Дидактические игры по сенсорике. Сенсорное развитие путем самообразования

Юлия Зотова

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

В нашем детском саду проходил конкурс «Сенсорное пособие » .

Развитие сенсорики у детей является одним из главных аспектов их полноценного развития.

Существует множество игр и занятий, которые направлены на сенсорное развитие у детей . Они особенно популярны в наше время, потому рынок товаров для детей способен предложить большой выбор игрушек, книг и пособий.

Чтобы подарить ребенку интересную игру не нужно тратить на это деньги, можно смастерить ее своими руками .

1. Многофункциональная доска :

На этой доске можно играть в игру «Крестики - нолики» .

Крестики-нолики, пожалуй, самая известная игра. И играют в нее все : взрослые, дети. Думаю, что каждый человек хоть раз в жизни играл в крестики-нолики.

Игра «Чего не хватает» .

Ребенку предлагается посмотреть на задание и добавить крышку (и) .

2. Панель «Геометрик»


Планшет «Геометрик» прост в использовании и очень функционален.

С помощью доски с кнопочками и резиночек ребенок может самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать.

Игра способствует развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, комбинировать, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.



3. «Вышивка без иглы» .


Планшет используется, как пяльцы. Конец шнурка, как иголочка.

Игра способствует развитию художественного творчества, воображения. Воспитание аккуратности, терпения, умения доводить дело до конца. Знакомство с простейшей техникой вышивки.

4. «Скрепки»

Упражнять в счете, развивать умение работать по образцу.

Игры : 1)«Сколько» , 2) «Сделай цепочку»



5. «Трубочки для коктейля»


Разрезали на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки.

Воспитывает терпение, усидчивость и желание творить

6. «Резиночки» , игра называется «Ринг Динг» .

В комплект игры входит : цветные резинки для волос, карточки с заданиями.

Игра позволяет развивать :

Мелкую моторику;

Внимание;

Закреплять представление о цвете;

Пространственную ориентировку и др.



Новые игры очень понравились нашим детям. Особенно "Ринг Динг".

Публикации по теме:

Игра-это один из основных видов деятельности ребёнка,и я вам предлагаю сделать игры своими руками. Это интересно,ведь в каждую свою работу.

Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Для пробуждения.

1. Игра "Домашние и дикие животные". На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что.

Выполнила: С. И. Кочнева Дидактическая игра:"Разложи по цвету" Цель:Закрепить основные цвета; Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактическая.

Я более 10 лет работаю с детьми раннего возраста. Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Учебно-методическое пособие адресовано воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, а также родителям малышей.

В данном альбоме мы демонстрируем пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в практике работы воспитателя современных материалов, отвечающих эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям, очень оправдано.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств.

Наши пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее.

В альбоме представлены игры: “Найди такой же”, “Угадай звук”, игры с прищепками, игры с мозаикой, игры с сухим бассейном.

Дидактическое пособие “Цветочная поляна”

Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами было изготовлено дидактическое пособие “Цветочная поляна”. Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.

Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная поляна”.

Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

“Подбери серединку к цветку”

“Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую”

“Заверни у цветка красную серединку. Белую”

Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”

  • укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
  • формирование умения сочетать по цвету;
  • развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;
  • обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

Описание приготовления пособия:

Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”

  • формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
  • учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.

  • формировать умение различать цвета;
  • учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!

Основным видом деятельности ребенка дошкольника является игра.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях.

Наши пособия можно сделать самим, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей.

Я представляю такие игры, как:

  1. Сенсорное панно, которое выполнено из различных материалов и застежек, для развития мелкой моторики.
  2. Второе панно оформлено как социальный уголок, в нем совмещены семейное фото детей в рамках, выполненных из разных по фактуре материалов(это как и макароны, трубочки для сока, бусы, швейная тесьма т и.д.)
  3. Третье панно - ширма для оформления кукольного уголка.
  4. Четвертое панно – обозначает обеденную зону и отображает название группы «ПАРАВОЗИК».
  5. Пятое панно – это оформление уголка ИЗО.
  6. Шестое панно - ширма "машина".

Так же представляем вам игры, как традиционные, так и самодельные.

К традиционным относятся, такие игры:

  • Большие и маленькие пирамидки;
  • Различные вкладыши и втулки;
  • Стаканчики - вкладыши;
  • Кубики по основным цветам;
  • Домики с прорезями;
  • Различные кубы и шары с прорезями;
  • Лабиринты;

Игры, сделанные своими руками:

  • Вязанные коврики. Цель: учить детей обращать внимание на цвет ковриков; развивать внимательность; закрепить понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
  • Развивающие игры по сенсорике , где так же представлены различные виды застежек – липучки, кнопки, шнуровка для формировать мелкой моторики рук.
  • Шарики для моделирования . Такие радужные шарики развивают мелкую моторику, тактильное восприятие, закрепляются названия цветов и оттенков, можно использовать для снятия психологического напряжения. Я в своей работе с их помощью закрепляю приёмы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, прощипывание и др. И ручки чистые, и настроение поднимается от ярких шариков.
  • Мягкие палочки , где так же развиваем моторику рук, изучаем понятия размеров - длинный и короткий.
  • Игры из серии «Застегни пуговицы» Эти игры помогают развивать пальчики ребенка - силу, ловкость, координацию движений кистей рук.;
  • Сухой бассейн – из пробок и киндер сюрпризов; Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
  • Игры с прищепками . Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки.
  • Дидактическая игра "Найди свой цветок" - различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, развитие тактильных ощущений.
  • Дидактическая игра «Наряди солнышко»;

В раннем возрасте все подчинено сенсорике: музыка и театр. Сюда входят различно звучащие инструменты, шумовой театр, маракасы в виде пчелок. Следующее – это кольцо карусель.

В зону сюжетно – ролевой игры входят, как куклы в одежде по сезонам, так и детская посудка по основным цветам.

Все эти игры выполнялись с помощью воспитателей и привлекались родители детей, которые нам помогали в приобретении материалов, оклеивании коробок для игр, частичное изготовление сенсорного панно.

Ольга Ковенко

В нашем детском саду прошел конкурс дидактических игр ,

которые изготовили воспитатели своими руками , для детей своей

возрастной группы от 1 младшей до подготовительной.

Чтобы детство наших детей было счастливым , основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания , которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей . Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов : их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

Хочу представить вашему вниманию игры и дидактические пособия по сенсорному развитию для детей 2-3 лет , в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома, которые я изготовила для детей своей группы .

Дидактическое пособие по развитию

восприятия цвета для детей младшей группы

Задачи :

1. Учить детей различать и называть основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) .

2. Обозначать результат словами "такой", "не такой".

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать зрительное восприятие.

5. Умение концентрировать внимание.

6. Учить детей сортировать , группировать по цвету.

Ход игры:

На столе, перед ребенком находится полотно, разделенное на четыре зоны (основные цвета) . Рядом стоят стаканчики 16 шт вперемешку (по 4 шт каждого цвета) . Воспитатель просит ребенка разложить стаканчики в соответствии с цветом, когда ребенок берет стаканчик определенного цвета, должен его назвать, а затем поставить в соответствии с необходимым цветом. Ребенок должен объяснить, почему он поставил стаканчик именно на то место, а не на другое. А также объяснить, почему другие стаканчики не подходят на это место.

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”

Цели :

формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;

учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету) ; действовать целенаправленно, последовательно : слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия : Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.



Сенсорная дидактическая игра

«Цветные автомобили»

Цель :

Тренировать умение выделять цвет предметов, сравнивать предметы по цвету (одинаковые, различные, выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять предметы в группы по цвету.

Материал :

Вырезанные из картона : цветные автомобили, колёса по цвету машин.

Воспитатель показывает детям легковые автомобили. Обсуждают, какого они цвета.

Скажите, а можно ли на таких машинах отправиться в путешествие? (Нет.)

Почему? (У машин нет колёс.) Давайте подберём нашим машинам подходящие колёса и отправимся в путешествие. (Дети подбирают колёса под цвет машин.)

У нас машины разные – и жёлтые, и красные.

Би-би, би-би! Би-би! Би-би!

Машины за машинами шуршат своими шинами .

Би-би, би-би! Би-би! Би-би!Сенсорные дидактические игры «Автомобили»

А куда же мы сейчас с вами поедем? (Ответы детей .)

В руки руль скорей берите, да моторчик заводите,

Накачаем дружно шины, едет весело машина.

(Дети берут в руки «рули» - разноцветные колечки и ходят по кругу, «руля» . Затем увеличивают скорость и бегают по кругу)

Стой, машина, стой, мотор! Перед нами светофор.

Загорелся красный свет, значит, нам проезда нет.

(Дети останавливаются.)

Зелёный свет для нас горит – это значит, путь открыт.

(Дети продолжают бег.)


Дидактическая игра "Нарядим солнышко"

Цель : развитие сенсорного восприятия , формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.

Задачи : Закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение группировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть коллективно. Развивать мелкую моторику рук.

Взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца. Детям предлагается «нарядить солнышко» , т. е путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу.



"Навинчивание крышек"


"Пособие на развитие мелкой моторики пальцев рук"





Публикации по теме:

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста, сделанные своими руками из нестандартного материала Игра «Весёлые бусины».

Здравствуйте, уважаемые коллеги и МАААМОВЦЫ! Хочу вам показать какие дидактические игры по развитию сенсорных способностей в нашей первой.

Дидактические игры своими руками для детей 2-3 лет Собери букет в вазу Цель: развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста..

Дидактические игры своими руками для детей 2-3 лет Детское лото Цель: развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста. Упражнять.

В. а. сухомлинский:Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: