Что привлекает меня в образе ларисы огудаловой. Раскрыть образ ларисы огудаловой в пьесе островского "бесприданница"

Лариса Дмитриевна Огудалова – главная героиня пьесы. Она молода и красива, но бедна, поэтому за ней не дают приданого. Положение бесприданницы унизительно, и это особенно чувствует Л.- девушка умная и гордая.

Л. любит Паратова. Но любит не за его личные качества, а за мечту о другой жизни, которую он способен ей дать. С Паратовым в сознание Л. вошло представление о легком и поэтичном мире, который ей недоступен и который она знает только по любимым ею стихам и романсам.

Выходя за Карандышева, Л. чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к ничтожной жизни, которую может дать ей мелкий чиновник. Тем более она не может простить неудач Карандышева, пытающегося сравниться с Паратовым: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!» Наедине с женихом Л. постоянно внушает, что не любит его, а что за Паратовым пойдет на край света. В душе девушки происходит борьба между стремлением смириться с участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Л. пытается сама решить свою судьбу. Она едет с Паратовым кататься на пароходе. Эта поездка открывает Л. глаза на ее истинное положение – красивой вещи, которую мужчины оспаривают между собой: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том…» В финале пьесы Л. погибает от руки Карандышева. Перед смертью героиня благодарит его за то, что он помог ей уйти из страшного мира, где не существует ничего святого и человек является объектом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия…нечего и искать». По Островскому, мечта Л. иллюзорна, она гонится за призраком в лице Паратова. Попытка Л. одним безрассудным поступком получить любовь и счастье – это бегство от своей судьбы. Поэтому неизбежно трагическое разочарование героини.

ЛАРИСА ОГУДАЛОВА - героиня драмы А.Н.Островского «Бесприданница» (1878). Образ Л. завершает череду «бесприданниц» в драматургии Островского. В отличие от Ма-рьи Андреевны («Бедная невеста»), Нади («Воспитанница»), Аксюши («Лес»), Насти («Не было ни гроша да вдруг алтын») Л.- натура тонкая и нервная, наделенная особой душевной хрупкостью. Душа Л. существует как бы «поверх быта» - над суетой торгашества, житейских страстей и борьбы тщеславий. Л. все время «манит» куда-то: в деревню, в лес, за Волгу - в «любой тихий уголок», который кажется ей «раем». Жизненный путь Л.- путь душевного одиночества и трагического надлома. Ею все восхищаются, ее вожделеют, но никто не пытается «заглянуть ей в душу», ни от кого не слышит она «теплого, сердечного слова». Л. вынуждена жить в обстановке, напоминающей не то «базар», не то «цыганский табор». И только в пении романсов может высказать она свои чувства. Дома «во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов». Карандышев, в чью любовь Л. поверила и дала согласие на брак, из-за мелкого самолюбия не пощадил ее гордости. Паратов, которого Л. страстно любила и ради которого сбежала почти из-под венца,- завлек и бросил. Друг детства Вася Вожеватов разыграл ее в «орлянку» с крупным дельцом Кнуровым. Решение Л. «искать золота» и сделаться «дорогой, очень дорогой вещью» ставит ее на грань падения. Смертельный выстрел Ка-рандышева оказывается для нее «благодеянием», спасением от окончательной нравственной гибели. Ни на кого не «жалуясь» и не «обижаясь», Л. умирает со словами любви и прощения. Образ Л. с его поэзией и лирической рефлексией явился крупным художественным открытием Островского, предварившим появление чеховских героинь. Первая исполнительница роли Л.- Г.Н.Федотова (1878). Среди других исполнительниц - М.Н.Ермолова (1878), М.Г.Савина (1878), В.Ф.Комиссаржевская (1896), М.И.Ба-банова (1940), К.Ф.Роек (1948).

Островский написал замечательную пьесу «Бесприданница». В ней описывается жизнь одной прекрасной, юной и красивой девушки – Ларисы Дмитриевны Огудаловой, которая оказалась жертвой неудачных обстоятельств.

«Бесприданница» схожа по смыслу с драмой «Гроза». В этих пьесах, даже главные героини похожи характером и пьесы заканчиваются одинаково трагично. И нам, безусловно, очень жалко обеих героинь. Если Катерина погибает от любви (с любовью в сердце), то Лариса, наоборот, умирает без любви в сердце, так и не найдя настоящей взаимной любви.

Если мы возьмёмся описать, в чём же трагедия Ларисы, то мы сможем увидеть, как глубока это «кроличья нора».

У Ларисы не было ни какого приданного, а таких, в то время, называли бесприданницами. Бесприданницам было крайне сложно выйти за муж. Не один мужчина не хотел, что бы девушка жила исключительно за его счёт. Поэтому пожениться на ней могли только очень богатые или люди, оказавшиеся в ситуации, подобной Ларисиной.

Её мать – Харита Игнатьевна, была не очень бедной, но и не очень богатой. Эта семья, была семьёй «среднего класса», поэтому Харита Игнатьевна не хотела выдавать свою дочь за мужчину «класса» ниже своего, а это грозило остаться дочери в старых девах.

Из всех знакомых мужчин, Ларисе больше всего нравился Сергей Сергеич Паратов, который, в свою очередь, был блестящим барином, да и деньги у него водились большие. Но Лариса опоздала – он успел пожениться на другой. Сергей Сергеич Паратов был очень хитрым и гнусным типом. Он не тот, кто должен быть рядом с Ларисой.

Был у неё ещё один поклонник, единственный, кто предложил ей руку и сердце – Юлий Капитоныч Карандышев. Но он был далеко не идеален. Мать была не очень им довольна из-за того, что у него тоже нет приданного, да и богатым он тоже не был. Сама же Лариса, прекрасно понимала, что это он ей делает такое одолжение. Карандышев это и не скрывает: « … Только венчаться непременно здесь, чтобы не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий».

Здесь, безусловно, произошла трагедия, разрушение человеческой жизни. Бедная Лариса оказалась слабее той ситуации, которая сложилась вокруг неё. Она не смогла противостоять обстановки, царящей вокруг неё.

Нам жаль, что всё так случилась. Что Лариса так и не смогла найти счастья. Но это жизнь, здесь нет правых и виноватых.

А.Н.Островский – мастер русской драмы 19 века. В своих пьесах он поднимал актуальные для своего времени вопросы. Многие из них и сегодня волнуют читателя.Не случайно пьесы драматурга повсеместно идут в наших театрах, его произведения широко экранизируются.Например,блистательный фильм «Жестокий романс « снят по пьесе Островского «Бесприданница».Проблемы,поднятые автором в этом произведении,важны во все времена.Это разговор о предательстве и верности,о бездуховности и власти денег,о смысле жизни и ценности человека,о богатстве и бедности.Но главная,на мой взгляд,проблема – это власть чистогана, бездуховных богачей над неимущим человеком,превращение его в предмет купли – продажи, в вещь.История очень известная.Красивая,молодая,образованная девушка полюбила богача.Поверила в возможность счастья с прожигателем жизни.Девушка небогата, поэтому зависима. И всё кончается трагически.Главная героиня пьесы Лариса Огудалова –восторженная,романтическая натура, живёт сердцем,стремится испытать яркие сильные,страстные чувства. Её любовь к негодяю Паратову искренна и уникальна.Она любит одного – единственного,верит ему безраздельно,готова на любые жертвы.Другое дело,что её избранник не достоин её любви и преданности. Да и вообще ни один из претендентов на её внимание не достоин её : ни Паратов,но Кнуров,ни Вожеватов,ни Карандышев.Она противопоставлена им всем,потому что каждый из них расценивает её как предмет исполнения своих прихотей.Паратов пользуется её красотой и невинностью. Для Вожеватова и Кнурова Лариса – яркая и роскошная игрушка,предмет торга и розыгрыша в орлянку,даже для Карандышева – она не предмет любви,а лишь мостик для попадания в мир имущих,поближе к таким,как Паратов.Автор рисует свою героиню отчаявшейся и потерянной девушкой.Все надежды на счастье – рухнули после откровений возлюбленного,который признаётся в скорой женитьбе ради поправления своих материальных проблем. Ларисе в новой жизни Паратова места нет.Девиз мира,в котором благоденствуют подлецы,в котором потеряли ценность честь,любовь,верность таков:»Всякому товару – цена есть «Товаром же оказывается живой человек – Лариса. Паратов выступает в драме как продавец живого.Он продаёт пароход «Ласточка» ,а имя Лариса означает «чайка « .Светский щёголь продаёт (предаёт) и ещё одну птицу,на сей раз живую – Чайку -Ларису.Нет предела человеческому бездушию и цинизму.И перенести это тоже нет сил.Именно поэтому выстрел Карандышева Лариса воспринимает как избавление от испепеляющей душевной боли.Перед смертью она осознает,что её все воспринимают как вещь. Автор не только сам сочувствует своей героине,но и вызывает сочувствие к ней у своих читателей. Мы скорбим по безвременно ушедшей и не обретшей счастья девушке.Мы ненавидим её обидчиков,мы сожалеем о её горьком одиночестве, понимая.что если в обществе всё меряется деньгами,то чистому, светлому,искреннему человеку нет в нём места.Об этом говорил и Карамзин в повести «Бедная Лиза». Героиня,полюбив светского молодого человека,гибнет после того,как он бросает её ради богатой невесты. Известна «Американская трагедия « Драйзера.Сюжет предательства любви – один из вечных сюжетов.Для нас сегодня важно,чтобы в наших сердцах жили милосердие,сострадание и чувства чести и долга.

Лариса Огудалова образ и характеристика героини пьесы Бесприданница

План

1. Введение

2.Лариса в "цыганском таборе"

3.Любовь

4.Первый шаг в бездну

5.Второй шаг

6.Заключение

Пьеса " " считается одним из лучших произведений . Ее главная героиня олицетворяет собой множество несчастных русских девушек, не имеющих наследства. Лариса Огудалова обладает всеми достоинствами (красотой, образованием, художественным вкусом), но отсутствие денег мешает ей удачно выйти замуж. Неопределенное положение делает Ларису всего лишь игрушкой в чужих руках, поэтому даже свою смерть она встречает с благодарностью.

Мать Ларисы всеми силами старается устроить судьбу своей дочери. По-своему она права, приглашая в дом всевозможных кавалеров. Но Харита Игнатьевна не понимает, какой стыд это приносит ее бедной дочери. Лариса окружена толпой поклонников, которые хоть и ухаживает за ней, но никогда не осмелятся взять бесприданницу в жены. Беда Ларисы состоит в том, что она не обладает материнской хитростью и изворотливостью. Для этого девушка слишком чиста и возвышенна.

Мысль о деньгах вообще не приходит ей в голову. Мечта Ларисы состоит в том, чтобы ей встретился человек, который по достоинству оценит ее душевные качества и полюбит. Она нисколько не старается привлечь к себе внимание, заманить в свои сети. Лариса бесконечно ценит правду и не боится говорить ее. Постепенно жизнь в "цыганском таборе" становится для девушки невыносимой. Она стоит на грани того, чтобы использовать любую возможность для перемены своего положения.

Настоящим спасением для Ларисы представляется Паратов. Она влюбляется в этого мужественного человека. Деньги Паратова не имеют для Лариса никакого значения. Она впервые увидела мужчину, который ее оценил. Внезапный отъезд Паратова становится для Ларисы тяжелым ударом. Она была уверена, что любовь взаимна. Чистота девушки не позволяет ей даже и задуматься над тем, что ее могли обмануть.

Оставшись одна в прежнем безвыходном положении, Лариса наконец решается на крайнее средство. Свадьба с ничтожным Карандашевым не принесет ей счастья, зато создаст устойчивое общественное положение. Лариса не стесняясь высказывает своему жениху все, что о нем думает. Она предупреждает Карандашева, что приезд Паратова может навлечь беду. Если бы он поддался на ее просьбу немедленно уехать в деревню, Лариса провела бы остаток жизни в тоске и отчаянии от неудачно сложившейся жизни.

Предсвадебная суета Карандашева невероятно тяжела для Ларисы. Она по-прежнему остается в каком-то странном положении. Для всех в городе понятно, что Карандашев - ничтожество. Лариса ему нужна лишь для удовлетворения собственного самолюбия. Приезд Паратова становится для Ларисы еще большим потрясением, чем его внезапная пропажа. В ней вновь воскресают прежние мечты и надежды.

Лариса практически не колеблясь бросает жениха и отправляется на Волгу с возлюбленным. Проведя ночь с Паратовым, Лариса не сомневается в том, что отныне они связаны навеки. Она не может пережить тот факт, что ее возлюбленный смотрит на их связь, как на "мгновенное увлечение" и собирается женится на богатой невесте с хорошим приданным, а это ему очень кстати, т.к. изрядно потратился в развлечениях. После этого Лариса уже не представляет себе, как можно жить дальше. Смерть представляется ей наилучшим выходом из ситуации. Выстрел Карандашева приносит ей избавление от страданий.

Главная трагедия Ларисы состоит в том, что на нее всю жизнь смотрели, как на вещь. Пусть эта вещь считалась дорогой, но за ней не было видно самого человека. Лариса подумала, что Паратов взглянул на нее по-другому, но на самом деле она поддалась на еще более жестокий обман.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: