Девичник игры конкурсы приколы. Конкурсы на девичник: игры, идеи и примеры

Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорожденности. В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но из-за ряда обстоятельств в этот момент не происходит еще биологического отделения его от матери. В основных жизненных функциях ребенок остается еще долгое время биологически несамостоятельным существом. В продолжение всего рассматриваемого периода жизнедеятельности и самое существование ребенка носит столь своеобразный характер, что это одно дает повод для выделения периода новорожденное™ в особый возраст, обладающий всеми отличительными чертами критического возраста.

Если попытаться охарактеризовать главнейшую особенность возраста, можно сказать, что она коренится в той своеобразной ситуации развития, которая создается благодаря тому, что ребенок в момент родов отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка в период новорожденное™ занимает как бы среднее положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Новорожденное™ - как бы соединительное звено между утробным и внеутробным развитием, она совмещает в себе черты того и другого. Это звено представляет собой в истинном смысле переходный этап от одного типа развития к другому, коренным образом отличному от первого.

Переходный, или смешанный, характер жизни ребенка в период новорожденное™ можно проследить на нескольких основных особенностях, отличающих его существование.

В самом деле, нельзя не видеть, что питание новорожденного носит смешанный характер. С одной стороны, ребенок питается по способу животных: он воспринимает внешние раздражения, отвечает на них целесообразными движениями, с помощью которых захватывается и усваивается пища. Весь его пищеварительный аппарат и обслуживающий этот аппарат комплекс сенсомоторных функций играет главную роль в питании. Однако ребенок питается молозивом матери, а впоследствии ее молоком, т. е. внутриорганическим продуктом материнского организма. Таким образом, питание новорожденного представляет собой как бы переходную форму, как бы промежуточное звено между внутриутробным и последующим внеутробным питанием.

Ту же двойственность и тот же промежуточный характер мы без труда открываем и в основной форме существования новорожденного, которая отличается в первую очередь недостаточной дифференцированностью сна и бодрствования. Как показывают исследования, около 80% времени новорожденный проводит во сне. Главнейшая особенность сна новорожденного - его полифазный характер. Короткие периоды сна чередуются с вкрапленными в них островками бодрствования. Самый сон недостаточно дифференцирован от состояния бодрствования, и поэтому часто у новорожденного наблюдается среднее состояние между бодрствованием и сном, ближе всего напоминающее состояние дремоты. Несмотря на большую длительность сна, оказывается, по наблюдениям Ш. Бюлер и Г. Гетцер, что периоды его весьма коротки; беспрерывный сон в продолжение 9-10 часов наступает лишь с 7-го месяца. Среднее число периодов сна в первой четверти первого года равняется 12.

Самое замечательное отличие сна новорожденного - его беспокойный, прерывистый и поверхностный характер. Новорожденный во сне производит много импульсивных движений, иногда даже ест, не просыпаясь. Это опять указывает на то, что его сон недостаточно дифференцирован от бодрствования. Новорожденный способен засыпать с полуоткрытыми глазами, и обратно - бодрствуя, он часто лежит с закрытыми глазами, находясь в состоянии дремоты. По данным Д. Канестрини, кривая мозгового пульса новорожденного не обнаруживает отчетливой границы между сном и бодрствованием. Критерий сна, который мы получаем из наблюдений над сном взрослого или ребенка старше 6 месяцев, для первых недель жизни еще не имеет силы.

Таким образом, общее жизненное состояние новорожденного может быть охарактеризовано как среднее дремотное состояние, из которого постепенно и на краткие сроки выделяется состояние сна и бодрствования. Поэтому многие авторы, как Ж. Лермит и другие, приходят к заключению, что в первые дни внеутробного существования ребенок как бы продолжает утробную жизнь и сохраняет ее психические черты. Если к этому присоединить тот факт, что ребенок сохраняет эмбриональную позу как во время сна, так часто и во время бодрствования, промежуточный характер его жизнедеятельности станет совершенно ясен. Излюбленным положением ребенка во время сна остается эмбриональное. То же положение ребенок занимает и в спокойном состоянии бодрствования. Лишь у 4-месячных детей можно наблюдать во время сна другое положение.

Смысл этого своеобразного жизненного состояния не оставляет никаких сомнений относительно его природы. В материнской утробе жизнедеятельность ребенка почти целиком исчерпывается деятельностью растительных функций и сведением к минимуму анимальных функций. Но и сон представляет собой такое состояние, в котором на первый план выступают вегетативные процессы при более или менее резком затормаживании животных функций. Сон новорожденного свидетельствует о сравнительном преобладании у него вегетативной системы. Обилие и частота сна новорожденного являются, по-видимому, до известной степени продолжением поведения плода, обычное состояние которого, насколько можно догадываться, больше всего похоже на сон. Сон, с генетической точки зрения, наиболее примитивное растительное поведение. Генетически он предшествует бодрствованию, которое развивае^я из сна. Таким образом, сон новорожденного, как и его питание, занимает промежуточное место между состоянием эмбрионального и постнатального развития.

Наконец, анимальные функции новорожденного также не оставляют никаких сомнений в том, что ребенок этого возраста стоит как бы на грани внутри- и внеутробного развития. С одной стороны, он обладает уже рядом двигательных реакций, возникающих в ответ на внутренние и внешние раздражения. С другой стороны, он еще целиком лишен основной особенности животного - именно способности к самостоятельному передвижению в пространстве. Он обладает способностью самостоятельного движения, но перемещается в пространстве не иначе, как с помощью взрослых. Его переносит мать, что тоже указывает как бы на промежуточное положение между перемещением, свойственным плоду и ребенку, вставшему на ноги.

Двигательные особенности новорожденного вызывают ряд поучительных биологических параллелей. Ф. Дофлейн разделяет детенышей млекопитающих по убывающей ступени их внеутробной зависимости от матери на четыре группы. На первом месте должны быть поставлены сумчатые, детеныши которых помещаются матерью во внешнюю утробу и проводят начало своего детства в сумке. Здесь мы имеем как бы грубоанатомическое выражение переходной стадии от внутриутробного развития к самостоятельному существованию. На втором месте стоят детеныши берложных животных, рождающиеся беспомощными, часто слепыми и проводящие начало детства в гнезде, снова напоминающем переходную среду от материнской утробы к внешнему миру. На третьем месте стоят грудные детеныши, которых носит мать. Все эти дети имеют обхватывающие инстинкты. Наконец, на последнем месте должны быть поставлены бегающие детеныши, вполне развитые, начинающие бегать тотчас после рождения и питающиеся, кроме груди, растениями.

У новорожденного человеческого ребенка мы наблюдаем ряд движений, которые находятся в несомненной филогенетической связи с обхватывающими рефлексами третьей группы млекопитающих. Когда у обезьяны рождается детеныш, он рефлекторно сжимает всеми четырьмя конечностями шерсть на теле матери и повисает под ее грудью, спиной книзу. В таком состоянии детеныш остается и тогда, когда спит, и тогда, когда бодрствует. При передвижениях матери он, будучи неподвижно соединен с ней, следует везде за ней. Мы имеем в этом случае как бы функциональный механизм, выражающий ту новую зависимость новорожденного от матери, которая находит другое проявление у сумчатых животных.

У новорожденного человеческого детеныша мы также наблюдаем родственные этому рефлексу движения. Если вложить в руки новорожденному палец или другой продолговатый предмет, новорожденный так цепко обхватывает его, что ребенка можно поднять на воздух и продержать в висячем положении около минуты. Родство этого рефлекса с обхватывающим рефлексом обезьяньего детеныша очевидно. Такое же значение имеет и реакция МОРО, известная под названием обхватывающего рефлекса и возникающая в результате сотрясения головы, причем руки и ноги симмегрично расходятся, чтобы затем снова сомкнуться в виде арки. Такими же движениями отвечает новорожденный на всякий сильный и внезапный стимул, давая известную реакцию испуга, выражающуюся в обхватывающих движениях. По А. Пейперу, реакции испуга равнозначны обхватывающему рефлексу, общему у человека и обезьяны. Таким образом, в этих архаических остаточных двигательных приспособлениях мы находим следы общей для всех млекопитающих своеобразной стадии биологической зависимости новорожденного от матери, зависимости, сохраняющейся после рождения.

Наконец, прямым и бесспорным доказательством того, что период новорожденное™ следует рассматривать как переходный период между утробным и внеутробным развитием, является следующее. Последние месяцы эмбрионального развития могут в случае преждевременных родов протекать в условиях внеутробного развития, как и первые месяцы новорожденное™ в случаях задержанных и отсроченных родов могут протекать в условиях развития утробного.

Иногда ребенок рождается переношенным. Если нормальный срок беременности 10 лунных или 9 солнечных месяцев (280 дней), то окажется, что недоношенность и переношенное™ ребенка вызывается отклонениями от нормального срока в ту или другую сторону до 40 дней. Ребенок может появиться на свет, начиная с 240-го и вплоть до 320-го дня, считая от последней менструации. В исключительных случаях беременность может затянуться до 326-го дня. Таким образом, время появления на свет жизнеспособных детей обладает широтой вариаций приблизительно в 4 мес.

Что показывает исследование развития недоношенных и переношенных детей? Коротко можно сказать, что лишние 1-2 месяца внеутробного развития недоношенного ребенка, как и лишние 1-2 месяца утробного развития переношенного ребенка, не вызывают сами по себе сколько-нибудь существенных изменений в дальнейшем развитии. Это означает, что последние 2 месяца утробного и первые 2 месяца внеутробного развития настолько тесно связаны между собой по самой природе происходящих в эти периоды процессов, что периоды как бы эквивалентны друг другу. Так, по данным Гезелла, переношенный ребенок с самого начала представляет несомненную картину общего ускорения развития. Это значит, что лишний месяц, проведенный ребенком в утробе матери, продвигает и его внеутробное развитие на соответствующий срок. Коэффициент умственного развития такого ребенка должен быть выведен с поправкой на один лишний месяц его утробного развития.

Так же точно недоношенный ребенок оказывается жизнеспособным даже в том случае, когда он провел в материнской утробе всего 3 /4 положенного ему природой времени. Механизмы поведения к 7 месяцам уже почти готовы к действию, и за последние 2 месяца жизни плода темп их развития несколько замедляется. Таким путем обеспечивается выживание и в случае недоношенности. Преждевременно родившийся ребенок напоминает поэтому нормального новорожденного в гораздо большей степени, чем это можно было бы ожидать. Однако, учитывая ход развития недоношенного ребенка, мы снова должны внести поправку в коэффициент его умственного развития, учтя то обстоятельство, что первые 2 месяца внеутробного развития ребенок развивался в счет незаконченного эмбрионального периода. Если мы спросим, вносит ли недоношенность заметные изменения в умственное развитие, то в общем и целом ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.

Исследования недоношенных и переношенных детей, думается нам, с несомненностью подтверждают положение о переходном характере периода новорожденное™. Однако нам представляется ошибочным заключение, которое часто делают из этого факта сторонники эволюционистских воззрений на детское развитие, заключение, согласно которому родовой акт, являющийся таким несомненным и ярким примером скачкообразности развития, должен рассматриваться как простой этап в эволюционной последовательности утробного и внеутробного развития. Сторонники этого взгляда, правильно видя преемственность и связь между двумя ступенями развития, не замечают диалектического скачка, который совершает ребенок, переходя от одного типа развитая к другому. Самый общий вывод, говорит Гезелл на основании исследований недоношенных и переношенных детей, который может быть отсюда сделан, сводится к тому, что развитое поведения совершается закономерно, в онтогенетическом порядке, независимо от срока появления на свет. Существует, по-видимому, прочный субстрат развития, на который не может особенно влиять время рождения. Благодаря этому общий характер кривой роста одинаков для родившихся в срок и для недоношенных детей. Или, проще говоря, недоношенный ребенок, несмотря на то что он преждевременно исторгнут из материнского лона, продолжает еще в течение некоторого времени развиваться по типу плода.

Нам представляется такое заключение несостоятельным. Неоспорима глубокая преемственность между последними месяцами утробного развития и первыми месяцами новорожденное™. Мы пытались иллюстрировать это путем анализа некоторых важнейших особенностей новорожденных. Мы можем указать и на несомненно наблюдающиеся движения плода в материнской утробе, которые также говорят о том, что уже в эмбриональный период развития жизнь ребенка не исчерпывается целиком только растительным процессом. Однако эта несомненная преемственность остается не больше чем фоном, на котором на первый план выступает в качестве основного момента не столько сходство, сколько различие эмбрионального и постнатального состояния. Как всякий переход, период новорожденности означает в первую очередь разрыв со старым и начало нового.

В задачи настоящего параграфа не входит подробное описание генезиса и динамики того основного новообразования, которое имеет место в период новорожденности. Для наших целей совершенно достаточно назвать это новообразование, кратко описать его, указать на то, что оно обладает всеми типическими чертами новообразования критических возрастов, и тем самым наметить исходный пункт, образующий начало дальнейшего развития личности ребенка.

Если попытаться назвать в общих словах центральное и основное новообразование периода новорожденности, возникающее впервые как продукт этой своеобразной ступени развития и являющееся исходным моментом последующего развития личности, можно сказать, что таким новообразованием будет индивидуальная психическая жизнь новорожденного. Два момента должны быть отмечены в этом новообразовании. Жизнь присуща ребенку уже в период эмбрионального развития. Новым, возникающим в период новорожденности, является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенным от организма, в недрах которого оно зародилось, жизнью, которая, как всякое индивидуальное бытие человека, вплетена и воткана в социальную жизнь окружающих ребенка людей. Вот первый момент. Второй момент заключается в том, что эта индивидуальная жизнь, будучи первой и самой примитивной формой бытия ребенка как социального существования, является вместе с тем психической жизнью, ибо только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Вопрос о содержании психической жизни новорожденного порождал долгое время большие разногласия и споры ввиду того, что прямое исследование его психики совершенно неосуществимо. Поэты, философы и психологи склонны были приписывать психике новорожденного слишком сложное содержание. Так, Шекспир устами Лира вкладывает глубокий пессимистический смысл в первый крик ребенка:

Родясь на свет, мы плачем -

Грустно нам к комедии дурацкой приступаться.

Аналогичный смысл вкладывал в детский крик А. Шопенгауэр, видевший в нем аргумент в пользу пессимизма, доказательство того, что страдание преобладает в самом начале существования. И. Кант истолковывал крик новорожденного как протест человеческого духа против заключения в оковы чувственности.

Исследователи, принадлежащие к рефлексологической школе, склонны отрицать наличие всякой психической жизни у новорожденного, рассматривая его как живой автомат, воспринимающий и действующий исключительно в силу определенных нервных связей и лишенный всяких следов психики.

Однако в настоящее время огромное большинство исследователей сходятся в признании двух основных положений: 1) новорожденный обладает в самой примитивной степени начатками психической жизни и 2) эта психическая жизнь носит совершенно своеобразный характер. Рассмотрим оба положения.

Возражения против признания психической жизни у новорожденного основываются обычно на том факте, что большая часть центров головного мозга у новорожденного незрелая. В частности, незрелой оказывается в первую очередь кора головного мозга, которая, как известно, имеет ближайшее отношение к деятельности сознания. Отмечается, что рожденный без коры головного мозга ребенок в наиболее грубых проявлениях жизни не отличается от нормального, по крайней мере в первые дни жизни.

Сам по себе факт незрелости центральной нервной системы новорожденного не подлежит сомнению. Однако два момента заставляют нас признать этот аргумент несостоятельным. Мы привыкли считать кору головного мозга местопребыванием всех проявлений сознания. А так как у новорожденного этот орган еще не функционирует, то мы заключаем, что никакого сознания у него нет. Это заключение было бы обязательным лишь тогда, когда было бы установлено, что все проявления нашего сознания связаны с корой головного мозга. Факты же, имеющиеся в нашем распоряжении, доказывают, что это не совсем так. Кора головного мозга связана, по-видимому, лишь с проявлением высших форм сознательной деятельности. Жизнь же наших влечений, инстинктов и простейших аффектов, вероятно, связана более непосредственно с подкорковыми центрами, которые в известной мере функционируют уже у новорожденного.

Далее, сравнения нормального новорожденного с анэн- цефалами указывают на то, что только в грубых рефлекторных проявлениях не замечается разницы между теми и другими. Более тонкое сравнение показывает, что ребенок, рождающийся без высших отделов мозга, не обнаруживает никаких выразительных движений. Поэтому представляется вероятным, что нормальный новорожденный не только не является чисто спинномозговым существом, как определял его Р. Вирхов, но и вообще не является чистым палеэнцефалическим существом, т. е. существом, жизнь которого определяется только древним мозгом. Есть основание полагать, что новый мозг каким-то образом уже с самого начала принимает участие в поведении новорожденного (К. Коффка). По мнению некоторых исследователей, большая беспомощность человеческого ребенка по сравнению с детенышами животных объясняется тем, что древние мозговые механизмы оказываются у человеческого ребенка менее самостоятельными в функционировании благодаря их связанности с еще незрелыми окончательно частями нового мозга (Н. М. Щелованов).

Таким образом, состояние нервной системы новорожденного нисколько не исключает возможности у него психической жизни, но, напротив, заставляет предположить начатки психики, хотя и совершенно отличные от развитой психики взрослого человека и ребенка более старшего возраста. Психическая жизнь, связанная преимущественно с подкорковыми центрами и с недостаточно зрелой в структурном и функциональном отношении корой, естественно, должна отличаться самым серьезным образом от психической жизни, возможной при развитой и зрелой центральной нервной системе. Решающим аргументом в пользу признания начатков примитивной психики у новорожденного является тот факт, что вскоре после рождения мы наблюдаем все те основные процессы жизни, которые у старших детей и взрослых находятся в связи с психическими состояниями. Такова в первую очередь выразительность движений, обнаруживающих психические состояния радости или повышенного настроения, горя и печали, гнева и страха или испуга, удивления или раздумья. Далее сюда следует отнести инстинктивные движения новорожденного, связанные с голодом, жаждой, насыщением, удовлетворением и т. д. Обе группы реакций протекают у новорожденного в таких формах, которые заставляют признать наличие примитивных психических проявлений в этом возрасте.

Но, как уже сказано, эти психическая жизнь самым резким образом отличается от психической жизни более развитого типа. Укажем эти основные отличия.

В. Штерн полагает, что у новорожденного наряду с рефлексами должны существовать первые следы сознания, которые скоро развиваются в яркую и многостороннюю психическую жизнь.

Конечно, мы можем говорить только о рудиментарном состоянии психической жизни новорожденного, из которой приходится исключить все собственно интеллектуальные и волевые явления сознания. Нет ни прирожденных представлений, ни действительного восприятия, т. е. постижения внешних предметов и процессов как таковых, ни, наконец, сознательного хотения или стремления. Единственное, что мы можем допустить с некоторым основанием, - это глухие, неясные состояния сознания, в которых чувственные и эмоциональные части еще нераздельно слиты, так что мы можем их назвать чувственными эмоциональными состояниями или эмоционально подчеркнутыми состояниями ощущений. Наличие приятных или неприятных эмоциональных состояний обнаруживают уже в первые дни жизни ребенка по его общему виду, по выражению лица, характеру крика.

Сходным образом характеризует психическую жизнь новорожденного Ш. Бюлер. Первый контакт ребенка с матерью до того тесен, что скорее можно говорить о слитном существовании, чем о контактном. Подобно тому как ребенок актом рождения лишь физически отделяется от матери, точно так же психически он лишь постепенно выделяет действующие на него раздражения как нечто исходящее от определенных предметов внешнего мира. Сначала ребенок, по-видимому, переживает скорее состояния, чем предметы, если допустимо таким образом формулировать недостаточность объективирования впечатлений со стороны младенца. Трудно сказать, до какого возраста ребенок просто принимает движения, перемены места и т. д. и когда он начинает не только принимать все это, но и переживать, что кто-то с ним возится. Мы склонны думать, что в первый месяц для ребенка не существует ни кто-то, ни чего-то, что он скорее все раздражения и все окружающее переживает только как субъективное состояние.

Мы нашли, таким образом, два существенных момента, характеризующих своеобразие психической жизни новорожденного. Первый из них относится к исключительному преобладанию недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения. Второй характеризует психику новорожденного как не выделяющую себя и свои переживания от восприятия объективных вещей, не дифференцирующую еще социальных и физических объектов. Нам остается только указать на третий момент, характеризующий психику новорожденного в ее отношении к внешнему миру.

Было бы неверно представлять себе восприятие мира новорожденным как хаос отрывочных, бессвязных отдельных ощущений: температурных, внутриорганических, слуховых, оптических, кожных и т. д. Исследование показывает, что выделение каких-то самостоятельных и расчлененных восприятий является продуктом гораздо более позднего развития (К. Коффка). Еще более поздно возникает в развитии возможность выделять некоторые компоненты целостного восприятия в виде ощущений. Первоначальные восприятия ребенка представляют нерасчлененное впечатление от ситуации в целом, где не только не расчленены отдельные объективные моменты ситуации, но не дифференцированы еще элементы восприятия и чувства. Замечателен сам факт, что новорожденный задолго до того, как обнаруживает способность реагировать на отдельно воспринимаемые, расчлененные элементы ситуации, начинает реагировать на сложные комплексные целые, окрашенные эмоционально. Например, лицо матери, его выразительные движения вызывают у ребенка реакцию задолго до того, как ребенок способен к раздельному восприятию формы, цвета или величины. В первоначальном восприятии новорожденного все внешние впечатления выступают в нераздельном единстве с окрашивающим их аффектом или чувственным тоном восприятия. Ребенок раньше воспринимает приветливое или угрожающее, т. е. вообще выразительное, чем объективные элементы внешней действительности как таковые.

Основной закон восприятия новорожденного может быть сформулирован в следующем виде: первоначально аморфное восприятие ситуации в целом составляет фон, на основе которого выделяется для ребенка более или менее отграниченное и структурное явление, которое воспринимается как особое качество на этом фоне. Закон структурности, или выделения фигуры и фона, является, по-видимому, самой примитивной особенностью психической жизни, образующей исходный пункт дальнейшего развития сознания.

Таким образом, мы можем составить себе первоначальное и общее представление о психической жизни новорожденного. Нам остается указать на то, к каким последствиям приводит этот уровень психической жизни в социальном поведении ребенка. Новорожденный, как легко понять, не обнаруживает никаких специфических форм социального поведения. Как показывают исследования Ш. Бюлер и Г. Гетцер, первое общение ребенка с человеком лежит за пределами периода новорожденное™. Для настоящего общения совершенно необходимы психические процессы, благодаря которым ребенок «сознает», что кто-то с ним возится, благодаря которым ребенок реагирует на человека иначе, чем на все окружающее. О социальных впечатлениях и реакциях можно с некоторой уверенностью впервые говорить применительно к периоду между 2-м и 3-м месяцами, т. е. за пределами периода новорожденное™. В этот же период социальность ребенка характеризуется полной пассивностью. Как и в его поведении, так и в его сознании нельзя еще отметить ничего, что говорило бы о социальном переживании как таковом. Это и позволяет нам вычленить период новорожденное™, давно и единодушно выделяемый всеми биологами, в особый возрастной этап социального развития ребенка.

Психическая жизнь новорожденного носит все типические черты новообразований критических возрастов. Как мы указывали, новообразования этого типа никогда не приводят к зрелым образованиям, но представляют собой образования переходные, преходящие, исчезающие в последующий ста-.

бильный возраст. Каково же новообразование периода новорожденное™? Это своеобразная психическая жизнь, связанная преимущественно с подкорковыми отделами мозга. Она не сохраняется как таковая в качестве прочного приобретения ребенка на последующие годы. Она расцветает и отцветает в узких временных пределах, охватывающих новорожденное™. Она, однако, не исчезает бесследно, как мимолетный эпизод детского развития. В дальнейшем ходе развития она утрачивает только самостоятельное существование и входит в качестве составной части, подчиненной инстанции, в нервные и психические образования более высокого порядка.

Вопрос о границах новорожденное™ до сих пор в высшей степени спорный: одни авторы считают период новорожденное™ равным 1 месяцу (К. Лешли, Троицкий, Гути- нель), другие, как К. Фирордт, ограничивают его всего неделей. За момент окончания этого периода принимают часто зарубцевание пупочной раны, отпадение пуповины или аб- литерацию баталова протока и пупочной вены. Финкельштейн и Рейс верхней границей этого периода считают момент, когда ребенок восстанавливает первоначальный вес после физиологической убыли (10-21-й день). П. П. Блонский предлагает считать конечным сроком новорожденное™ седьмой постнатальный день, когда физиологическая убыль веса прекращается и сменяется повышением веса. Нельзя, однако, не согласиться с М. С. Масловым, что вряд ли целесообразно такие ничем не отражающиеся на общем состоянии ребенка процессы, как отпадение пуповины, аблитерация баталова протока, считать гранью периода новорожденное™. М. С. Маслов полагает, что если мы хотим выделить этот период, то мы должны взять совокупность признаков и особенностей анатомо-физиологических, а также всего обмена веществ. Установлено, что в этот период ребенок отличается своеобразным обменом веществ, своеобразным состоянием крови, связанным с особенностью иммунитета и анафилаксии. Все это, вместе взятое, говорит за то, что период новорожденное™ выходит далеко за пределы отпадения пуповины, длится, во всяком случае, не меньше 3 недель и незаметно, без резкой грани ко 2-му месяцу переходит в грудной период.

Как мы видим, есть все основания считать, что период новорожденное™ характеризуется своеобразной общей биологической картиной, что новорожденный живет совершенно особенной жизнью. Но по соображениям, которые мы обсудили подробно в предшествующей главе, критерием для отграничения какого-либо возраста может служить только основное и центральное новообразование, характеризующее известную ступень в социальном развитии личности ребенка. Поэтому, нам думается, при определении границ новорожденное™ следует воспользоваться теми данными, которые характеризуют психическое и социальное состояние новорожденного. Ближе всего с этим критерием совпадают данные относительно высшей нервной деятельности ребенка, наиболее непосредственно связанной с его психической и социальной жизнью. С этой точки зрения исследования М. Денисовой и Н. Фигурина показывают, что к концу 1-го или началу 2-го месяца наступает поворотный пункт в развитии ребенка.

Симптомом нового периода авторы считают появление улыбки на разговор, т. е. первую специфическую реакцию ребенка на человеческий голос. Исследования Ш. Бюлер и Г. Гетцер показали также, что первые социальные реакции ребенка, свидетельствующие об общем изменении его психической жизни, наблюдаются на границе 1-го и 2-го месяца жизни. Уже в конце 1-го месяца, указывают они, крик одного ребенка вызывает ответный крик у другого. Между 1-ми 2-м месяцами ребенок реагирует улыбкой на звук человеческого голоса. Все это заставляет предполагать, что именно здесь лежит верхняя граница периода новорожденное™, переходя которую ребенок вступает в новый возрастной этап развития.

Ведущий вид деятельности в этом возрасте - непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

Новообразования возраста

1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Речь ребенка младенческого возраста

До года речь ребенка - пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию - эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

Особенности автономной речи:

  • не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически ("би-би"), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);
  • общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;
  • связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.

Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

Активная речь

Возникает к 1,6 - 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы "где?", "как?" выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова - это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации ("дай!"). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.

Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

Предметная деятельность

Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

  1. Движущийся глаз. Известен феномен "глаза новорожденного" - они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
  2. Выразительные движения (комплекс оживления - см. выше).
  3. Перемещение в пространстве - предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это - в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
  4. Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
  5. Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
  6. Манипулирование предметом. Отличается от "настоящих" действий тем, что предмет используется не по назначению.
  7. Указательный жест.
  8. Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования - предметной деятельности.

Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

Предметная деятельность - это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия "не написан" на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.

Он осваивает:

  • назначение предмета;
  • способы действий с предметами;
  • технику выполнения действий.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала - в ориентировочном поведении, далее - в общении со взрослыми; затем - в предметной деятельности.

Умственное развитие

Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития - сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 - до года.

  1. Упражнение рефлексов. Дети "упражняют" все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
  2. Первичные круговые реакции (1 - 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
  3. Вторичные круговые реакции (4 - 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх "чужого"), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
  4. Координация вторичных схем (8 - 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

Базовая потребность возраста

Базовая потребность возраста - потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет - ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми. В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: (1) малыш ищет близости с любым человеком; (2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; (3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка. Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.

Чтобы мероприятие, символизирующее прощание невесты с веселой свободной жизнью, прошло на «ура», необходимо учесть много важных моментов: тематика вечеринки, костюмы, еда, напитки, письмо-приглашение или звонок лучшим подружкам­ – все это его незаменимые части. Однако отличить девичник от обычных дружеских посиделок помогает сценарий – прикольные конкурсы сделают праздник веселым и запоминающимся.

Показ мод

Этот забавный конкурс поможет девушкам проявить оригинальное мышление и креативный подход. Задача конкурса – создать две женские команды и из подручных средств соорудить костюмы, соответствующие тематике показа. А вот тематика может быть самая разная, все зависит от фантазии судей – например, «одежда шестидесятых в стиле будущего», «пираты Карибского моря». Победителем выйдет та команда, которая будет более убедительна.

Эстафета эмоций

Эта прикольная игра на девичник предназначена для снятия напряжения. По очереди девушки произносят фразу – первая говорит ее тихим-тихим голосом, вторая немного громче, третья еще громче и так пока не получится издать максимально громкий звук. Если вы проводите конкурс дома – пусть это будет день, наверняка соседи не одобрят ваши крики в час ночи.

Ловля таксиста

Конкурс для девушек под названием «ловля таксиста» не только прикольный, но и полезный. Участвуют здесь только подружки невесты. Его суть заключается в том, чтобы обзванивать мужчин из телефонного списка, у которых есть машина. Задача подружек в том, чтобы убедить автовладельца доставить всех присутствующих домой, однако про девичник нельзя говорить ни слова. Выигрывает конкурс та, которая первой добьется результата. Конкурс проходит ночью, поэтому для девушек это прекрасная возможность бесплатно добраться домой.

Рисовые гонки

Реквизит, который понадобится во время этого прикольного конкурса – два воздушных шарика, наполненные рисом. Гости собираются в две команды, каждая команда становится шеренгой. Чтобы одержать победу на этом испытании девичника, участницам придется передать реквизит из одного конца шеренги в другой. Усложняется задача тем, что сделать это нужно при помощи вилок, а не рук.

Закрепи стринги на красавчике

Чтобы следующий прикольный конкурс удался, понадобится несколько пар стрингов (а точнее, столько, сколько гостей на девичнике, включая виновницу торжества), и «красавчик» – это будет плакат с изображением красивого актера или стриптизера, одетого в нижнее белье. Фото должно быть большого разрешения, а кроме того, желательно изображение в полный рост. Девушкам предстоит нелегкая задача – с завязанными глазами определить, где находится интимная часть тела «красавчика», куда им необходимо кнопками прикрепить стринги.

Утонченная сексуальность

Прикольный конкурс на девичник для тех девушек, которые не боятся проявить себя. Он подходит компании близких подруг, где никто не будет стесняться. Вам понадобится бельевая резинка, связанная кольцом – его диаметр должен составлять около 30 сантиметров. Это приспособление закрепляется на талии каждой участницы. Приз получит та, которая максимально изящно и сексуально стянет с себя этот хитрый предмет под медленную красивую музыку.

Чувствительные ручки

«Чувствительные ручки» – один из прикольных конкурсов на девичник. Чтобы провести его, понадобится завязать участницам глаза и выставить перед ними пиалы, тарелки, банки, которые полны различными текучими, сыпучими средствами. Это могут быть: специи – соль, сахар, перец; съедобные жидкости – масло, сметана, газировка; другие субстанции – гель для душа, средство для мытья посуды. Та, кто на ощупь угадает все правильно, выигрывает.

Чувствительный язычок

Прикольный конкурс «чувствительный язычок» похож на предыдущую игру, только сейчас подружкам и невесте придется все попробовать. Подойдут разные продукты – шоколад, сливки, кокосовая стружка, мед, дробленые орехи, специи. Лучше всего, если продукты будут иметь приятные вкусовые ощущения – ведь это праздничный конкурс девичника.

Собери себе мужчину

Конкурс проводится при помощи заранее подготовленного реквизита. Для него необходимы фото мужчин по количеству гостей девичника – их можно вырезать из журнала, распечатать (главное, чтобы картинки были одного формата). Следующий конкурсный шаг: разрезать фотографии так, чтобы части тела оказались отдельно – голова, руки, ноги, торс. Девушкам нужно будет собрать себе идеального мужчину, используя эти вырезки.

Еще один интересный вариант этого конкурса – слепить фигурку своего мужского идеала при помощи пластилина или полимерной глины. Такие прикольные статуэтки останутся на память участницам девичника.

Горячий стул

Интересный конкурс для девичника «горячий стул» проводится тогда, когда подружкам хочется ознакомиться с откровенными фактами биографии будущей супруги. Невеста садится на стул, подружки становятся вокруг, а затем каждая гостья задает ей два вопроса. Ответ должен быть полностью откровенным, однако если виновница торжества не захочет говорить правду – три раза у нее есть право промолчать. Вопросы не должны повторяться. Своеобразное анкетирование еще больше сблизит лучших подруг в этом прикольном конкурсе.

Попа считает конфетки

Прикольный активный конкурс, который проводится во время девичника и поможет вспомнить детство – «Попа считает конфетки». Реквизит – конфеты (ни в коем случае не шоколадные!), два стула с твердым сидением. Участие принимают две девушки, стулья ставят спиной к спине. Ведущий кладет конфеты на сидения, гостьи девичника садятся сверху. Когда начинает играть веселая песня, девушки (участницы конкурса) должны посчитать угощения, доверившись ощущениям своей попы.

Битва яйцами

Очередной прикольный конкурс, который приводит в восторг девушек – «битва яйцами». Для одной такой битвы и дух участниц вам понадобятся:

  • четыре яйца,
  • два плотных (не пропускающих воду) пакета,
  • плотный двусторонний скотч.

По пакетам равномерно распределяются яйца, сами они плотно обвязываются скотчем и крепятся к талиям девушек. Чтобы выйти победительницей из этого прикольного конкурса, необходимо разбить яйца противницы без помощи рук.

Каким будет свадебное платье

Прикольный и забавный конкурс для приглашенных на девичник. В мешочек кладутся карточки с изображением всевозможных нарядов (свадебное платье там также должно быть) – смешные костюмы животных, форма дворника, мусорщика, полицейского, наряд стриптизерши, эротические фото девушек с одним только набедренным платком или шейным шарфиком и тому подобные. В этом случае чем прикольнее – тем лучше. Будет веселее.

Какую карточку на девичнике вытянет невеста – так ей, и выходить замуж. Вариантов этой игры может быть множество – «что суженая будет носить через год», «подарок мужа вместо шубы».

Нелепые ответы

А этот конкурс обязательно вызовет веселую реакцию окружающих, к тому же, его очень просто исполнить во время девичника.

  • Вам понадобятся подручные средства: бумага, ручка или карандаш, две корзинки (подойдут также мешочки, шляпы).
  • Ведущая пишет записки двух типов: на одной будет написано «что делать, если…» и ситуация, на другой – забавное ее решение.
  • Выбирают их участницы наугад. Например, первая – «что делать, если груда коробок стала издавать плохой запах?», а вторая – «украсть дорожный знак».

Хорошее настроение после прикольного конкурса обеспечено.

Веселые записки

Подружки пишут равномерное количество качеств жениха и невесты, кладут записки внутрь воздушных шаров, надувают. Виновнице торжества нужно лопнуть три шара, отвечая на вопрос, почему она вышла замуж за возлюбленного. Если качество мужское – это польстит невесте, а женское – повеселит присутствующих на девичнике.

Вы можете сами придумать веселые, прикольные конкурсы на девичник, или использовать классические варианты – прикольная игра «фанты», лучшее пожелание для невесты. Вариант интересного девичника и мальчишника смотрите в этом видео:

Чтобы девичник прошел прикольно и интересно, заранее продумайте соответствующую возрасту и количеству приглашенных конкурсную программу. Обязательно проследите за раздачей призов победителям девичника. Пусть тому, кто наберет наибольшее количество побед, достанется бутылка хорошего шампанского.

Девичник – это такое мероприятие, которое должно запомниться на всю жизнь, ведь в этот день все подруги соберутся вместе, чтобы отметить последние незамужние дни невесты. Чтобы разнообразить это событие и получить позитивные эмоции, можно заранее подготовить конкурсы и игры для девичников в домашних условиях. Невеста может придумать собственный сценарий или воспользоваться уже готовыми идеями, главное – провести время весело и интересно.

Нужно ли устраивать

Посиделки невесты с подружками уже стали устоявшейся приятной традицией. В старые времена на таком мероприятии девушки проводили время с грустью и слезами на глазах, даже если свадьба устраивалась по любви. Невесте предстояло покинуть родительский дом и столкнуться с новой для себя ролью жены и матери, поэтому подобное настроение подкреплялось соответствующими песнями.

Как подготовиться к свадьбе и не сойти с ума? Скачать бесплатный чек-лист. Он поможет упороядочить подготовку и сделать все спокойно и в срок.

Я согласен с политикой конфиденциальности

Сейчас девичники перед свадьбой имеют совершенно другой формат. Их стараются провести весело и непринужденно, чтобы сохранить в памяти на долгие годы, ведь неизвестно, получится ли подружкам еще раз собраться в полном составе. Чтобы все присутствующие на событии получили удовольствие, желательно подобрать интересные игры для девичника.

В начале вечера они помогут девушкам снять возможное напряжение и стеснение. Это особенно актуально, если на девичнике будут присутствовать подружки, незнакомые или мало знакомые между собой. Совместные игры на девичник для подружек позволят быстро освоиться в компании и получать удовольствие в полной мере. Кроме того, подобное времяпрепровождение позволит сделать интересные фотографии, которые сохранят память о событии.

Призы и штрафы

Если на девичнике будут проходить игры и конкурсы, необходимо продумать, что девушки будут получать за победу или поражение. Для этого стоит уделить внимание их интересам и темпераментам, поскольку, например, призы с эротическим подтекстом не подойдут для скромниц.

В качестве бонусов за победу в конкурсах и играх можно использовать сладости или приятные безделушки. Также можно закупить мелочи, которые пригодятся в хозяйстве, например, формочки для льда, прихватки, термо-салфетки и т.д.

Нужно продумать и штрафы – то, чем девушки должны расплачиваться за проигрыш в игре или конкурсе. Если на празднике будет алкоголь, то за свою неудачу невеста и ее подружки могут выпивать лишний глоток вина или рюмку крепкого напитка.

Также можно придумывать проигравшим интересные задания, например, простоять 5 минут на одной ноге, прочитать стихотворение или спеть песню с набитым сладостями ртом, поцеловать случайного прохожего на улице и т.д. Игры и конкурсы для девичника помогут создать нужную атмосферу на мероприятии.

Веселые гадания

С давних времен девушки собирались вместе, чтобы погадать – на суженого, на события, на исполнение желаний. На девичнике перед свадьбой тоже можно соблюсти эту традицию, пусть и в шуточном варианте. Существуют следующие варианты гаданий.

Важно! Хоть такие гадания и считаются шуточными, приятные предсказания могут поднять девушкам настроение и настроить на позитив. Кроме того, это лишний повод вместе помечтать о мужьях, детях и счастливой жизни.

«Чистосердечное признание»

Один из наиболее интересных вариантов игры для девичника, перед свадьбой неплохо бы повеселиться и отдохнуть с подругами. Каждой девушке раздается небольшой кусочек бумаги и ручка.

Невесте и ее подружкам необходимо вспомнить свой смешной, стыдный или пикантный секрет и записать его на бумажке.

Важно не упоминать никаких имен – ни свое, ни участников события, чтобы невозможно было сразу угадать, кто это написал.

Все секретики складываются в шапку или сумочку и перемешиваются. Затем каждая девушка по очереди вытаскивает один из листочков, читает его вслух и старается угадать, кто это написал. Если оказывается права – получает приз, если ошибается – платит «штраф».

«Фанты»

Эта старая добрая игра для дружеской компании позволит оживить атмосферу на девичнике и раскрепостит стеснительных девушек. Предварительно невесте потребуется подготовить карточки со смешными заданиями. В этом ей может помочь жених. Составляя задания, нужно учитывать, какими они должны быть:

  • веселыми;
  • быстро выполнимыми;
  • творческими;
  • не обидными;
  • не тяжелыми физически;
  • не постыдными.

В шапку или сумочку нужно сложить по одной личной вещи каждой девушки – это своеобразный залог. В качестве него может выступать помада, зеркальце, кулон, часы и другие мелочи. Выбирается ведущий, который ненадолго отворачивается ото всех, а в этом время один из игроков достает один из залогов со словами «Что делать этому фанту?».

После этого ведущий наугад выбирает одну из карточек, и девушка, чью вещь достали из шапки, выполняет задание. Есть и другой вариант этой игры для девичника. В одно место складываются не залоги, а сами карточки, и девушки по очереди достают задания и выполняют их.

«Лучшая женская сумочка»

Мужчины часто шутят насчет вместительности дамских сумочек и вещей, которые можно отыскать в их недрах. В тесной женской компании можно проверить, насколько невеста и ее подруги готовы к непредвиденным обстоятельствам. Заранее стоит составить таблицу, в которой каждой вещи, которая может быть найдена в сумочке, приписать определенное количество баллов. Победит та девушка, которая наберет большее их количество.

Например, помада, зеркальце, расческа и пудра – частые гости в женских сумочках, поэтому за эти вещи можно начислить по 1 баллу. То же самое можно сказать про телефон, кошелек и банковскую карту. Лекарства и гигиенические средства есть не у всех, поэтому за них дается по 2 балла. Есть и очень редкие вещи, например, набор отверток или фен – за них можно приписать по 5 или даже 10 баллов. Ведущий может зачитывать пункты этого списка и те девушки, у которых в сумочках есть название вещи, выкладывают их перед собой. В конце все вместе подсчитывают баллы и определяют победительницу.

«Вопрос-ответ»

Есть несколько вариантов этой игры для девичника дома. Самый популярный предполагает изготовление множества карточек, одни из которых будут с вопросами, а другие – с ответами. Группы листочков складываются в отдельные шапки или сумочки и перемешивается. Каждая девушка по очереди достает вопрос, а сидящая рядом с ней – ответ, и они зачитывают вслух получившуюся комбинацию.
Примерные вопросы для игры на девичник для невесты – ниже.

Ответы желательно составлять универсальные, чтобы они подошли к большинству вопросов. Примерный список – далее.

  • Да, и никто меня не осудит за это;
  • Даже одна мысль об этом приводит меня в радость;
  • Это мое хобби;
  • Да, но потом меня будут терзать угрызения совести;
  • Сегодня мне не хочется об этом говорить;
  • Такую возможность нельзя упускать.

Игра «Вопрос-ответ» на девичник имеет несколько вариаций. Один из них не потребует подготовки. Нужно взять чистый лист формата А4 или больше, дать одной из девушек, чтобы она написала интересный вопрос на самом верху бумаги. После этого она загибает край листа, чтобы написанного не было видно, и передает следующей подружке, озвучивая только часть вопроса. Очередная участница должна написать ответ на тот вопрос, который она представила, а затем написать свой. Когда лист закончится, все комбинации зачитываются вслух.

«Девичник-челендж»

Девушкам предстоит разделиться на две команды. Заранее следует подготовить два списка в двух экземплярах. В первом будут записаны предметы, а во втором – сюжеты для фотографий. Каждой команде выдаются списки, и девушки должны за заранее оговоренное время собрать указанные вещи в общую сумку или пакет и сделать оговоренные фотографии. Победа в этой игре не так важна, как последующий совместный просмотр успехов.

В список предметов можно занести следующие:

  • мужское нижнее белье;
  • самая маленькая конфета, которую получится найти;
  • самый большой лист дерева;
  • презерватив;
  • стаканчик горячего кофе;
  • предмет, похожий формой на сердце.

В список сюжетов для фотографий могут войти следующие:

  • снимок всей команды по колено в воде;
  • фото девушек в туалете какого-либо заведения;
  • фото с человеком в форме;
  • фото с самым красивым прохожим;
  • снимок команды в роли супер-героев;
  • фото с самым милым животным, которое удастся найти.

Можно придумать большое количество заданий, чтобы было интереснее. На выполнение всех действий обычно отводится 1-2 часа, причем лучше делать это в светлое время суток. Фотографии можно сразу выкладывать в предварительно созданную группу в социальной сети с подписью, к какому из задний это относится.

«Я никогда не…»

Эта игра поможет девушкам узнать друг друга поближе. Это особенно актуально, если на девичнике собрались подруги невесты по школе, университету, работе и т.д., то есть плохо знакомые друг с другом.

Суть игры заключается в том, что каждая участница по очереди говорит о том, чего она не делала, например, «Я никогда не держала дома собаку» или «Я никогда не танцевала на барной стойке». Те девушки, которым доводилось это делать, выпивают штрафную рюмку или глоток вина. Основная идея в том, чтобы каждый отвечал честно, не стесняясь. Можно придумать разные веселые игры для девичника, тогда никому не будет скучно.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: