Диагностика речевого развития детей 3 4 лет. Употребление предложного падежа

1. ПОИГРАЙ (набор сюжетных игрушек). Задание на­правлено на выявление уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умения произвести по подражанию несколько последователь­ных игровых действий.

Оборудование: кукла, детская коляска, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, ма­шинка, мячик.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Ес­ли ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покор­мить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик.

Обучение: если ребенок не начинает играть, взрослый дает ему мячик и предлагает покатать друг другу, затем сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В даль­нейшем сажает куклу за стол, просит ее покормить, т. е. взрослый включает ребенка в совместную игру.

Оценка действий ребенка: проявление интереса к иг­рушкам; наличие интереса к одной игрушке; характер действий с ними - адекватные или неадекватные, специ­фические или неспецифические манипуляции, предметно-игровые действия, процессуальная или сюжетная игра, выполнение игровых действий по подражанию. (Всего на игру отводится 10-15 мин.)

1 балл - ребенок не начинает играть даже после то­го, как взрослый предложил выполнить совместные дей­ствия; интерес к игрушкам не проявляет.

2 балла - ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет дейст­вия взрослого и не привносит в игру от себя новых дейст­вий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции.

3 балла - ребенок играет самостоятельно; выполня­ет несколько предметно-игровых действий (катает куклу, сажает ее за стол, кормит); проявляет интерес к игруш­кам и действиям с ними, но играет молча; подражает дей­ствиям взрослого.

4 балла - ребенок выполняет ряд логически после­довательных действий, объединяя их сюжетом; сопровож­дает свои действия речью.

2. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из трех частей).За­дание направлено на выявление уровня развития целост­ного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картин­ки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 13-16.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку три части разрезной картинки и просит: «Сделай це­лую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может пра­вильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной кар­тинки на целую и просит его наложить другую. После чего предлагает ребенку выполнить задание самостоя­тельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; спосо­бы выполнения; обучаемость; отношение к результату; ре­зультат.

1 балл - ребенок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла - ребенок принимает задание, но не пони­мает, что части надо соединить в целое; кладет части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполне­нию задания; безразличен к конечному результату.

3 балла - ребенок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целое, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справ­ляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

3. НАЙДИ ПАРУ (сравнение картинок). Задание направ­лено на выявление умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.

Оборудование: три парные карточки, на каждой из ко­торых изображены в разной последовательности геометри­ческие фигуры - круг, квадрат, треугольник.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 17-22.

Проведение обследования: взрослый берет три карточки с разным расположением геометрических фигур и раскла­дывает их перед ребенком, аналогичные находятся у взрос­лого в руке. Он показывает ребенку одну из карточек и просит найти такую же, т. е. карточку, на которой точ­но так же расположены геометрические фигуры. После успешного выполнения ребенком задания ему предлага­ют две другие карточки. В случае затруднений проводит­ся обучение.

Обучение: предполагается первый вид помощи, при ко­тором убирается одна карточка и ребенок должен сделать выбор из двух карточек. Если и после этого ребенок за­дание не выполняет, то предлагается второй вид помощи. Взрослый начинает соотносить формы на одинаковых кар­точках, поочередно показывая указательным жестом, чем они похожи: «Здесь первый треугольник и здесь такой же; здесь круг и на этой карточке такая же форма; здесь квадрат и здесь. Эти карточки одинаковые». После де­тального рассмотрения одной пары карточек ребенку пред­лагают выбрать другую карточку.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; умение анализировать и сравнивать изображения на картинке; обучаемость; результат.

1 балл - ребенок не понимает задание; при обуче­нии действует неадекватно (берет картинку в рот, разма­хивает ею).

2 балла - ребенок принимает задание, но не пони­мает условия; берет любую картинку, и показывает, не выполняя операции сравнения и обобщения; после обуче­ния с заданием не справляется.

3 балла - ребенок принимает и понимает условия задания, но при выполнении недостаточно владеет опера­циями сравнения и обобщения; после обучения выполня­ет задание правильно.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; владеет операциями сравнения и обобщения; задание сра­зу выполняет верно.

4. ПОСТРОЙ ИЗ КУБИКОВ. Задание направлено на вы­явление умения работать по показу, подражанию, дейст­вовать целенаправленно.

Оборудование: два одинаковых комплекта строительно­го материала - бруски, треугольные призмы, полусферы (все одного цвета).

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребен­ка строит сооружение из трех деталей. Затем предлагает ребенку построить такое же. Если ребенок справился с первым заданием, ему предлагают построить еще одно со­оружение, при этом положение кубиков относительно друг друга меняется.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по показу, то ему предлагают выполнить его по подража­нию. Взрослый ставит на стол около себя брусок, дает та­кой же брусок ребенку и просит его поставить так нее. Затем психолог берет треугольную призму, ставит ее на брусок и просит ребенка сделать так же. Далее ставит по­лусферу и дает такую же ребенку, обращая его внимание на то, куда надо ее поставить. После обучения ребенку предлагают выполнить другую постройку по образцу.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; выполнение задания по подражанию, показу после обучения; отношение к результату своей деятельности.

1 балл - ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает кубики, разма­хивает ими, берет в рот и т. д.).

2 балла - ребенок принимает задание, но по показу выполнить не может; в условиях подражания справляется с заданием, а после обучения не может выполнить зада­ние по показу.

3 балла - ребенок принимает задание; по показу вы­полняет неточно; после обучения может выполнить пост­ройку по показу.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; сразу может построить по показу.

5. СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ . Задание направлено на вы­явление понимания сюжетного изображения, уровня раз­вития связной речи.

Оборудование: картинки с изображением ситуации близкой к жизненному опыту детей (девочка кормит кук­лу, мальчик умывается, мальчик катает мишку на ма­шине).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 23-25.

Проведение обследования: психолог последовательно по одной картинке показывает ребенку и предлагает их рас­смотреть, а затем рассказать, что делает девочка (маль­чик). Если ребенок отвечает однословно, но адекватно си­туации, изображенной на картинке, то психолог задает уточняющие вопросы: «Кого кормит девочка? Что делает мальчик? Кого катает мальчик? Чем мальчик будет вы­тирать руки?» Если ребенок не отвечает словом, фразой, то проводится обучение.

Обучение: перед ребенком одновременно кладут две кар­тинки и просят показать, где мальчик умывается, где мальчик катает мишку. Затем спрашивают: «Что делает мальчик?», указывая при этом на картинку, где мальчик умывается. Если ребенок молчит, то его просят ответить отраженно: «Умывается».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; уровень развития связной речи (отсутствие актив­ной речи; наличие или отсутствие фразовой речи, понят­ной или малопонятной для окружающих; речь, состоящая из отдельных слов или отраженная).

1 балл - у ребенка собственная речь отсутствует, нет даже отраженной речи.

2 балла - у ребенка собственная речь состоит из зву­коподражаний и отдельных слов.

3 балла - у ребенка собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих.

4 балла - у ребенка собственная речь фразовая, хо­рошо понятная для окружающих.


Похожая информация.


Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

  • понимание речи;
  • сформированность фонематического слуха;
  • предметный и глагольный словарь;
  • слоговая структура слов;
  • уровень развития активной речи;
  • состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

СЕРИЯ 1

Задания направлены на понимание ребенком обращен-ной к нему речи.

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование: игрушки - машинка, матрешка, миш-ка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе рас-кладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Пока-жи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с нит-кой, зонт, ножницы.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных карти-нок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ори-ентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы луч-ше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за

Оборудование: машинка, коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выпол-нить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под ко-робку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существи-тельного.

Оборудование: картинки с изображением одного и не-скольких предметов.

Методика обследования: перед ребенком попарно рас-кладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»

Фиксируется:

Формирование связной речи у ребенка и тесно связан-ное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В ус-воение звуковой стороны языка входят два взаимосвязан-ных процесса: развитие восприятия звуков (фонематиче-ский слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматривают-ся состояние фонематического слуха, готовность артику-ляционного аппарата к произнесению звуков и произно-шение отдельных звуков.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформирован-ности фонематического слуха.

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слу-ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инст-рукцией и возможность произнести звукоподражание.

  1. ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и миш-ка, сабля и цапля, уши и усы)»

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст-рукцией.

СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уров-ня развития предметного и глагольного словаря.

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние пред-метного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело»

Оборудование: игрушки - кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда - куртка, рубашка, платье; части тела и лица - голова, рука, нос, глаза.

Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, сло-гом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, зна-комых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, мо-ет, танцует, катается, кормит, прыгает.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот-реть картинки с изображением различных действий и от-ветить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает де-вочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, сло-гом, звукоподражанием, словом.

  1. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем - большой. По-сле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.

СЕРИЯ 4

Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка про-износить слова различной слоговой структуры. Слова да-ются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с от-крытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечени-ем согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапо-ги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, ба-тон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.

Методика обследования: взрослый показывает картин-ку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять сло-ва различной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания направлены на проверку уровня развития ак-тивной речи.

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ.Проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки - зайка, мишка.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показы-вает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бега-ет; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демон-стрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».

Фиксируются:

  1. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косола-пый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.

Фиксируются: высказывания ребенка - звукоподража-ния, лепет, слова, фразовая речь.

  1. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением дей-ствий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цве-ты, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девоч-ка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыга-ет со скакалкой.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот-реть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Ес-ли ребенок не справляется с заданием, то задаются во-просы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос сло-вом, фразой, грамматически правильно строить предложе-ния, употреблять простые предлоги.

СЕРИЯ 6

Задания этой серии направлены на выявление состоя-ния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.

Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.

И н н е р в а ц и я м и м и ч е с к о й м у с к у л а т у р ы:

движение оскаливания (улыбнись Петрушке);

надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);

наморщивание (удивись, увидев Петрушку);

нахмуривание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обяза-тельно в игровой форме.

С т р о е н и е а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:

губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);

прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, от-крытый боковой);

язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);

уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);

твердое и мягкое небо (аномалии строения).

Д в и ж е н и я а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:

уточнение возможности движений губами:

  • раздвинуть углы губ («улыбка» - улыбнись Петрушке);
  • выдвинуть губы вперед («трубочка» - вытяни губки и поцелуй киску);
  • округлить губки («баранка»);

уточнение возможности движений языком:

  • высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язы-чок);
  • высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
  • пощелкай язычком (лошадка поскакала);
  • «часики»;

упражнение для выявления подвижности мягкого неба:

произнести звук а при широко открытом рте.

При обследовании важно отметить, производится тре-буемое движение по словесной инструкции или по пока-зу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладко-му шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верх-ней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ре-бенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизволь-ных движений, насильственных движений, саливация. Су-щественное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключе-ния, застревания на одном движении. С этой целью мож-но использовать следующие упражнения:

«улыбка» - «трубочка» (улыбнись Петрушке - поце-луй его);

«трубочка» - «улыбка» (поцелуй Петрушку - улыб-нись ему);

высовывание языка на нижнюю губу - высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок - по-тяни его к носику);

высовывание языка на верхнюю губу - высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику - по-кажи его Петрушке).

Выясняется возможность удержания определенной позы:

«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотогра-фировать);

«покажи язычок киске».

При обследовании артикуляционного аппарата обраща-ют внимание на общее выражение лица ребенка: осмыс-ленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.

При обследовании произношения отдельных звуков де-тям предлагаются звуки раннего онтогенеза:

гласные: а, и, у, о;

согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;

йотированные: я, ю, е, ё;

мягкие согласные: сь, зь, ль.

Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как пла-чет маленькая девочка (а-а-а-а-а) , как кричит лошадка (и-и-и-и-и) » и т. д.

Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания го-лоса.

В случае затруднений прибегают к отраженному про-изнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, ана-лизируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесе-ния звуков. Методика предъявления изолированных зву-ков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.

Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.

СХЕМА ПРОТОКОЛА

ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ

СЕРИЯ 1

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ

Покажи, где зайчик _____________________________________________________________

Возьми матрешку ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возьми машинку _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ

Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять __________________________

Если ручки замерзнут, что наденешь на них? ______________________________________

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? ________________________________________

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ___________________________________________

Чем будешь резать бумагу? ______________________________________________________

Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _________________________________________

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ

Спрячь машинку в коробку______________________________________________________

Поставь машинку на коробку______________________________________________________

Спрячь машинку под коробку____________________________________________________

Поставь машинку за коробку _____________________________________________________

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ

Покажи, где шар и шары ________________________________________________________

Покажи, где гриб и грибы _______________________________________________________

Покажи, где кукла и куклы_______________________________________________________

Покажи, где яблоко и яблоки_____________________________________________________

Покажи, где стул и стулья________________________________________________________

СЕРИЯ 2

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ

Кто так кричит: му, бе, мяу? ______________________________________________________

Скажи, как мычит корова _______________________________________________________

Скажи, как мяукает кошка_______________________________________________________

Скажи, как блеет барашек _______________________________________________________

  1. ДАЙ КАРТИНКУ

Покажи, где коса и коза __________________________________________________________

Покажи, где уточка и удочка_____________________________________________________

Покажи, где ложки и рожки______________________________________________________

Покажи, где мышка и мишка_____________________________________________________

Покажи, где сабля и цапля _______________________________________________________

СЕРИЯ 3

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ

Игрушки _____________________________________________________________________

Предметы_____________________________________________________________________

Части тела______________________________________________________________________

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ

Что делает мальчик? ____________________________________________________________

Что делает девочка? ____________________________________________________________

Что делает мама? _______________________________________________________________

Что делают дети?_______________________________________________________________

  1. СКАЖИ КАКОЙ

Какой это мяч (по размеру)?_____________________________________________________

Какой это мяч (по цвету)? _______________________________________________________

СЕРИЯ 4

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ

Пила, рыба, часы_______________________________________________________________

Сапоги, молоко, корова _________________________________________________________

Мяч, лук, нож _________________________________________________________________

Диван, лимон, батон ____________________________________________________________

Ложка, мишка, туфли ___________________________________________________________

СЕРИЯ 5

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ

Назови, что делает зайка ________________________________________________________

Назови, что делает мишка _______________________________________________________

  1. РАССКАЖИ СТИШОК

«Зайка» ______________________________________________________________________

«Мишка косолапый» ___________________________________________________________

  1. РАССКАЖИ

Мальчик играет на дудочке ______________________________________________________

Девочка рисует________________________________________________________________

Девочка поливает цветы _________________________________________________________

Мама купает малыша ___________________________________________________________

Мальчик кормит голубей ________________________________________________________

Девочка танцует________________________________________________________________

Мальчик катается на коньках ______________________________________________________

СЕРИЯ 6

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания __________________________________________________________

надувание щек _________________________________________________________________

наморщивание_________________________________________________________________

нахмуривание _________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы _________________________________________________________________________

зубы _________________________________________________________________________

прикус _______________________________________________________________________

язык _________________________________________________________________________

уздечка _______________________________________________________________________

твердое и мягкое небо_____________________________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

раздвинуть углы губ ___________________________________ __________________________

выдвинуть губы вперед _________________________________________________________

округлить губы________________________________________________________________

высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________

высунуть язык на верхнюю губу __________________________________________________

пощелкать язычком_____________________________________________________________

«часики» ______________________________________________________________________

произнести звук а при широко открытом рте________________________________________

«улыбка» - «трубочка» _________________________________________________________

«трубочка» - «улыбка» _________________________________________________________

высовывание языка на нижнюю губу - высовывание языка на верхнюю губу______________

высовывание языка на верхнюю губу - высовывание языка на нижнюю губу _____________

«улыбка» _____________________________________________________________________

«показать язычок киске» ________________________________________________________

Гласные: а, и, у, о ______________________________________________________________

Согласные: м, п, б, то, д, н, в, ф, к, г, х _____________________________________________

Йотированные: я, ю, е, ё _________________________________________________________

Мягкие согласные: сь, зь, ль ______________________________________________________

Как гудит поезд? _______________________________________________________________

Как плачет маленькая девочка? ____________________________________________________

Как кричит лошадка? ___________________________________________________________

Заключение: ___________________________________________________________________

В этой статье:

На четвертом году жизни для детей без задержки психического развития особенно характерно усиленное психомоторное развитие. Ребенок становится выносливым, может преодолевать большие расстояния, получает удовольствие от новых впечатлений, расширяет собственные познания об окружающем мире.

Что умеют дети в 3 года: особенности нервно-психического развития

Дети становятся более ловкими, улучшается координация мелких движений рук, повышается зрительный контроль. Именно на четвертом году жизни дети проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Малыши без задержки психического развития с огромным удовольствием пробуют рисовать, не заботясь о результате.

Колоссальное значение для них имеет именно сам процесс рисования, а не то, что получится в итоге. Именно поэтому готовые работы для малышей ничего не значат – они о них быстро забывают. Изобразительная деятельность играет огромную роль в психическом развитии детей 3 лет, диагностика которого обязательно должна проводиться на каждом этапе.

Дети в этом возрасте обязательно должны уметь и хотеть фантазировать.
Стоит позволить им использовать разные ненужные с точки зрения взрослого предметы – они тут же найдут им применение. Это могут быть старые швабры, ненужные железки или деревянные бруски, из которых дети 3 лет соорудят машины, лодки и даже космические корабли.

Играя и фантазируя, дети стараются моделировать манеру поведения взрослых, таким образом подтверждая стремление к самостоятельности. Именно так малыши знакомятся с миром взрослых.

Естественно, что такой шаг в психическом развитии детей 3 лет возможен благодаря активному развитию речи. Малыши к этому возрасту уже способны четко и красочно выражать собственные чувства и эмоции. Каждое слово ребенка наполнено смыслом и обязательно узнаваемо, несмотря на некоторые возможные видоизменения.

Дети в этом возрасте уже имеют значительный словарный запас, используют многие части речи, общаясь со сверстниками и взрослыми. Малышу уже не сложно описать предметы и объекты, он способен мыслить наглядно-образно, строить связи, обобщать и даже решать простые задачки. Впрочем, логика мышления у детей 3 лет все еще существенно отличается от логики более старших детей или взрослого человека.

Как определить уровень психического развития детей: задания

Диагностика умственного развития ребенка 3 лет может быть проведена с помощью тестирования на основании заданий из таблицы ниже. Как правило, задержки в развитии могут проявиться недоразвитостью речевых и психомоторных функций, что обязательно скажется на основных видах деятельности.

Уже в возрасте 3 лет специальная диагностика поможет выявить некоторые особенности психического развития малыша. Так, например, если у ребенка имеются задержки психического развития церебрально-органического генеза, то для него будет характерно недоразвитие:

Диагностика детей 3 лет на предмет задержки психического развития соматогенного и психогенного генеза может быть проведена в домашних условиях. Подтверждающими признаками задержки развития станут:

  • недостаточная познавательная активность;
  • нежелание выполнять задания, сопровождаемое негативными эмоциями;
  • избирательная активность с выбором отдельных игр;
  • быстрая утомляемость.

В таблице ниже основные задания, которые можно предложить выполнить детям для диагностики их психического развития.

Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей

Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.

Нормальные дети Дети с задержками развития
Моторика Во время ходьбы и бега движения рук свободны, координация не нарушена. Ноги не волочатся. Мяч бросают двумя руками. Во время выпрыгивания вверх опускаются на полусогнутых ногах. Умеют останавливаться по сигналу. Скованность движений и отсюда шаркающая неуклюжая подходка. Нарушение координации движений. Во время выпрыгивания ребенок не отрывает ног от пола, имитируя движения приседаниями, не способен останавливаться по сигналу. Не может провести карандашом линию из-за сбитого ритма движений и слабого нажима.
Сенсорно-перцептивная деятельность Малыш знает 6 основных цветов и некоторые оттенки, различает геометрические фигуры; развиты тактильные навыки. Путается в цветах, названиях геометрических фигур, не пробует их рисовать, плохо ориентируется в величине предметов, не всегда распознает предметы на ощупь.

Интеллектуальная деятельность

Свободно считает до пяти, различает время дня, много спрашивает, требует пояснений, любит анализировать сюжетные картинки, с удовольствием слушает сказки. Знает времена года, но почти ничего не спрашивает; много отвлекается при выполнении заданий; не может определить сюжет картинки; старается говорить односложно; очевидное нарушение звуков.
Игровая деятельность Дети с удовольствием играют в ролевые игры, продолжительность которых может достигать получаса. Появляются любимые игры. Часто занимается разного рода постройками, фантазируя на эту тему. Игры таких деток однообразные с примитивным сюжетом, причем подвижные игры занимают большую часть времени в отличие от сюжетно-ролевых. Играют недолго, отвлекаются, не могут задумать и воспроизвести постройку с выделением форм. Конструкции получаются максимально простыми.
Умения Дети 3 лет сами умеют одеваться, застегивать молнии и пуговицы, есть, знают, как правильно держать столовые приборы. Основные навыки присутствуют, но некоторые действия недоступны еще на протяжении нескольких лет (застегивание пуговиц, молний, липучек).

Тестирование детей четвертого года жизни для диагностики задержек в развитии

Несколько простых тестов, которые могут провести сами родители, помогут определить степень психического развития у ребенка 3 лет. Обнаружение отклонений должно стать сигналом обратиться за консультацией к врачу.

Тест с пирамидкой. Нормально развивающиеся дети справятся со сбором и разбором пирамидки после наглядного примера взрослых. Заменить пирамидку можно матрешкой. Основная цель тестирования - определение умения видеть разницу между размерами и их соотношением.

Тест с сортировкой предметов. Попросите дошкольника нарисовать геометрические фигуры с образца на карточках и закрасить их соответствующим цветом. Когда рисунки будут готовы, попросите малыша отложить квадраты в одну сторону, круги в другую, ромбы в третью. Цель задания - проверка понимания различий между геометрическими фигурами и способности группировать предметы.

Тест на понимание функций предметов. Разложите перед малышом картинки разных предметов и попросите его определить некоторые из них по описанию их функций. Например, этот предмет умеет расчесывать, а этот - показывать мультики. Малыш без задержки психического развития сможет запросто справиться с определением функций девяти предметов.

Тест на понимание количественных соотношений. Покажите крохе карточки с одним и несколькими предметами. Попросите его выбрать карточку с одним предметом или с двумя. Малыш без задержки психического развития справиться с заданием в 3,5 года.

Тест на умение группировать предметы. Предложите
сгруппировать карточки по какому-то признаку. Например, животных отнести в одну группу, посуду в другую, а транспорт - в третью. С помощью такого теста может быть проведена диагностика умений обобщать по признакам.

Тест для понимания общей осведомленности ребенка 3 лет. Задайте ребенку вопрос о том, что нужно делать, когда хочется есть или спасть. Трехлетний кроха должен будет изложить алгоритм своих действий в той или иной ситуации.

Диагностика ориентировки в пространстве . Дайте дошкольнику задание разложить предметы перед ним в той же последовательности, в которой они лежали перед тем. Спросите у малыша, где верх, а где низ, попросите спрятать игрушку под стол или найти карандаш на столе. На четвертом году жизни кроха выполнит задание максимум с двумя ошибками.

Диагностика внимания. Покажите малышу картинки в одной руке и попросите найти похожую среди картинок в другой руке. В 3 года кроха способен найти около 10 схожих изображений.

1. Рисунок насвободную тему.

2. Рисунок человека.

3. Разрезные картинки.

4. Бирюльки.

5. Мисочки.

6. Коробочка форм (почтовый ящик).

7. Эталоны.

8. CAT (2-3 картинки из первой серии).

9. Запоминание картинок.

10. Конструирование по расчлененному образцу.

Приложение 7 Набор диагностических методик для детей 4-7 лет

1. Рисунок человека.

2. Рисунок сказочного животного.

3. Дорисовывание (тест Торренса).

4. Что может быть одновременно.

5. Запоминание 10 картинок.

6. Запоминание 12 слов (или простейшая пиктограмма).

7. Исключение 4-го (картинки).

8. Последовательные картинки.

9. Самое непохожее (тест Венгера).

10. Перцептивное моделирование.

11. Кораблик для детей (4-5 лет -рыбка, тест Венгера).

12. Дорожки (полянки) (тест Венгера).

13. Матрица Равена (для детей 4-5 лет - серии А , А-В, для детей 5-7 лет - серии А-В, В).

14. Розенцвейг (12 картинок).

16. Лесенка.

Приложение 8

Haбордиагностических методик для детей 7- 12 лет

1. Рисунок дерево - дом -человек.

2. Рисунок несуществующегоживотного.

3. Кружочки (тест Торренса).

4. Пиктограмма.

5. Последовательные картинки.

6. Систематизация (для детей 7-8 лет, тестВенгера).

7. Словесные пропорции.

8. Подведение под понятие.

9. Исключение лишнего понятия.

10. Тест Айзенка (4-5 заданий).

11. Матрицы Равена (серияВ, начало серии С).

12. CAT (10 картинок).

13. Тест Розенцвейга (12 картинок).

14. Измерение самооценки.

15. Тест Роршаха (5-7 карточек).

Приложение 9

Набор диагностических методик для детей 12-18 лет

1. Рисунок несуществующего животного.

2. Рисунок себя в трех проекциях (реальный, идеальный, в глазах других).

3. Тест Кеттела.

4. Тест Торренса (параллельные прямые).

5. Пиктограмма.

6. Словесные пропорции.

7. Исключение лишнего.

8. Составление понятия.

9. Тест «Пословицы».

10. Классификация.

11. Тест Айзенка (4-5 заданий).

12. Тест Шмишека (или Айзенка напсиходинамические качества).

13. Исследование самооценки (таблица).

14. Тест Роршаха (4-5 карточек).

Приложение 10

Диагностика готовности к школе

1. Корректурная проба.

2. Тест Бендера (или Керна- Йерасека).

3. Узорный диктант.

4. Пиктограмма.

5. Рисунок несуществующегоживотного.

6. Дорисовывание.

7. Тест на принятие задания.

8. Тест на общую осведомленность (вариантБине или Векслера).

9. Тест «Запомни и нарисуй».

10. Любой тест на логическое мышление.

11. CAT (1-2 картинки).

Приложение 11

Дополнительные методики

1. Лабиринт (тест Векслера).

2. Локус контроля.

3. Тест Когана.

4. Тесты Торренса (размести фигурку, назови картинку, использование

предмета).

5. Тест Юнга. .

6. Рисунок семьи.

7. Рисунок семьи в виденесуществующих животных.

8. Исследованиеимпульсивности-рефлексивности.

9. Тест Люшера.

10. Тест Векслера.

11. Тест на творческое мышление.

12. Тест на предвидение.

13. Тест «Волшебная палочка» или«Три желания».

14. Тест Лири.

15. TAT - Тематический апперцептивный тест (используется вместо теста CAT с 13-14 лет).

Приложение 12 Образцы использования отдельных методик и анализа полученного материала

Тест «Коробочка форм». Направлен на исследование уровня развития действий восприятия и степень их интериоризации, а также на проверку наличия и степени обобщенности сенсорных эталонов. Используется для диагностики детей с 2,5 до 3,5-4 лет.

Стимулъный материал этого теста представляет собой деревянную или пластмассовую коробку (в настоящее время появились не только коробки, но и мячики), в крышке которой прорезаны отверстия по форме основных геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. В наборе имеются и трехмерные фигуры (деревянные или пластмассовые), в основании которых те же геометрические фигуры, т.е. шар, куб, параллепипед и т.д.

Инструкция. «Посмотри на коробочку, давай поиграем, как будто это почтовый ящик, в который тебе нужно опустить письма (показываются гео­метрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое его можно опустить. Поэтому смотри внимательно на фигурку-письмо и найди то отверстие, которое для него предназначено».

Проведение теста. Фигурки кладутся перед ребенком рядом с коробоч­кой. В процессе работы взрослый может обратить внимание ребенка на информативные точки в том случае, если сам ребенок не старается иссле­довать фигуру, но пытается силой впихнуть ее в другое отверстие. В таком случае детям показывается, что у данной фигурки, например, есть три ост­рых угла, а отверстие круглое, поэтому она туда не войдет и надо найти такое отверстие, в котором также есть три угла. Затем совместно с ребен­ком такое отверстие отыскивается и демонстрируется, как легко входит в него фигурка. Помощь возможна при работе с первыми 1-3 фигурками, затем либо ребенок начинает действовать самостоятельно, обучаясь пра­вильной ориентировке, либо тестирование прекращается. В том случае, если вы хотите проверить, насколько хорошо ребенок владеет эталонами формы, можно дать дополнительное задание - разложить фигурки по форме, сложив вместе все кубы, шары, трапеции.

Анализ результатов. При интерпретации полученных данных прежде всего обращают внимание на характер деятельности детей - наличие ори­ентировки, степень ее интериоризованности. Для детей 2,5-3 лет в норме еще не характерно выделение ориентировочной фазы деятельности, они стараются засунуть фигурку в любое отверстие, не разглядывая их и не соотнося их друг с другом. Поэтому помощь взрослого в данном случае представляет из себя обучение, которое формирует у детей и ориентиров­ку, и действия восприятия одновременно. Большое значение здесь имеет обучаемость детей, так как более способные быстрее схватывают новый материал и уже после показа способа действия с одной-двумя фигурами начинают действовать самостоятельно. В норме ориентировка, как самостоятельный этап деятельности, появляется в 3-3,5 года (хотя у импульсивных детей может появиться значительно позднее, к 4-4,5 годам). Поэтому в 3- 4 года дети уже должны осматривать фигурки прежде, чем начать их засо­вывать в коробку. Однако эта ориентировка может быть еще внешней, т.е. ребенок помогает себе пальчиками, ощупывает фигурки, поворачиваетихв разные стороны, пытаясь засунуть в коробку. В этом случае также допус­тима помощь взрослого, который помогает детям перейти к зрительной ориентировке, которая в норме должна появиться к концу третьего года жизни. В это время попытка ощупать фигурку и, тем более, силой втиснуть ее в неподходящее отверстие считается уже грубой ошибкой, свидетельст­вующей о нарушениях в интеллектуальном развитии. В этом случае особен­но важно проверить обучаемость ребенка, так как хорошая обучаемость помогает быстро скорректировать это отставание, пока оно не отразилось на развитии мышления ребенка.

Тест «Пиктограмма» - направлен на исследование опосредованной памяти (дает информацию и о развитии мышления). Используется для диа­гностики детей с 4,5-5 лет.

Стимульный материал. Для проведения пиктограммы ребенку предлагается лист белой бумаги (стандартный лист формата А4), простой карандаш и набор слов для запоминания. Для детей 5-10 лет может быть использован следующий набор из 12 слов:

веселый праздник обман

вкусный ужин расставание

строгая воспитательница развитие

тяжелая работа слепой мальчик

теплый ветер страх

болезнь веселая компания

Инструкция: «Я тебе сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, поэтому запо­мнить их трудно, чтобы тебе было легче справиться с заданием, ты можешь на этом листе нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит данное слово. Но рисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Так как слов доволь­но много, а лист только один, постарайся расположить рисунки таким об­разом, чтобы все они уместились на этом листочке. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, главное, чтобы они правильно отражали содержание слова».

Проведение теста. Детям медленно читаются приведенные выше слова и словосочетания (которые идут как одно слово). При этом взрослый внима­тельно смотрит за тем, чтобы ребенок рисовал не буквы, а только опреде­ленные изображения. Если ребенок начинает рисовать большие фигурки, занимающие основную часть листа, то ему можно напомнить о том, что лист один и на нем надо будет уместить все картинки. Это напоминание делается один раз, примерно после 2-3-го слова. При необходимости лист можно перевернуть, однако при этом ребенку обязательно следует напом­нить о том, что его предупреждали, что места мало, а он это прослушал и потому нарушил инструкцию.

В том случае, если у взрослого появляются подозрения, что ребенок рисует без всякой цели и смысла, первую пришедшую в голову картинку, никак не связанную со словом, т.е. что он не понял или не расслышал ин­струкцию, необходимо спросить о том, что за рисунок делает ребенок и какое отношение он имеет к слову, названному взрослым. Можно уточнить, помнит ли еще ребенок то слово, на которое делает рисунок.

Время, отпускаемое на каждый рисунок к слову, ограничено и не превы­шает 1-2 минут. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то взрослый должен напо­мнить, что его не интересует качество картинки, важна только ее связь с произнесенным словом. Если ребенок продолжает рисовать, этот процесс прерывается и ему предъявляется следующее слово.

После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. (В том случае, если дети умеют считать, это можно попросить сделать самого ребенка.) Через 20-30 минут после проведения теста детям предъявляется лист бума­ги с их рисунками, глядя на которые их просят припомнить те слова, кото­рые диктовал взрослый. При воспроизведении фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок, которые были допущены ребенком. При этом воспроизведение, например, словосо­четания «вкусный ужин» как «сладкий ужин» или «разлука» как «расстава­ние» считается как правильное.

Анализ результатов. Прежде всего фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, которое говорит намоб объеме опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объем непосредственной памя­ти, и в норме для детей этого возраста составляет 10--12 слов (т.е. практи­чески стопроцентное воспроизведение).

Уровень развития образного мышления исследуется при помощи ана­лиза рисунков. При этом у детей с низким уровнем мышления рисунки мало связаны с темой либо их связь поверхностная, в то время как у детей с высоким уровнем образного мышления рисунки отражают суть данного предмета. Например, для вкусного ужина может быть нарисован торт, стол с каким-то блюдом, тарелка с едой и т.п. Точно так же для болезни может быть изображен и больной человек (например,с перевязанной ногой илилежащий на кровати), и сама кровать, и больница.

Следует обратить внимание на характер рисунков к словам разной сложности, специально подобранные в пиктограмме. Так, нарисовать знак, отражающий «вкусный ужин» или «строгую воспитательницу», детям на­много проще, чем «болезнь» или «обман». Наиболее сложными считаются слова «теплый ветер» и «развитие». Для детей 5 лет нормой являются аде­кватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов. В то же время для детей 6 лет и старше нормой является адекватное изображение всех слов данной пиктограммы.

Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. Это говорит о том, что низкий уро­вень мышления компенсируется в данном случае хорошей механической памятью. В то же время тот факт, что у ребенка отмечается низкий уровень развития и памяти, и мышления может в какой-то степени быть показате­лем его общего интеллектуального отставания.

Большой интерес представляет сравнение данных о воспроизведенном материале при непосредственном и опосредованном запоминании, так как в случае хорошего развития образного мышления оно может компенсиро­вать недостаток памяти. При этом ребенок воспроизводит нормальное ко­личество слов (10-12) в пиктограмме, однако при непосредственном запо­минании может запомнить их меньше нормы, например всего 3-5 слов.

Анализ расположения рисунков на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учи­тывать при диагностике 6-леток, так как это является одним из параметров, связанных с готовностью к школьному обучению. Наиболее адекватным счита­ется расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, так что взрослому даже не требуется их специально нумеровать в конце пиктограммы. При этом изображения отделены друг от друга и свободно уме­щаются на одной стороне листа. Наиболее низким уровнем организации явля­ется вариант, при котором рисунки хаотически разбросаны по листу и на­столько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на одной сторо­не и приходится переворачивать лист, чтобы уместить все слова.

Тест «Невербальная классификация» - направлен на изучение словесно-логического мышления у детей 5-7 лет.

Стимульный материал этого теста состоит из 20 картинок предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий, например, диких и домашних животных, овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п. Для детей 5-5,5 лет может использоваться более легкий материал, т.е. изображения понятий, далеких друг от друга, например, одежда и транспорт. Также могут быть использованы картинки из лото, картинки, вырезанные из кни­жек или нарисованные. Важно, чтобы они были одинаковыми по яркости (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изображений) и по размеру, а также количество картинок в каждой группе должно быть одина­ковым, например, 10 диких и 10 домашних животных, 10 фруктов и 10 ово­щей и т.д.

Инструкция: «Посмотри внимательно, что я буду делать» - после этого инструкция прерывается и взрослый начинает распределять картинки на две группы, не объясняя принципа этой систематизации. После того как взрослый выложил три картинки, он передает их ребенку со словами: «А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как и я».

Проведение теста. Данная классификация называется невербальной, так как взрослый задает основание классификации в реальной деятельности, не называя сами понятия. Выкладывая карточки, обратите внимание на то, что первые две должны относиться к разным классам (например, волк и корова), так как это облегчит ребенку дальнейшую классификацию. Третья карточка может относиться к любому классу, она кладется под первой карточкой пра­вильной группы, например, карточка овцы располагается под коровой. После того как вы передали картинки ребенку, вы только наблюдаете за его деятель­ностью, не произнося ни одного слова (не нужно даже говорить: «моло­дец», «правильно» или «неправильно»). В случае ошибки вы просто молча перекладываете карточку в нужное место, под правильной картинкой.

Крайне важно при этом не вызвать у ребенка чувства отгороженности и неуверенности, поэтому ваше поведение не должно быть отстраненным, вы можете улыбнуться детям, погладить их, сказать: «Не вертись, будь вни­мательнее». Не должно быть только словесных пояснений классифицируе­мых понятий, так как это существенно облегчает задание, изменяя его ха­рактер. После того как ребенок закончит работу, его надо спросить о том, почему он разложил картинки на эти две группы и какое название он им может дать.

Анализ результатов. Данный тест исследует уровень развития словесно-логического мышления детей, именно поэтому так важно, чтобы заданное вами основание классификации было понято и произнесено ими самостоя­тельно. В процессе работы время практически не ограничено, хотя, как правило, классификация 20 картинок занимает в норме не больше 5- 7 минут (для детей рефлексивных, с медленным темпом деятельности время может быть увеличено до 8-10 минут). Главное внимание обращает­ся на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок.

Мы можем говорить о норме, т.е. среднем уровне интеллектуального развития в том случае, если ребенок допускает 2-3 ошибки, преимущест­венно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены оконча­тельно. Бывают и случайные ошибки в процессе классификации, особенно у импульсивных детей, которые торопятся разложить картинки побыстрее.

Однако в том случае, если ребенок допускает больше пяти ошибок, можно говорить о непонимании им принципа разложения этих картинок. Об этом же говорит и хаотичный их расклад, например, когда дети не задумываясь распределяют карточки по группам. В этом случае работа может быть прервана и взрослый вводит вербальное обозначение классифициру­емых понятий. Как правило, детям говорят: «Ну зачем же ты кладешь ло­шадку в эту группу, ведь тут лежат волк, тигр, лев, т.е. только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это дикие животные, а лошадь - животное домашнее, она живет с человеком, поэтому ее надо положить в ту группу, где корова, осел и т.д.». После этого классификация доводится до конца, но не оценивается. Для диагностики (уже не только интеллекта, но и обучаемости) ребенку дается другой набор карточек, и в этом случае работа не прерывается даже тогда, когда он опять допускает ошибки.

Об интеллектуальных дефектах (задержке, снижении интеллектуального уровня) можно говорить в том случае, если ребенок и после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать группы картинок (в этом случае можно говорить о нарушении именно словесного мышления). Для подтверждения этого диагноза через какое-то время (день-два) ребенку можно предложить провести более легкую классификацию (например, овощи и мебель, люди и транспорт), с которой справляются даже дети 4,5-5 лет.

Для усложнения задания (например, при диагностике одаренных детей) можно предложить вариант классификации, не задавая ее основания, т.е. не раскладывая вначале перед ребенком картинки на две группы. При таком задании детям просто даются все картинки и просят их разло­жить на две группы. Обращается внимание не только на ошибки, но и на быстроту выделения основания (т.е. как скоро ребенок понимает, какие два понятия надо выделить). Детям с высоким уровнем интеллекта достаточно, как правило, 3-4 картинок.

Тест «Несуществующее животное» - направлен на исследование личности детей. Может использоваться при работе с детьми от 4,5-5 лет и старше.

Инструкция: «Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого нет в реальной жизни».

Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой каран­даш. Младшим детям (4,5-6 лет) можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также могут быть даны более детальные разъяснения понятия «несуществующее животное», например, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует только в сказках. После начала работы взрослый, как и в других личностных тестах, не вмешивается в ее процесс. Как только ребенок закончил рисовать, его можно попросить ответить на некоторые вопросы: «Как зовут это животное? С кем оно живет? С кем дружит? Чем питается?» Ответы детей фиксируются.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание на размер фигу­ры нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бума­ги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер фигу­ры, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги - с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа говорит о высоких притязаниях, в середине листа - о средних, а в нижней трети - о занижен­ных притязаниях. Большое значение имеет сопоставление размера фигуры с расположением на листе бумаги. Наиболее адекватным считается доста­точно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое рас­положение говорит об уверенности ребенка в себе,но не идеализации, его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку,но не любой ценой.

Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, сви­детельствует о завышенной самооценке и притязаниях ребенка на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправдан­ны. Если рисунок еще и украшен (украшения на животном, цветы, орнамен­ты и т.д.), можно говорить о демонстративности данного ребенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не являются лидерами группы, они становятся дезорганизаторами, нарушающими любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усили­вают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, которого они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окру­жающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успешность в какой-то деятельности.

О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценнос­ти у детей говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного поме­щается в самом низу листа. Такие дети нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи (например, на то, как хорошо этот ребенок что-то нарисовал или склеил), если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Подобное поощре­ние необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, в которых от них требуется высокая успешность во всех видах дея­тельности и послушание, которые с трудом даются детям и приводят к сни­жению их самооценки.

О наличии внутриличностного конфликта можно говорит в том случае, если есть несовпадения между самооценкой и уровнем притязаний. На ри­сунках таких детей маленькая фигурка может располагаться на самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура нарисована в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняется и поведение, и харак­тер общения. При этом дети, у которых небольшая фигура смещена вверх, часто скрывают свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) на­рочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид аг­рессии называется «агрессией от тревоги» и является весьма распростра­ненным как у детей, так и у взрослых, которые нападают для того, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. О таком поведе­нии сложилась поговорка: «Лучший метод защиты - нападение». Этот тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите. Дети боятся, что мама или папа не будут их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки. Отсюда их демонстра­тивное притязание на эту оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.

Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, в которых ими не занима­ются, не любят, часто наказывают.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигу­ры по горизонтали. Так, фигура, сдвинутая в левую сторону (так же как и смотрящая влево), может говорить об инфантильности ребенка, его стрем­лении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требова­ниями к ребенку, так и с ревностью к появившемуся брату или сестре, кото­рых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. Хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

Большое значение имеет и преобладание в нарисованной фигуре горизон­тальных или вертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура гово­рит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий - наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжа­тые кулаки и т.п., так же как и ответы детей, в которых рассказывается о том, что животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрес­сии - и открытой (со стремлением к превосходству, к лидерсту), и защит­ной агрессии (появляющейся в результате тревоги). Поэтому важно анали­зировать рисунок целиком, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание и на штриховку рисунков. Так, силь­ная, с нажимом прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, с сильным нажимом и часто выходящая за пределы контура, также говорит о нервном напряжении ребенка, но свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.

Оценивается и содержаниерисунков. Рисункиживотных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от об­щения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребен­ка, желанием уйти от общения, от любопытства чужих людей. Такой рису­нок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, куда стремится переместиться ребе­нок - в прошлое или в будущее (см. выше). Появление антенн, проводов, биноклей и т.п. атрибутов часто связано с интересом ребенка к окружающе­му, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.

Тест «Опросник Айзенка» - направлен на исследованиетрех индиви­дуальных качеств ребенка - интравертность-экстравертность, нейротизм и лживость.

Стимулъный материал: 60вопросов и бланк ответов.

Инструкция: «Слушай меня внимательно. Сейчас я тебе прочитаю во­просы, на которые ты должен ответить только «да» или «нет». Перед тобой лежит лист, на котором написаны номера вопросов и нарисованы две ко­лонки. Ты должен поставить крестик или галочку в первой колонке, если хочешь ответить на этот вопрос «да». Если же ты не согласен и хочешь ответить «нет», то поставь галочку во второй колонке. Старайся отвечать быстро, но будь внимателен, подумай, прежде чем ответить «да» или «нет».

Проведение теста. Ребенку дается бланк ответов, затем зачитывается ин­струкция. Вопросы читаются вслух, по очереди. На ответ дается примерно 1-1,5 минуты. Если ребенок не успел ответить, его можно поторопить, ска­зав о том, что сейчас Вы будете зачитывать следующий вопрос. После окон­чания работы детей спрашивают, все ли им было понятно, не было ли пропущенных вопросов и в случае необходимости зачитывают пропущен­ный вопрос повторно. Затем листы с ответами собираются.

Анализ результатов. При обработке полученного материала подсчитыва­ется количество баллов, набранных ребенком по каждой из трех шкал - экстра-интраверсия, нейротизм и лживость. Подсчет происходит на осно­вании «ключа», который приводится в приложении. Если ребенок ответил на вопрос так, как указано в «ключе», он получает один балл. При противо­положном ответе - 0 баллов. Например, подсчитывая количество баллов по первому качеству - экстра-интраверсия, Вы видите, что ребенок на пер­вый и девятый вопросы ответил «да». За эти вопросы он получает по одно­му баллу. На вопросы 3 и 11 - ответы «нет», соответственно за них Вы ставите 0 баллов. В то же время при ответе на вопросы 6 или 33 Вы, наобо­рот, ставите 1 балл за ответ «нет» и 0 баллов за ответ «да». Таким образом подсчитывается общее количество баллов но каждой шкале.

1. Максимальное количество баллов по шкале «экстра-интраверсия» - 24(19+5).

Дети, набравшие по первой шкале 12 и больше баллов, - экстравертированны, набравшие меньше 12 баллов - интравертированны. Для экстра­вертов характерно стремление к общению. Они открыты и доброжелатель­ны, как правило, уверены в том, что и другие люди относятся к ним хоро­шо. Такая уверенность и дает им возможность относиться ко всем людям, даже незнакомым, с доверием. Это помогает им наладить общение с любым человеком, завести много друзей. Для этих детей такжехарактерна импуль­сивность, активность в поведении, хорошее настроение.

Интравертные дети - более закрыты, они труднее налаживают контак­ты, особенно с незнакомыми людьми из-за своей неуверенности и застен­чивости. Зато при контактах с близкими они стараются проявить себя с самой лучшей стороны, хотя и не стремятся иметь много друзей. Такие дети хотят распланировать свои действия заранее или хотя бы осмотреть­ся в новой ситуации до того, как начать что-то делать.

    «нейротизм» - 24.

Дети, набравшие больше 12 баллов по второй шкале, эмоционально не­устойчивы. Они ранимы, не могут справиться со своими отрицательными эмоциями - обидой, тревогой, которые могут у них перейти в гнев и даже агрессию, мстительность. В то же время доброе слово, улыбка способны снять эту вспышку и быстро привести их в хорошее настроение. Дети с низким уровнем нейротизма (меньше 12 баллов) меньше подвержены эмо­циональным срывам, они не так зависимы от расположения других людей, особенно взрослых. Но зато их гнев или агрессию не так легко остановить, так же как и изменить их плохое (или хорошее) отношение к какому-то человеку, как взрослому, так и сверстнику.

    Максимальное количество баллов по шкале «лживость» - 12 (5 + 7).

Критическое количество баллов по шкале «лживость» 5-6. Дети, набрав­шие больше 5 баллов, стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Они демонстративны, т.е. стремятся обратить на себя внимание любой ценой, даже если для этого надо набедокурить или соврать. Для них характерна высо­кая самооценка, притязания на высокую оценку или лидерство в группе. Одна­ко эта неискренность сказывается и в ответах на другие вопросы, на которые дети могут ответить не столько правдиво, сколько «правильно», с их точки зрения, для того чтобы показать себя с лучшей стороны. Это надо учиты­вать при обработке материала, по возможности проверяя ответы детей или сверяя полученные результаты с данными других тестов.

Для составления более полной характеристики ребенка после подсчета баллов по отдельным шкалам нужно соотнести эти показатели между собой. Сопоставляя этот тест, Айзенк исходил из того, что психодинамические качества соотносятся с чертами характера и темперамента челове­ка. Это соотношение иллюстрируется «кругом Айзенка», на котором пока­зано, какими чертами обладает интравертный ребенок с высоким (верхний левый угол) и низким (нижний левый угол) уровнем нейротизма. На пра­вой стороне приводятся качества, характерные для экстравертных детей с высоким (верхний угол) или низким (нижний угол) уровнем нейротизма.

Составляя общую характеристику ребенка, нужно также помнить о том, что дети с высоким уровнем экстраверсии, нейротизма и лживости облада­ют неадекватно завышенной самооценкой. Их притязания, стремление к доминированию в группе сверстников часто не подкрепляются их реальны­ми знаниями и умениями. Однако это не снижает их самооценку, только усиливая их демонстративность, переводя ее в негативизм, упрямство, аг­рессивное поведение. В неблагоприятных условиях (холодность взрослых, нежелание признать их достоинства, жесткий, авторитарный стиль обще­ния) у них развивается истерия.

Дети, у которых высокий уровень нейротизма сочетается с интравертностью и лживостью, также неадекватны, но склонны, наоборот, занижать свою самооценку.Их неуверенность в себе может привести к уходу от об­щения, замкнутости, закомплексованности. Такие дети боятся ошибиться, вызвать гнев или неудовольствие взрослых. Поэтому они могут не ответить на вопрос даже тогда, когда знают правильный ответ, а их лживость связа­на со стремлением понравиться экспериментатору. Однако и у таких детей может наблюдаться агрессивное поведение, которое является защитой от их тревожности и неуверенности в себе. В неблагоприятных обстоятельст­вах у этих детей развиваются депрессии и фобии, т.е. немотиварованные страхи (темноты, высоты, закрытых помещений и т.д.).

Таким образом, надо помнить о том, что дети, набравшие большое ко­личество баллов по шкалам «нейротизм» и «лживость», нуждаются в повы­шенном внимании взрослых, бережном отношении, так как отклонения в процессе личностного роста у них возникают быстрее, чем у более уравно­вешенных и стабильных детей. В то же время тепло и забота взрослых, поощрение реальных достижений ребенка важны для нормального разви­тия личности всех детей.

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Учитель-логопед:

Назарова Т.Н.

Среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития. При относительно сформированной импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний. Основной задачей начальных этапов логопедической коррекции является создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи детей, страдающих алалией, и усвоение ими языковой системы в целом.

Неговорящие трехлетние дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. В логопедической практике неговорящий ребенок, как правило, это либо ребенок с алалией, либо с тяжелой степенью дизартрии, тугоухостью, олигофренией или ранним детским аутизмом. Учителю-логопеду не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи. В пользу речевого дефекта, имеющего органический характер, могут свидетельствовать данные о наличии в анамнезе перинатальный патологии различного происхождения, нейроинфекций и травм головного мозга, перенесенных в раннем возрасте жизни.

Задачами логопедического обследования неговорящего ребенка 3-х лет является изучение уровня его речевого развития (учитывается уровень развития понимания речи и собственные речевые возможности ребенка), выявление характера и степени нарушения дыхания, слуха, определение особенностей внимания, целенаправленности произвольной деятельности, состояния поведенческих и двигательных реакций.

Как расположить к себе ребенка при первом знакомстве? Успех общения во многом определяется доброжелательным, уравновешенным, спокойным отношением педагога и его профессиональным интересом, желание узнать, каков он, этот новый малыш? Лучше сразу же обращаться к нему по имени и назвать свое имя. Спокойный тон, доброжелательная улыбка, искреннее отношение, помогают с первых минут расположить ребенка к себе, снять страх и напряжение. Начинать обследование лучше с организации невербальных форм деятельности. Можно предложить ребенку игры «Разрезные картинки», «Собери пирамидку», «Спрячь мышку от кошки» и т.п.

Дети 3-4 лет с грубым недоразвитием речи имеют крайне ограниченный активный словарный запас, основными средствами общения у них становятся жестовые знаки, мимика, интонация и лепетные формы слов. Вместо целых слов произносят лишь ударные слоги. Характерным для данной категории детей является наличие «универсальных слов», заменяющих слова, близкие по звучанию или значению. Навыки словообразования и словоизменения либо отсутствуют полностью, либо представлены весьма незначительно. Фразовая речь характеризуется более поздним сроком формирования и аграмматичностью своей структуры. Последнее время специалистами в дошкольной логопедии отмечается тенденция к росту неговорящих детей в возрасте 3-4 лет, речь которых может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке. Характерной чертой является возможность многоцелевого использования освоенных детьми средств языка: звукоподражаний, слов, сочетаний звуков, заменяющих существительные, глаголы. У детей данной категории речь малопонятна окружающим, имеет жесткую ситуативную привязанность.

Основная цель логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах:

Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2.Развитие эмоционального общения со взрослым.

3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.

4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.

5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

7.Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Принципы организации и проведения логопедической работы с неговорящими детьми:

Систематичность проведения занятий.

Опора на разные модальности.

Экспрессия педагога.

Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и педагога.

Опора на разные виды деятельности (смена).

Вариативность наглядного и дидактического материала.

Использование элементов соревнования.

Использование системы поощрения.

Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции педагога.

Логопедическое обследование может быть:

Первичным (перед началом коррекционной работы),

Промежуточным (на определенном этапе коррекционной работы),

Итоговым (по окончании коррекционной работы).

Логопедическое обследование проводится по 3-м основным направлениям:

!!!

Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого развития. Проводится на основе беседы с родителями ребенка и анализа документов - выписки невролога о речевом развитии ребенка, характеристики воспитателей, осмотр отоларинголога, окулиста.

!!!

Логопедическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребенка.

!!!

Анализ и педагогическая оценка результатов обследования (речевая карта).

Анамнез в речевой карте заполняется учителем-логопедом со слов мамы во время первичной индивидуальной беседы или из медицинской карты ребенка. Следует учитывать нормы раннего развития

НОРМЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

(физического и речевого)

Удерживание головы - 1,5-3 мес. Гуление - 2-4 мес.

Умение ползать - 5-7 мес. Лепет - 5-6 мес.

Умение сидеть - 6-8 мес. Первые слова - 1 год

Умение стоять - 8-9 мес. Фраза - 1,5-2 года

Умение ходить - 10-13 мес. Связная речь - 2,5-3 года

При обследовании психических функций учитель-логопед опирается на данные психологического обследования (ответственный педагог-психолог). Исследуется характер игровой деятельности в процессе наблюдений за ребенком в группе, на прогулке, режимных моментах. Исследуя особенности зрительного восприятия, можно предложить ребенку следующие игры:

«Где большой, где маленький?»

«Назови цвет предмета»

«Посели картинку в домик» (соответствие предмет-геометрические фигуры)

При исследовании зрительно-пространственного гнозиса и праксиса можно предложить ребенку оглядеться и назвать предметы, которые находятся в комнате сверху, снизу, слева, справа, игры «Складывание разрезных картинок», «Складывание фигур из палочек».

Исследование артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры:

Повторение артикуляционных упражнений, переключаемость,

Отмечаются особенности строения органов артикуляционного аппарата: губы, зубы, прикус, твердое нёбо, мягкое нёбо, язык, степень саливации.

Исследование моторики:

При исследовании состояния общей моторики ребенку предлагаются пробы: «Беги по дорожке», «Беги, иди, стой!», «Пройди по шнуру», «Лягушка», «Игра с мячом».

Для получения сведений о состоянии мелкой моторики предлагается сложить мозаику, выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы.

В норме к 3-м годам уже формируется праксис позы пальцев и наряду с этим трехлетним детям доступно выполнение простой пробы на динамический праксис («кулак-ребро», «ладонь-кулак») при условии сопряженного предварительного выполнения каждой серии отдельно левой и правой рукой.

Исследование мимической мускулатуры:

Упражнения : - поднять брови,

Нахмурить брови,

Прищурить сначала правый глаз, затем левый,

Надуть щечки,

Втянуть щечки.

Исследование фонетической стороны речи:

Можно использовать картинки-символы, обозначающие звуки, например, как плачет кукла, как пищит мышка. Повторение звука изолированно, в слогах, словах.

Исследование фонематического слуха:

Для выявления уровня развития фонематического слуха, можно использовать картинки (слова-паронимы: папа-баба, крыша-крыса), игру «Кто голос подает?».

Также в методику логопедического обследования включаются задания на выявление особенностей слухового внимания к звучащим игрушкам, зрительного восприятия. Исследование слухового внимания проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания 2-х игрушек (н-р, металлического колокольчика и резиновой игрушки). Педагог называет игрушки и показывает, как можно издавать звуки с их помощью, затем прячет за ширму, производит за ней звуки, ребенок должен показать, какая игрушка звучала.

Исследование словаря:

Прежде проверяется активный словарь. Если активный словарь в норме, то проверять пассивный словарь нет необходимости. Если у ребенка отмечаются трудности с активом, нужно исследовать пассив. Для исследования словаря существительных используются изображения предметов различных групп (обобщающие слова), предлагается узнать предметы по назначению. При исследовании глагольного словаря используются соответствующие картинки., предлагается называть действия по звукоподражанию. При исследовании словаря прилагательных выясняется, насколько ребенок владеет в активной и пассивной речи словами, которые обозначают цвет, форму, величину предмета и его тактильные характеристики.

Исследование грамматического строя речи:

Первоначально исследуется возможность владения грамматическими категориями в активе, а при невозможности, уже в пассиве. Исследуются навыки согласования местоимений с существительными, умение использовать предлоги (положи игрушку на коробку, спрячь в коробку, под коробку, достань из коробки) , согласовывать существительные с прилагательными и числительными, понимание существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Исследование фразовой речи:

В ходе беседы, задаются ребенку вопросы:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

С кем ты живешь?

Как зовут маму, папу?

Кто тебя приводит в детский сад?

С кем ты играешь в детском саду?

Какие твои любимые игрушки?

В ходе беседы отмечается, какими языковыми единицами владеет ребенок, какими ответами пользуется (однословными, фразовыми), насколько развернута его речь. При выявлении особенностей речевого недоразвития детей младшего дошкольного возраста в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае снижается контроль речи.

Логопедическое заключение может быть поставлено только на основании анализа всей совокупности результатов обследования, что предполагает соотнесение уровня понимания речи ребенка с уровнем его экспрессивной речи и выполнением невербальных заданий. В дальнейшем процессе построения логопедической работы педагог должен постоянно осуществлять динамическое наблюдение за формированием у ребенка вербальных средств общения, настоятельно привлекать родителей к организации стимулирующего действия на речевое развитие ребенка.

При обследовании речевого развития неговорящих детей можно использовать следующую литературу: С.В. Батяева, В.Е. Савостьянова, В.С. Володина «Большой альбом по развитию речи», Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».

Использованные источники:

Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».

Т.В. Башинская, Т.В. Пятница «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна».

М.И. Лынская «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: