Чучело Масленицы – традиции в древности и в современности. Магическая сила Масленицы: зачем сжигают чучела Почему кукла масленица без лица

В Хабаровске в разгаре Сырная седмица или Масленица. Традиционные праздничные гуляния в честь проводов зимы и встречи весны пройдут во всех районах краевой столицы уже в эту субботу. Главным атрибутом праздника остается сжигание Масляного чучела. Однако в последнее время многие горожане выступают против этой традиции, считая варварством поджигать соломенную фигуру, особенно если на ней нарисовано человеческое лицо.

В древности, изображаемые куклы не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Особенно тщательно прорисовывалось лицо.

Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — “наряжение”. Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя — Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.п.

Спустя какое-то время в некоторых районов России - эту роль начал выполнять живой человек. Он одевался в старые вещи, пугал людей, после чего уезжал в лес и возвращался уже в своем привычном облике.

На сегодняшний день мнения горожан на счет того, «очеловечивать» чучело или нет разделились. Некоторые уверены, что это пережитки варварского прошлого.

— Я не против того, что сжигать чучело из соломы, которые только очертаниями напоминает настоящего человека. Но когда это улыбающаяся счастливая фигура - выглядит жутко, как будто она на костре инквизиции. И если раньше в это вкладывали глубокий смысл, то теперь это просто развлечение. Поэтому я не считаю нужным рисовать на ней лицо, — рассказала Елена, хабаровчанка.

— Я вижу, что многие учителя, воспитатели детских садов и другие люди, которые работают детьми, выступают категорически против «варварского обычая». С их точки зрения факт сожжения чучела, в наше время, ни о чём не говорит подрастающему поколению, и лишь нанеся детям психологическую травму подтолкнет их к подобным негативным поступкам в будущем. Но я с этим не согласен. Наоборот, нужно разъяснить детям истинную суть этого и других русских обрядов, обычаев и традиций, и подготовить своих воспитанников к их правильному восприятию. Но рисовать лицо все же не стоит, — рассказал Антон, хабаровчанин.

Другие не видят в этом ничего плохого.

— Насколько я знаю, сжигание чучела и проводы зимы в ее лице — чуть ли не единственный языческий обряд, который негласно получил одобрение христианской церкви. Так что полезное это дело — масленицу сжигать и веселиться, — поделился мнением Николай, хабаровчанин.

Несмотря на то, что сразу после окончания масленичной недели начинается Великий пост, официально эти два события никак друг с другом не связаны. Поэтому православная церковь также не поддерживает сжигание «человеческого чучела», так как это языческая традиция.

— Это народная традиция - сжигание чучела. Христиане подобное не поддерживают. Конечно, каждый сам решает для себя как ему изображать чучело, но все-таки неправильно поджигать что-то с человеческим лицом - это как-то кощунственно, — рассказала пресс-секретарь хабаровской епархии Наталья Гараева.

— Сжигание чучела масленицы, залезание на столб - это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют, — поделился мнением Юрий, прихожанин.

Напомним, в Хабаровске Масленицу в этом году будут отмечать во всех округах города . Гуляния пройдут 21 февраля. Во всех местах празднования пройдут спортивные состязания, собравшихся будут угощать блинами, развлекать хабаровчан будут творческие коллективы краевой столицы.

В Южном округе праздник начнется в 12 часов на территории зоны отдыха «Дельфин». Тем, кто отважится добраться до вершины столба, могут достаться ценные подарки. В ходе проведения мероприятия будет организована работа полевой кухни, где всех желающих будут бесплатно угощать солдатской кашей и горячим чаем. Также будут развернуты торговые точки с блинами, шашлыками и пловом.

В Центральном округе на территории нижнего городского пруда широкая Масленица пройдет с 13.00 до 15.00. В программе - народные гуляния, выступление профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, спортивные состязания, веселые конкурсы и розыгрыши призов от компаний-спонсоров. Зрители увидят представление веселых скоморохов, ряженых, примут участие в веселых эстафетах. В конце праздника традиционно пройдет обряд сжигания чучела зимы.

В Железнодорожном районе для широкой Масленицы определена площадка на территории кафе «Оазис» на улице Авиационной, 45а. Здесь праздничные мероприятия начнутся в 12 часов. Организаторы предоставят всем желающим возможность покататься на пони и снегоходах, а также дать в аренду беседку с мангалом и древесным углем для веселого зимнего пикника.

В Северном округе гуляния начнутся в парке «Северный» в 12 часов. Здесь будут организованы игровые зоны, гостей угостят солдатской кашей и горячим чаем, и весь день они смогут развлекаться на горках и различных аттракционах.

Великий Пост начнется 23 февраля. Он венчает праздник Воскресения Христова — Пасхи. В этом году главный христианский праздник отмечается 12 апреля.

Источник - новости Хабаровска на DVHab.ru

@fiesta.spb

Масленица - это такой заводной, веселый праздник, который находится на причудливом стыке славянской мифологии и православия. И именно из-за обрядов, оставшихся от мифологии, это не только веселье, но иистинный хардкор.

Самым брутальным обрядом из всех этих веселых дней несомненно является сжигание чучела. Выглядит это, конечно, специфически: куча довольных и радостных людей объедаются блинчиками и с удовольствием наблюдают, как горит жалобно-улыбающееся самоотверженное чучело.

Мы собрали самые жесткие, странные и пугающие чучела, которые можно встретить на улицах городов России на этой неделе. Посмотрите, например, на лицо этого (этой). Приблизьте и вы услышите мольбу о помощи.

И кстати, почему надо жечь чучело?

Существует несколько любопытных версий о целях этого милого ритуала. Первая принадлежит российскому этнографу Дмитрию Зеленину и говорит о том, что этот праздник отмечал рубежное время перед постом. Крестьяне для этого приглашали не кого-то там, а своих померших родственников. А к встрече с ними что нужно было сделать? Правильно, разжечь костер.

Соломенного чувака уже не спасти из огня, а детишки смеются. Прелесть!

@bulushevasofia

Экземпляры без лиц завоевывают место самых криповых. А если ничего особенного вы не видите, то представьте, что встретили одного из них ночью.

@julia_htrf

Основная версия заключается в том, что Масленица все же является праздником встречи весны и прощания с зимой. Зиму нужно хоронить, чтобы попрощаться с ней, и для того чтобы символизировать эту «смерть», сжигалась Марена - мифологическая героиня, связанная с обрядами «убийства» и «воскрешения» природы. Собственно, она и является прототипом современных чучел.

Вот эта, например, является такой, мягко скажем, раскрепощенной Мареной. С дредами и чокером на шее.

По лицу этой убиенной можно сказать, что она не западнославянская Марена, а, скорее, русская Маринка. Но, так или иначе, и ее уже не спасти.

@vlad_reporter

Всемирно известный и уважаемый филолог и фольклорист В. Я. Пропп тоже поддерживал версию об умирающем и воскресающем божестве. Однако связывал он этот обряд, да и вообще масленицу, со стимуляцией и призывом плодородия, что было важнейшей точкой в системе координат крестьянина, так как от нее зависела вся его жизнь.. Сожжение чучела Масленицы по его мнению символизирует сожжение и прощание со старым, исчерпавшим свои ресурсы плодородием и стимуляция нового.

Если бы это чучело сейчас ожило и побежало с криком, мы бы не удивились.

@on_thin_legs

Многие фольклористы и этнографы нам показывают, что неверно воспринимать сожжение чучела как явление, напоминающее некий сатанинский ритуал поджигания идола, которому поклоняются. Это не так, чучело всегда являлось символом.

Вот этот странный парень, например, из Литвы. Был. Автор фото пишет:

«Сегодня в Литве праздник - Užgavėnės (Ужгавенес) ».

@helen_bask

А это... Стоп, что?

В старину на Руси дети играли тряпичными куклами, у которых, как правило, отсутствовали лица. Почему? Неужели мастерицам было просто лень нарисовать куколке глаза, нос и рот? Нет, на то были совсем другие причины.

Магическое значение

Согласно православной вере, человек был создан по образу и подобию Божьему. Кукла же – неодушевленный предмет. Однако, если бы она была похожа на человека, то она также воплощала бы в себе образ Бога. Поэтому делать её похожей на человека было недопустимо.

Напротив, наши предки верили, что в человекоподобную куклу может вселиться нечистая сила, например, бес или домовой. В результате ребенок, который играет с куколкой, может пострадать: он будет болеть или его постигнут другие неприятности. Не зря в наше время куклы с человеческими лицами, в которых вселяются злые духи, фигурируют во многих фильмах ужасов.

Куклы на Руси служили не только игрушками, они играли роль оберегов. При этом и для детей, и для взрослых. В древности куклы охраняли людей от болезней, злых духов, разнообразных несчастий. Считалось, что наибольшей магической силой обладали куклы, выполненные без использования иглы и ножниц. Ткань при их изготовлении не резали, а рвали. Так и называли этих кукол – «рванки». Часто у них не было не только лиц, но и рук, и ног.

Куклы-обереги

Ещё до рождения ребенка делали куклу-«сонницу», которую клали в колыбель, чтобы малыш спал крепко и спокойно. До крещения младенца в люльку клали куклу-«пеленашку» в виде запеленутого ребеночка. Изготавливали её обычно из кусков старой одежды. После крещения куколку хранили вместе с крестильной рубахой ребенка.

В северных регионах России была популярна кукла-«берёстушка». Делали ее из свернутой в трубочку бересты. Внутрь вкладывали листок с защитной молитвой или заговором. «Берестушек» называли также «бабушкиными куклами», поскольку обычно их дарили своим внукам родные бабушки.

На свадьбу дарили новобрачным кукол-«неразлучников»: у мужской и женской фигурок была одна общая рука, символизирующая крепость брачного союза. Изготавливали их из трех красных лоскутов одинакового размера. Куколки закрепляли на полотенце. Когда в молодой семье появлялся первенец, «неразлучников» снимали с полотенца, которое затем использовали в хозяйстве. Самих же куколок отдавали играть ребенку, либо просто хранили в доме.

Куклу-«десятиручку» дарили на свадьбу невесте или женщине, недавно вышедшей замуж. По поверью, куколка должна была помочь молодой хозяйке все успевать, а также способствовала ладу в семейной жизни.

Оберегом всей семьи считалась кукла-«крупеничка». Делали её после сбора урожая. Туловище куколки представляло собой мешочек с зерном. Считалось, что такая кукла принесет в дом достаток и благополучие. Кроме того, «крупеничка» символизировала плодородие, поэтому была популярна у женщин, которые хотели иметь детей.

На юге России бытовала традиция изготавливать обереги для жилища в виде кукол, которых звали «день и ночь». Изготавливать такую куколку было положено под Новый год из тканей темного и светлого тонов, символизировавших соответственно ночь и день. По утрам куклу поворачивали к себе светлой стороной, а по вечерам – темной. Это нужно было для того, чтобы день или ночь прошли спокойно.

Кукла-«веник» спасала от ссор и разлада в доме. Изготавливали ее из травы, лыка или соломы, надевая на нее платочек и сарафанчик в соответствии с местными традициями.

Еще делали двенадцать куколок, пеленали их как младенцев и скрепляли вместе, а потом помещали в укромном месте за печкой. Эти куклы звались «лихорадками». Считалось, что они защищают хозяев от болезней.

Куклы для праздников

Существовали и специальные обрядовые куклы, которых использовали в различных магических ритуалах, в том числе связанных с праздниками. Так, кукла-«стригушка», изготовленная из первого сжатого снопа, «отвечала» за богатый урожай. Куклу-«козу» использовали в рождественских колядках. Куклу-«крестец» ставили на Крещение у ведра с освященной водой.

В Масленичную неделю за окно вывешивали куклу под названием «домашняя масленица». К Вербному воскресенью делали красноликих пасхальных кукол, которых принято было отдавать странникам и паломникам. На Ивана Купалу обряжали куклу-«купавку», на руки которой вешали ленточки, обозначавшие девичьи желания. Затем ленты снимали и пускали плыть по реке. Считалось, что они не только способствуют исполнению желаний, но и забирают с собой все невзгоды.

Кстати, и в наши дни можно купить или заказать безликую куклу-оберег, которая служит тем или иным магическим целям. При желании такими куклами могут играть и дети, но вряд ли современного ребенка сильно заинтересует игрушка, сделанная в соответствии со старинными традициями. Сегодня мало кто помнит об изначальном сакральном предназначении подобных вещей.

Сжигать чучело Масленицы - обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла. Сейчас чучела сжигают на городских празднованиях Масленицы, это становится почти таким же привычным ее атрибутом, как стопки блинов на уличных лотках. Безусловно, к христианству эта традиция не имеет никакого отношения. Это элемент языческой культуры. Сжигание чучела символизировало проводы зимы и встречу весны, прощание со всем старым, ветхим. Как должен христианин относиться к этой традиции?

С этим вопросом “Фома” обратился к протоиерею Андрею Ефанову :

В провождении масленичной недели – то есть недели перед постом – важно различать два плана: один – языческий, который был актуален на Руси давным-давно, до принятия христианства, когда вся жизнь человека строилась на основе языческих представлений. В этом смысле масленичная неделя – так называемые проводы зимы, которые включают в себя множество языческих обрядов, один из которых – сжигание чучел а маслениц ы – символа зимы и ритуального объекта, который воплощает собой все плохое, что случилось в прошлом году. Сжигание маслениц ы – это прямое и реальное участие в языческих обрядах, никакой игры и «понарошку» тут нет.

А об участии в языческих обрядах, думаю, вам и без моего ответа ясно, что для христианина это недопустимо. И если именно об этих обрядах вы спрашиваете, говоря о праздновании «по всем правилам», то, естественно, этого нельзя делать категорически. Другой план – то, что со времен принятия христианства та неделя, которая прежде была посвящена обрядам проводов зимы и встречи весны, по церковному календарю является последней из трех – временем серьезной внутренней работы над собой. Это особый период в жизни христианина, смена ритма богослужебной и молитвенной жизни, и к этому тоже надо как-то подойти и подготовиться, чтобы эта смена произошла с пользой для души. Для этого и существуют подготовительные недели. Третья из них, маслениц а, – неделя, в которую мы уже не едим мяса, но зато можно есть молочные продукты и печь традиционные для этой недели и без мяса.

А если отойти от гастрономии, то эта седмица идет после . В этот день за Божественной литургией читаются стихи 35 – 46 из 25 главы Евангелия от Матфея, в которых говорится о том, как будет происходить Страшный Суд и по каким критериям Господь будет судить человека. Сам Христос рассказывает об этом своим ученикам, а через них и каждому из нас. Это очень серьезный текст, о котором полезно подумать в преддверии Великого поста, во время которого Вы и будете заниматься той самой внутренней работой, которая приблизиться к тому, чего от каждого из нас ждет Господь. В этом отрывке из Евангелия каждому из нас даются ориентиры, следуя которым, можно стать еще ближе к тому, чтобы быть наследником вечной жизни. И я бы сказал, что радость одновременно с внутренней подготовкой к посту и будут самым правильным проведением масленичной недели.

Марина Ротозей

Цель : учить детей создавать в рисунке образ куклы .

Задачи : познакомить детей с народным праздником Масленицей .

Формировать умение располагать изображение на весь лист бумаги, аккуратно закрашивать.

Развивать художественно-творческую деятельность, воображение, навыки рисования , умение дополнять и заканчивать образ внесением деталей.

Воспитывать интерес к праздникам своего народа, интерес к творчеству.

Демонстрационный и раздаточный материал : картина «Масленица » , краски акварельные, белая бумага, «непроливайка» , салфетка, кисточка, простой карандаш.

Ход занятия:

Воспитатель : - Ребята, сегодня к нам пришла гостья. Узнали вы ее?

Дети : - Масленица !

Воспитатель : - Я предлагаю её внимательно рассмотреть. Наша «Масленица »

Очень нарядно одета. На ней красивое, пышное, разноцветное платье. На голове у неё красивый платок. У неё желтые волосы, красивые глаза и добрая улыбка.

Воспитатель : - ребята, кто знает, а зачем делают куклу «Масленицу » ?

Дети : - кукол изготавливают на праздник «Масленицы » .

Воспитатель : - правильно, в первый день Масленицы , который называется - встречей, из соломы делали чучело Масленицы , надевали на него старую одежду, рисовали лицо , повязывали платком или надевали шляпу. Насадив чучело на шест, с пением и прибаутками возили его по деревне на санях, затем водружали на самой высокой горе, где начиналось катание на санях.

Масленица – это праздник , очень веселый, народный. Появился, он очень давно, все его любят и празднуют до сих пор. Масленица длится целую неделю - семь дней. Всю неделю пекут блины и угощают ими всех. В последний день масляной недели , Прощеное воскресенье, люди просили перед наступлением Великого поста друг у друга прощения и везли провожать Масленицу на околицу , где устраивался большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали чучело на костре. Сожжение Масленицы было символом наступления весны и плодородным годом. А еще, всю масленичную неделю народ устраивал уличные гулянья, пели песни, водили хороводы.

Вот и я вам предлагаю поиграть в русскую хороводную игру «Веснянка» .

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы будем рисовать куклу- Масленицу .

Расскажу, как будем рисовать по порядку . Нарисуем простым карандашом голову большую в верхней части листа, круглую как блин (или солнце) . На голове нарисуем лучики. На лице нарисуем глаза, рот, нос. Платье треугольное, рукава. Выбирайте цвета яркие для раскрашивания. Наши куклы должны быть красивыми,

Воспитатель : - А давайте ребята, прежде чем начать нашу работу, мы с вами подготовим пальчики и разомнёмся.

Физминутка :

Дружат в нашей группе девочки и мальчики .

(соединять пальцы в «замок» )

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Воспитатель напоминает об аккуратном закрашивании, проверяет, правильно ли держат кисть, если возникли какие-либо трудности, то воспитатель помогает им устранить эти трудности.

Воспитатель : - Молодцы, ребята! А теперь кто хочет рассказать о своей нарисованной кукле .

Спасибо, ребята. Очень красивые и интересные работы у вас получились.

Публикации по теме:

Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Конспект занятия по рисованию «Снеговик» в средней группе «Снеговик» Программное содержание: 1. Образовательные задачи: Продолжать формировать умение детей рисовать предмет, состоящий из нескольких.

Воспитатель: Сергазиева Марина Куангалиевна. Программное содержание: воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким,.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Разноцветная радуга» Тема: Разноцветная радуга (рисование радуги)Образовательный области: «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «познавательное.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Волшебный ковер» Образовательная область: Художественное творчество. Возрастная группа: средняя группа. Тема занятия: «Волшебный ковер» Цель: создать условия.

Конспект занятия в средней группе детского сада «Широкая Масленица» Конспект занятия в средней группе детского сада по теме "Широкая масленица" (Познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром,.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: