Чтобы старость была в радость. Чтобы в старости быть стройной

В настоящее время гендерная проблематика приобретает все большую популярность, а число гендерных исследований растет день ото дня. Данные исследования начались в конце 60-х годов прошлого столетия и являлись следствием пережитого феминистического бума, когда женщины начали критиковать собственное подчиненное положение, открыв тем самым новое измерение социальных отношений. Вообще же психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам.

Еще раз обозначим разделение таких понятий как «пол» и «гендер». Единственного верного толкования данных понятий выделить не удается, зато возможно определить главную составляющую всех определений. Под термином пол понимаются биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами. Половые роли связаны с ожиданиями относительно форм поведения мужчин и женщин, обусловленных их биологическими различиями, а также различием функций, связанных с продолжением рода. Гендерные различия касаются психологических черт и поведенческих характеристик, формируемых культурой на основе половых различий. Используя термин гендерные роли, мы говорим о степени, в которой индивид принимает типичные для своего пола формы поведения, предписываемые культурой. Именно гендерные (в отличие от половых) характеристики, включая роли, стереотипы и гендерную идентичность, связаны с культурными факторами. Общество и культура никак не могут повлиять на пол человека, и имеют абсолютное влияние на его гендер. Соответственно женственность и мужественность необходимо рассматривать не как нечто врожденное или предопределенное анатомией, биологией, сексуальностью, психикой и т.д., а как общественный конструкт.

Гендерные различия

В литературе, посвященной теме гендера и гендерных различий, можно встретить две точки зрения на проблему. Согласно одной из них, мужчина и женщина - два совершенно разных полюса одного континуума. Отсюда образное выражение - «мужчины с Марса, женщины с Венеры». Существует мнение, что гендерно-ролевые различия между мужчинами и женщинами основываются на фундаментальных отличиях представителей одного пола от другого, а не на социализации или социальных ролях. Сама природа предписывает женщине быть мягкой, заботливой, ранимой, зависимой, более склонной к эмпатии и эмоциональному реагированию. Мужчина же по природе своей активен, склонен к агрессии, соревновательности, независимости, имеет аналитический склад ума и т.д. Согласно второй точке зрения, классификация черт характера на маскулинные и фемининные была порождена культурой. На самом же деле, объективно фемининных и маскулинных характеристик не существует и природой они не предзаданы. По мнению американского психолога Шон Меган Берн, существуют лишь экспрессивные (отождествляемые с фемининными) и инструментальные (отождествляемые с маскулинными) характеристики, которые являются универсальными, общечеловеческими, но предписываются тому или иному полу уже социумом и культурой . К примеру, широко распространено мнение, что мужчины лучше справляются с задачами, требующими математических способностей и пространственного воображения, тогда как женщины оказываются сильнее при выполнении лингвистических заданий. Однако следует отметить, что западные исследователи не обнаружили подобных различий между мужчинами и женщинами из народности эскимосов-иннуитов в Канаде. Высказывалось предположение, что в данной культуре не существует гендерных различий подобного типа, поскольку «развитие пространственных способностей очень важно в культуре иннуитов как для мужчин, так и для женщин. Чтобы прояснить вопрос о культурных различиях, касающихся гендерной разницы в уровне развития пространственных способностей, Берри и его коллеги провели исследование, в ходе которого мужчинам и женщинам, представляющим 17 различных культур, было предложено выполнить ряд заданий на составление композиций из кубиков. Участникам давали изображение геометрической композиции, которую нужно было сложить из выданного им набора кубиков. Результаты оказались достаточно неожиданными и поставили перед учеными ряд вопросов. Хотя относительно некоторых культур предположение, что мужчины справляются с такими заданиями лучше, чем женщины, действительно подтвердились, было также обнаружено, что для значительного числа культур результат оказался обратным. Пытаясь объяснить полученные результаты, Берри высказал предположение, что превосходство мужчин в данном отношении, как правило, типично для культур, которые характеризуются «компактностью» (относительной гомогенностью), оседлым образом жизни и формами сельского хозяйства, основанными на земледелии, в то время как превосходство женщин характерно для кочевых культур более открытого типа, живущих в основном за счет охоты и собирательства. В таких культурах основные социальные роли распределяются между мужчинами и женщинами достаточно гибко, и большинству членов таких сообществ приходится выполнять широкий круг задач, связанных с выживанием их группы. Таким образом, мы видим, что одни культуры в большей степени способствуют развитию пространственных способностей у мужчин, в то время как в других культурах эти способности более развиты у женщин, а для ряда культур характерно отсутствие гендерных различий в данной области.

Но так уж случилось, что мы считаем мужчин и женщин совершенно разными существами. Согласно Уильямс и Бест (Williams & Best, 1986), мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, чувственными и эмоциональными. Эти представления о мужчинах и женщинах общеприняты в нашей культуре. Юморист Дейв Барри (Barry, 1991) говорил, что женщины хотят, чтобы их любили, слушали, желали, уважали, нуждались в них и верили им, а мужчинам нужен только билет на чемпионат мира по футболу. А в статье Джеклин (Jacklin, 1989) было отмечено, что спекуляции на тему различий между мужчинами и женщинами стали американским национальным занятием. Эрлих (Erlich, 1973) сформулировал положение о том, что этнические стереотипы являются частью социального наследия общества. То же самое можно сказать и о гендерных стереотипах. Судя по всему, эти стереотипы -- часть господствующего социального сознания.

Малейшим различиям в строении мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные, а средства массовой информации охотно и очень подробно освещают подобного рода открытия (дискуссии по этому вопросу см.: Unger & Crawford, 1992, Tavris, 1992).

В своем знаменитом обзоре Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1974) выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства (Unger, 1988), и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны.

Только за последние 20 лет опубликовано более 20 000 статей о половых различиях (Myers, 1990), и некоторые из них продолжали упорно проводить мысль, что два пола отличаются коренным образом. Необходимо все же помнить, что, даже если такие отличия и обнаруживаются, они относительно невелики, обычно не больше 10%, а в большинстве случаев распределения мужской и женской выборок на 90% совпадают. Как отметил Хайд (1991), когда мы говорим, что у мужчин и женщин наблюдается существенное отличие по определенному признаку, это совсем не обязательно означает, что отличие велико.

Проблема, связанная с литературой, посвященной гендерным различиям, именно в том и заключается, что печатные издания проявляют больший интерес к отличиям, чем к сходствам, соответственно отчеты об обнаруженных отличиях имеют гораздо больше шансов попасть в печать, чем сообщения о найденном сходстве (Basow, 1986; Unger, 1988).

Появившись на свет мальчиком или девочкой, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые способствуют формированию соответствующих качеств личности и приближают его к принятым в данном обществе образцам фемининности или маскулинности.

Ученые отмечают, что уже начиная с раннего детства, мальчики и девочки получают по разному ориентированные влияние родителей: так у девочек больше поощеряются в развитии вербальные способности, тактильная сфера ощущений, способность к эмпатии, эмоциональность, а у мальчиков - развитие технических способностей, стремление к достижениям и соревнованию, агрессивность. Исследования, проводимые американскими психологами Н.Ходороу, К.Гиллиган, Ш.Берн, убедительно показывают: основа гендерных различий в способах мышления и разрешения проблем начинает закладываться по отношению к детям через поведение родителей. С раннего возраста дети учатся тому, какая одежда им подходит и какое поведение оказывается “гендерно-соответствующим”.

Подрастая, дети подвергаются дальнейшей социализации и усваивают манеру поведения, которая считается уместной для их пола. По мере того, как ребенок все больше и больше осознает себя, он начинает реагировать на воздействия со стороны окружающих его людей и становится носителем различной Я-концепции, включающей представление о себе как о мальчике или о девочке.

Один из вариантов развития гендера (механизм формирования полотипичного поведения) представлен в теории гендерной схемы. Данная концепция представляет собой более уточненный вариант теорий социального научения и когнитивного развития. Суть теории: основой процесса усвоения половой роли выступает активность самого ребенка, при этом общественные различия между мужчинами и женщинами влияют на индивида даже в тех ситуациях, которые не имеют непосредственного отношения к половой принадлежности. Практически во всех культурах восприятие мужского и женского начал складывается в связную систему представлений, начиная с анатомических различий и типичных мужских и женских видов работы и заканчивая религиозной символикой. Это сложная система представлений называется гендерная схема. Как только дети начинают осознавать себя как мальчиков и девочек, они все более активнее пытаются разобраться в том, что должны делать мальчики, что девочки, и каковы они.

Половая типизация осуществляется благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию, т.е. готовности усваивать информацию о себе в контексте понятий “маскулинности - фемининности” Гендерно-схематизированная переработка информации осуществляется ребенком потому, что в обществе существуют полодифференцирующие практики. В сознании ребенка упрочивается гендерная схема, которая функционирует как предвосхищающая структура, заранее настроенная на то, чтобы искать и группировать информацию: поведение, характеристики, культурные символы спонтанно и целенаправленно одновременно сортируются на “мужское” и “женское”.

Внедренная в структуру Я-концепции ребенка гендерная схема начинает “работать” не только для селекции поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе. Дети выбирают из множества возможных человеческих характеристик только те, которые определены в данной культур как приемлемые для его/ее собственного пола, и поэтому подходят для организации разнообразного содержания Я-концепции.

Таким образом, Я-концепция детей становится типизированной по полу, и два пола воспринимаются различными не столько по степени выраженности свойств, сколько по личностным качествам.

Одновременно с этим, дети обучаются оценивать свою личность на соответствие гендерной схеме, так их дисциплинируют родители и посторонние люди, противопоставляя другому полу собственные предпочтения, отношения, поведение и свойства. Ведь взрослые очень редко замечают: “Какой сильной стала девочка!” или “Как нежен мальчик”. Так гендерная схема становится предписывающей и диктующей стандарт поведения. В то же время авторы теории полагает, что многие мужские и женские особенности, которые мы с легкостью наделяем явления внешнего мира, существуют лишь в воображении воспринимающего их индивида.

Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения.

Те же самые механизмы действуют применительно к гендерным ролям: когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим, как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько велика пропасть между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу, что так и есть на самом деле, и соответствуем этим ожиданиям. Мысль о том, что гендеры должны обладать и обладают массой отличий, настолько повсеместно укрепилась в нашей культуре, что неудивительно, если мы считаем ее верной.

Ученые еще не знают, какой из процессов чаще заставляет людей подчиняться гендерным ролям: уступчивость, одобрение или идентификация. К сожалению, эта тема пока мало разработана, но, по данным нескольких исследований, и мужчины и женщины сильнее выражают свою приверженность гендерным стереотипам на публике, чем среди близких людей (Eagly & Crawley, 1986; Eagly et al., 1981; Eisenberg & Lennon, 1983). Это скорее указывает на уступчивость, чем на одобрение или идентификацию. Исследование мужской роли, в котором выяснилось, что традиционная мужественность находит слабое одобрение и поддержку (Burn & Laver, 1994; Thompson & Pleck, 1986), также указывает на важнейшую роль уступчивости в подчинении гендерной роли.

Наша культура тысячами способов доносит до каждого человека утверждение, гласящее, что мужчины и женщины -- разные существа и должны таковыми оставаться. А ведь без помощи социальной информации предельно сложно разобраться в окружающем нас запутанном мире и существовать в нем. Иногда упомянутая информация поступает к нам непосредственно от окружающих, но в культуре есть для этой цели и специальные средства. Представления о психологическом типе мужчин и женщин впитались в мифы и религию, сказания и письменную литературу. Герои и героини, реальные или вымышленные, несут в себе целый набор стереотипов, что делает их потенциальными поставщиками характеристик, присущих мужскому или женскому полу (Williams & Best, 1990 а, р. 240). Так, по данным Кимбалл (Kimball, 1986), у детей, которые смотрят телевизор, проявляется гораздо больше аттитюдов, типичных для гендерных норм, чем у их сверстников, которые не смотрят телевизор .

Люди от отношений часто ждут очень многое, и главное, что их партнер будет таким же, как они: иметь те же взгляды, ценности, восприятия и поведения. Однако вы не сможете изменить отношение и поведение своего партнера, если он сам не будет в этом заинтересован. И самое маловероятное, что вы измените основные характеристики его пола. Поэтому очень важно понять и принять тот факт, что основные гендерные различия, которые существуют между мужчиной и женщиной – реальны и неизменны. Вы можете научиться использовать различия, чтобы улучшить ваши отношения, а не повредить их.

Мужчины и женщины действительно отличаются? ! Давайте рассмотрим доказательства во множестве областей жизни. Обратите внимание, что эти результаты являются обобщенными и имеют отношение к большинству мужчин или женщин, но не для всех мужчин и всех женщин. (ниже более подробные различия в жизни, быту, поступках и т.д.)

1. Физиологические различия

У девочек развивается быстрее правое полушарие мозга, чем у мальчиков: это позволяет речи развиться быстрее, произношению, начинаю читать раньше, и, следовательно, память лучше.

Мальчики развивают левое полушарие мозга быстрее, чем девочки: отсюда — визуальные пространственные и логические навыки, перцептивные навыки, они лучшие в математике, решении различных задач, строительстве и решении загадок.

Девочки больше заинтересованы играть в куклы, с мягкими игрушками и более; мальчики обращают внимание на блоки, конструкторы или на то, чем можно манипулировать.

2. Социальное влияние

Исследование младенцев:
Родители говорят больше с мальчиками, чем с девочками младенческого возраста.

Девочки мягче и с ними больше нянчиться.

Мальчикам редко говорят, что они сладкие, красивые, маленькие куклы, мальчикам говорят, что они являются сильными, смелыми, большими.

От мальчиков требуют больше физической силы, чем от девочек, с ними чаще играют в спортивные игры.

Девочек ласкают и гладят больше чем мальчиков.

До двухлетнего возраста, мать склонна общаться и любоваться своей дочерью значительно чаще, чем сыном, и у них больше зрительного контакта с дочерьми.

Матери выплескивают широкий диапазон эмоциональной реакции на девочек, чем на мальчиков.

Когда девочки выказывали гнев, лица матерей выражали большее неодобрение, чем тогда, когда мальчики выказывали гнев. Вероятно, это влияет, почему девочки растут более улыбчивыми, более общительны, и лучше способны интерпретировать эмоции, чем мальчики.

Отцы используют «термины команды» с мальчиками больше чем с девочками.


Различия между мальчиком и девочкой
связанны с развитием:

Детские рифмы, книги и мультипликационные фильмы закрепляют стереотипы, в которых показывают девушек в бедственном положении, непривлекательными домохозяйками, беспомощными пенсионерами, сексуальными героинями и часто падающими в обморок.

Девушки используют больше слова нежности, чем мальчики.

Мальчикам прощают агрессивное или антиобщественное поведение, чем девочкам. Приемлемо, когда девушки действуют как сорванцы; мальчикам, которые ведут себя как девочки, делают строгие замечания.

Девушки склонны сплетничать о других людях; иметь секреты для того, чтобы укрепить дружбу, пожелания и потребности.

Мальчишки говорят о вещах и поступках. Они обсуждают свои дела и тех кто лучше в том или ином виде деятельности.

Девочки-подростки говорят о мальчиках, одежде и своем телосложении.

Мальчики — подростки говорят о спортивных состязаниях, механике, и о функции вещей.

Возраст 12-18 является крупнейшим событием для девочек — есть парень.
Мальчики в 12-18 лет в равной степени заинтересованы в следующем: секс, автомобили и спорт.
Это переносится и во взрослую жизнь, когда женщины говорят об отношениях, людях, диете, одежде, физическом состоянии.

Мужчины говорят о спорте, бизнесе, политике, финансах, автомобилях, и механике вещей.

3. Ценности и самоуважение

МУЖЧИНЫ
Самосознание мужчины определено его способностью добиваться результатов через успех и достижение.
Достижение целей и доказательство своей компетентности – дает чувство удовлетворения.
Для ощущения комфорта, мужчины должны достичь цели самостоятельно.

Для мужчин выполнение поставленных задач является символом уверенности, власти и самоуважения.

Вообще, мужчины больше интересуются объектами и вещами, и в последнею очередь людьми и чувствами.

Мужчины редко говорят о своих проблемах, если они не обращаются «за опытным» советом; просьба о помощи, когда вы можете сами что-то сделать, является признаком слабости.

Мужчины более агрессивны, чем женщины; более воинственны и территориально целостны.

Мужское самоуважение больше связано с карьерой.

Мужчины чувствуют себя опустошенными отказом и финансовыми неудачами; они имеют тенденцию быть зацикленными на деньгах намного больше, в отличии от женщин.

ЖЕНЩИНЫ:
Женщины оценивают любовь, коммуникацию, красоту и отношения.

Самосознание женщины определено через их чувства и качество их отношений.

Они проводят много времени, поддерживая, лелея и помогая друг другу.

Личные выражения, в одежде и чувствах очень важны для них.

Связь имеет важное значение.

Любой разговор сводится к тому, как хорошо она себя чувствует.

Для женщин, предлагающих помощь не признак слабости, а признак силы, это знак заботы, чтобы оказать поддержку.

Женщины очень озабочены вопросами физической привлекательности; перемены в данной области столь же значительны для женщин как изменения в финансовом положении для мужчин.

Когда мужчины озабочены работой или деньгами, женщины интерпретируют это как невнимание.

4. Иные различия

Мужчинам больше свойственно действовать логически, аналитически и рационально.

Женщины больше действуют интуитивно, целостно, творчески, интегрально.

Мужчины намного больше переносят трудности касательно своих собственных чувств, и могут вести себя угрожающе при выражении чувств в их присутствии. Это может заставить их реагировать, уходить или пытаться управлять ситуацией посредством показа контроля и/или власти.

Мужчины фактически уязвимее и зависимы от отношений, чем женщины, они больше чувствуют себя опустошенными их окончанием, так как у них меньше друзей и источников эмоциональной поддержки.

Мужчины естественны с их собственными гневными чувствами, чем женщины.

Женщины имеют намного более широкий диапазон чувств, чем мужчины, и интенсивность их чувств намного больше, чем у мужчин. В результате этого, кажется, что женские чувства изменчивы; мужчинам трудно это понять, они считают это иррациональным.

Мужчины, как правило, более функциональны в подходе к решению проблем; женщины эстетически ориентированны в дополнение к функциональности.

Женщины склонны быть намного более чувствительными к звукам и запахам, чем мужчины; и женщины склонны делать больший акцент на «атмосфере».

5. Конфликты , как правило, возникающие из-за основных различий между мужчиной и женщиной

Мужчины часто жалуются на то, что женщины всегда пытаются изменить их.
Наиболее частые жалобы женщин, что мужчины их не слушают.
Женщины ждут сочувствие, а мужчины готовы предложить решение.
Когда женщина делает попытки что-то изменить, усовершенствовать, исправить или что-то советует — мужчины слышат, что им говорят, что они не компетентны или не знают, как сделать что-то или что они не в состоянии быть самостоятельными.
Мужчины чаще испытывают чувство вины и ответственности за женские проблемы.
Мужчины считают, что женщины ждут от них совета и помощь в решении проблемы, и это правильный способ, чтобы быть полезным и возможность показать любовь, а женщины зачастую просто хотят, чтобы их искренне выслушали.

Домашняя работа: мужчины ее избегают, пытаясь, любой ценой, переложить это на других, так как они чувствуют себя униженными, делая домашнюю работу. Для женщин уборка дома — проявление заботы о домашнем очаге. Мужчины и женщины имеют различные границы определения чистоты и грязи.
Мужчины часто пытаются изменить настроение женщины, когда она расстроена, предлагая решения ее проблем, которые она интерпретирует как дисконтирование и лишение законной силы ее чувств.
Женщины все время пытаются изменить мужчину и его поведение, предлагая непрошеный совет или критикуя тот или иной вопрос.

6. Как работать с этими различиями


Когда женщины расстроены, не стоит предлагать ей решение, это можно сделать, когда она будет спокойна.
готов оценить совет и честную критику, когда это требуют.
Мужчины имеют большие потребности в статусе и независимости, женщины имеют потребность в близости и связи.
Женщины должны чувствовать заботу, доверие, взаимопонимание, уважение,любовь.
Женщины готовы на многое, если чувствуют себя нужными, особенными или обласканными.
Мужчинам нужно иметь доверие, понимание, признательность, одобрение, уважение, поощрение.
Мужчины испытывают мотивацию, когда чувствуют свою необходимость. Больше всего мужчина боится быть не достаточно хорошим или не достаточно компетентным, хотя он никогда этого не выразит и не покажет.

Мужчина и Женщина — словарь различий

А тем временем психологи, педагоги, социологи и врачи обнаруживают все новые и новые различия между мужчиной и женщиной. И, между прочим, тщательно их изучают.

Автомобиль

У нас в стране он до сих пор во многом остается средством утверждения мужского превосходства. И хотя большинство выпускников автошкол — женщины, статистика показывает, что едва ли треть из них в дальнейшем сядет за руль. А жаль, ведь женщины в два раза реже становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий. К тому же происшествия с их участием обычно менее серьезны, чем те, в которых замешаны мужчины. Эта тенденция прослеживается во всех без исключения странах.

Боль

Женщины чувствительнее к физической боли, но и терпеливее, чем мужчины. Однако при всем своем терпении к врачам женщины обращаются в три раза чаще. Мужчины же живут по принципу «терпеть не могу, к врачу не пойду ». Связано это с их страхом пережить ее большую боль в процессе лечения (а ведь их терпение и так уже на пределе), а кроме того с нежеланием признавать свою болезнь, то есть свою слабость.

Внебрачная связь

К ней мужчин и женщин подталкивают разные причины. — тяга к сексуальным приключениям, женщин — стремление к дружбе и сильным чувствам. Реагируют на свои измены мужья и жены тоже по-разному: первые намного реже испытывают чувство вины. А вот что объединяет неверных мужей и жен: во-первых, и те и другие в большинстве своем не собираются отказываться от внебрачных связей, а во-вторых, не хотят, чтобы подобные связи разрушали их семьи.

Гнев

Когда-то от скорости реакции и способности к немедленным действиям в любой ситуации зависел успех мужчины-охотника и мужчины-защитника. Сегодня излишняя импульсивность ему скорее вредит, но поделать с ней он ничего не может. В стрессовой ситуации у современного мужчины, как и у его давнего предка, скачет давление и происходит мощный выброс адреналина. Отсюда и неконтролируемый мужской гнев. Женщины менее склонны к таким внезапным вспышкам агрессивности не потому, что чувствуют себя более бесправными, а все из-за того же давления и адреналина. У женщин в стрессовых ситуациях он обычно ближе к норме, чем у мужчин.

Депрессия

Дрожать от страха за свое здоровье и «умирать» от насморка — это право мужчины уже давно закрепили за собой. Но уж депрессии пусть они оставят женщинам! Врачи утверждают, что от депрессий женщины страдают в два раза чаще, чем мужчины. А от сезонных депрессий (например, из-за недостатка солнца в конце зимы) — в шесть раз чаще.

Еда

Странно, но никто в прежние времена не дошел до мысли разделить мужчин и женщин еще и по принципу гастрономических пристрастий. Впрочем, то, что женщины чаще любят сладкое, а мужчины отдают предпочтение соленой пище, — вполне научный факт.

Жестокость

Психологи обнаружили, что уже в самом нежном возрасте мальчики намного более жестоки, чем девочки. Похоже, взрослея, они не меняются. На одном европейском ралли было инсценировано дорожно-транспортное происшествие. Из шестидесяти двух участников-мужчин у аварии остановилось только тридцать пять человек, еще двое вызвали помощь. Остальные решили не терять времени попусту. Тогда как из шестидесяти двух участниц лишь две посчитали возможным проехать мимо.

Хотя бытует мнение, что месть женщины более жестока. И на то, на что может пойти женщина, приводит в содрогание мужчину.

Зеркало

Примерно пятая часть мужчин считает красивую внешность главным достоинством женщины. И только десятая часть женщин предъявляет столь же высокие требования к внешнему виду мужчины. Таковы результаты исследований. Мужчины в четыре раза чаще отходят от зеркала довольные собой, чем женщины.

Измены

90% мужчин признаются, что хотя бы раз в жизни были обмануты женщиной. Среди женщин, исходя из признаний, жертв измены меньше — 61%. Действительно ли женщинам изменяют реже? Или мужчины просто более ловко скрывают свои походы «налево»?

Кожа

Если в пылу ссоры женщина погорячилась и назвала своего друга толстокожим, то она абсолютно права. Если не в переносном смысле, так в прямом. Кожа у мужчин толще и менее чувствительна, чем у женщин. Поэтому морщины у них появляются позже.

Ложь

Внешне приметы мужской и женской лжи различны. Мужчина, когда лжет, становится агрессивным, не смотрит на собеседника, прерывисто дышит, говорит на повышенных тонах, водит пальцами по лицу, может вскочить и выбежать из комнаты. Женщина в такой ситуации обычно неестественно улыбается, говорит детским голоском, разглаживает свою одежду, перекладывает ногу на ногу и чаще, чем обычно, моргает. А вот интенсивность вранья от пола не зависит. Согласно подсчетам американских психологов, мужчины и женщины врут с одинаковой частотой — в среднем от 5 до 20 раз в день.

Мода

57% всех модных течений существующих в обществе, приходится на женскую одежду и украшения. И лишь 16% — на мужскую одежду. Мода — капризная дама. И женщинам от ее капризов достается почему-то больше, чем мужчинам.

Новорожденные

80% людей на земном шаре ждут появления мальчиков. Эта цифра была получена после изучения ста десяти различных культур. Оказывается, не успеваем мы появится на свет, а окружающие уже относятся к нам неодинаково. Остается надеяться на то, что если брать только цивилизованные страны, соотношение будет немного другим, не столь обидным для женщин.

Ошибки

На свои собственные ошибки мужчин и женщины реагируют по-разному. Женщины, обнаружив их, стараются как можно скорее исправиться. Довольно легко соглашаются с теми, кто на эти ошибки им указывает, а также склонны объяснять их нехваткой способностей, определенных навыков и знаний. Мужчины же имеют обыкновение упорствовать в своих ошибках, терпеть не могут, когда кто-то обнаруживает их раньше, чем они сами. А объясняют ошибки очень просто: им не хватило усердия. Все названные различия возникают по двум причинам: женщине не хватает уверенности в своих силах, а мужчина любой ценой старается отстоять идею своего превосходства.

Противоположный пол

Приписывать ему собственные свойства и представления склонны и мужчины и женщины. Но мужчины, пожалуй, преуспели в этом больше. Ведь они гораздо реже, чем женщины задумываются о взаимоотношениях полов, реже обсуждают эту проблему между собой, и реже всерьез пытаются разобраться в своих партнершах.

Что такое гендерные различия и каков их источник? Существующие объяснения на этот счет можно разделить па биологический детерминизм и социальный конструктивизм.

Биологические объяснения подчеркивают различия в поведении представителей разных полов, коренящиеся в их биологических особенностях: разнице хромосомного набора (XY - у мужчин и XX - у женщин), гормональных различиях (тестостерон - у мужчин, эстроген - у женщин) и др.

В противоположность сторонникам биологического детерминизма социальные конструктивисты полагают, что гендерные различия - это результат не природного, а социального и культурного процессов. Эти процессы создают систему представлений и практик, посредством которых мужчины и женщины развивают свои идентичности, а также распределяются на рынке труда, в семейно-брачных отношениях, системе власти и других сферах. Например, Роберт Коннелл (1987) считает, что каждое общество имеет свой гендерный порядок, включающий в себя целый ряд маскулинностей (как доминирующих, так и подчиненных) и феминностей. Гендерный порядок функционирует как достаточно устойчивая структура, внутри которой возникают, воспроизводятся или изменяются гендерные различия.

Обнаружить источник гендерных различий не так просто, как кажется на первый взгляд. Например, оставаясь на позициях биологического детерминизма, мы должны, во-первых, выделить те универсальные (т.е. справедливые для всех обществ во все времена) характеристики, которые являются чисто мужскими или женскими. Во-вторых, мы должны показать, что эти характеристики порождены биологией, а не, скажем, различиями в воспитании мальчиков и девочек. В действительности, чем более развитым является изучаемое общество, тем сложнее доказать, что именно природа, а не воспитание ответственна за гендерные различия.

Социологические, антропологические и исторические исследования показывают, что феминность и маскулинность очень сильно отличаются в различных культурах. Например, с одной стороны, это подчеркнутая феминность женщин буржуазного класса в Европе XVIII в., подразумевающая физическую слабость, отстраненность от рынка труда и сексуальную холодность и, с другой стороны, физическая сила и сексуальная уверенность женщин сельских районов современной Африки, зачастую являющихся единственными кормильцами своих семей. В свете такого разнообразия очень трудно доказать существование необходимой связи между женским или мужским телом и их специфическими гендерными особенностями мышления и поведения в обществе.

Феминность и маскулинность понимаются по-разному не только в разных обществах, но и в разные времена. Так, в 1940-1950-е гг. в западной культуре доминировал образ мужчины-кормильца, много работающего, однако совершенно некомпетентного в домашних делах. С тех времен этот образ претерпел значительные изменения, и сегодня уже не является приоритетным. Возникает и укрепляется образ «нового» мужчины, характеризующегося такими чертами, как мягкость и эмоциональность, стремление к сотрудничеству, а не конкуренция, большая вовлеченность в домашние дела, уход за детьми и др.

Кроме того, в обществе не существует мужчин и женщин как таковых, все они имеют возрастную, этническую и классовую определенность, что влияет на гендерные различия самым непосредственным образом. Например, утонченная дворянская девушка в России XIX в. сосуществовала с физически крепкой и работящей служанкой. Более того, утонченность и слабость первой были просто немыслимы без физической силы и постоянного труда второй.

Выберите любое общество в любой исторический период (например, Россию XIX в. или США сегодня) и опишите черты феминности, присущие женщинам из разных классов, этносов и культур. То же самое проделайте с мужчинами, т.е. опишите черты маскулинности мужчин, имеющих разные социальные позиции в разных обществах и в разные времена.

Годы жизни проходят быстро, кажется, вот только недавно человек был молод и полон сил, а смотришь, уже седина проблескивает, и кто-то уже называет его бабушкой или дедушкой. От старости никто не застрахован, от нее нельзя вылечиться, она неизбежно наступает для каждого человека. Но не стоит сдаваться во власть старости — используйте все возможности, чтобы старость была в радость?

В этой статье мы рассмотрим, какие трудности бывают в старости, как с ними справляться и как молодые могут оказывать помощь людям. Самое главное: не стоит идти на поводу у старости, а делать все возможное, чтобы как можно дольше сохранить ясный ум и хорошую память, не поддаваться депрессии и бороться с чувством никчемности. Это – основные трудности пожилого возраста.

Чтобы старость была в радость – ЯСНЫЙ УМ:

Многие пожилые люди говорят, что самое страшное для них – это старческое слабоумие. Они сильно переживают из-за того, что стали забывчивыми и боятся потерять контроль над своим мозгом, который отвечает за память.

Но всегда ли в старости происходит ухудшение умственных способностей? Возможно, пожилой человек забывает имена своих знакомых и думает, что такие провалы в памяти говорят о серьезном психическом расстройстве. Но будьте уверены, что забывчивость бывает у людей самого разного возраста. И если в преклонные годы и наступают изменения в умственной деятельности, то это не всегда означает, что развивается слабоумие. Некоторые данные показывают, что почти у 90% людей старше 65 лет не наблюдается слабоумие. И хотя для этого возраста ухудшение памяти считается обычным явлением, у большинства пожилых людей до конца жизни сохраняется ясный ум и внутренняя гармония.

Как известно, молодые люди обычно быстрее пожилых вспоминают нужную информацию. Но неврологи утверждают, что если не принимать в расчет время, то пожилые могут столько же вспомнить, сколько и молодые. Мозг пожилого человека, благодаря тренировкам и самообразованию, продолжает обучаться, запоминать и может улучшать свои способности.

Чтобы старость была в радость – ЕСЛИ ПАМЯТЬ ПЛОХАЯ:

Возможно у кого-то с памятью более серьезные проблемы. Но и в этом случае не приписывайте себе слабоумие. Причинами неожиданной рассеянности или забывчивости могут быть другие нарушения, обычно поддающиеся лечению. Но часто такие расстройства ошибочно считаются признаком старения организма, и печально то, что такие определения выносят даже врачи. Такими словами: «А что вы хотите, у вас возраст» не только унижается достоинство пожилых людей, но также они лишаются возможности получения необходимого лечения.

По каким причинам может ухудшаться память?

Причиной внезапно возникшей рассеянности может быть: недоедание, обезвоживание, анемия, травма головы, заболевания щитовидной железы, недостаток витаминов, побочное действие лекарств, изменения в окружающей среде.

На ухудшение памяти может повлиять длительный стресс, а спутанное сознание может стать из-за инфекции.

Плохая память и рассеянность в пожилом возрасте могут возникнуть из-за депрессии.

Поэтому если участились приступы спутанного сознания, ни в коем случае не приписывайте их неизбежному старческому слабоумию. Нужно обязательно сделать тщательное медицинское обследование, чтобы выявить истинные причины таких нарушений и лечить их. Настаивайте на этом, даже если врачи убеждают вас смириться с тем, что это – возрастное. Плохая память не является неизбежностью, ее можно улучшить в любом возрасте.

Чтобы старость была в радость – БОРОТЬСЯ С ДЕПРЕССИЕЙ:

В наше беспокойное время депрессии подвержены многие люди. Но у пожилых людей, к сожалению, депрессию очень часто либо не замечают, либо неправильно диагностируют.

Многие ошибочно заключают, что человек с годами становится более угрюмым и подверженным настроению. Поэтому окружающие и сам пожилой человек такие симптомы считают естественной, даже неизбежной реакцией на старение. Но такая точка зрения в корне неверна – так как само по себе старение не вызывает депрессию.

Затянувшаяся депрессия – это не обычное чувство подавленности или хандры, это тяжелое заболевание, имеющее серьезные последствия, которое нельзя игнорировать. Если не лечить депрессию, то у больного состояние настолько ухудшается, что в отчаянии он может совершить даже самоубийство. И самое печальное то, что психическое расстройство, ставшее причиной этой трагедии, чаще всего поддается лечению. Поэтому при затянувшейся депрессии необходимо обращаться за помощью к специалисту, который имеет опыт в лечении эмоциональных расстройств.

Чтобы старость была в радость – ЧУВСТВО НИКЧЕМНОСТИ:

При быстром темпе нашей жизни часто пожилые люди остаются не у дел и порой ощущают собственную бесполезность. Чувство никчемности вызывается плохим здоровьем и связанным с ним ограничениями. А при вынужденном выходе на пенсию у человека подрывается чувство собственного достоинства, самоуважения.

Чтобы побороть удручающие мысли и воспрянуть духом, важно сосредоточиваться на своих возможностях, а не на ограничениях. Специалисты рекомендуют не останавливаться в своем развитии, а продолжать обучение и самообучение, участвовать в коллективных мероприятиях, заниматься религиозной деятельностью. Многие и в 70 лет решают купить компьютер и учатся им пользоваться, чтобы больше задействовать умственные способности, хотя у других пожилых людей возникает боязнь современной техники.

В пожилом возрасте плодотворный труд очень полезен. Благодаря ему человек обретает чувство значимости и довольство жизнью, и может даже получать небольшой доход. Как говорил мудрый царь Соломон, для человека важно делать и видеть доброе во всяком своем труде и это дар Божий. А когда слишком отягощают болезни и изнуряют тяготы жизни, помогает усердная молитва к Богу, которая имеет большую силу.

Несмотря на свои ограничения, пожилые могут щедро делиться опытом и добрыми делами с молодыми людьми – это помогает бороться с чувством никчемности.

Чтобы старость была в радость – ПОМОЩЬ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ:

В начале статьи говорилось, что старости не может избежать никто. Поэтому, будучи молодыми и здоровыми помните о том, что как вы относитесь к пожилым сейчас, такое отношение вы получите от своих детей и внуков, когда сами состаритесь. Вы показываете им пример, как они должны будут с вами обращаться. Как молодые люди могут помогать пожилым, чтобы они не чувствовали себя никчемными и бесполезными?

· Уважать их достоинство. Как это делать? Не нужно строго укорять пожилого человека. Не забывайте, что это ваша мать или отец, и они старше вас. Поэтому проявляйте уважение. Не разговаривайте с ними командирским тоном, а лучше мягко убеждайте.

· Внимательно выслушивать. Учитесь терпеливо выслушивать пожилого человека, когда он делится с вами своими переживаниями, и не спешите давать совет или сердиться.

· Ободрять. Старайтесь понимать, когда пожилому человеку необходимо ободрение, чтобы сделать это в подходящее время.

· Проявлять сочувствие. Необходимо проявлять сочувствие и глубокое сострадание к пожилым людям, не отплачивать им злом, даже если они вас обидели, будьте смиренными по отношению к ним.

· Проводить вместе время. Приглашайте пожилого человека провести время вместе с вами, будьте гостеприимными.

· Предлагать практическую помощь. Пожилому человеку может потребоваться помощь по дому, в приобретении нужных вещей или материальная. Предлагайте ему помочь, и когда попросит – не отказывайте, если вы в силах это сделать. Проявляйте любовь не только словами, но и делами.

· Быть долготерпеливыми. Хотя пожилые люди могут иногда испытывать ваше терпение, тем не менее, будьте нежными и сострадательными с ними, добрыми и смиренными, проявляйте долготерпение.

Помните, что заботясь о пожилых, вы проявляете уважение к Божьему повелению почитать отца и мать, даже когда они состарятся. Постарайтесь сделать так, чтобы их старость была в радость им и вам!

Полезные статьи:


Наверное, все женщины, достигнув пенсионного возраста, желают подольше не стареть, быть модной, стройной и привлекательной, но только не многие могут добиться этого. Большая часть жизни на заслуженном отдыхе проходит дома, стало быть, не надо думать о том, что одеть и как она должна выглядеть. Физические упражнения тоже теряют свою актуальность, идя на рынок или в магазин, предпочитают преодолевать все расстояния на транспорте или за рулём собственного автомобиля. Целый день занимается делами по дому, а вечером можно, и отдохнуть всей семьёй за вкусным ужином, а потом чайку попить с любимыми булочками. Чего можно ждать женщине от такого образа жизни?

Происходит то, что сопутствует появлению жировых отложений на местах, которые делают женщину стройной: талия, живот, ягодицы. Из-за сниженной физической активности уменьшается мышечная нагрузка, в нужном режиме перестают работать сердце и другие органы, появляется тяжесть в ногах и во всём теле, труднее наклоняться, передвигаться по дому. И вот уже надо покупать одежду на 3 размера больше. Что делать? Терять свою форму и стареть не хочется!

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ

Надо браться за себя и худеть! Начинайте с утренней щадящей зарядки, которая не требует больших усилий, а поможет окончательно проснуться и запустить работу двигательного аппарата.

УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ЛЁЖА

Руками ухватитесь за спинку кровати за головой, ногами тянитесь до противоположной спинки

— руки просуньте под голову, ноги согните в коленях и имитируйте езду на велосипеде.

(можно замедлять и ускорять темп исполнения по вашему усмотрению)

— сидя на краю кровати, поднимите руки вверх, а затем, наклонившись, достаньте пальцы вытянутых ног (повторите 4-5 раз в умеренном ритме)

— поднимите ноги от пола и подержите на весу, считая до пяти

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ СТОЯ НА ПОЛУ

— встав на обе ноги, руки на поясе, сильнее разверните туловище вправо, а потом влево

УПРАЖНЕНИЕ С ОБРУЧЕМ

Возьмите обруч – он наверняка есть у вашей дочки или внучки, и действуйте! А чтобы было веселее, включите ритмичную музыку. Не отчаивайтесь, если сразу не получится, пробуйте снова и снова. Выполнение этой аэробики хотя бы 10-15 минут в день, помогут убрать 2-3 см с вашей талии за неделю, а при этом укрепятся мышцы живота и уйдут лишние калории.

Со временем можно усложнить комплекс, добавив упражнения у перил:

Обопритесь правой рукой на перила, резко отведите левую ногу назад, а левую руку вверх

Затем выполните это же, опираясь левой рукой (повторите несколько раз)

Нагрузка, получаемая при выполнении этих упражнений достаточно высока для нетренированных мышц на первых порах, но не отчаивайтесь и упорно продолжайте трудиться. Если выполнение утренних упражнений с обручем станут для вас потребностью, то вам не грозят. Главное – упорство и терпение. Старость не помеха быть здоровой красивой и стройной!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: