Что такое семья каковы ее функции. Клуб гармония психология онлайн

Семья - это основное на браке или кровном родстве объединения людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей.


В историческом плане семейные отношения развивались от ничем не ограниченных отношений между полами через групповой брак к парному и моногамному браку, т.е. единобрачию. Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой или групповой, брак, связывавший не отдельных мужчин и женщин, а роды (внутри рода половые связи были строжайше запрещены). На смену ему пришел брак, связывающий представителей разных родов, но одного поколения. Следующим шагом был переход от группового брака к парному. На начальном этапе в парных браках связи между мужем и женой были весьма непрочными, каждый из них продолжал жить в своем роду. Позже муж стал переходить в род жены, а еще позже жена - в род мужа. Однако при этом еще долго сохранялись и пережитки группового брака.


С переходом от охоты, собирательства и рыболовства к земледелию и скотоводству значения мужчины как основного кормильца семьи резко возросло. В связи с этим парный брак становится более прочным и со временем переходит в моногамный. Семья с этого момента становится основной экономической ячейкой общества.


Первая историческая форма моногамной семьи - патриархальная семья, управляемая отцом, - стала возможной благодаря закрепощению женщины, происшедшему в результате уменьшения ее экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственника - мужчины. Патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Для мужчин же развитие рабства и других форм зависимости и господства представляло возможности для многоженства. Например, в странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака. Но и европейская патриархальная семья включала в себя кроме родственников (потомков одного отца с их женами и детьми) еще и домашних рабов, в том числе наложниц.


Феодальная патриархальная крестьянская семья обычно была многочисленной. Она являлась и производственной и потребительской единицей. Распад патриархального хозяйства, которое было экономическим базисом старой семьи, повлек за собой исчезновение и самой этой семьи. Вместо нее стали складываться трудовая семья и семья буржуазная.


Капиталистическая индустриализация разрушила, по крайней мере в городах, характерную для феодализма связь между жизнью семьи и производством. В связи с этим при капитализме отпала необходимость в больших «неразделенных» семьях и их патриархальной структуре. Семья в основном стала состоять из супругов и детей (нуклеарная), а семейные отношения приобрели менее иерархический характер.


Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу. Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семьи. Супружеская семья может вливаться в родительскую или обособляться от нее. Причем брак и семья - это далеко не одно и то же, как и не одно и то же «состоять в браке» и «жить одной семьей».


Основная функция семьи - обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве, воспитании детей. Общение в семье обеспечивает согласованность и целенаправленность усилий супругов для достижения тех или иных целей, важных для семьи, а также для удовлетворения индивидуальной потребности личности в духовной близости с любым человеком. В ходе такого общения супруги обмениваются сокровенной и значимой только для них информацией, сопереживая, еще лучше понимают друг друга, обогащаются интеллектуально и нравственно. Духовное общение у супругов неразрывно связано с интимным.


Семья - социально-экономическая ячейка, в рамках которой ведется домашнее хозяйство бюджет семьи, происходят приобретение либо производство и организация потребления различного рода благ и услуг, удовлетворения потребности в пище, одежде, жилище и т.д. Осуществление этой хозяйственной функции ложится прежде всего на супругов.


Организация культурного досуга также является одной из важнейших функций семьи. Огромное значение имеет воспитательная функция семьи. В семье рождаются и воспитываются дети. Семья заботится не только о своих младших членах, но и о старших, пожилых. Нуждающимся родителям в старости и в случае инвалидности принадлежит право находиться на содержании детей. Родители являются естественными опекунами своих детей. На них лежит обязанность заботиться о физическом развитии детей, а также защищать их права и интересы.


Под представительской функцией семьи понимается поведение «от имени и в интересах» семьи в контактах с соседями, знакомыми, школой, различными общественными институтами.


Брак «функционирует» тем лучше, чем шире взаимодействие супругов. Но состав функций в конкретном браке может быть различным в зависимости от стадий развития семьи и конкретных условий ее существования. Невыполнение семьей тех или иных функций может и не отразиться на прочности брака, если к определенному виду деятельности утратили интерес оба супруга. Если же интерес потерян только одним и стремление другого к сотрудничеству в какой-либо сфере деятельности семьи не найдет необходимого отклика, появится постоянный источник недовольства партнером, источник конфликтов.



В контексте теории семейного здоровья выделяют сексуальную, экономическую, финансово-бюджетную, демографическую, педагогическую, организацию досуга функции.


При определении сексуального здоровья как культуры интимных отношений выявляется значение сексуальной функции семьи, функции удовлетворения сексуальной потребности, получения полового наслаждения. Важна сексуальная совместимость супругов, которая выражается в их половой конституции и модели полового поведения. Например, сексуальные проблемы в семье могут возникнуть, где супруги придерживаются (по моральным или религиозным убеждениям) прямо противоположных образцов полового поведения. Чаще всего мужчинам свойственна «игровая модель» полового общения, основанная на принципе максимального диапазона приемлемости («между супругами все дозволено»). Женщины же чаще придерживаются пуританской, или «долговой», модели полового поведения. Оптимальная совместимость будет у тех супругов, которым из множества схем полового поведения присуща одна и та же или очень близкие друг другу модели полового поведения.


В формировании сексуального здоровья детей и подростков преобладает педагогическая функция семьи. Остальные функции направлены на организацию материальных (экономическая и финансово-бюджетная) и духовных (педагогическая и организация отдыха) факторов здорового образа жизни семьи в целом и в сфере интимных отношений в частности.


Семья, являясь ячейкой воспроизводства населения, играет существенную роль в его демографическом развитии. От особенностей формирования и стабильности семьи, от числа детей зависят темпы роста населения. Семья здесь выступает как непосредственный объект демографической политики.


Эволюция семьи складывается из определенных фаз: предбрачного периода, периода взаимной брачной адаптации (между регистрацией брака и рождением детей), естественной редукции, связанной с уходом из семьи ее членов (брак взрослых детей, смерть одного из родителей).

Семья – институт общества, исторически сложившийся алгоритм социализации от рождения и на протяжении всей жизни. Стиль семейной жизни связан непосредственным образом с национальной культурой. Эти обстоятельства определяют характер воспитания детей, передачу ценностей от поколения к поколению.

Этос семьи – это стиль жизни семьи, общая ориентация культуры, свойственной для определенной семьи, с принятой в ней иерархией ценностей, которая может быть выведена из поведения людей. Поэтому необходимо рассмотреть традиции семьи с самих истоков возникновения данного понятия, так как этос и традиции тесно связаны друг с другом, первое выходит, исходя из второго.

Современную основу семейных отношений составляет брак. «Брак - это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности». Однако, семья есть более сложная система отношений, чем брак, так как она представляет собой целую структуру, состоящую как из супругов, детей, так и родственников. Соответственно семью можно представить в виде "супружества - родительства - родства".

Для того, чтобы раскрыть сущность семьи, необходимо рассмотреть такие понятия как структура семьи, ее функции и определить роли каждого из членов семьи.

“Нормальная семья” является подсистемой социума, которая обеспечивает требуемой социальной защитой, минимум благосостояния и продвижения ее членами, и создает условия для душевного комфорта.

Рассматривая семью как институированное образование, можно сказать, что она представляет собой комплекс, состоящий из охраняемых обществом социальных функций и ролей.

Функциональную структуру семьи составляют:

Направления ее деятельности, которые выражают сущность семьи;

Социальный статус семьи;

Социальная роль.

Общепризнанной классификации семейных функций недостает, но между ними есть взаимосвязь и расхождения.

Основными функциями семьи являются:

1. Репродуктивная- биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

2. Воспитательная- духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспи-тательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

3. Хозяйственно-бытовая - поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

4. Экономическо-материальная- поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

5. Функция организации досуга - поддержание семьи как цело-стной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

6. Функция социального контроля - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори-ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно выполняет и соблюдает возложенные на нее функции, удовлетворяя тем самым социально значимые нужды. Чем больше нормально функционирующих семей, тем более нравственным становится общество, так как семья является ячейкой общества и показателем стабильно развивающегося государства.

Функцией семьи называется жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет». Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Если человек удовлетворен в своих потребностях, в том числе и семейных, то он активно работает, совершает хорошие поступки, то есть является “полезной” частью сиcтемы государство.

Ниже приведена классификация функций семьи для того, чтобы понять, когда ее считать вообще как таковой.

Воспитательная функция семьи выражается в стремлении реализации потребностей в материнстве и отцовстве. Социализация поколений осуществляется в процессе исполнения данной функции.

Материальные потребности членов семьи (еда, дом и так далее) осуществляются через хозяйственно-бытовую функцию семьи. Следствием ее выполнения являются сохранение их здоровья и восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи выражается в удовлетворении психических и нравственных потребностей членов семьи, а именно в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция играет важную роль в обеспечении эмоциональной стабилизации членов общества, содействии сохранения их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения перекликается с эмоциональной функцией, так как так же является нравственной потребностью и состоит в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

За обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств, включая возраст, заболевание и тому подобное, отвечает функция первичного социального контроля. Также играет важную роль в определении степени способности самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция есть обеспечение биологического воспроизводства общества, удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов.

Все вышеперечисленные функции имеют свойство исчезать с течением времени, но взамен данного процесса происходит появление новых функций в соответствии с существующими на определенный момент времени социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и тому подобное). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. И так, факторами, разрушающими семью являются особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи могут стать причиной нарушений воспитательной функции семьи.

Благополучные семьи также сталкиваются с трудностями. Источниками данных проблем являются внутренние противоречия и конфликты, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

1. Потворствующая гиперпротекция и «чрезмерная опека», чрезмерное стремление защитить друг друга, помочь другим членам семьи;

2. неадекватность соотнесения собственных представлений о семье. Социальные требования, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития.

Большой урон нравственной среде общества приносят неблагополучные семьи (кризисные, проблемные, конфликтные). Вышедшие из нормы внутрисемейные и общесоциальные жизненные факторы приводят к появлению психологических проблем, так как нет соответствующего нормальному жизненному циклу удовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи. Положение ребенка в семье и отношение к нему родителей является главной проблемой. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и так далее.

Неблагополучные семьи подразделяют на:

1. Конфликтные семьи. У супругов и детей есть области, в которых интересы, какие-либо потребности и желания членов семьи имеют разные точки зрения, тем самым вызывая продолжительные отрицательные состояния. Данный тип семьи может существовать как целое длительное время, благодаря компромиссам и взаимным поступкам членов семьи.

2. Кризисные семьи. Потребности и интересы членов семьи находятся во враждебном состоянии и не стремятся к компромиссам и примирению. Такие семьи долго не сохраняются, распадаются.

3. Проблемные семьи. Данная категория семей типична для современной России, так как связана с такими ситуациями, как отсутствие средств на содержание семьи, отсутствие жилья, тяжелая болезнь одного из супругов и множество других плачевных и чрезвычайных ситуаций. То есть проблемные семьи характеризуются появлением трудных жизненных ситуаций, приводящих к распаду брака либо даже появлением психических расстройств у членов семьи.

Процесс формирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами, то есть сексуальные стандарты поведения, нормы выбора брачного партнёра, отношения между родителями и детьми. Для полного понимания цикла становления семьи, а также выявления проблем, притормаживающих и исключающих его, необходимо проследить эволюцию данного процесса.

На ранних стадиях общества отношения полов и поколений регулировались священными синкретическими нормами поведения, базировались на религиозно-нравственных представлениях. Все взаимосвязи строились исходя из племенно - родовых обычаев. С начала зарождения государства, появились нормативно-правовые документы условий существования семьи. То есть официально семья начала являться таковой с момента заключения брака, при этом ответственность за последующее функционирование семьи несет как сами супруги, так и государство. Социальный контроль и санкции помимо обычая и религии стали осуществлять государственные органы. В современном урбанизированном обществе (Запад) основным типом семьи стали нуклеарные семьи, то есть состоящие из родителей и детей. Нуклеарная семья называется репродуктивной (если в ней остались несовершеннолетние дети) или ориентационной (вышли взрослые дети и создали свои репродуктивные семьи). Иногда нуклеарные семьи называют супружескими. Расширенная семья состоит из ряда супружеских пар (тесть-тёща, свёкор-свекровь, братья-сёстры, их супруги-дети) - кровнородственная семья.

Неблагополучные семьи оказывают дефункциональное воздействие на нормальное и нормативное функционирование семьи, притормаживая при этом полнофункциональный жизненный цикл всего общества.

Все вышеперечисленные типы и категории семей имеют свой долевой процент в обществе. Для предотвращения преобладания неблагоприятных семей, необходимо принимать усилия и меры не только членам семьи, но и государства, от которого зависит благосостояние каждого человека.

1.7. Семья: определения, типы, функции

Портрет благополучной семьи

Функции семьи.

Неблагополучные семьи

Семьи группы риска

Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление подростком психоактивных веществ, мы имеем в виду следующее.

Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов семей:

деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);

неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);

ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная завись от него).

Характерными особенностями таких семей являются:

чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненно отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация обретает наибольшую остроту;

нередко в семьях наркотизирующихся подростков в период, предшествующий наркотизации, наблюдается конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей - своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношении с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только отстань...» или «Что еще тебе нужно? У тебя все есть...»;

отношений и эмоциональное отвержение ;

спутанные отношения и размытые (неопределенные) меж­поколенные границы. Прародители (дедушки и бабушки) актив­но вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.

Перечисленные особенности семейной ситуации приводят к повышению риска наркотизации прежде всего потому, что у подростка не формируется чувство ответственности за себя, свою жизнь и свои поступки.

Семья - первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир, чтобы потом вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно.

О том, насколько важна семья в жизни каждого человека, говорили еще древние мыслители. Древнегреческий философ Платон, например, считал, что каждый мужчина обязан жениться до 35 лет. Брак входил в общественные повинности граждан. Отказ от женитьбы, по Платону, - преступление. «Пренебрегающий этой обязанностью должен был ежегодно платить налог, чтобы не воображал, что жизнь без брака удобна и выгодна». При этом немаловажное значение имело то, как молодые люди, особенно женщины, подготовлены к семейной жизни. По мнению Платона, они должны обучаться тем же искусствам, что и мужчины, так же, как и они, овладевать воинскими навыками. При заключении брака важно знать, из какой семьи молодой человек берет жену, или в какую семью родители отдают свою дочь. К тому же и сами молодые люди должны хорошо знать друг друга до брака. Главным назначением семьи Платон считал рождение здоровых детей (граждан). Поэтому он приводил конкретные рекомендации относительно того, как обеспечить здоровое потомство. По его мнению, самых крепких детей рожают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не старше 55 лет. Недопустимо, подчеркивал Платон, зачатие в состоянии алкогольного опьянения, так как это чревато тяжелыми последствиями для будущих детей.

О необходимости и пользе супружества, особенностях взаимоотношений мужа и жены, роли каждого из них в семье говорил в «Никомаховой этике» Аристотель. Он считал, что семья - это первый вид социального взаимодействия людей, она является той первоначальной ячейкой, из которой возникло государство. Объединение нескольких семей Аристотель называл «селением», считая его переходной формой от семьи к государству. Именно от Аристотеля берет свое начало мысль о том, что семья - неотъемлемый элемент социальной структуры общества: с одной стороны, в семью проникают проблемы общества, а с другой - семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов социальной жизни. Каждый член семьи сохраняет определенную автономность и благодаря этому входит в различные другие объединения людей, в социальные группы (учебные, производственные, политические), вступает в некоторые отношения с государственными учреждениями, соседями и другими сообществами, представляя в них либо интересы своей семьи, либо свои собственные взгляды, которые сформировались в семье.

В то же время семья не является простым набором индивидуумов, каждый из которых занимается своими делами. Это сложное социальное образование, каждый член которого одновременно является и неповторимой личностью, индивидуальностью, и составной частью единого целого - семейной группы. В свою очередь, эта группа не так проста, как может показаться на первый взгляд. Не случайно исследованием ее проблем активно занимаются философы, социологи, этнографы, демографы, правоведы, историки, экономисты, психологи, педагоги, медики. Кроме того, она привлекает внимание исследователей таких областей научного знания, которые, на первый взгляд, не имеют к семье непосредственного отношения. Физики пытаются объяснить особенности развития семьи с помощью законов термодинамики. Химики ищут биохимические основы счастливой и несчастливой любви, выделяют специальные «запахи любви», которые облегчают процесс установления контактов между мужчиной и женщиной, создания и сохранения семьи. Математики с помощью ЭВМ рассчитывают оптимальную стратегию поведения в супружеской паре и в любовном треугольнике. Литература и искусство пытаются помочь людям найти рецепт семейного счастья.

Каждая из наук имеет свои задачи в изучении семьи и дает ей свое определение. Правомерность многообразия трактовок понятия «семья» обусловлена различными подходами к изучению семейно-брачных отношений. Любое определение с точки зрения какой-либо отдельно взятой науки будет неполным. Философия и социология понимают семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Знакомые слова об «ячейке общества» встречаются именно в этом определении: семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.

Социальные психологи рассматривают семью как ячейку социальной структуры общества, выступающую регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, какими должны быть муж и жена, отец и мать по отношению к детям, дочь и сын по отношению к своим родителям. С социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупность межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.

Итак, семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других малых групп семью отличают некоторые признаки: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Кроме того, семье присущи такие особенности, как пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают, в ней человек рождается); максимальный гетерогенный состав группы (возрастные, половые, личностные, социальные, профессиональные и другие различия членов семьи); максимальная степень неофициальности контактов в семье и повышенная эмоциональная значимость семейных событий.

В качестве иллюстрации того, что семья - это необычная социальная общность, восприятие которой меняется не только в зависимости от изменяющихся общественных условий, но и под влиянием профессиональной деятельности человека, являются приведенные югославским писателем Б. Нушичем суждения представителей разных профессий о браке.

Историк : «Брак - это одно из весьма редких исторических явлений, когда победитель подчиняется побежденному».

Литератор : «Брак - это интересная повесть, а иногда роман с очень красивым началом, но часто плохим содержанием и чаще всего - с неожиданным концом».

Физик : «Брак - это такое явление, когда два тела для приобретения большей устойчивости имеют общую, но воображаемую точку опоры и поэтому очень легко теряют равновесие».

Химик : «Брак - это соединение двух элементов, каждый из которых все же сохраняет свои особенности. Капля посторонней кислоты, попавшей в это соединение, вызывает в нем реакцию и разлагает на составные части».

Врач : «Брак - это яд, который в самом себе содержит противоядие. Больные лучше всего себя чувствуют при высокой температуре и очень плохо при нормальной. Диета в этих случаях не помогает, так как только ухудшает состояние больного».

Прокурор : «Брак - это временное примирение двух враждующих сторон».

Железнодорожник : «Сначала - поезд для увеселительных прогулок, спустя некоторое время - пассажирский поезд, а потом невыносимый товарный. Столкновение почти всегда происходит на разъездах».

Продавец в книжном магазине : «Это книга, которую с увлечением читают только в первом издании, а когда она устаревает и становится классической, то теряет всякую ценность».

Телефонистка : «Брак - это разговор двух абонентов, которые хорошо слышат друг друга лишь до тех пор, пока какие-нибудь внешние причины не нарушат связь или, что случается чаще, пока в разговор не вмешается третий»

Важнейшими интегральными характеристиками семейной группы являются ее функции , структура и динамика .

Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи .

Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья - это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. В этой связи можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Исходя из этого, функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Кроме того, функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется характер семейных функций и их иерархия.

Можно выделить основные функции современной семьи в связи с главными сферами ее жизнедеятельности и важнейшими потребностями.

Основные функции современной семьи

Сфера семейной

деятельности

Общественные функции Индивидуальные функции
1 2 3
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества. Удовлетворение потребностей в детях, в продолжении рода.
Воспитательная Социализация подрастающего поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми. Получение хозяйственно-

бытовых услуг одними членами семьи от других.

Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги).
Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, включая прародителей. Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недопустимое поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи.
Сфера духовного

Общения

Развитие личности членов семьи. Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза.
Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи.

Воспроизводство социальной культуры.

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении.
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение духовных интересов.
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье.

Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви.

Сексуальная Сексуальный контроль. Удовлетворение сексуальных потребностей.

Ведущая роль в современной семье принадлежит супругам, которые со временем становятся еще и родителями. Поэтому все многообразие семейных функций можно условно разделить на две группы. Первую из них составляют супружеские функции, вторую - родительские.

В группу супружеских функций входят функции духовного (культурного) общения, хозяйственно-бытовая, управленческая (оба супруга являются организаторами жизнедеятельности семьи в целом), функция первичного социального контроля, представительская функция (супруги представляют семью, выступают от ее имени во всех других ячейках общества - организациях, учреждениях, семьях и проч.), эмоциональная, сексуально-эротическая и другие.

Группа родительских функций включает функции рождения и воспитания (первичной социализации) детей, содержания и опеки несовершеннолетних и нетрудоспособных (недееспособных) членов семьи.

Остановимся более подробно на существенных характеристиках важнейших из названных семейных функций.

Функция духовного (культурного) общения проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Ее составными компонентами являются: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи во взаимодействии со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством, влияние семьи на многообразие связи своих членов с окружающей природной и социальной средой.

Счастливый брак предполагает такой диалог супругов, в процессе которого происходит обмен мыслями (информацией) и преимущественно положительными эмоциями. Необходимым условием такого обмена является четкая система хорошо усвоенных нравственных норм и правил. Главное назначение этой функции - обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания в семье. Поэтому совершенствование духовных отношений предполагает повышение культуры общения. Супружеское общение - одна из сфер самореализации личности. Оно не имеет себе равных по глубине и близости умственных и особенно эмоциональных контактов.

Основой культуры духовного общения между супругами является, прежде всего, отношение к партнеру как к равному себе. В ходе такого общения супруги совершенствуют себя, свое умение сотрудничать с другими людьми. Если же один из супругов считает себя выше другого, может быть нарушено не только взаимопонимание, но и произойти разрыв отношений. Поэтому так важно уважать друг друга, обеспечивать взаимную моральную поддержку, что в конечном итоге помогает сохранить душевное спокойствие и приводит к эмоциональному сближению.

Эмоциональная функция семьи реализуется в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье позволяет каждому ее члену не скрывать своего эмоционального состояния, делиться радостями, рассказывать о неудачах и обидах, получать совет по волнующему вопросу, восстанавливать и пополнять свои физические и душевные силы и таким образом поддерживать хороший жизненный тонус.

Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм и правил членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Нельзя не учитывать тот факт, что семья устанавливает отношения и поддерживает связи с государственными учреждениями, общественными организациями, трудовыми коллективами, другими (родственными, дружескими, соседскими) семьями, отдельными лицами. Эта сфера ее жизнедеятельности связана с реализацией представительской функции.

Благодаря этой функции семья вступает во взаимодействие с социальным миром, устанавливая с другими социальными общностями экономические, идеологические, юридические, общекультурные, эмоциональные и другие отношения, представляет себя как первичную ячейку общества.

К числу важнейших относится и хозяйственно-бытовая (экономическая) функция семьи, которая направлена на удовлетворение ее материальных потребностей (в пище, жилье, одежде, предметах первой необходимости и т.д.), содействует сохранению физических сил и здоровья всех членов семейной группы.

Экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности.

Как отмечают исследователи, влияние экономической функции на внутрисемейные отношения может быть двояким. Справедливое распределение хозяйственно-бытовых обязанностей в семье между супругами, старшими и младшими поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашнего труда, когда он взваливается в основном на женщину, а муж выступает в роли «хозяина», дети - лишь в роли потребителей, такое влияние остается неблагоприятным и ведет к возрастанию в семье разрушающих сил.

Немаловажное значение в системе супружеских отношений имеет сексуально-эротическая функция. Значение этой функции в современной семье существенно возросло. Брак рассматривается как союз, созданный, прежде всего, на эмоциональной связи, и поэтому не последнее место в этом союзе отводится удовлетворению сексуально-эротических потребностей брачных партнеров. В последнее время многие исследователи проблем брака и семьи отмечают, что именно семейно-сексуальные дисгармонии нередко являются причиной несогласия в семье, источником напряженности в супружеских отношениях.

В то же время семья позволяет осуществлять регулирование сексуально-эротической направленности поведения супругов, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества. Не случайно в качестве одной из важнейших функций семьи является репродуктивная (функция деторождения или биологического воспроизводства населения). Исследователи выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный.

Попытки изучения репродуктивного поведения населения и регулирования деторождения предпринимались уже в глубокой древности. Платон, например, считал: для того, чтобы идеальное государство было управляемым, оно должно иметь немногочисленное население. Поэтому избыток людей необходимо выселять в колонии. Свои взгляды относительно идеального государства в плане народонаселения высказывал и Аристотель. С целью регулирования количества населения он предлагал принять специальный закон о браке, согласно которому запрещалось иметь детей мужчинам до 37, а женщинам - до 18 лет. Аристотель полагал, что избыток населения опасен для государства: часть граждан не имеет возможности получить землю и впадает в бедность, вследствие этого в обществе растет возмущение и преступность. Чтобы избежать подобных негативных явлений, связанных с перенаселением, он предлагал в качестве средства регулирования численности граждан умерщвлять больных детей и «лишних» новорожденных.

Впервые государственные законы, направленные на упрочение семьи и стимулирование деторождения, были разработаны и внедрены в практику общественной жизни при римском императоре Августе. Этими законами учреждалось обязательное вступление в брак представителей всаднического и сенаторского сословий. Согласно им, вводился ряд ограничений для холостяков и бездетных; определялись различные преимущества для всех имеющих детей римских граждан, имеющих детей, в том числе и для женщин; предусматривалось усиление власти главы семьи; устанавливалось строгое наказание за прелюбодеяние.

В настоящее время различные государства с целью регулирования деторождения вырабатывают и проводят в жизнь специальную демографическую политику, которая включает в себя экономические, социальные и юридические мероприятия, направленные на достижение желаемого типа репродуктивности семьи. Однако до сих пор этот процесс не получается сделать управляемым. Даже всемирно известные ученые признают, что им пока не удалось установить те закономерности общественного развития, которые определяют переход от высокой рождаемости населения к низкой, а затем - к относительно стабильному ее состоянию. Опираясь на эти закономерности можно было бы с научной основательностью объяснить многие проблемы, которыми характеризуются демографические процессы в разных регионах мира.

Детей нужно не только воспроизвести на свет, но и воспитать, дать им образование, ввести в сложный мир человеческих отношений. Поэтому наряду с репродуктивной существенное значение приобретает тесно связанная с нею воспитательная функция семьи. В рамках реализации этой функции удовлетворяется индивидуальная потребность каждого из супругов в материнстве или отцовстве, контактах с детьми, их личностное формирование. В ходе выполнения воспитательной функции семья в первую очередь обеспечивает первичную социализацию ребенка и становление его психических (интеллектуальных) черт и личностных качеств, вплоть до достижения им социальной зрелости. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви.

Следует иметь в виду, что семья оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого своего члена в течение всей его жизни. При этом не только родители влияют на детей, но и дети на родителей и других взрослых членов семьи, побуждая их к самосовершенствованию.

Жизнь семьи весьма многогранна. Каждая функция семьи социальна. Социальный характер функций семьи определяется в первую очередь тем, что семья является первичной ячейкой общества, поэтому общество оказывает влияние на нее, создавая тот или иной тип семейной группы. В свою очередь, семья также оказывает немаловажное воздействие на развитие и образ жизни общества: в результате осуществления семейных функций удовлетворяются жизненно важные потребности не только членов семьи, но и общества в целом - в физическом и духовном воспроизводстве самого человека, населения страны и мира. Вместе с тем функции семьи не остаются неизменными: в зависимости от социальных условий происходят изменения в их содержании и значимости. Кроме того, в отдельно взятых семьях возможно нарушение тех или иных семейных функций, что, естественно, сказывается на особенностях ее жизнедеятельности. Так, например, в настоящее время качественно изменилась функция первичного социального контроля, повысился уровень терпимости к рождению внебрачных детей, супружеским изменам и т.п. Среди субъективных факторов, которые негативно отражаются на реализации семьей ее важнейших функций, можно выделить такие, как:

Личностные особенности членов семьи и прежде всего супругов (темперамент, характер, мировоззренческие установки, ценностные ориентации и др.);

Особые условия семейной жизни (раздельное [“дистантное”] проживание членов семьи; отсутствие собственного жилья и финансовых возможностей для организации совместной жизни, например, у супругов-студентов; контрактно-договорное заключение брака и т.п.);

Характер взаимоотношений между членами семьи, а также уровень их сплоченности и взаимопонимания (нестабильная, дезорганизованная семейная атмосфера, конфликтная обстановка и т. п.)

Литература

  1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М., 1998.
  2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998.
  3. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чеш. – М., 1988.
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
  5. Желдак И.М. Искусство быть семьей. – Минск, 1998.
  6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.
  7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.
  8. Семья на пороге третьего тысячелетия / Гл. ред. А.И. Антонов. – М., 1995.
  9. Соловьев Н.Я. Семья в советском обществе и некоторые ее функции // Культура семейных отношений. – М., 1980.
  10. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1987.
  11. Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых / Сост. Т.А. Разумовская. – М., 1990.
  12. Харчев А.Г., Мацковский А.С. Современная семья и ее проблемы. – М., 1978.
  13. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.
  14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.

1. Воспитательная функция

Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

Эта функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной - от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.

2. Хозяйственно - бытовая

Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья - физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

3. Функция эмоционального обмена

Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать - это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья - это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер, а между семьями совершенно другой. Есть тип семьи «семья – крепость». Внутри неё любовь и симпатия и ненависть к другим семьям. Эмоциональный обмен носит другой характер.

Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.

4. Коммуникативная функция

Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.

5. Функция первичного социального контроля

Цель общества - не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля - введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья - малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм - важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны)

6. Сексуально - эротическая функция

Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на 1-й план, а какие-то на 2-й или вообще исчезать. Появление детей в семье выдвигает на 1-й план функцию воспитания и быта. В молодой семье на 1-м месте может быть секс, в пожилой семье функция воспитания может исчезать. Функции меняются не только в самом цикле развития семьи но и в историческом цикле. В истории были этапы, когда семья из поколения в поколения передавала частную собственность (дворцы), социальное положение (палата Лордов в Британии).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: