Цитаты о семье, статусы про семью. Цитаты о браке и семье

Мысли о браке

В чем состоит смысл и содержание брака? Если двое любят друг друга и желают наслаждаться близостью, то при чем здесь печать в паспорте, церковные венцы или кольца?

Начнем с аналогии: перед нами ведь и пример Евангелия, где большая часть слов Спасителя содержится в притчах (греческое слово паримиа как раз и означает аналогия). Итак, перед нами ампула с морфием. Наркотическое вещество, торговля которым под строжайшим контролем. Я принес вам эту ампулу и предлагаю уколоться. Кто я такой? Наркоторговец, и место мне за решеткой… Ах, простите, забыл сказать: у меня еще есть бумажка с круглой печатью, называется рецепт. Я вам выписал морфий, чтобы облегчить страдания в тяжелой болезни. Кто я такой? Заботливый врач.

Ну вот, все дело в печати. Нет печати – преступление, язва общества; есть печать – помощь ближнему в болезни. Что и требовалось доказать. Правильно? Допустим, кто-то может сказать: «Рецепты – пустое крючкотворство, оформление уколов морфия. Из-за бумажки вы готовы отравить братве кайф. Сами не колетесь и другим помешать пытаетесь, изобретаете всякий вздор про болезни и медицину…»

Стоп, что-то не то. Болезни никто не изобретает. Болезни существуют сами по себе, и медицина – средство борьбы с ними, средство помощи людям. А незаконная торговля наркотиками – средство губить людей. Все это реальные факты жизни. Бумажка с печатью, рецепт – следствие из этих фактов, а никак не наоборот.

Разве можно в здравом уме заявить, что «медицина – это оформление уколов морфия»? Ампула с морфием служит либо для медицинской процедуры, либо для уголовного преступления, и наличие рецепта с печатью поможет отличить одно от другого, но суть дела-то не в печати! Суть дела в том, что происходит в действительности.

Аналогия эта (только приспособленная к современной проблематике – употреблению наркотических средств) взята из древнейшего и авторитетнейшего церковного документа, Послания свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, к Аммуну монаху, который входит в Канонический свод Православной Церкви:

«…Нужно предупредить противоречия лукавых. Ибо могут сказать, говоря об этом: о каком употреблении ты говоришь? о законном ли? о том ли, которое Бог позволил, говоря: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», о том ли, которое Апостол допустил, говоря: «Браку всех да будет честен и ложе непорочно»? Или о том, которое бывает между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно?

Ибо и в других случаях жизни находим различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать, но убивать врагов в битве – и законно, и похвалы достойно. Так, великие почести получают герои войны, им воздвигаются памятники для возвещения их подвигов.

Таким образом, одно и то же, смотря по времени, в одних обстоятельствах – непозволительно, а в других и благовременно – допускается и позволяется. Также рассуждать должно и о телесном совокуплении».

Телесное совокупление «допускается и позволяется» во вполне конкретных обстоятельствах, а именно в браке. В браке мужчина и женщина становятся мужем и женой и соединяются интимной близостью – важнейшей материальной основой их супружеской любви. Точно так же, как медицинская помощь больному не появляется из рецепта с печатью, супружество не появляется из печати в паспорте: наоборот, печать появляется как свидетельство совершившегося факта: бракосочетания. Ошибиться может лишь тот, кто незнаком с болезнями и медициной и соответственно тот, кто незнаком с браком.

Хотите понять, что такое брак? Возьмите в руки монету. У нее есть две стороны, разные: никто не спутает одну с другой. Но никто и не скажет, что монета состоит из двух сторон: они неотделимы одна от другой.

Брак – это смерть и новое рождение. Смерть двух независимых «я» и рождение нового существа, «мы».

Это событие можно сопоставить с физическим явлением: образованием атома водорода из электрона и протона. Прежде полагали, что атом состоит из двух элементарных частиц, «собранных» вместе, как винт и гайка, нож и ножны, иголка и нитка. Но оказалось, это совсем не так!

Атом водорода действительно создан из двух элементарных частиц, но нельзя сказать, что он состоит из электрона и протона. Строго говоря, и тот и другой исчезают, как бы растворяясь в новом объекте, который подчиняется иным закономерностям, чем каждая из частиц в отдельности. Вот таким же образом муж и жена растворяются друг в друге, подчиняясь новому закону – закону жертвенной супружеской любви.

…Один человек, которого я хорошо знал, перенес очень много горя в своей семейной жизни и в результате потерял семью. Он говорил мне как-то, что его беды начались с самых первых дней брака, совершенно незаметно. Когда все можно было легко исправить, но он этого не понимал, а понял лишь много лет спустя. Кто-то из друзей сказал ему вскоре после свадьбы (он женился одним из первых в своей компании):

– Смотри-ка, вот ты уже женат, а совершенно не переменился! Все такой же свой парень, все у тебя в порядке, как раньше…

Сказано это было в виде похвалы и комплимента, но на самом деле то был отчаянный сигнал тревоги: если после свадьбы человек резко не переменился – дело плохо, брак этот, по существу, еще не состоялся, надо быстро браться за дело и перестраивать свою жизнь на новых основаниях.

Увы, увы: сколь многие нормальные юноши и девушки, мужчины и женщины, по странному недоразумению видят в браке «оформление интимных отношений», некий придаток к постели приличия ради. А на деле-то ровно наоборот: интимная связь служит браку. И это очевидный, но редко признаваемый факт. Может возникнуть вопрос:

«Велика ли важность, что ради чего существует, что чему служит: брак постели или постель браку? Давайте договоримся просто, что одно неотделимо от другого».

Важность и вправду велика, да и простота хуже воровства.

Велика ли важность, фундамент существует ради дома или дом ради фундамента? Или водопровод служит дому или дом водопроводу? И фундамент, и водопровод в нормальных условиях неотделимы от дома, и хотя фундамент (в отличие от интимной близости!) монтируют прежде самого здания, если строитель не разберется в логике этих простых вопросов, строительство окончится крахом. А ведь каждый из нас, как хорошо известно, строитель своего счастья.

– Я слишком хорошо знаком с браком и уверен, что любовь в браке редко найдешь: чаще деньги, имущество, комфорт, деловые связи, а там и равнодушие, скуку, измену, злобу, ненависть, насилие… Давно известно: «Брак – могила любви».

– Вначале разберем очевидный, лежащий на поверхности материал, а затем уже уйдем вглубь, рассмотрим более тонкие и сложные вопросы.

Итак, «я слишком хорошо знаком с браком…». Вспоминается, как в одном американском городке – на том самом Диком Западе, где, как оказалось, люди вели себя весьма прилично, но все поголовно были вооружены, – в ресторане висела аккуратная табличка: «Не стреляйте в пианиста: он играет как умеет».

Разумно ли судить о музыке по игре этого пианиста или восприятию его слушателей? Те, что видят в браке могилу любви, понимают в нем ровно столько, сколько упомянутые слушатели – в музыке. Они знакомы с браком по своему опыту и по опыту своего окружения. Они любят как умеют, то есть очень плохо: от дискотеки до кровати, как выразился о. Дмитрий Смирнов.

Никудышное это умение – не только результат чьей-то личной испорченности и злонамеренности (хотя и этого предостаточно), но и знамение времени. Вспомните слова Спасителя из 24-й главы Евангелия от Матфея, где Он, глядя на прекраснейший в мире город, распростертый внизу, говорит Своим ученикам о грядущих скорбях и испытаниях: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь».

Наши мысли о браке и любви будут кружиться на месте, как щенок в погоне за своим хвостом, пока мы не вспомним, что такое настоящая любовь – не настроение, не эмоция, не физиология, не жажда наслаждения тем или иным способом, а направление воли: отдать себя. Любовь – это подвиг свободной воли.

– Часто говорят, что успешный брак возможен, только если ты нашел свою «вторую половину». Для каждого ли человека Бог создал недостающую половину? Если ты не встретил свою, значит, брак будет неудачный, несчастливый?

– Когда заходит речь о серьезных идеях, всегда старайтесь для начала разобраться, как она возникла, кто ее автор, в какой связи находится она с Христом, с Его Евангелием. Я убежден, что если вы расспросите своих друзей, тех, кто увлекается мыслями о «второй половине», то не меньше половины с энтузиазмом подтвердят: да, разумеется, это глубоко христианский образ, и Сам Христос в точности так проповедовал и учил.

Но на самом деле в Святом Писании, ни в Ветхом Завете, ни тем более в Новом, об этом нет ни слова. Идея «второй половины» принадлежит Платону, которого хоть и весьма уважают как философа и писателя, но христианским авторитетом все же не считают.

Теперь что касается самой идеи о двух половинках. Платон воплотил ее в своем знаменитом диалоге «Пир», в легенде об Андрогине, которую вложил в уста известного комедиографа Аристофана:

«…Нужно прежде всего осведомиться вам о человеческой природе и о свойственных ей страстях. Исконная наша природа была не таковою, какою она является теперь, а иною: сначала было три пола людей, а не два, как теперь, – мужской и женский; к ним присоединялся еще третий пол, общий им обоим. От него осталось теперь только имя, сам же он исчез. Тогда существовало еще особое существо, Андрогин. Этот пол, и по виду и по имени, был общий полу мужскому и женскому; теперь этого пола не существует, имя его употребляется в бранном смысле. Далее – общий вид каждого человека был округленный: человек имел круглую спину и бока, у него было четыре руки, четыре ноги, два лица…»

Впоследствии с такими двухспинными, четверорукими и четвероногими чудищами происходят разные неприятности, и…

«…Зевс рассек людей пополам, подобно тому, как рассекают рябину, собираясь ее солить, или как разрезывают волосом яйцо. У всякого человека, которого Зевс рассекал, Аполлон должен был переворачивать лицо и половину шеи в сторону разреза, чтобы, смотря на него, человек стал смирнее… Когда человеческий организм был рассечен пополам, каждая половина его, вожделея другой половины, стала сходиться с ней. Обхватив друг друга руками и сплетясь между собою, они стремились к соитию».

Вот вам и поиски своей половины. Кстати сказать, пополам были рассечены не только андрогины, но и мужчины, и женщины, которые тоже имели по два лица, четыре руки и ноги, и которые в точности так же устремились к своим отсеченным половинам… Надеюсь, дальше можно не продолжать: иначе, как языческой непотребщиной, эту картинку назвать никак не удается.

Но что поделаешь! Каковы бы ни были ее истинное происхождение и смысл, идея «второй половины» глубоко укоренилась в головах и сердцах наших не слишком осведомленных и не слишком разборчивых современников. И мы с вами сейчас поступим так же, как искони поступала Церковь: преобразуем и переосмыслим языческое наследие, чтобы сообщить ему христианское содержание, чтобы включить его в орбиту христианского мировоззрения. В данном случае это оказывается совсем не сложным.

– Да! – ответим мы. – Брак в самом деле можно уподобить поиску второй половины. Ведь в браке мужчина и женщина, две отдельные, независимые личности, соединяются воедино, теряют свою отдельность и независимость, и возникает принципиально новое существо – семья.

Кто же может составить такую пару? Очевидно, что люди не всегда годятся друг другу в мужья и жены. Но вспомните, что Господь, создав человека по Своему образу и подобию, наделил нас даром свободной воли. Поэтому всякая предопределенность, неизбежность, «судьба» (в примитивном понимании) чужда христианству. Каждый из нас, в соработничестве с Господом, сопрягая свою и Его волю, совершает свой подвиг в свободном выборе жизненного пути, пути в Небо.

И брак – если вы решили вступить в брак – это тоже этап вашего подвига. В браке в самом деле встречаются и соединяются две половины, но это качество – быть друг для друга мужем и женой – никто в вас изначально не вкладывает: это было бы насилием над вашей свободой. Вы сами, при помощи от Господа, при содействии Его благодати, в терпении, смирении и любви вырабатываете в себе супружество.

Ищут друг друга не две половины жуткого монстра, разрезанного некогда на части баснословным Зевсом (а потом, наскучив друг другу и сославшись на «несовместимость», расходятся для дальнейших поисков); но два бесценных Божиих создания, способные в браке стать двумя половинами единого нераздельного целого.

– В каком возрасте следует жениться и выходить замуж? Как долго надо испытывать свои чувства перед вступлением в брак?

– Самый простой ответ таков: в брак надо вступать не ранее, чем возникает физическая и нравственная готовность к этому шагу – самому, пожалуй, ответственному шагу всей нашей жизни. Конечно, по жизненным обстоятельствам это может произойти и в гораздо более зрелые годы.

У девушек брачный возраст наступает в среднем раньше, чем у юношей; но обычно и те и другие к 18 годам готовы к браку. И вполне разумно и правильно, чтобы молодого человека, уходящего на военную службу, дома ждала жена…

Против ранних браков иногда возражают на том основании, что супруги еще не могут обеспечить себя материально. Но в нормальном обществе это никогда не было препятствием к браку. Кто из родителей попрекнет сына или дочь, зятя или сноху, не говоря уж о внуках, куском хлеба? Для этого, однако, отношения между людьми должны быть нормальными – христианскими.

Что же касается «испытания чувств», то здесь понятия нашей молодежи сильно затуманены и затемнены. Надо помнить, что влюбленность – не основа брака, а лишь некая заготовка, позволяющая быстрее и легче построить надежное здание семьи – малой Церкви. Поэтому «чувства» не надо испытывать. Надо благодарить Господа за взаимное чувство и, став мужем и женою, переплавить его в настоящую, самоотверженную и жертвенную супружескую любовь.

– Мне бы хотелось выйти замуж, создать семью. Но я еще не дружила с молодым человеком. В школе и университете я была слишком занята учебой. Я не знаю, как мне вести себя с мужчинами: я часто смущаюсь в их присутствии…

– Ваш вопрос вполне обоснован, и нужно – вместе с вашими старшими друзьями, родными, духовенством – думать о том, как вам помочь. Есть, по крайней мере, два соображения, которые лежат на поверхности и сразу пойдут вам на пользу.

1) Существует немало молодых мужчин, подобных вам: им претит развязность и наглость «современного» образа жизни, с ними вы легко и естественно найдете общий язык. Но под лежачий камень вода не течет… Поэтому надо вести себя чуть смелее (не наглее и не развязнее!): знакомиться с людьми в приходах, в паломнических поездках, на лекциях и конференциях– словом, везде, где бывают нормальные, разумные, верующие люди. И Интернет, кстати, тоже далеко не последнее средство общения.

2) С древнейших времен бракосочетание молодых людей происходило при помощи сватовства: это надежная, благочестивая традиция. Но она, как и многие другие традиции, в наше время пошатнулась. Поэтому к разным «службам знакомств» следует относиться осторожно, хотя и не пренебрегать ими, во всяком случае православным. Но лучше, чтобы от вашего имени действовали друзья. Не надо никого «официально» просить найти вам жениха, но можно дать понять, что вы не будете возражать, если вас познакомят с приличным молодым человеком.

Помните, что против вашей воли и желания никто вас замуж не выдаст – поэтому не бойтесь, общайтесь с людьми просто и естественно, повторяя слова Псалмопевца: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к тебе взях душу мою» (Пс. 142:8).

– Я уже давно хочу жениться, но не могу ни на ком остановить свой выбор: никто из моих знакомых не похож на девушку моей мечты… Сколько же можно искать?

– Это очень тонкий, личный вопрос: повторим, что никто не вправе принуждать вас к браку. Но по поводу «девушки вашей мечты» (или юноши соответственно) есть одно очень важное замечание. Помните, что мечта по своей природе не свойственна христианскому мировоззрению. Мечты, конечно, существуют в нашем сознании, и глупо было бы пытаться их оттуда изгнать, но нельзя отводить им места больше, чем они заслуживают. Мечта – это игра ума и чувств, в лучшем случае добрая и светлая, в худшем – опасная, ведущая ко греху, но так или иначе отрыв от реальности. А христианство – мировоззрение абсолютно реалистическое, на истине основанное и истины взыскующее.

Таким образом, поиски «девушки вашей мечты» не возбраняются, но могут загнать вас в тупик. Чтобы этого не произошло, ограничивайте свою мечту христианским смирением и рассуждением, реальным жизненным опытом, знанием людей и пониманием сущности брака.

– Как вы думаете, можно ли жениться без любви, просто потому что человек хороший или возраст подошел? – Здесь все зависит от того, какая реальность прячется за фразой «без любви». Если без потери сна и аппетита, без двоек и прогулов, без слез, драк, скандалов и резаных вен, то можно. А если без твердой решимости отдать себя, всецело и навсегда, в жизни этой и будущей, одной-единственной женщине, стать с нею частями одного нераздельного целого, то нельзя.

– Если муж – мусульманин, а жена – православная, будет ли их брак считаться освященным Церковью?

Брак этот нецерковный. Нельзя себя обманывать, закрывать глаза на очевидный факт. Об этом напоминают «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»:

«Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью», в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе», то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения».

Но Церковь никого не лишает свободы, и каждый человек должен сам определять свой путь в этом мире, не рассчитывая на то, что кто-нибудь за него примет важнейшие жизненные решения. Именно поэтому далее в «Основах социальной концепции…» подчеркивается:

«В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве».

Основано такое суждение на том, что всеобщая, промыслительная Божия благодать сообщается всему миру, и всякий брак – если только это действительно брак, а не блудная связь – черпает в ней силу любви и добра.

Буквально на ваш вопрос дает ответ св. апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (гл. 7): «…Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею…» И мы видим множество примеров, когда такой брак для неправославного супруга становится дорогой ко Христу, к Его Святой Церкви. Тогда и состоится таинство венчания.

– Скажите, пожалуйста, по какому чину совершается бракосочетание, если и жених и невеста ранее состояли в гражданском браке, но не венчались?

– В Церкви, действительно, существуют два чина для таинства брака: «чин венчания» и «чин о второбрачных». Как же поступить в таком случае? С одной стороны, заключается второй брак (если Церковь, как сказано, признает и уважает брак гражданский), а с другой – супруги ранее не венчались…

В таких сложных ситуациях последнее слово остается за священником, который совершает таинство. Он может принять и такое, и другое решение: в любом случае таинство будет действительным. Однако выбор делается на основании следующих соображений. Если в первом своем браке супруги были далеки от Церкви, если для них обоих развод предшествовал воцерковлению, подлинному возвращению ко Христу, а может быть и самому крещению, то их новый брак можно рассматривать как первый брак в их новом, христианском качестве и совершить его по чину венчания. Если же и в период первого своего брака они были православными, хоть и не венчались в Церкви, то нынешний брак следует совершить по чину о второбрачных.

– В Ветхом Завете даже у святого Давида было много жен, а у его сына Соломона помимо жен были и наложницы. Почему современным мужчинам нельзя то, что разрешалось древним?

– Прежде всего усвоим, что святость не освобождает человека от греха: безгрешен один Спаситель. О царе Соломоне читаем следующее: «…Было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его» (3 Цар. 11:3–6). О патриархах – Аврааме, Исааке, Иакове, Иуде и других – мы не находим подобных суждений, но особенности их брачной жизни, продиктованные обычаями и обстоятельствами времени, когда деторождение было главной задачей брака, вовсе не должны служить нам образцом.

Брак установлен Богом в раю как пожизненный союз одного мужчины и одной женщины; таким он и остался после изгнания людей из рая. Но люди, их вера и нравственность, стали портиться, искажаться, и вот Ламех, потомок первого убийцы Каина, становится первым двоеженцем (Быт. 4:19). Начиная с того времени многоженство, а вслед за тем и развод, и другие извращения брака властно входят в жизнь всех племен и народов, не исключая и древнееврейский.

Однако еще в ветхозаветный период мы видим начало обратной тенденции – возврата к чистоте моногамного брака. Св. Писание недаром говорит нам об этом устами самого царя Соломона, испытавшего, как сказано, много зла от своей невоздержанности: «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои…» (Екк. 9:9). Согласно историческим сведениям, после возвращения из Вавилонского плена в древнееврейском обществе стала распространяться моногамия. А подлинное и полное восстановление святости первозданного брака состоялось без малого две тысячи лет назад, у первых христиан, о чем говорил Сам Спаситель: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:8).

Характерна история моногамии в иудейской среде, где многоженство сохранялось весьма долго. Иустин Мученик (II век по Р.Х.) говорит о современных ему иудеях, что они «по всему свету, где бы они ни были, берут себе столько жен, сколько пожелают». Даже после того, как евреям было даровано римское гражданство и император Феодосий Великий особым указом запретил многоженство у евреев, этот обычай полностью не исчез. И лишь не ранее XII века раввины Западной Европы впервые произнесли проклятие на многоженцев – как отмечает авторитетный еврейский источник, под влиянием христианского окружения.

Христианский стандарт брака – один муж, одна жена на всю жизнь – сохраняется в Православной Церкви, а вслед за нею и в других церквах и религиозных сообществах, которые не желают уступать агрессии современного содома. Отклонения от него – повторный брак и развод – представляют собою неизбежные следствия несовершенства человеческой природы, иными словами – греха. Господь Бог милостив к человеку, во всех жизненных обстоятельствах Он позволяет нам преодолеть зло и грех, но это вовсе не значит, что отклонение от нормы можно возвести в закон. Брачный стандарт, утвержденный некогда Адамом и Евой, утраченный их потомками и восстановленный Спасителем, служил и будет служить человеку опорой нравственности.

– За мной ухаживает мужчина, он мне нравится, говорит, что любит меня. Но у него есть целый ряд недостатков, греховных качеств – и меняться он не хочет. Что делать?

– Поскорее с ним расстаться. Сознательно или нет, он вам лжет: он вас не любит.

Потому что любить – значит жертвовать собой, отдать себя любимому (любимой). Бог любит нас – и становится одним из нас, и отдает себя на смерть. Мы любим Его – и приносим покаяние в грехах, исправляемся, изменяемся. Муж и жена любят друг друга – и отказываются от своего «я», становятся новым существом, семьей, превращаются в «мы».

Вы очень точно определили ситуацию. Если бы вы написали: «Он не может измениться, у него никак не получается», – тогда вопрос остался бы открытым; возможно, в браке ему было бы легче исправиться. Но «не хочет меняться» – этим все сказано. Любовь – это подвиг свободной воли.

– Я запуталась, и мне кажется, что в отношениях с мужчинами веду себя как пятилетняя девочка – этого им нельзя и того нельзя…

– Нет, не как пятилетняя девочка, а как нормальная взрослая женщина. А люди кругом разные. Некоторые ведут себя как похотливые ишаки

(их, впрочем, немного), другие же попросту как дикари. Такому дикарю, жертве современного невежества, надо спокойно и вежливо объяснить, что в интимную связь друг с другом вступают муж и жена, и более никто. И добавить несколько слов о том, что такое брак. Если он приличный человек, он поймет вас – и тогда ваши отношения будут развиваться нормальным путем. Если же не поймет, если будет «гнуть свою линию» – то зачем он вам нужен? Сегодня он пристает к вам, завтра – к кому-то еще… Прервите с ним знакомство – и весь сказ.

Красота розы – в цветке, достоинство слова – в краткости.

Долгое время считалось, что являются высказывания, пословицы и поговорки, собранные в библейской Книге Притчей. С расшифровкой письменности Древнего Египта были открыты и египетские пословицы и поговорки на несколько тысячелетий старше древнееврейских. И это не все. Уже в одном из древнейших государств Востока – Шумере, люди прекрасно умели пользоваться остроумными выражениями, по сути, мало отличавшимися от современных. В этой цивилизации, впервые за историю существования древнего мира, восточная мудрость – пословицы, поговорки, высказывания, была облечена в письменную форму.

Восточные мудрости о жизни

И снова Древний Шумер. Тысячи лет назад шумерийцев терзала та же мысль о бренности бытия, что и современных европейцев:

– Жизнь проходит быстро. К чему копить, давай все растратим.

– А все-таки еще жить долго. Давай копить.

Проходили века, сменялись цивилизации, возносились к небу минареты Арабского Востока, строились дивные храмы Индии и пагоды Китая и Кореи. И на всем многолюдном Востоке сочинялись народом басни, притчи, афоризмы, пословицы и поговорки. Разные у разных народов, и в то же время имеющие множество общих черт. Ниже приводятся примеры пословиц, поговорок, высказываний, характерные для разных народов.

Китай . Совершенно необыкновенная для европейца цивилизация. С одной стороны, жестокость китайских властителей стала притчей во языцех. С другой, совестью нации были Конфуций и Лао-Цзы, чьи меткие высказывания живут уже ни одно тысячелетие.

  1. Когда в дружбе исходят лишь из выгоды, сеют неприязнь и злобу. (Конфуций)
  2. Будьте как можно более строги к себе, как можно более мягки с окружающими. Так не возникнет людская неприязнь. (Конфуций)
  3. На пути непременно возникнет много трудностей, если надеяться на легкую дорогу. (Лао Цзы)
  4. Сердце человека подобно змее – всегда полно яда. (Лао Цзы)

Что интересно, в китайском языке, так же как и в русском, существуют устойчивые выражения, называемые пословицами. Да и речь в них идет о привычных для нас понятиях:

  1. О дружбе: «Нет цены у моря, солнца и дружбы».
  2. Об опыте: «Старый конь найдет дорогу домой».
  3. О предательстве и неблагодарности: «Вырастил тигра из тигренка – получил страдания и разрушение».
  4. О неумеренной жадности: «Богач, получив Лун, захотел получить и Сычуань».

Япония. Страна удивительной смеси буддизма и древних верований. Страна самурайской чести, талантливых каллиграфов и поэтов в трех или пяти строках хокку и танка описывавших весь мир и все переживания человека. Японский язык – язык метафор, аллегорий, образных сравнений, многие из которых стали пословицами и поговорками. А темы и образы пословиц столь удаленных от нас японцев привычны и понятны:

  1. О непреодолимой несправедливости: «Бессильно право там, где властвует сила».
  2. О настойчивости и терпении: «От муравьиной норки разрушится и каменная дамба».
  3. Об умении радоваться счастью других: «Если другие радуются, веселись и ты».
  4. О терпимости: «об обычаях, заведенных в доме, не спорят».

Арабский Восток. Бухара, Багдад, знойные пустыни Йемена и зеленые сады Агры, – все это Арабский Восток. Мир коварства, лести, благородства и отваги. Мир великих политиков, ученых, поэтов и народных остроумцев. Восток – это мир Омара Хайяма, Низами Гянджеви, Хамида Моманда. А еще это народных воровских новелл – «макам», – полного собрания басней, притч, пословиц и поговорок. Вот, кстати, одна из них – коротенький отрывок из новеллы:

«Жил-был старенький ослик. И однажды он упал в колодец. Думал-думал хозяин, да так и не придумал, как помочь беде. И решил он закопать и ослика, и колодец. Позвал на помощь соседей, и начали засыпать колодец. Кричал и плакал ослик, а потом начал становится ногами на каждый кинутый ком земли. Все выше и выше поднимался ослик, пока не выпрыгнул из колодца».

А пословиц и поговорок – тысячи, если не десятки тысяч. О смелости, отваге, коварстве, дружбе, работе – обо все на свете. Вот некоторые из них:

  1. Гиены празднуют, когда умирает лев. (Афганская пословица)
  2. Кто сказал, и не сделал – осел, кто сделал и сказал – человек, кто не сказал и сделал – лев.
  3. Можешь советоваться хоть с тысячей людей, а тайну свою не раскрывай. (Персидская пословица)
  4. О секрете могут знать и двое, при условии, что один из них в могиле. (Персидская пословица)
  5. Будущее ленивого быка – продажа мясникам. (Арабская пословица)
  6. Все, что сделано наспех – принесет беду. (Курдская пословица)

Восточная мудрость о семье и брак

Уникальность Востока и в его «двойственном» отношении к женщине. С одной стороны – ее подчиненное мужчине положение, с другой: «И Самарканд, и Бухару за родинку одну твою отдать готов».

Таким же двойственным является и отношение к браку. Давным-давно, в Шумере говорили: «Одно счастье – в женитьбе, а если подумать, второе – в разводе». Их поддерживают иранцы в поговорке: «Женитьба – счастье на месяц, женитьба – печаль на все оставшиеся годы». Зато казахская пословица гласит: «Счастье – первый сын, половина счастья – хорошая жена». В Лаосе бытует такое выражение: «В хорошей семье муж и жена напоминают палочки для еды – всегда парой, всегда вместе». Вообще, хорошая жена это очень важно, иначе могут быть такие же неприятности, как в еврейской пословице: «Что может быть хуже дождя? Плохая жена. Дождь хотя бы в дом загонит, а плохая жена из него выгонит». Хуже дождя, по мнению пуштунских племен, может быть только тесная обувь, ну и плохая жена, соответственно: «Плохая жена подобна неудобной обуви, и жмет, и давит». И всегда, счастье – это дети: «Юрта без детей, что очаг без огня», – говорили казахи.

На Востоке еще говорили: «Первый месяц после свадьбы – как розовый цветок, второй – как горькая полынь». Но у любви глаза слепы, и когда она есть: «Раны от оспы также красивы, как ямочки на щечках».

Часто бывает так: девушка полюбила бедного парня. Прожиты вместе годы, и пришел в дом достаток, а то и богатство. Старая жена кажется некрасивой и скучной. Японская пословица говорит: «Люби ту жену, которая полюбила тебя бедняком».

Восточная мудрость о любви гласит:

  • Не подвластны рассудку три вещи: ветер, дующий с гор, солнце, совершающее свой бег по небу, любовь, поселившаяся в сердце человека.
  • Есть советники у хана, есть советники у эмира, любовь в советниках не нуждается.
  • Любовь приносит . Злоба – безобразие.
  • Во имя любви не грех носить лохмотья.

В заключение можно привести высказывание неизвестного китайского автора: «Вот печаль, так печаль. Любят меня одновременно и жена и любовница. Чувствую ли я себя богом? О нет. Чувствую я себя одновременно жителем рая и обитателем ада».

В восточной философии и много непонятного нам, Запад и Восток слишком разные по мировосприятию. И все-таки восточная мудрость: цитаты, афоризмы, высказывания вполне применимы и к сегодняшним европейским реалиям.

Супружество без любви лишено истинного бытия, добра, утешения, не имеет в себе ничего от Божьего установления, ничего, кроме самого убогого и низкого, чем легко может пренебречь любой уважающий себя человек. Плотская жизнь может продолжаться, но она не будет ни святой, ни чистой, ни поддерживающей священные узы брака, а станет в лучшем случае животной функцией... Ибо в человеческих делах душа является действующеи силой, а тело в некотором смысле пассивно. И если в таком случае тело действует вопреки тому, чего требует душа, как может человек думать, что это действует он, а не нечто ниже его?
Мильтон Джон

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.
Толстой Л. Н.

На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники.
Цицерон

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...
Золя Э.

Жениться, ничем не связывая себя, - предательство.
Монтень М.

Цель обеда есть питание и цель супружества - семья.
Толстой Л. Н.

Брак - это долгий разговор, прерываемый спорами.
Стивенсон Р.

Те, кто любят истину, должны искать любви в браке, то есть в любви без иллюзий.
Камю А.

Береги жену, не давай ей воли.
Фонвизин Д. И.

Самая лучшая мать та, которая может заменить отца, когда его не станет.
Гёте И.

Доброй хозяйки должность есть: быть тихой, скромной, постоянной, осторожной; к Богу усердной, к свекру и свекрови почтительной; с мужем обходиться любовно и благочинно, малых детей приучать к справедливости и любви к ближнему; перед родственниками и свойственниками быть учтивой, добрыя речи слушать охотно, лжи и лукавства гнушаться; не быть праздной, но радетельной на всякое изделие и бережливой в расходах.
Екатерина Великая

Я хочу навсегда навести порядок в своем доме. Я хочу жить в чистых комнатах, и у меня нет охоты наводить слишком тщательные справки о той метле и о том совке, при помощи которых они будут очищены.
Теккерей У.

В семейной жизни самый важный винт - это любовь.
Чехов А. П.

Разрастаться не только вширь, но и расти вверх - да поможет вам в этом, братья мои, сад супружества!
Ницше Ф.

Добродетель родителей - большое приданое.
Гораций

Брак отличается той особенностью, что с ним прекращается поклонение идолу. Когда мужчина ближе присматривается к своей богине, она снова становится простой женщиной.
Аддисон Д.

Коль добр отец - люби его, коль зол - терпи.

Уж лучше совершить тяжелых сто грехов, Принять сто тяжких мук, сто обрести врагов, Чем, став ослушником, родителя обидеть, Чем не прийти к нему в тяжелый час на зов.

Хорошо руководить в своем доме.

Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем.

Всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так, чтобы главенство мужа было очевидным и последнее слово оставалось за ним.

По моему кровному убеждению, союз брачный должен быть чужд всякой публичности, это дело касается только двоих - больше никого.

Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы , привычки и характеры друг друга.

Всем этим можно пренебречь, если речь идет о нас, но нельзя, когда речь идет о наших близких.

У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность.

Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно.

Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.

Брак без любви чреват любовью без брака.

Сожитие под одной крышей само по себе вещь страшная, на которой рушилась половина браков. Живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к друг)", видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепестку все цветы венка, окружающего поэзией и границей личность.

Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.

Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе.

Брак - слишком совершенное состояние для несовершенного человека.

Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.

У брака и любви различные стремленья: Брак ищет выгоды, любовь - расположенья.

Когда мужчина берет жену ниже себя по званию, он не унижает себя, но возвышает свою супругу; наоборот, заключая брак с особою более высокого звания, он унижает ее и сам не возвышается.

Брак - это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом.

В семье не бывает так, чтобы супруги не оказывали влияния друг на друга. Там, где есть любовь, это происходит легко, а там, где нет любви, применение насилия вызывает то, что называем трагедией.

Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья - это кристалл общества.

Люди обычно мучают своих ближних под предлогом, что желают им добра.

Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и, наконец, достигает такого развития, что они буквально «не могут жить друг без друга».

Нет места милее родного дома.

Страж жены - добродетель. Добродетельна только та, которую не принуждает страх, а которая верна из боязни, совсем не верна.

Коль девушку ведут неволей под венец,
Тут добродетели нередко и конец.
Ведь может быть супруг за честь свою спокоен
Лишь при условии, что сам любви достоин.
И если у мужей растет кой-что на лбу,
Пускай винят себя - не жен и не судьбу.

Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде.

Я хочу сказать, что слово «женитьба» имеет тысячу значений. Это слово приобретает смысл только в жизни человека. Убери человека - и трудно будет определить значение... Если я скажу, что главный смысл этого слова - любовь, мне придется определить слово «любовь», а то, что называют любовью, еще теснее связано с жизнью, чем женитьба.

Когда любишь, не хочешь пить другой воды, кроме той, которую находишь в любимом источнике. Верность в таком случае - вещь естественная. В браке без любви менее чем через два месяца вода источника становится горькой.

| |

известные на весь мир цитаты о браке и семье, наглядно показывают отношение людей к ячейке общества:

Чтобы оценить семейное счастье, необходимо терпение; нетерпеливые натуры предпочитают несчастье. Джордж Сантаяна

Цель обеда есть питание и цель супружества - семья. Л. Н. Толстой

Брак - это долгий разговор, прерываемый спорами. Р. Стивенсон

Omnia vincit amor et nos cedamus amori Все побеждает любовь, и мы покоряемся любви.(цитаты на латыни про семью)

Афоризмы про брак — становятся совершенно не смешными, если они приключаются с тобой лично…

Удачный брак - это строение, которое нужно каждый день реконструировать. А. Моруа

Брак и семью создал человека для того, чтобы легче жилось…

стихи про брак и семью можно писать в преклонном возрасте и в окружении внуков…

Счастливый брак - это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким. А. Моруа

Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем. С. Шамфор

Счастлив тот, у кого есть семья, где он может пожаловаться на свою семью. Жюль Р.

В семейной жизни главное - терпение. Любовь продолжаться долго не может. Чернышевский Н. Г.

Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья. Фаина Раневская

В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу. Сухомлинский В. А.

Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Сухомлинский В. А.

В семье не бывает так, чтобы супруги не оказывали влияния друг на друга. Там, где есть любовь, это происходит легко, а там, где нет любви, применение насилия вызывает то, что называем трагедией. Тагор Р.

Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Феликс Адлер

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Толстой Л. Н.

Семья — такая хорошая вещь, что многие мужчины заводят две семьи одновременно. Адриан Декурсель

Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. В. А. Сухомлинский

Семья в браке — должна быть большой…

Даже самая прочная семья - не прочнее карточного домика.

Семью и счастье можно создать — было бы желание…

Дом и семья — вот родина моя…

Семью и детей соединяет тепло и забота…

Жена - не любовница, но друг и спутник нашей жизни, и мы заранее должны приучиться к мысли любить ее и тогда, как она будет пожилою женщиною, и тогда, как она будет старушкою. В. Г.Белинский

Семьей называют группу людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы. Этьен Рей

Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье. В.А. Сухомлинский

Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным. Александр Сергеевич Пушкин

Иметь семью счастливую — вот мечта каждого человека…

Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной. Уго Фосколо

Лучшее, что отец может сделать для своих детей, - это любить их мать. Т. Хесберг

По моему мнению, брак и его узы или величайшее добро, или величайшее зло; середины нет. Вольтер

На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники. Марк Т. Ц.

Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем и самая исконная - это неблагодарность детей к родителям. Вовенарг Л.К.

Обеспечить нормальное течение своих семейных дел часто не легче, чем управлять провинцией. Публий Корнелий Тацит

Муж в семье — основа и опора счастливого брака…

Пока супругов соединяет страсть, они всегда будут в мире, несмотря на серьезные размолвки. Э. Золя

Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной - тот потерял и дочь. Демокрит

Про семью короткие слова не скажешь…

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. Э. Золя

С чего начинается семья? С того, что молодой человек влюбляется в девушку, - другой способ пока еще не изобретен. Уинстон Черчилль

высказывания про брак, лучше всего произносить основываясь на собственном опыте…

Женщина — спасение или гибель семьи. А. Амиель

Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные. Бэкон Ф.

Жена, не ведущая мужа вперед, непременно толкает его назад. Д. Милль

Семью в картинках не нарисуешь и словами не расскажешь…

Если боитесь одиночества, то не женитесь. А.П. Чехов

Семью и друзей — в жизнь каждого человека!

Семья — вершина человечности…

Главный секрет удачного брака - в несчастьях видеть случайности, а случайности не воспринимать как несчастья. Г. Николсон

Семья — ячейка общества…

Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. семья - это кристалл общества. Гюго В.

Великих детей без семьи трудно воспитать…

Семья - это судебная палата, заседания которой не прерываются даже ночью. Малькольм Шазаль

В семье не бывает так, чтобы супруги не оказывали влияния друг на друга. Там, где есть любовь, это происходит легко, а там, где нет любви, применение насилия вызывает то, что называем трагедией.

Семья — это человечиский дом…

В семейной жизни самый важный винт - это любовь. Чехов А. П.

семья начинается с детей. А.И. Герцен

В семейной жизни главное - терпение… Любовь продолжаться долго не может. А.П. Чехов

Супружество - это соглашение, условия которого ежедневно пересматриваются и утверждаются заново. Б. Бардо

В дружной семье — счастливые дете…

Счастливый брак - это брак, в котором муж понимает каждое слово, которое не сказала жена. А. Хичкок

Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга. О. Бальзак

Те, кто любят истину, должны искать любви в браке, то есть в любви без иллюзий. Камю А.

Брак есть средство спасения себя от страсти в любви. М. М. Пришвин

Хорошая семья — та, в которой муж и жена днем забывают о том, что они любовники, а ночью о том, что они супруги. Ж. Ростан

Без семьи нет цивилизации…

Человек, строящий свой дом на одном сердце, строит его на огнедышащей горе. Люди, основывающие все благо своей жизни на семейной жизни, строят дом на песке. А. И. Герцен

Тема: афоризмы и цитаты о браке и семье. Данные изречения можно использовать в качестве статусов про брак в социальных сетях.

Брак без любви – это пожизненная каторга.
Жорж Санд

Брак без любви чреват любовью без брака.
Б. Франклин

Брак есть союз, которым мужчина обязывается всю жизнь жаловаться на свою беду.
Т. Гиппель

Брак по расчету может быть удачным, если расчет сделан верно.
Народная мудрость

Брак подобен долгому морскому путешествию, где очень скоро штили надоедают, а бури опасны; где редко увидишь что-нибудь новое – все море да море; все муж да муж, ежедневно, ежечасно, до пресыщения.
А. Бен

Брак полезен для успокоения чувственности. Для успокоения любви он бесполезен.
А. Рюноскэ

Брак приносит много огорчений, однако безбрачие не дает никаких радостей.
С. Джонсон

Брак, если уж говорить правду, есть зло, но зло необходимое.
Сократ

В брак по любви вступают люди, готовые ради медового месяца обречь себя на уксусно-кислую жизнь.
М. Блессингтон

Некогда говаривали: брак - это как осажденная крепость; те, кто внутри, хотели бы из нее выбраться; те, кто снаружи, хотели бы ворваться в нее.
Э. Базен

Брак есть содружество мужчины и женщины, содружество всей жизни, общение в праве божеском и человеческом.
«Дигесты Юстиниана», VI в.

Любое супружество, счастливое или несчастливое, бесконечно интереснее и значительнее любого романа, даже самого страстного.
Уистен Хью Оден

Счастливый брак тот, в котором оба супруга допускают. что другой может быть прав, хотя ни один из них в это не верит.
Дон Фрейзер

Секрет счастливого брака остается секретом.
Хенни Янгман

Смысл брака не в том. чтобы думать одинаково, а в том, чтобы думать вместе.
Роберт Доддз

Многие мужчины готовы жить в браке, но не двадцать четыре часа в сутки.
Урсула Херкинг

Мужчине брак нужнее, чем женщине, ведь он куда менее способен окружить себя домашним комфортом.
Сэмюэл Джонсон

Еще ни один мужчина не спрашивал меня, как ему сочетать брак и карьеру.
Глория Стайнем

Единственный брак, который доставляет мужчине непритворную радость, - это замужество его дочери.
Марсель Ашар

Из всех наших дел наш брак меньше всего касается посторонних; но именно в него посторонние лезут особенно часто.
Джон Селден

Любовь слепа, а брак - приют для незрячих.
Джеймс Грэм

Любовь, длящаяся двадцать лег, возможно, нечто лучшее, чем любовь, только это уже не любовь.
Миньон Маклафлин

Брак - это социализм для двоих.
Барбара Эренрайх

Брак – это печь, в которой выпекаются две бабы.
Аркадий Давидович

Браки совершаются на небесах, но там не заботятся, чтобы они были удачны.
Мария Эбнер-Эшенбах

Годовщина свадьбы - это торжество любви, доверия. взаимопомощи, терпимости и силы воли. Порядок всего перечисленного меняется каждые несколько лет.
Пол Суини

Брак - поле битвы, а не ложе из роз.
Приписывается Роберту Льюису Стивенсону

Хотя уже существуют пробные браки, не существует пробных детей.
Гейл Шихи

В каждом браке, который длится больше одной недели, найдутся причины для развода. Фокус в том, чтобы все снова и снова находить причины для брака.
Роберт Андерсон

Четыре стадии супружеской жизни: роман, потом брак, потом дети и. наконец, четвертая стадия - развод, без которого вы не узнаете женщину по-настоящему.
Норман Мейлер

Три наиболее важных события в жизни человека - рождение, брак и смерть - одинаково не постижимы разумом.
Остин О ‘Малли

Институт брака будет жить долго, если он наконец откажется от вмешательства в сексуальную жизнь.
Габриэль Лауб

Любовь временна и кончается браком.
Ралф Уолдо Эмерсон

Женатые люди - это по большей части холостяки, у которых однажды сдали нервы.
Джордж Эйд

Вступают в брак так же, как идут под пули, - по недостатку воображения.
Жан Ростан

Для церковного брака необходимо незаурядное гражданское мужество.
Сильвия Чиз

Ну да, люди вступают в брак потому, что не знают друг друга. А вы что, хотите, чтобы вовсе не было браков?
Анри Бек

Женшина всегда помнит, где, когда и при каких обстоятельствах она вступила в брак, в то время как мужчина уже не помнит почему.

Если бы в один мешок положили бумажки с мужскими именами, а в другой - с женскими и потом ребенок с завязанными глазами вытаскивал по одной бумажке из каждого мешка, как номера в лотерее, процент счастливых браков в Англии нисколько бы не уменьшился.
Джордж Бернард Шоу

Вступать или не вступать в брак - зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство.
Иоанн Златоуст

Я никогда не даю советов в вопросах религии и брака; я не хочу, чтобы кто-нибудь терпел муки из-за меня на этом или на том свете.
Филип Честерфилд

На первый брак спрашивают согласия у родителей, а на второй - у детей.
Константин Мелихан

Есть только один способ быть счастливым в браке, и как только я узнаю его, я женюсь.
Клинт Иствуд

Кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Евангелие от Матфея, 5:31

Я так и не смог понять, почему люди думают, будто каждый брак обречен. Что касается меня, то все пять моих браков были успешны.
Питер де Врайз

Преуспевающие мужчины женятся по три-четыре раза. Неудачники столько же раз разводятся.
Аркадий Давидович

Я разводился четыре раза. Каждый мой брак заключался по неразумным причинам, зато распадался по разумным.
Роберт Эванс

Новая жена - хорошо позабытые старые.
Геннадий Малкин

Некоторые знатные и благородные женщины считают свои годы не по числу консулов, а по числу мужей, и разводятся, чтобы выйти замуж, а выходят замуж. чтобы развестись.
Сенека

В первый раз женщина выходит замуж по любви, во второй - со скуки, в третий - по расчету, а потом уже по привычке.
Хелен Роуленд

Прежде чем выйти замуж за разведенного, пообедай сначала с его предыдущей женой.
Шелли Уинтерс

Выйти замуж за разведенного - экологически оправданный шаг. В мире, в котором преобладают женщины, мужчины должны быть возобновляемым ресурсом.
Рита Руднер

Разница между мужьями настолько мала, что можно оставить себе первого.
Адела Сент-Джонс

Из всех мужчин, которых я не любила, лучшим был мой первый муж.
Жермена де Сталь

Брак - пожизненная кара за любовь.
Р. Шуман-Фикус

Брак - самый дорогой способ узнать, какой же ты, в сущности, дурак.
Д. Пашков

Брак - слишком совершенное состояние для несовершенного человека.
Н. Шамфор

Брак – то, что осталось на память от любви.
X. Роуленд

Брак – это лавина, которую юноша и девушка обрушивают себе на голову, потянувшись за цветком.
Б. Шоу

Брак - это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом.
Гиппократ

Брак - это лотерея, в которой мужчина ставит на кон свою свободу, а женщина – свое счастье.
Автор неизвестен

Брак - это состояние, в котором двое не могут жить ни друг с другом, ни друг без друга.
М. Эбнер-Эшенбах

Брак – это чудо превращения поцелуя из удовольствия в обязанность.
X. Роуленд

Брак - это союз двух, которые всю свою жизнь борются за свою независимость.
Автор неизвестен

Брак – единственный союз, из которого можно выйти только путем роспуска всей организации.
В. Гжещик

Брак - панихида по любви.
Я. Княжнин

Счастливый брак - это брак, в котором муж понимает каждое слово, которого не сказала жена.
А. Хичкок

Счастливый брак предполагает, что вы влюбляетесь множество раз, всегда в одного и того же человека.
М. Маклофлин

Удачный брак отвергает любовь; он старается возместить ее дружбой. Это - не что иное, как приятное совместное проживание в течение всей жизни, полное устойчивости, доверия и бесконечного множества весьма осязательных взаимных услуг и обязанностей.
М. Монтень

Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми после.
М. Скюдери

Видан ли брак, который не влек бы за собой разочарования, особенно когда в приданое входила красота? Это - счастье, оканчивающееся как раз в тот момент, когда начинается: накануне - блаженство, на другой день - разочарование.
Л. Архенсола

Вступить в брак по рассудку значит в большинстве случаев употребить весь свой разум на совершение самого безумного поступка, какой только возможен.
М. Эбнер-Эшенбах

Мы спим в разных комнатах, мы ужинаем в разное время, мы проводим свой отпуск врозь - словом, мы делаем все, чтобы сохранить наш брак.
Автор неизвестен

Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку на брак.
Ф. Ницше

Когда я вижу идеально ухоженный дом, я предполагаю, а затем убеждаюсь в том, что отношения между мужчиной и женщиной остыли до такой степени, что их брак находится под угрозой.
Д. Карнеги

Если первый брак мужчины оказался ошибкой, за нее расплачивается вторая жена.
Автор неизвестен

Если составить список причин, по которым двое вступают в брак, и список причин, по которым они разводятся, вы будете поражены числом совпадений в обоих списках.
М. Маклофлин

Из всех актов человеческой жизни брак именно тот, который менее всего касается соседей, но которым они больше всего занимаются.
Автор неизвестен

Браком по любви мы называем брак, в котором состоятельный мужчина женится на красивой и богатой девушке.
П. Боннар

В браке женщина никогда не получает того, чего ожидала, а мужчина обычно не ожидает того, что получает.
Автор неизвестен

Единственная прелесть брака в том, что он делает жизнь, полную обмана, неизбежной для двоих.
О. Уайльд

Продолжительность брака обратно пропорциональна расходам на свадьбу.
Законы Мэрфи

Страна брака отличается тем, что чужестранцы стремятся водвориться в нее, туземцы же жаждут выселения.
Автор неизвестен

Только в браке женщина может наслаждаться обществом другого человека и одновременно - ощущением полного одиночества.
X. Роуленд

Только после развода и последующего брака супруги узнают, кто из них выиграл, а кто проиграл.
В. Зубков

Узы брака невидимы, но все слышат, когда они рвутся.
Л. Ринзер

Мое убеждение таково, что тот, кто налагает на себя узы брака, является глупцом, даже хуже - грешником. Он глупец, потому что отказывается от своей свободы, не получая за это соответствующего вознаграждения, и грешник, потому что дает жизнь детям, но не может ручаться, что они будут счастливы.
А. Гумбольдт

Из всего, что говорилось о браке и безбрачии, всего разумней и справедливей следующее замечание: «что из двух ни выберешь, все равно пожалеешь».
Н. Шамфор

Все браки удачны. Трудности начинаются после брака.
Ф. Саган

Если бы супруги не жили вместе, хорошие браки встречались бы чаще.
Ф. Ницше

Многие браки представляют собой состояние, в котором двое не могут долго выдержать ни друг с другом, ни друг без друга.
М. Эбнер-Эшенбах

То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.
М. Монтень

Чем угрюмей своды мрачные,
Тем сильней мечта о свете;
Чем теснее узы брачные,
Тем дырявей эти сети.
И. Губерман

Обыкновенно женятся на надеждах, выходят замуж за обещания. А так как исполнить свое обещание гораздо легче, чем оправдать чужие надежды, то чаще приходится встречать разочарованных мужей, чем обманутых жен.
В. Ключевский

Нет для любящих сердец уместней кары, чем венец.
Лопе де Вега



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: