыш быстро прибавляет в весе, можно начать с фруктов, овощей или кефира. При недоборе веса подкармливайте кроху молочной кашей. Соблюдайте главное правило прикармливания: за раз давайте ребенку какой-либо один продукт, начинайте с одной чайной ложечки, при этом докармливайте смесью или грудным молоком. За неделю объем прикорма доведите до нормы, если отсутствуют какие-либо аллергические реакции. Лучше начинать прикорм в первой половине дня, так можно проследить за реакцией организма. Структура продукта должна быть однородной, без соли и сахара (знакомство с ними произойдет позже). Ребенок 6 месяцев не сидит спокойно, когда мама пытается кормить его с ложечки.Можно дать ему в руку ложку, так малыш почувствует себя участником процесса кормления.

Отслеживайте реакцию организма

При введении в рацион прикорма стул ребенка, конечно, изменится. Он уже будет не просто кашицеобразным, а выглядеть более оформленным. Если ребенка при введении прикорма ничего не беспокоит, вводите дополнительные продукты и увеличивайте дозу. Ведите специальный календарь, где отмечайте, когда произошло знакомство с новым продуктом, а также реакцию ребенка.

Итак, если ребенок 6 месяцев рост, вес имеет соответствующие нормам развития,то одно из дневных кормлений смесью либо грудью можно смело заменять прикормом. Как прикармливать лучше проконсультироваться у своего педиатра.

Если малыш не в настроении или нездоров, не стоит заставлять его пробовать новый продукт, лучше это сделать, когда наступит более благоприятный момент.

Режим дня

Соблюдайте режим. Несмотря на то что ребенок повзрослел, старайтесь кормить его и укладывать спать в одинаковые часы. Это пойдет только на пользу. В этом возрасте малыш уже меньше спит, активно изучает окружающий мир, учится понемногу передвигаться. Его активные действия, конечно, меняют режим дня. Он уже больше общается, играет. Продолжительность сна с каждым днем сокращается, однако не стоит игнорировать режим.

Сон. Время активности

Полугодовалый малыш должен спать 2-3 раза в день. На практике это не всегда удается соблюдать. Уговорить шалуна лечь в кроватку очень сложно, ведь вокруг столько нового, интересного, так что перед ночным сном отдавайте предпочтение спокойным занятиям, мирному общению. Для распределения равномерного отдыха лучше укладывать малыша один раз до обеда, а второй раз после полдника.

Активно малыш развивается во время игр, купания, прогулок. День можно начинать с утренней зарядки. Самые легкие упражнения («потягушечки»), проводимые мамой, смогут взбодрить малыша после сна. После завтрака необходимо погулять с малышом. Летом, когда погода позволяет, гулять лучше как можно дольше, если ребенку это нравится. Хорошо, если малыш засыпает в коляске. Зимние гуляния должны быть менее продолжительными. При морозе более 15 градусов лучше не выходить. Никогда не оставляйте коляску без присмотра, проснувшись, ребенок начинает активно двигаться и может даже перевернуть её.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: