Что такое вальпургиева ночь и когда она. Что такое Вальпургиева ночь? Защитные костры от болезней

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Вальпургиева ночь
Вальпургиева ночь на Святой Горе в Гейдельберге . 2007 год
Тип Язычество
Иначе Ночь ведьм, Ведьмин костёр
Значение праздник весны, сборище души усопших
Отмечается народами западной и центральной Европы
Дата ночь на 1 мая
Празднование жгут костры
Традиции магическая церемония изгнания ведьм, обход дома с факелами, звонят в церковные колокола, кое-где начинают ставить майские деревья

Согласно поверьям, такие же сборища ведьм бывают на Рождест­венские ночи , накануне великого поста (нем. fastnacht ), на Светлой неделе , на вешний Юрьев день (у восточных славян), 1 мая (у немцев), и на Иванову ночь .

Изображения в культуре

В литературе
  • «Сон в Вальпургиеву ночь» в «Фаусте» В. Гёте .
  • Сцены в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова .
  • Роман «Вальпургиева ночь» Густава Майринка .
  • События рассказа Г. Ф. Лавкрафта «Сны в ведьмином доме » происходят незадолго до Вальпургиевой ночи и связаны с ней непосредственно.
  • Покушения на Мерлина, героя Хроник Амбера (Пятикнижие Мерлина), систематически происходят перед Вальпургиевой ночью.
  • В книге «Маленькая Баба-Яга» писателя Отфрида Пройслера упоминается Вальпургиева ночь на протяжении всей книги. Маленькую ведьму не пускают на праздник Вальпургиевой ночи, так как она ещё не доросла «для танцев»
  • Пьеса в пяти актах «Вальпургиева ночь, или „Шаги командора“» Венедикта Ерофеева .
  • 23-я глава манги Unbreakable Machine Doll носит название «Вальпургиева ночь».
В музыке
  • 5 часть Фантастической симфонии Гектора Берлиоза под названием «Сон в ночь шабаша».
  • Балет «Вальпургиева ночь» - Шарль Гуно в опере «Фауст» создал необыкновенно яркую по музыкальному языку, колоритную хореографическую картину «Вальпургиева ночь», которая на многих балетных сценах мира обрела самостоятельную жизнь как одноактный балет .
  • Петр Эбен «Вальпургиева ночь» из органного цикла «Фауст».
  • Песня группы «Running Wild» - «Walpurgis Night» из мини-альбома «Walpurgis Night» (1984).
  • Песня группы «Сектор Газа » - «Вальпургиева ночь» из магнитоальбома «Плуги-вуги» (1989) и альбома «НУМ» (1997).
  • Песня «Die Walpurgisnacht» группы Schandmaul из альбома Narrenkönig (2002) .
  • Песня «Танцы в Вальпургиеву ночь» из альбома «Чёртова Мельница» российской рок-группы «Полнолуние» (2005).
  • Альбом «Walpurgisnacht» американской металлик хардкор группы Integrity .
  • Песня «Walpurgisnacht» группы Faun из альбома Luna (2015).
  • 3 часть сюиты А. Дворжака "Из Шумавы" ор.68
В кинематографе и мультипликации
  • В аниме Bible Black основные события связаны с жертвоприношением в Вальпургиеву ночь.
  • В аниме «Девочка-волшебница Мадока Магика » финальные события связанны с убийством самой сильной ведьмы в Вальпургиеву ночь.

См. также

Напишите отзыв о статье "Вальпургиева ночь"

Примечания

Литература

  1. Афанасьев А. Н. . - М .: Индрик, 1994. - Т. 3. - 840 с. - ISBN 5-85759-013-2 .

Ссылки

  • (англ.)
  • (исп.)
  • (швед.)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Вальпургиева ночь

Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата.
– Ежели бы это и стоило мне большого труда… – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей.
– Ты, что хочешь, думай! Я знаю, ты такой же, как и mon pere. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах… – Она всё еще не доставала того, что держала, из ридикюля. – Так ты обещаешь мне?
– Конечно, в чем дело?
– Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?
– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он.
– Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы.
Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
– Пожалуйста, Andre, для меня…
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.
– Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.]
Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали.
– Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь.
– Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне?
Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
– Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.
– Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…
Говоря это, он встал, подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову.
– Пойдем к ней, надо проститься. Или иди одна, разбуди ее, а я сейчас приду. Петрушка! – крикнул он камердинеру, – поди сюда, убирай. Это в сиденье, это на правую сторону.
Княжна Марья встала и направилась к двери. Она остановилась.
– Andre, si vous avez. la foi, vous vous seriez adresse a Dieu, pour qu"il vous donne l"amour, que vous ne sentez pas et votre priere aurait ete exaucee. [Если бы ты имел веру, то обратился бы к Богу с молитвою, чтоб Он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы услышана.]
– Да, разве это! – сказал князь Андрей. – Иди, Маша, я сейчас приду.
По дороге к комнате сестры, в галлерее, соединявшей один дом с другим, князь Андрей встретил мило улыбавшуюся m lle Bourienne, уже в третий раз в этот день с восторженною и наивною улыбкой попадавшуюся ему в уединенных переходах.
– Ah! je vous croyais chez vous, [Ах, я думала, вы у себя,] – сказала она, почему то краснея и опуская глаза.
Князь Андрей строго посмотрел на нее. На лице князя Андрея вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на ее лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела и ушла, ничего не сказав.
Когда он подошел к комнате сестры, княгиня уже проснулась, и ее веселый голосок, торопивший одно слово за другим, послышался из отворенной двери. Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время.
– Non, mais figurez vous, la vieille comtesse Zouboff avec de fausses boucles et la bouche pleine de fausses dents, comme si elle voulait defier les annees… [Нет, представьте себе, старая графиня Зубова, с фальшивыми локонами, с фальшивыми зубами, как будто издеваясь над годами…] Xa, xa, xa, Marieie!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Какие образы возникают в ваших мыслях, когда вы слышите «Вальпургиева ночь»? Что-нибудь в духе Булгакова или Гете? Или? Правда, очень интересно. Вот мне автоматически песенка Сектора вспоминается, она, конечно, так себе, да и правды об этом празднике там ни на грош, но увы и ах, ассоциации дело такое, не всегда нам подвластное.

Вальпургиева ночь - это, наверное, самое мистическое время года, и конечно, вокруг него собралось множество мифов. И некоторые из них, действительно, имеют под собой основу. В этой статье хочется отделить зерна от плевел, и внести ясность в поверья об этой майской ночи.

Мы рассмотрим факты, узнаем дату празднования, основные ритуалы, ну и, само собой, вспомним легенды. Короче говоря, поехали!

Вальпургиева ночь: что это такое?

Как я уже выше упомянула, Вальпургиева ночь - это праздник, языческий праздник плодородия, причем один из самых крупных. А еще, по совместительству, главный шабаш ведьм. Давайте разберемся, как так вышло, что главное торжество кельтов превратилось в ночь разгула нечисти.

Вальпургиева ночь: Walpurgisnacht (немецкий), Vappu (финский), Nuit des Sorcières (французский, в переводе означает «Ночь ведьм»), Pálení čarodějnic (чешский, в переводе - «Ведьмин костер»).

Прежде всего стоит отметить, что по сути Вальпургиева ночь, не что иное, как древнейший языческий праздник начала лета - Белтайн (на сайте есть статья о нем, достаточно объемная и я не буду повторяться). Именно оттуда пришли все главные характеристики:

    ночные гуляния;

    разжигание костров на возвышенности;

    жертвоприношения;

    сооружение майского шеста;

    гадания и различные ритуалы.

Так как Вальпургиева ночь - время разгула нечистой силы, то надо уметь постоять за себя, в это верили наши предки. Поэтому амулетики-талисманчики было очень желательно иметь под рукой. Даже цвет в одежде имел значение. Например, хорошими цветами для этого времени считались оттенки красного, оранжевого и голубого.

Надо жечь огонь, хотя бы свечу - это защищает от злых духов.

Наши предки, и те, кто придерживается древних традиций по сей день, очень осторожны в словах в Вальпургиеву ночь: нечисть не поминают, а то явится. Так же не бранятся, не ругаются и не ведут себя агрессивно.

Эта ночь отличное время для гаданий! Духи рядом, они могут дать ответы на все вопросы. Даже сны могут быть вещими.

В праздничные дни (30 апреля и 1 мая)лучше не приносить в дом сирень. Бытует мнение, что ее аромат дурманит, вызывая стремление уйти в другой мир. Особенно это опасно для больных людей.

Магические ритуалы

Обычно я не пишу про магические ритуалы, но все-таки, майская ночь, как тут устоять. Как уже говорилось, Вальпургиева ночь - мистическое время, и волшебное и страшное одновременно. Конечно, и ритуалов к ней много приурочено, я расскажу про три:

    привлечение богатства;

  • и счастье.

Богатство

Для привлечения богатства в жизнь надо ночью (с 30 апреля на 1 мая) смазать сосновым маслом 1 золотистую свечу, 6 зеленых и 9 белых, потом установить все это в центре стола.

В самый центр ставим золотую свечку, потом по кругу зеленые, а потом все это заключаем в круг из белых свечей. Получается два круга из белых и зеленых свечей, а в самом центре золотая.

В первую минуту после полуночи вокруг свечей делается круг из соли и зажигается первая, золотая, свеча. А затем, по часовой стрелке, сначала зеленые, а затем белые. Дальше надо обойти стол три раза, при этом напевая:

«Трижды Юпитер вокруг солнца обойдет, деньги мне принесет»

Только не забывайте представлять, сколько именно денег вам нужно для полного счастья.

Красота

Чтобы стать еще красивее и увереннее в себе, следует умыться росой на рассвете. Это очень, очень древняя традиция, еще древние кельтские девушки так делали, чтобы стать прекраснее. Только в современном ритуале, нужно еще сказать заветные слова:

«Благословенная роса, помоги лицу моему не стареть, смой морщины со лба, кожу мою разгладь, сотри морщинки у глаз, дай мне красоту и чистоту. Услышь мои слова, исполни мое желание, от Белтана до Белтана продли мое заклинание»

Счастье

Чтобы привлечь счастье и удачу, а так же избавиться от различного негатива нужно зажечь свечу, потом взять лист бумаги и написать на нем все, что вам не нравится, эдакий список неприятностей.

После нужно сжечь этот листок над пламенем свечи, при этом приговаривая:

«Гори оно все синим пламенем!»

Свечу надо оставить в покое, догореть она должна сама и до конца.

Вот, в принципе, и все. И, прежде, чем попрощаться, напомню, что в наше время Вальпургиева ночь носит карнавально развлекательный характер, однако эзотерики и все, кто верят в высшие силы, рекомендуют с осторожностью и почтением относиться к этому времени, все-таки, как ни как, это Ночь силы.

И даже если вы не собираетесь никаких ритуалов проводить и не верите в это, все равно, зажгите в доме огонь. Не важно, будет ли это костер во дворе, камин или свеча. Вот увидите, как улучшится настроение, а мысли выстроятся в позитивную линию. Это умиротворяющая «магия» огня =)

Вот и все. Удачи, друзья!

Вальпургиева ночь — наиболее значительный из языческих праздников, посвященный плодородию, отмечается ночью с 30 апреля на 1 мая (в славянской традиции, Живин день). Издревле это время обретения сил и осуществления желаний; считается очень подходящим временем для проведения всевозможных чисток, а также обрядов на красоту и обретения любви. Считается, что сны, снящиеся в Вальпургиеву ночь — вещие...

Название Вальпургиевой ночи связано с именем святой Вальпурги, Уимбурнской монахини, приехавшей из Англии в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Многими делами заработав себе доброе имя, скончалась почитаемой как святая. Спустя более столетие, при восстановлении храма, её могила была осквернена рабочими, и ночью грозная тень аббатисы явилась епископу, напугав его до полусмерти. Вскоре — а именно 1 мая — останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней. Вальпургию канонизировали, причислив к лику святых. Появление тени покойной британки дало почву для разных пересудов о ее личности.

Язычники 1 мая с особой торжественностью праздновали первый весенний праздник; в Живин день женщины совершают обрядовую пляску с мётлами вокруг костра, символически очищая место от нечисти. Все прыгают через огонь, устраняя наваждения после долгой зимы. Весь наступающий день первого травня посвящают отдыху. В Живин день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек и затем купаются, очищаясь холодной водой. Празднество это дало корни сплетням о шабашах. Распускали их люди, которые не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, и, несмотря на строгое запрещение (под страхом смертной казни той инквизиции), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, т.е. песнями и плясками, встретить 1 мая. Обстановка (костры, дикая местность) способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах.
Сплетясь воедино языческие и христианские мотивы, явили на свет удивительную квинтэссенцию -главный праздник нечисти под именем праведницы.

А вот знаменитая гора Брокен в Гарце. Самая элитная нечисть тусуется там. Ну после Лысой горы в Киеве конечно:)


Первомай — день, который те из нас, кто еще застал пионерию искренне считали днем исключительно трудящихся… А теперь даже точно не скажу как ИМЕННО его называют в наших замечательных новогосударствах, но точно известно , что на конец апреля — начало мая с незапамятных времен приходится БЕЛЬТЕЙН — кельтский праздник начала лета

Белтейн имеет свои символы. Так, если символами Дня Весеннего Равноденствия являлись молодые побеги и ростки, для Белтейна обязательные символы - цветы . В этот период все цветет, деревья покрыты молодой зеленью - природа открывает себя во всей красе. Поэтому Белтейн традиционно отмечался в лесу - под сенью зеленых деревьев…. (http://zagadochnoe-ostavi.blogspot.com/2011/05/blog-post.html)


*

А 30 апреля — канун БЕЛЬТЕЙНА приходится как раз на ВАЛЬПУРГИЕВУ НОЧЬ…

Считается, что в канун 1 мая (как и в канун 1 ноября ) открываются границы между мирами , и нечистая сила всех мастей собирается на свой праздник. Потому вечером 30 апреля всюду в Европе горели костры…..

Особенную известность получила немецкая Вальпургиснахт - . Каждый год в ночь на 1 мая на вершины Броккен (и Блоксберг) в горах Харц (от Hart — «лесистые горы», там растут пихты) слетались тысячи европейских ведьм….

**********************************************

Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в Средние века.

Правильным местом для празднования Вальпургиевой ночи является естественно Лысая гора — то есть холм с голой верхушкой. Классическая Лысая гора — это конечно гора Броккен в Германии… В немецком колдовском учении Вaльпургиева ночь — наиболее значительный из языческих праздников , посвященный плодородию , и один из главных шабашей , отмечаемых ведьмами. Вальпургиева ночь представляет собой то же самое, что и Бельтей , или Майский Канун, и отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны .

Johannes Praetorius: Blockes-Berges Verrichtung 1668 с http://ru.wikipedia.org

В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии . Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах и плясках с демонами и дьяволом…

*

.. Самые известные места крупных шабашей в Европе — это гора Броккен в Германии и Лысая гора под Киевом .(Это место является культовым для всех славянских ведьм). Кстати — Киевская Лысая (Замковая) гора до сих пор сохранила свой первозданный вид — то есть на ней полностью отсутствуют какие бы-то ни было приметы цивилизации , включая осветительные фонари. ….

"Наша" , (а точнее киевская) Лысая Гора с сайта http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.travel/wedma.lysayagora.htm

Говорят, что в других местах (где нет «лысых гор») шабаш обычно устраивается на поляне на берегу водоема, где разводится громадный костер … Кроме этого обязательная принадлежность места шабашей — черная каменная плита-алтарь.

На всякий случай — следует помнить что участь случайных очевидцев Вальпургиевой ночи обычно плачевна

*********************************

Прп. Вальпурга. Скульптура из мон-ря прп. Вальпурги в Айхштате. Германия. XI в. (?) с сайта http://www.pravenc.ru/text/154029.html

А святая Вальпурга - реальная историческая фигура — знатная британка, жившая аж в VIII веке нашей эры… Она считается покровительницей моряков — потому что однажды в шторм, обратившись Господу, «усмирила» море… Впоследствии Вальбурга стала аббатисой монастыря в Хайденхайме, городке в Баварии неподалеку от Айштадта, а после смерти брата св. руководила даже мужским монастырем. Ее добродетели и многочисленные чудеса принесли ей славу. Умерла Вальбурга 25 февраля 777 г….

Прошло больше 100 лет…. Новый епископ Айштадта решает восстановить монастырь и церковь. В процессе рабочие осквернили могилу аббатисы, и тут-то и произошло то, что за святыми не числилось — ночью ее грозная тень явилась епископу, напугав его до полусмерти.

1 мая — останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло , помогавшее от многих болезней. Вальбургу канонизировали, причислив к лику святых.В римском списке святых ее день — 1 мая .

Появление тени покойной британки дало почву для разных пересудов о её личности и…. После этого и сплелись воедино языческие и христианские мотивы и праздник нечисти получил имя Святой…

Потому что если приглядеться к древним фрескам во множестве церквей имени Вальпурги…

Корона у ног святой указывает на ее королевское происхождение, это понятно. Посох — знак того, что Вальбурга была основательницей монастыря….

Но есть и другие символы. Часто Вальбурга бывает изображена на фоне старых лип и холмов . Липы — священные деревья языческой богини плодородия Фригги. Горы , (особенно одинокие) — обиталища Хольды, а также форпосты мира мертвых ….

Также рядом с Вальбургой часто изображали собаку . В жизнеописании святой никаких упоминаний о собаках нет . Зато у немецких и скандинавских языческих богинь (Фригги, нидерландская Нехаленниа) — это самый распространенный «помощник» . У Гете Мефистофель впервые является Фаусту в облике черного пуделя … Кроме того, образ собаки связан с плодородием и здоровьем . Чтобы был хорошим урожай, древние германцы «кормили» таинственную ветряную собаку, виндхаунда.

А еще треугольное зеркало в руках монахини на некоторых фресках… Есть легенда, что в конце апреля в лесах крестьяне видели убегающую от охотников девушку с зеркалом в руке, которое показывало будущее.
Охотники — зима , убегающая девушка — весна… . П рямая связь с языческими легендами , и никакого отношения к христианским святым….

Так в очередной раз языческие и христианские узоры сплелись в одно полотно….

(http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.prazdniki/wedma.valpurgis.htm)

А еще Вальпурга (англ. Walpurga) — это небольшой тёмный астероид главного пояса, открытый 3 апреля 1886 года австрийским астрономом Иоганном Пализой в Венской обсерватории. Назван (разумеется) в честь той самой Святой Вальпурги …(Википедия )

***********************************************

Из широко разрекламированных данных на эту тему бытует следующее «Вальпургиева ночь, или, в славянской традиции, Живин — день является ежегодным праздником ведьм.

Ведьмы собираются в эту ночь вокруг своего повелителя, сатаны, на высокой, недоступной горе Брокен (на картинке она самая), где они и справляют свой «шабаш».

На самом деле Вальпургиева ночь, отмечаемая в ночь с 30 апреля на 1 мая — это древний языческий праздник плодородия, а страшилки про ведьм притянуты к нему «за уши».

Откуда же пошла традиция праздника и как его отмечали?
В языческой традиции, было восемь праздников, деливших год на восемь приблизительно равных частей. Помимо зимнего и летнего солнцестояний известны еще три:

День встречи зимы с весной — Имбаэлк, или День Сурка — в скандинавской традиции, в России отмечается как Сретенье. Ему удалось избежать дурной славы.
Самайн, Хеллуин (31 ноября), или День всех святых в христианской традиции обозначал окончание лета и начало кельтского нового года, но так же как и вальпургиева ночь оброс кучей страшилок.
Вальпургиева ночь, или Бельтэйн (30 апреля) окончание зимы, например для кельтов знаменовала наступление летнего периода времени - «большого солнца». Считалось, что в оба эти праздника настежь открыты врата в другой мир, страну эльфов и т.п., возможно именно поэтому ими нас и пугают.
Как же его отмечали и как его отмечать нам с вами?
Вальпургиева ночь, или Живин день считается очень подходящим временем для проведения всевозможных чисток, а также обрядов на красоту и обретения любви. Считается, что сны, снящиеся в Вальпургиеву ночь — вещие.

Вальпургиева ночь, Бельтан или, или Живин день- это время обретения сил и осуществления желаний.

Вальпургиева ночь — это языческий праздник, посвященный богам, дающим земле самое главное — плодородие. В этот день наши предки задабривали богов и просили у них добрый урожай и здоровое потомство.

Жива богиня плодородия и рождения — подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым. Кроме этого, известно, что слово «жизнь» раньше звучало как «живот» и означало: тело, существование и имущество.

При христианстве культ богини Живы был заменен культом Параскевы Пятницы, которая по функциям своим и атрибутам сильно смахивает на еще одну языческую богиню — богиню судьбы Макошь, или на скандинавских богинь судьбы Норн.

Любопытно, что и у мусульман с 30 апреля по 1 мая праздник — Лейлят-аль-Кадр — ночь вершения судеб. Согласитесь забавное совпадение снова судьба. В этот день мусульмане на восходе солнца загадывают светлое желание на воздух, обращаясь к Высшим Силам, и нам с Вами никто не мешает это сделать.

Мужская сила
Белтайн, как и все праздники в честь начала лета, в любой традиции посвящены солнцу и плодородию, а значит - и мужской силе. Об этом напоминает, например, дошедший до наших времен фаллический символ - майский шест. Традицию плясать 1 мая вокруг шеста, украшенного цветами и лентами, сохранили жители Британии и Ирландии. Нам с Вами, живущих в постоянном стрессе больших городов, экономических кризисов и прочих явлений нашего времени эта традиция как нельзя кстати. Включите телевизор, и процентов 30 всей рекламы будет на тему «борьбы с импотенцией», «эректильной дисфункцией» и прочими проявлениями мужского бессилия.
Увы, это действительно большая проблема нашего времени и чем кушать таблетки, может стоит на майских шашлычках, воткнуть в землю палку с флагом «Зенита», или еще как-то обозначить «майский шест» и поплясать вокруг него?. Заметьте, что раньше этот праздник не был привязан к четкой дате, а привязывался к окончанию цветения боярышника, что для нас с вами означает, что поплясать можно не только в ночь на первое мая. А в любой первомайский выходной, когда вы соберетесь за город.

Костры Белтайна
Еще одним символом Вальпургиевой ночи были костры, между которыми пробегали сами, прогоняли скот, дабы избавить от зимних хворей. Нам с Вами тоже будет на пользу между двумя костерочками пройтись, да и организовать это совсем не сложно, многие как раз в эти дни жгут зимний мусор на своих дачных участках, или выезжают в лес на шашлыки.

Плодородное начало дел
Нельзя обойти вниманием и сексуальную сторону этого празднества. Да, в языческой традиции праздники плодородия обязательно сопровождались ритуальными совокуплениями, под разными соусами и масками.

По легенде, возродившийся Бог достигает поры зрелости, и в эту пору они с Богиней предаются чувственной любви, которая должна положить начало новой жизни. В эту пору тело получает новый заряд энергии, мы чувствуем, как бродят наши жизненные соки, все пять наших чувств обострены. Что-то очень плодородное и естественное есть в этом и если вы не пропустите эту ночь и займетесь сексом со своим любимым человеком, вреда не будет, а польза для ваших отношений и ваших общих дел может оказаться огромной.

Отвадить неприятности
Так же в этот день сыпали перед порогом дома песок, или траву, чтобы никакая нечисть не могла войти в дом пока не пересчитает все травинки, или песчинки. Заметьте, что это так же весьма полезное дело. Например, у автора статьи имеется домик в деревне, к которому прилагаются природы и погоды, охота и рыбалка, чистенькая симпатичная жилая деревенька и два алкаша на всю деревню, от которых нет покою. Что мешает насыпать песочку и ворот, чтобы войти не могли, или от комаров, чтобы залетали пока не пересчитают? Или в офисе замучили «продавцы счастья», или еще что-то, или кто-то — в ваших руках оградить себя от нежелательных визитов.

Утренняя роса — весь год краса
Из сказок и народных поверий известна чудодейственная сила утренней росы возвращающей молодость и красоту и обладающей многими волшебными свойствами. Что она волшебная известно, но! Собирать ее и умываться ею нужно далеко не каждый день — утро 1 мая один из таких дней.

Вечером выставьте на улицу чашу для сбора росы, если забудете сделать это с вечера, можно будет утром собрать росу руками прямо с травы. На восходе солнца умойтесь утренней росой, говоря слова заклинания:

«Благословенная роса, Помоги лицу моему не стареть,
Смой морщины со лба, Кожу мою разгладь,
Сотри морщинки у глаз, Дай мне красоту и чистоту.
Услышь мои слова, исполни мое желание,
От Белтана до Белтана продли мое заклинание.»

Заклинание действует в течение года, до следующего Белтана, он же Вальпургиева ночь.

Денежный ритуал Вальпургиевой ночи и Белтайна:
Вам понадобится: 1 золотая свеча, 6 зеленых свечей, 9 белых свечей, масло сосны, соль (можно четверговую использовать).

Приготовьте все заранее. Смажьте все свечи маслом сосны. Поставьте золотую свечу в центре стола, вокруг нее по кругу зеленые свечи, а зеленые окружите белыми. В первую минуту после полуночи насыпьте круг из соли вокруг белых свечей и зажгите сначала золотую свечу, потом по часовой стрелке зеленые свечи, затем по часовой же стрелке зажгите белые свечи. Обойдите стол (алтарь) трижды, трижды напевая:

Трижды Юпитер вокруг солнца обойдет, деньги мне принесет.

Посидите спокойно несколько минут и представьте себе свои денежно - кредитные потребности. Затем свечи можно погасить в порядке обратном зажиганию.

Вальпургиева ночь вобрала в себя в целом множество различных исторических и традиционных элементов. Чем же является их, скажем так, энергоинформационная составляющая?..

Во-первых, праздник вальпургиевой ночи - основной ведьминский шабаш и одновременно - важное торжество в язычестве, связанное с плодородием. Это период, когда людьми обретаются новые силы и осуществляются самые дерзновенные желания. Внешне в некотором роде действо напоминает Хэллоуин: оба этих разных по времени мистических праздненства сопровождаются присутствием разного рода ряженых, символизирующих тех или иных персонажей из разряда нечистой силы и загробных жителей. Но происхождение вальпургиевой ночи все же несколько иное.

Что означает это слово и почему ночь вальпургиева?

Выражение вальпургиева ночь буквально обозначает ночь ведьм или ведьмин костер . Произносится слово с ударением на «у». Это языческое действо берет, как думают многие, свое начало еще в Древнем Риме и связано с шабашами ведьм, хотя официально оно упоминается, начиная с протоколов средневековой инквизиции.

О том, что в Вальпургиеву ночь на свое главное пиршество, проводимое на вершинах горных склонов, слеталась верхом на метлах ведьминская элита со всей Германии и Скандинавии, гласит также известное средневековое поверье. Пируя на популярной Лысой горе Броккен, - выражение Лысая гора в переводе означает Голгофа - ведмы и дьяволы всеми силами старались воспрепятствовать началу весны, насылая порчу на скотину и людей.


Поэтому накануне жители сел и деревень проводили магические церемонии с целью изгнания ведьм, повсеместно разжигая костры и сжигая на них ведьмины чучела. Они обходили соседние дома с зажженными факелами, звонили в церковные колокола и проч., чтобы навсегда выкурить из своих сел ведьм и разную нечисть. Обычная лесная трава обретала в это время чудотворную силу, и травники-знахари пополняли в этот период свои травяные запасы.

Впрочем, место празднования вальпургиевой ночи может быть у разных народах разным, но традиционно это действо проводится под открытым небом: в лесах, на возвышенностях или на просторных лесных полянах возле водоемов.

Что такое вальпургиева ночь? История праздника

Таким образом, зародившись еще в языческие времена и неся на себе отпечаток древних языческих традиций и поверий, праздник плодородия, когда люди, задабривая богов, ритуально молились об урожае и здоровом потомстве, плавно перешел и в последующую эпоху. С той лишь разницей, что усилиями церкви все его языческие атрибуты были стерты или заменены христианскими.

Кстати, еще одно его название, Живин день, как здесь уже упоминалось, связан как раз с именем Живы, богини плодородия. Ведь само слово жизнь называлось раньше живот , символизируя тем самым понятия тела, имущества и самого человеческого существования как такового.

В христианскую эпоху богиню Жива сменила Параскева Пятница. Ее функции и атрибуты напоминают также аналогичные свойства еще одной языческой богини -Макошь, богини судьбы; (в Скандинавии - богини Норн).

Интересно, что не миновал этот праздник и мусульман: ночь, когда вершатся судьбы в этой религии (Лейлят-аль-Кадр) и когда, встречая солнечный восход, мусульмане загадывают свои желания, приходитя как раз на 30 апреля - 1 мая, что плавно возвращает нас с вами к теме Вальпургиевой ночи.

Вальпургиева ночь в других календарях

В ночь с 30 апреля на 1 мая Вальпургиева ночь отмечается в странах Центральной и Северной Европы. Эта традиция восходит к кельтским временам и к их восьми праздненствам, что условно делили год соответственно примерно на восемь же одинаковых частей, в зависимости от положения солнца по отношению к земде. Так существовало понятие зимнего (Йоль) и летнего солнцестояния.

Кроме этого праздновались также:

  • Имбаэлк (Имболк) или, по-скандинавски, - День Сурка, (в России - Сретенье): время, когда зима встречалась с весной;
  • Вальпургиева ночь (или Живин день), предваряющая праздник Бельтэйн (30 апреля): конец зимы и начало лета;
  • Самайн (Хеллоуин) 31 ноября или День всех святых в христианской традиции, обозначавший конец летнего периода и начало нового года у кельтов;

Вальпургиева ночь, отмечавшаяся накануне праздника Бельтэйн (Бельтана), проводилась в ночь на 1 мая и ознаменовывала собой переход от зимы к лету с его большим летним солнцем; Хэллоуин же, наоборот, венчал собою наступление зимы, то есть в ночь перед первым ноября открывал живущим, так же, как и вальпургиева ночь, врата в загробный мир.

Название Вальпургиева ночь

этому праздненству было позже присвоено немцами в честь святой Вальпургии (Вальбурга, Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Буга, Годурж). Этот пресонаж является реальной исторической фигурой, родившейся в знатной британской семье: Вальпургия была дочерью одного из королей Западной Саксонии.

Тридцать семь лет своей жизни Вальпургия провела в Уинборнском монастыре. Здесь она в совершенстве изучила многие иностранные языки, рассказывая с их помощью другим народам о путешествиях своего брата: поэтому ее считают еще и одной из первых писательниц Европы.

Из монастыря в Германию в качеств миссионерки по созданию сети немецких монастырей Вальпургия отправилась морем, и по пути их корабль настиг страшный шторм. И - монахиня, упав на колени на палубе, тут же его успокоила!.. - И это было первым чудом, ею сотворенным, после чего в Германии посланницу встретили с благоговением.

Через сто лет так случилось, что могила аббатисы была осквернена: и в одну из ночей ее негодующая тень поднялась из могилы…

В результате Вальпургию канонизировали, причислили к лику святых и назвали ее именем вышеупомянутый языческий праздник Вальпургиевой ночи.

Как празднуют вальпургиеву ночь?

Хотя, как мы видим, общие признаки и приметы этого праздника во многом схожи, тем не менее, издревле везде его отмечают по-разному.

  • С целью освобождения от накопившегося за зиму мусора, душевного обновления и скорейшего привлечения весны в Скандинавии, например, жгут костры, лакомятся гравлаксом - свежим лососем, маринованым с добавлением соли, сахара и укропа.
  • В Чехии накануне Вальпургиевой ночи посыпают порог песком или забрасывают травой, чтобы всякая загробная нечисть не могла запросто войти в дом, не пересчитав по пути все препятствия в виде песчинок или травинок.
  • В немецкой Баварии люди, защищаясь от злых духов, посещающих вальпургиевой ночью землю, вымазывают зубной пастой ручки дверей, переносят даже в другие места комнатные двери и вытаскивают из ботинок шнурки…

И почти повсеместно - с заходом солнца, молодежь начинает кричать; веселится и взрывает петарды, создавая шум, отгоняющий злых духов…

С точки зрения эзотерической , как уже отмечалось, Вальпургиева ночь - есть некое наложение различных традиций, создающих общее восприятие единой и целостной картины мистического торжества. И действительно, получается, что в одну и ту же ночь в разных частях света люди с разными религиозными и мистическими взглядами одновременно совершают похожие обряды… И если суть этих обрядов не противоречит друг другу, это придает всему действу еще большую мистическую силу и энергетику.

В ситуации же, когда одна традиция, например, враждует с другой, может начаться так называемая война эгрэгоров. К примеру, в Иерусалиме выстроена даже особая специализирующаяся на паломничестве и паломниках психиатрическая клиника: во время религиозных праздников, как замечено, начинается особенно сильная волна психиатрических обострений.

Сон в Вальпургиеву ночь или Золотая свадьба Оберона и Титании

А я б взошел наверх бугра.
Там весь ваш цвет в разгаре пьянства,
Все дьявольское атаманство,
И сатана у самых круч
Ко многим тайнам держит ключ (3, с. 183), -

(говорит Фауст Мефистофелю).

Описание сцен Вальпургиевой ночи в «Фаусте» Гете подтверждает всё вышеизложенное: великий автор живописует своим неумирающим словом участие простого смертного в мистическом шабаше загробных духов.

Этот уникальный фрагмент вечного произведения великого Гете был окончательно дописан в 1806-м году. Прототипом героя Гете, участвовавшего в вальпургиевском шабаше, послужил враждебно настроенный к Гете и Шиллеру немецкий литературный деятель Кристоф Фридрих Николаи по прозвищу Задопровидец. Этим не весьма лестным именем Гете снабдил коллегу по цеху после того, как тот рассказал в своей публикации, как он избавился от галлюцинаций, приставив себе пиявки на ягодицы. И, что весьма мило, статья эта была зачитана во всеуслышание на заседании Академии Наук в Берлине. Далее в Фаусте, в эпизоде «Классическая Вальпургиева ночь» описаны уже элементы собственно древнегреческой мифологии.

…Что же касается снов в этот мистический период, - то они вещие.

Вальпургиева ночь в России


Праздник этот на Руси в том виде, как его праздновали в Европе, не был особенно распространен. Несмотря на это, сведения о нем можно найти у известного русского фольклориста Александра Афанасьева в книге «Поэтические воззрения славян на природу».

Каждая ведьма является на праздненство вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил - Сатана, в образе козла с черным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высоком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. -писал он.

В этот же период - в ночь с 30 апреля на 1 мая - у нас тоже сжигают мусор, накопившийся за зиму; обращаются с просьбой об урожае к богине плодородия; собирают целебные травы, а также - загадывают желания, записывая их на ярких ленточках или бумажных полосках, которыми украшается потом майский шест. Раньше это шест попросту предавали огню - чтобы послание достигло таким образом богов, теперь же все эти ленточки и плоски развешивают на ветвях деревьев.

Каждая ведьма является на празднество вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил - Сатана, в обра­зе козла с чёрным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высо­ком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. Все присутствую­щие на сходке заявляют перед ним свою покорность коленопреклонением и цело­ванием. Сатана с особенной благосклонностью обращается к одной ведьме, которая в кругу чародеек играет первенствующую роль и в которой нетрудно узнать их ко­ролеву (hexenkönigin). Слетаясь из разных стран и областей, нечистые духи и ведь­мы докладывают, что сделали они злого, и сговариваются на новые козни; когда са­тана недоволен чьими проделками, он наказует виновных ударами. Затем, при све­те факелов, возжженных от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и другие яства, без хлеба и соли, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска, под звуки необыкно­венной музыки. Музыкант сидит на дереве; вместо волынки или скрипки он де­ржит лошадиную голову, а дудкою или смычком ему служит то простая палка, то кошачий хвост. Ведьмы, схватываясь с бесами за руки, с диким весельем и бес­стыдными жестами прыгают, вертятся и водят хороводы. На следующее утро на местах их плясок бывают видны на траве круги, как бы протоптанные коровьими и козьими ногами.

- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу

Поверье это, отражённое также Гёте в трагедии «Фауст », сложилось около конца VIII века , вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками , то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства , несмотря на строгое запрещение, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры , дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Джон Колер упоминает эти празднования в 1603 г., далее в том же 17-м веке, но уже во второй половине встречается упоминание у Иоганна Преториуса .

Согласно поверьям, такие же сборища ведьм бывают на Рождест­венские ночи , накануне великого поста (нем. fastnacht ), на Светлой неделе , на вешний Юрьев день (у восточных славян), 1 мая (у немцев), и на Иванову ночь .

Традиции у европейских народов

У итальянцев в последний вечер апреля или 1 мая компании деревенских юношей ходят от дома к дому. Они носят зеленую ветвь (итал. majo, maggio ), украшенную цветными лентами и свежими цветами, поют песню, в которой возвещают о приходе весны, и просят подношений. Кое-где в один из майских вечеров парни кладут зелёеную ветвь у входа в дом своей милой. Это является формой предложения. Если девушка согласна выйти за него замуж, она берет эту ветвь в дом. В противном случае выбрасывает ее на дорогу. В Сицилии все от мала до велика 1 мая идут на луга. Там они собирают цветы (желтые ромашки) и делают из них букеты, венки и гирлянды. Затем направляются к часовням, где высказывают свои заветные желания. Сицилицы считают, что эти ромашки должны принести счастье и здоровье.

У словаков и чехов в ночь перед первым маем юноши ставят деревца - «май» (словацк. maj ). Это высокое хвойное дерево (пихта или ель), очищенная от коры с оставленной наверху кроной. Верхушку дерева украшают разноцветными лентами, платками, калачиками. Ниже кроны подвешивают широкий венок из весенних цветов. В каждом селе ставится несколько таких деревцев, самое высокое из них - на главной деревенской площади. Кроме того, каждый юноша ставит деревце (обычно березку) перед домом своей девушки. Под маем на главной площади устраивалась первая молодёжная «музы́ка» на открытом воздухе. Парни с небольшим деревцем ходили по домам с колядками и приглашали девушек на танцы. За это приглашение девушки должны были одаривать юношей .

У лужичан к первому мая приурочен обычай установления майского деревом и поверья, связанные и с верой в ведьм. Накануне 1 мая юноши рубили в лесу высокую сосну или ель, приносили ночью в село, очищали ствол, оставляя зелёной верхушку и затем украшали венком, цветными лентами, деревянным крестом и до восхода водружали на центральной площади. Утром под этим деревом устраивался праздник с танцами. Лужичане верили, что под 1 мая ведьмы слетаются на свой шабаш и в это время они особенно опасны. Для защиты применялись разные меры: рисовали кресты на дверях, клали метлу на пороге, вешали зеленые ветки, били камнями по металлу, окуривали хлев; старались не оставлять вне дома молоко и домашнюю утварь. Был обычай «жечь ведьм» (khodojty palić ): парни с горящими метлами в руках бежали в поле, бросали метлы в воздух.

У хорватов и словенцев в некоторых местностях накануне 1 мая устраивались ритуальные шествия детей и молодежи. Празднично одетые группы детей и девушек обходили дома с добрыми пожеланиями и получали за это подарки.

Изображения в культуре

В литературе

  • «Сон в Вальпургиеву ночь» в «Фаусте» В. Гёте .
  • Сцены в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова .
  • Роман «Вальпургиева ночь» Густава Майринка .
  • События рассказа Г. Ф. Лавкрафта «Сны в ведьмином доме » происходят незадолго до Вальпургиевой ночи и связаны с ней непосредственно.
  • Покушения на Мерлина, героя Хроник Амбера (Пятикнижие Мерлина), систематически происходят перед Вальпургиевой ночью.
  • В книге


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: