«Нормальное» социальное развитие - это постоянный разрыв с прошлым, бурные трансформации и сдвиги. Социальные противоречия, конфликты, противоборство всякого рода - источник социального развития .
Проблематика революции занимает центральное место в теории социального изменения Маркса. Социальная революция в его истолковании - это не просто переход от одной, менее прогрессивной общественной формации к другой, более прогрессивной, не только глубокое качественное преобразование общественных отношений, но и определенный способ такого преобразования; это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях. Такой способ социального изменения Маркс считал исторически неизбежным и желательным, так как он позволяет ускорить общественный прогресс. Именно таков смысл его знаменитого тезиса: «Революции - локомотивы истории».
Помимо социальной, Маркс рассматривал экономическую, промышленную и политическую революции , сближая социальную революцию то с первой, то со второй, то с третьей. Но особенно тесно он связывает социальную революцию с политической, т. е. с завоеванием государственной власти прогрессивным классом и установлением его революционной диктатуры для подавления других, реакционных классов.
Социальные и политические реформы представляются Марксу искусственным тормозом в социальном развитии , результатом вынужденных уступок и (или) обмана со стороны господствующих классов или же слабости и нерешительности угнетаемых классов. Его идеал социального развития в «предыстории» общества, которое построено на частной собственности и эксплуатации человека человеком, - это «непрерывная революция», постоянная революционизация общества для скорейшего наступления «подлинной» истории, коммунизма.
Социология М. Вебера: теория социального познания; теория социального действия и теория общества; теория развития; теория капитализма. (Зборовский)
Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, социальный философ и историк; основоположник понимающей социологии и теории социального действия - родился в Эрфурте. Его отец был юристом, выходцем из семьи промышленников и купцов, занимавшихся в Вестфалии текстильным делом. Мать была высокообразованной и культурной женщиной, много занималась проблемами религии и социальными вопросами
Основные труды: «Хозяйство и общество» и «Протестантская этика и дух капитализма», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях «понимающей» социологии», «Объективность социально-научного и социально-политического познания», «Политика как признание и профессия», «Протестантские секты и дух капитализма», «Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке».
Теория социального действия
Понятие «социальное действие» в трактовке Вебера производно от действия вообще, под которым понимается такое человеческое поведение, в процессе которого действующий индивид связывает с ним или, точнее, вкладывает в пего субъективный смысл. Стало быть, действие - это осмысление человеком его собственного поведения.
Вслед за этим суждением сразу же следует разъяснение того, что такое социальное действие: «"Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на пего» [Вебер. 1990].
социальное действие включает в себя два момента: а) субъективную мотивацию индивида (индивидов, группы людей); б) ориентацию на других (другого), которую Вебер называет «ожиданием» и без чего действие не может рассматриваться как социальное. Его основным субъектом является индивид. Коллективы (группы) социология может рассматривать только как производные от составляющих их индивидов. Они (коллективы, группы) представляют собой не самостоятельные реальности, а, скорее, способы организации действий отдельных индивидов.
Социальное действие у Вебера выступает в четырех типах: целерациональном, ценностно-рациональном, аффективном, традиционном.
Целерациональное действие - это действие, в основе которого «лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели»
Ценностно-рациональное действие основано «на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет»
Аффективное действие - это действие, обусловленное аффектами или
эмоциональным состоянием индивида. Как считает Вебер, аффективное дей
ствие «находится на границе и часто за пределом того, что "осмысленно", осо
знанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагирова
нием на совершенно необычное раздражение»
Традиционное действие - это действие, основанное на длительной привычке. Вебер пишет: «Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систематизации поведения...»
Понимающая социология
Свою социологию М. Вебер, а за ним его последователи и исследователи, определяет как понимающую.
специфическим объектом понимающей социологии Вебер провозглашает не внутреннее состояние или внешнее отношение человека как таковое, взятое само по себе, а его действие. Действие - это всегда понятное (либо понимаемое) отношение к тем или иным объектам, отношение, которое характеризуется тем, что оно предполагает наличие определенного субъективного смысла.
Раскрывая главные особенности понимающей социологии, Вебер останавливается па трех из них, характеризующих наличие объясняемого поведения человека и придаваемого ему смысла. В этой связи он пишет: «Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным поведением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено»
В понимающей социологии Вебера важное место занимает проблема ценности и оценки.
Как видно, понимание в социологии М. Вебера тесно связано с категорией идеального типа, выступающей в качестве базовой для всей системы научных понятий, которыми оперирует ученый. Идеальный тип - это проявление своеобразного «интереса эпохи», мыслительная конструкция, своеобразная теоретическая схема, которая, строго говоря, не извлекается из эмпирической реальности. Поэтому не случайно Вебер называет идеальный тип утопией. Он указывает: «По своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленного усиления определенных элементов действительности»
Идеально-типические конструкции имеют особое значение для эмпирической науки, и это обстоятельство Вебер подчеркивает специально. Он указывает на необходимость отказаться от претензии идеального типа на выполнение функции долженствования, точно также как от этого отказывается эмпирическая социология. «Эмпирическая наука никого не может научить тому, что он должен делать, она указывает только на то, что он может, а при известных обстоятельствах на то, что он хочет совершить»
«"Идеальный тип" в нашем понимании... есть нечто, в отличие от оценивающего суждения, совершенно индифферентное и не имеющее ничего общего с каким-либо иным, не чисто логическим "совершенством"»
Учение о типах господства
М. Вебер внес большой вклад в развитие социологии управления и социологии власти и сделал это прежде всего благодаря разработке учения о содержании и типах господства. Под господством он понимал взаимное ожидание: тех, кто приказывает, - того, что их приказы будут выполняться, а им будут повиноваться; тех, кто повинуется, - того, что приказы будут имет ь характер, соответствующий их ожиданиям. Отсюда все рассуждения ученого о господстве - это рассуждения о легитимном господстве, г.е. таком, которое признается управляемыми индивидами.
Вебер говорит о трех типах легитимного господства, выделяемых в соответствии с тремя основными мотивами повиновения. Первый мотив - интересы повинующихся, т.е. их целсрациональные соображения. Это основа называемого Вебером «легального» типа господства, которое можно встретить в развитых буржуазных государствах - Англии, Франции, США и др.Самым чистым типом легального господства является бюрократия. Вебер первым в научной литературе разработал это понятие. Он рассматривал бюрократическое управление как господство посредством знания, в чем и заключался его (управления) специфически рациональный характер. Второй тип легитимного господства основан на иной мотивации повиновения - вере не только в законность, но даже в священность издавна существующих порядков и властей. Он базируется на повседневных нравах, привычках к определенному поведению. Этот тип Вебер называет традиционным господством. Самый чистый тип такого господства (идеальный тип по Вебе-ру) - патриархальный («господин» - «подданные» - «слуги»).
Третий тип господства имеет аффективную основу мотивации, он получил у Вебера название харизматического. Понятие харизмы у немецкого социолога очень широкое. Он писал: «"Харизмой" следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям.
Три типа господства приблизительно соответствуют трем из четырех типов социального действия. Легальный тип господства соотносится с целерациональным действием, традиционный - с традиционным действием, харизматический - с аффективным действием.
Развитие общества
Общество находится в непрерывном движении и развитии. Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросами: «В каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить циклическим изменениям в природе?».
В современном обществознании выделяют два направления и три формы развития общества.
Направления развития общества
Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется прогрессом .
Соответственно, общественный прогресс - это переход к более высокому уровню материального состояния общества и духовному развитию личности.
Важный признак общественного прогресса - тенденция к освобождению человека.
Выделяют следующие критерии общественного прогресса :
1) рост благосостояния и социальной защищенности людей;
2) ослабление конфронтации между людьми;
3) утверждение демократии;
4) рост нравственности и духовности общества;
5) совершенствование человеческих отношений;
6) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.
Если сделать попытку графически изобразить развитие общества, то получилась бы не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. Речь идет о втором направлении развития - регрессе.
Регресс - развитие по нисходящей линии, переход от высшего к низшему.
Например, период фашизма был периодом регресса в мировой истории: погибли миллионы людей, были порабощены различные народы, разрушены многие памятники мировой культуры.
Но дело не только в таких поворотах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют различные сферы, одновременно происходит множество процессов, развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного механизма, все эти процессы и виды деятельности находятся во взаимной связи, но вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс в технике - от каменных орудий труда до сложнейших станков с программным управлением, от вьючных животных - до автомобилей, поездов и самолетов. В то же время технический прогресс приводит к разрушению природы, к подрыву естественных условий существования человечества, что, безусловно, является регрессом.
Кроме направлений, выделяют также формы развития общества.
Самой распространенной формой общественного развития является эволюция - постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом.
Характер эволюции - постепенный, непрерывный, восходящий. Эволюция делится на последовательные стадии или фазы, ни одна из которых не может быть пропущена. Например, эволюция науки и техники.
При определенных условиях общественные изменения происходят в форме революции - это быстрые, качественные изменения, коренной переворот в жизни общества. Революционные изменения носят радикальный и фундаментальный характер. Революции бывают долговременные или кратковременные, в одном или в нескольких государствах, в одной или нескольких сферах. Если революция затрагивает все уровни и сферы общества - экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь людей, то она называется социальной. Такие революции вызывают сильные эмоции и массовую активность людей. Примером могут служить российские революции 1917 г. (Февральская и Октябрьская).
Общественные изменения могут происходить и в такой форме, как реформы. Реформа - это комплекс мероприятий, направленный на преобразование, изменение тех или иных сторон общественной жизни. Например, экономическая реформа, реформа в сфере образования.
Тест: Развитие общества
1. Реформа, в отличие от революции:
1. приводит к глубоким изменениям в общественной жизни
2. проводится, как правило, по инициативе сверху
3. является формой социальной динамики
4. носит всеобъемлющий характер
2. Направление в движении общества от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному называется:
1. революцией
2. регрессом
3. эволюцией
4. прогрессом
3. Найдите в предложенном списке проявления социального регресса:
1. установление тоталитарного режима
2. начало книгопечатания
3. изобретение компьютера
4. рост смертности населения
5. переход от мануфактуры к фабрике
6. появление экологической проблемы
Выбрать несколько правильных ответов__________________________________
4. Верны ли следующие суждения?
А. Прогрессивное развитие общества идет равномерно и полностью исключает периоды ускорения или замедления.
Б. Прогресс в одной сфере может сопровождаться регрессом в другой сфере.
1. Верны оба суждения
2. Оба суждения неверны
3. Верно только Б
4. Верно только А
Выбрать один правильный ответ_________
5. Общественный прогресс выражается в:
1. поступательном развитии общества
2. связях общества и природы
3. системном устройстве общества
4. устойчивости форм общественной жизни
Выбрать один правильный ответ___________
6. Направление в движении общества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному называется:
1. эволюцией
2. регрессом
3. прогрессом
4. революцией
7. Переход от ручного труда к машинному служит примером:
1. научной революции
2. общественного прогресса
3. социальной революции
4. общественных реформ
Выбрать один правильный ответ_________
8. Из всех перечисленных терминов к понятию «виды прогресса» не относится термин:
1. революция
2. экономические реформы
3. социальные реформы
4. политические реформы
5. воспитание
Выбрать один правильный ответ___________
9. Революция, в отличие от реформы:
1. осуществляется в одной из сфер общества
2. является формой социальной динамики
3. проводится, как правило, по инициативе сверху
4. приводит к глубоким изменениям в общественной жизни
Выбрать один правильный ответ___________
10. Найдите в предложенном списке проявления социального прогресса:
1. переход от мануфактуры к фабрике
2. изобретение компьютера
3. установление тоталитарного режима
4. появление экологической проблемы
5. рост смертности населения
6. начало книгопечатания
Выбрать несколько правильных ответов______________________
11. Изменения в какой-либо одной сфере общественной жизни, которые проводятся обычно по инициативе «сверху», выражаются термином:
1. Эволюция
2. Реформа
3. Прогресс
4. Революция
Выбрать один правильный ответ__________
12. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Одним из критерием общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире.
Ключевые слова: прогресс, регресс, экстенсивное и интенсивное развитие, революция, эволюция, противоречивость прогресса.
Общество никогда не стоит на месте. В мире нельзя выделить ни одного объекта, который бы находился в абсолютном покое. Сказанное касается и социальных субъектов, всего общества. Древнегреческий философ Гераклит по поводу развития сказал: "Всё течет, всё изменяется. В одну реку нельзя войти дважды - воды текут не те, да и человек уже другой".
Изменяется и общество. По направленности изменений можно выделить:
Прогресс - развитие от менее совершенного к более совершенному, усложнение, улучшение;
Регресс - переход от более совершенного к менее совершенному, упрощение, ухудшение.
Общественный прогресс противоречив. Так, прогресс в одной сфере может оборачиваться регрессом в другой. Например, прогресс ядерной физики привёл к созданию ядерного оружия. Повысилась степень обороноспособности государств. Но мир стал более уязвимым - ядерное оружие может оказаться в руках террористов и т.п. Общественный прогресс приводит к улучшениям не во всех сферах жизни, он не всегда выгоден всем. Прогресс осуществляется нелинейно. В отдельные периоды общественного развития возможны застойные явления, кризисы. Общественное развитие осуществляется по спирали - за прогрессом следуют периоды регресса, но в общем прогресс опережает и стирает негативный эффект от застойных этапов.
Трудными для научного осмысления являются критерии прогресса. Так, в политике ими могут быть развитие демократии, повышение прозрачности политических процессов (выборов, принятия решений властью), развитие гражданского общества и правового государства. В экономике критериями прогресса можно признать развитие производства, покупательской способности населения, увеличение благосостояния человека. К критериям прогресса в социальной сфере можно отнести увеличение средней продолжительности жизни, состояние здоровья населения, повышение общего уровня образования членов общества и т.п. Сложнее с критериями в духовной сфере. Культуры разных народов попросту несравнимы. Разве можно сказать, что европейская культура более развита, чем восточная (или наоборот)? Нет, конечно. Культуры разные. И тем не менее, уровень развития науки, образования оценить можно. Очевидно, что, например, в древности, где курс школы составлял 1-3 года и предполагал изучение элементарных математических действий и грамотности, образование было менее развито, нежели сегодня. В настоящее время образование, по сути, длится всю жизнь человека - даже после окончания вуза он продолжает заниматься самообразованием, повышает свою квалификацию.
По скорости развитие бывает:
Эволюционное - медленные, плавные, постепенные изменения;
Революционное - быстрое, скачкообразное развитие.
Эволюционное развитие более предпочтительно, поскольку оно не приводит к нестабильности в обществе, не ломает быстро сложившиеся формы общественных отношений. "Тише едешь - дальше будешь" - выражение, справедливое и в отношении общественного прогресса.
По критерию основания развития (причин, сущности) можно выделить:
Экстенсивное - развитие количественное, вширь, за счёт увеличения чего-либо. Например, экстенсивным развитием будет улучшение знаний учащихся в школе за счёт увеличения количества уроков;
Интенсивное - развитие за счёт качественных изменений, улучшений. Пример: развитие успеваемости учащихся за счёт применения более совершенных технологий преподавания предметов.
Развитие общества
Общество находится в непрерывном движении и развитии. Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросами: «В каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить циклическим изменениям в природе?». В современном обществознании выделяют два направления и три формы развития общества . Направления развития общества Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется прогрессом . Соответственно, общественный прогресс - это переход к более высокому уровню материального состояния общества и духовному развитию личности. Важный признак общественного прогресса - тенденция к освобождению человека. Выделяют следующие критерии общественного прогресса:- 1) рост благосостояния и социальной защищенности людей;
2) ослабление конфронтации между людьми;
3) утверждение демократии;
4) рост нравственности и духовности общества;
5) совершенствование человеческих отношений;
6) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.