Что можно подарить ребенку на 5 лет мальчику. От каких подарков стоит воздержаться? Психологические особенности возраста

Дошкольники развиваются особенно быстро, что и позволяет специалистам на основе знаний, умений и навыков судить о его уровне развития. Это, в свою очередь, помогает построить для конкретного малыша программу коррекции, в случае необходимости. Возможно, нелишним будет и родителям знать те критерии, на которые опираются медики при оценке физического, психического и умственного развития ребенка.

Пять лет - это довольно сложный возраст, ведь именно с него начинается подготовка старшего дошкольника ко взрослой жизни в школе. Ребенок этого возраста все так же подвижен и любит общаться с ровесниками, но его уже все чаще можно увидеть рисующим или мастерящим, он чаще тянется к книгам и другим источникам знания впитывая все новое, как губка.

Детям очень нравятся ролевые сюжетные игры, и они уже способны сами договорится о распределении ролей.

Ваш малыш уже не такой маленький, как раньше, у него уже имеется свое мнение по любому вопросу. В пять лет он уже самостоятельная личность со своими потребностями и желаниями, независящими от родителей.

Задача родителей - подготовить своего малыша к школе, обеспечить его недостающими знаниями и умениями, привить нужные навыки.

Физическое развитие пятилеток

Окружность грудной клетки 52 - 57 см, рост 100 - 120 см, вес 17 - 25 кг.

Малыш начинает активно расти, поэтому его питание очень важно. Задача родителей - исключить из его рациона фастфуд, газировку и постараться, чтобы малыш забыл о перекусах. Практически все потребляемые им калории сейчас уходят на рост и развитие, а значит, если малыш начал поправляться - ищите проблему. Развитие пятилетнего человечка позволяет ему довольно быстро осваивать спортивные навыки, поэтому этот возраст считают самым лучшим для того, чтобы отдать малыша в спортивную секцию.

Главные физические навыки, на развитие которых стоит обратить внимание - координация, равновесие и скорость.

Что должен уметь пятилетний человечек:

  • Пробежать без остановки до 200 м (из них на скорость около 60м).
  • Бежать без остановки 90 сек.
  • Прыгнуть с высоты в 40 см.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Ходить по гимнастической скамейке.
  • Бросать мяч в отстоящую на 2 м мишень.
  • Лазать по гимнастической стенке.

Его движения хорошо скоординированы, он становится сильнее и выносливее. Любимыми играми становятся те, в которых надо бегать и лазать где-то.

Мелкая моторика

Она развита у детей уже достаточно хорошо, они практически правильно держат ручку или карандаш, рисуют различные по нажиму и наклону линии, делают аппликации, используя ножницы, складывают пазлы и фигуры из деталей конструктора по образцу или схеме. Но ее дальнейшему развитию все же стоит уделить особое внимание, учите его аккуратно раскрашивать не выходя за границы рисунка и срисовывать простые рисунки, правильно располагая их на бумаге, рисуйте "графические диктанты".

Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка

Мышление

Это благодатный возраст для родителей желающих чему-то научить своего малыша, ведь именно сейчас развитие малыша позволяет ему легче вбирать новые знания. И тут главное - не переусердствовать и опираться на желание и интерес маленького человека.

К этому возрасту он должен уметь определять последовательность событий и отгадывать загадки, понимать смысл пословиц. Малыши уже способны находить сходства и отличия предметов, исключать лишнее.

В этом возрасте начинает развиваться логическое мышление, правда, логика малыша еще сильно отличается от логики взрослого человека, не стоит доказывать свою правоту, просто выясните всю его логическую цепочку.

Что знает пятилетний малыш :

  • Цифры 1 – 10 и их изображения.
  • Геометрические фигуры, умеет рисовать и делить их на равные части.
  • Почти все буквы, называет слова на эти буквы, умеет написать хотя бы часть из знакомых букв самостоятельно, есть такие дети, которые умеют читать по слогам, но их мало.
  • Знает и умеет показывать цвета и их оттенки.
  • Дни недели, месяцы, умеет называть пальчики (необязательно по порядку).
  • Свои фамилию и адрес, хорошо бы ещё и номер телефона кого-то из родителей.

Что он должен уметь ребенок в 5 лет:

  • Решать самые простые задачи на вычитание и сложение в пределах двух единиц.
  • Некоторые умеют читать по слогам, но это никак не норма.
  • Умеет решать логические задачки.
  • Самостоятельно собирает пазлы из 10-15 кусочков.
  • Умеет систематизировать предметы по общему признаку.
  • Находит 6 отличий.
  • Пересказывает сюжет картин.
  • Запоминает иностранные слова, не путает их со словами родного языка.
  • Умеет различать овощи, фрукты и ягоды.

Память и внимание

Именно в пять лет лучше всего начать готовить ребёнка к школе, главное – опираться на его интересы, иначе вы навсегда отобьете у него желание учиться. В это время его запоминание становится сознательным, а значит он сам выбирает, какие знания ему нужны, а какие неинтересны. Ребенок запоминает одновременно 8 предметов (называет что пропало или появилось), легко запоминает короткие стихи, считалки, может пересказать сказку, запоминает порядок событий, умеет находить до 10 отличий.

Концентрация внимания на одном занятии уже 10-15 минут.

Развитие речи

Словарный запас у ребенка в 5 лет уже достаточно большой для того, чтобы он мог, не путаясь в словах, объясниться практически на любую интересующую его тему. Он строит большие фразы по 6-8 слов, принадлежащих к разным частям речи. Малыш уже четко произносит все звуки (кроме "р"). читает стихи с выражением, редко путает слова, обозначающие время (вчера, сегодня и т.д.).

Речь становится наглядно-образной - он уже непросто повторяет за кем-то, а воспроизводит на словах собственные мысли.

Восприятие окружающего мира

Зрение обостряетс я, а значит ребенок может разглядеть мелкие детали и предметы. Появляется способность к планированию.

Ребенок, должный в силу возраста активно познавать мир, знает названия некоторых растений, и многих животных и птиц, а также природных явлений.

Больше читайте, и лучше познавательную литературу.

Каким полезным в быту навыкам стоит научить ребенка пяти лет? В наше время высоких технологий дети пяти лет вполне могут справиться с компьютером, зато не могут сами заправить кроват ь, а иногда даже одеться. А все потому, что мы, родители зачастую забываем, что таким простым, на первый взгляд, вещам нужно учить.

Чем раньше вы начнете привлекать малыша к работе по дому , тем самостоятельнее он вырастет, и тут важно поймать его настроение, его интерес к такому рода занятиям. Обязательно научите ребенка убирать квартиру. Пусть все что нужно для уборки будет в его полном распоряжении. «Пролил что-то на пол – вытри за собой» – заведите такое правило. И неважно, что после такой «уборки» вам все придется переделать, и «Москва не сразу строилась», ваш малыш постепенно всему научится, главное, помочь. Не начинайте исправлять все за ним, подскажите что и где не так, а пока он играет - исправьте, в следующий раз будет лучше. Ребенок уже вполне способен убирать игрушки, вытирать пыль, пылесосить и убирать со стола.

Что должен уметь ребенок в 5 лет? Он должен самостоятельно умываться, одеваться и кушать. А еще дети этого возраста могут помогать маме во всем, главное – никогда не отказывайтесь от помощи, иначе ребенок привыкнет к тому, что мама со всем способна справиться сама.

Пусть малыш поможет вам в стирке . Самое простое – пусть достает белье из машинки, посложнее – объясните режимы стирки, как сортировать белье по цвету, как включать машинку, пусть пока и под вашим присмотром.

А ваш малыш выращивает растение? Нет. А зря. Купите ему набор юного садовода, это необязательно будут цветы, это может быть и что-то съедобное. Пусть он сам посадит, будет поливать и увидит, как появляется росток ЕГО собственного растения.

К праздникам пусть он сам сделает подарки и поможет вам их упаковать. Научите его готовить простые блюда, и ничего не бойтесь. Пусть лучше он все на свете испачкает, но сделает что-то сам. Это лучше, чем вечно будет ждать, когда это сделает за него кто-то другой. И потом, совместная готовка объединит вас с малышом как ничто другое.

Берите малыша с собой в магазин , объясняйте ему откуда берутся деньги, и как делаются покупки, чтобы он не считал сдачу зарплатой. Учите его экономить, пусть он помогает вам составлять список покупок. В этом возрасте ребенок уже помнит какие продукты в каком магазине вы покупаете, может ориентироваться в тех местах, где вы бываете вместе.

Психологи считают, что именно в пять лет формируется характер маленького человека и он усваивает правила поведения в социуме. Ваша обязанность научить его всему. И лучше сделать это сейчас, как бы трудно это ни было. Хвалите его если он делает что-то с желанием. И старайтесь поменьше ругать, он ведь только учится.

Эмоциональное развитие ребенка 5 лет

Именно в этом возрасте ребенок может сопереживать, сочувствовать и любить, для него это уже непросто слова.

Ребенок становится сдержаннее, он уже способен сам занять себя и тут родителям важно знать, что если вы обещаете ему что-то если он выполнит вашу просьбу (например, поиграть самостоятельно пока вы заняты), выполните свое обещание. Ребенка пяти лет очень просто обидеть, не стоит учить его плохому, подавая подобный пример.

Характер малыша формируется именно в этом возрасте, и здесь главное, чем могут навредить родители - пытаться реализовать через него свои собственные амбиции. В таком случае ребенок вырастет во всем зависимым от родителей.

Различия между девочками и мальчиками

В 5 лет дети вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи же считают, что с этого возраста вплоть до подросткового мальчики отстают в своем развитии от девочек .

Мальчики в норме весят от 16 до 20 кг, а девочки 15 - 19 кг. Их рост соответственно 106 - 116 см и 102 - 111 см.

Мальчики меньше внимания уделяют игрушкам и больше ролевым играм.

5 лет -самое продуктивное время в жизни ребенка , постарайтесь его не упустить.

В 5 лет ребенок окреп как физически, так и психологически. Ему важно, как он выглядит, во что одет. Он себя уже воспринимает как личность, понимает, что отличается от других. Имеет свое мнение и отстаивает его не капризами, а пытается объяснить, приводя доводы. Дети в пять лет достаточно физически выносливы. Они могут пробежать, не останавливаясь, 200-300 метров в быстром темпе. Если на пути встречаются препятствия, они их ловко перепрыгивают или оббегают.

У детей хорошо развита координация движения. Они с закрытыми глазами легко достают пальцем до кончика носа, уха, макушки, колена. Пятилетние дети довольно ловкие, подбрасывают и ловят даже небольшой мяч, не промахиваясь, точно бьют по нему ногой. Могут пробежать по тонкой дощечке, прыгают вперед и назад, через препятствия – ямки, канавки.

У пятилетнего ребенка хорошая память. Он способен запоминать новые слова, как русские, так и иностранные, объемные стихотворения, смысла которых даже не понимает. Пытается выяснить значения новых слов. У него богатый словарный запас – 2500-3000 слов. Ему удается довольно легко излагать мысли, точно передавать свои ощущения или впечатления словами. Не путается в понятиях «вчера» и «завтра», «ужин» или «завтрак». Если происходит ошибка, он тут же поправляет себя сам.

Из пяти-шести слов, логически рассуждая, легко находит лишний предмет. Например, сообразит, что из слов «ложка», «тарелка», «кастрюля», «стул», « чашка», «стакан» — посторонним предметом является «стул». Если на картинке изображены предметы неправильно, найдет ошибку и объяснит, что здесь не так.

Уход за ребенком в 5 лет

К пяти годам ребенок все уверенней пользуется зубной щеткой. Он водит ею по зубам в правильном направлении, вычищая межзубные промежутки. Он умеет тщательно полоскать рот, поэтому чистку зубов уже можно производить с применением детской зубной пасты (без фтора). С пяти лет можно попробовать приучать детей к утреннему душу. Это поможет быстрее избавиться от утренней дремы и получить заряд бодрости. Эта процедура позволит не только держать тело в чистоте, но и обладает закаливающими свойствами. После душа нужно вытереться насухо и растереться полотенцем.

Родители должны приучить детей аккуратно складывать одежду на стульчик. Обычно в этом возрасте дети уже сами снимают ее и одевают. Во-первых, так они приучаются к опрятности, а во-вторых, одежда не мнется, и ее не придется после сна искать по всей комнате.

С пяти лет можно научить ребенка мыть лицо с мылом. Закрыв глазки, легкими движениями, не растирая кожу, нанести мыльный раствор. Можно использовать хорошее мыло или специальные мягкие очищающие средства. Злоупотреблять мыльными умываниями не стоит, достаточно раза в день. Если его кожа стала сухой или обветрилась на морозе, перед сном ее смазывают тонким слоем детского крема.

Питание ребенка в 5 лет

К пяти годам несколько замедляется рост детского организма по сравнению с предыдущими годами. Поэтому уменьшается потребность в дополнительных калориях. Снижается количество потребляемых животных белков, но увеличивается доля жиров и белков растительного происхождения. Калорийность дневного рациона должна составлять примерно 2000 ккал. На белки и жиры должно приходиться по одной части, на углеводы – 4, т.е. соотношение углеводов, жиров и белков должно составлять 4:1:1. Такой режим питания позволит ребенку не испытывать чувство голода, в то же время не перегружать пищеварительную систему жирной и тяжелой пищей. Необходимо следить, чтобы в его рационе присутствовало достаточно овощей, как источник многих незаменимых микроэлементов. Следует дополнять ежедневное питание сырыми овощами и фруктами по сезону.

Режим дня ребенка в 5 лет

С пяти лет ребенка можно уже приучать к наведению порядка и чистоты в квартире. Многих детей и заставлять не надо, они сами с радостью помогут помыть посуду, протереть пыль, навести порядок на книжной полке или в ящике с игрушками. Поэтому в распорядке его дня следует выделить для этого специальное время. График придется немного сжать, возможно сократить время, отведенное на игры. Если ребенок посещает дополнительные спортивные секции или творческие кружки, это тоже нужно учесть. Время, потраченное на дорогу, следует не тратить впустую, а использовать с толком. По пути можно разучивать стихи, считать, узнавать что-то новое. В остальном режим дня похож на тот, который был в 4 года: четырехразовое питание, один дневной сон 1,5-2 часа, игры, прогулки.

Занятия с ребенком в 5 лет (как развивать)

Для развития речи с детьми полезно заучивать скороговорки и считалочки. Проговаривая их вначале медленно, затем в убыстренном темпе, ребенок вырабатывает чистоту произношения и хорошую дикцию. Есть специальные математические считалки, повторяя которые, дети дополнительно учатся счету и простым арифметическим действиям. Если ребенок только приступил к заучиванию алфавита, с ним можно поиграть в лото. На широкой полосе бумаги в ряд пишутся крупные буквы. Ребенку выдаются жетоны — бумажные кружки или квадратики. Взрослый называет букву, а дети ищут ее у себя на бумаге и, если нашли, закрывают жетоном. Игра продолжается, пока не закроется весь ряд. Вместо букв можно написать и цифры.

Хорошо развивает логическое мышление игра, где требуется найти лишний предмет. Ребенок из предложенных картинок должен выбрать одну, которая отличается от других. Например, среди картинок с цветами есть одна с грибочком. Или на всех карточках нарисованы музыкальные инструменты, а на одной — молоток. Подручный дидактический материал можно сделать самим, купить в магазине или распечатать картинки из Интернета.

Чтобы познакомить детей с цифрами, можно купить разукрашки, в которых, чтобы получить контур рисунка, необходимо соединить по порядку точки с цифрами. Когда рисунок будет готов, его можно разукрасить. В 5 лет нужно показать ребенку, как пользоваться телефоном и научить звонить самостоятельно. Объяснить простые правила движения, рассказать, зачем нужен светофор, что означает каждый цвет и какие выполняют действия при их загорании.

Игры и игрушки для детей в 5 лет (как развлекать)

С пяти лет ребенок все больше одиночному времяпрепровождению предпочитает компанию сверстников. Вместе им очень интересно играть в ролевые игры – школу, больницу, дочки-матери, войнушку, магазин. Они устанавливают свои, порой достаточно сложные правила, вводят расчетную валюту в виде фантиков. Дети настолько увлечены, что их игра может продолжаться несколько часов. Причем в куклы могут играть также и мальчики. Для пятилетнего возраста это вполне характерно.

Если у ребенка есть способности или желание, его можно записать в спортивные секции. С пяти лет уже можно заниматься гимнастикой, плаванием, фигурным катанием, шахматами, хоккеем, некоторыми видами восточных единоборств. Самое время отдать ребенка на бальные танцы, рисование, научить игре на фортепьяно. Только не нужно детей принуждать или уговаривать, они должны сами проявить желание.

Одними из любимых развлечений остаются чтение сказок, детских книг, лепка, рисование, конструирование, собирание паззлов, кубиков. Любят они слушать и детские песенки, нередко подпевая сами. Иногда дети увлекаются коллекционированием. Собирают открытки, фантики от конфет, вкладыши на определенную тематику. Многие современные дети в пять лет овладели компьютером, любят играть на нем в игры. Родителям нужно следить за длительностью времяпрепровождения за монитором, ограничивая его до получаса в день.

Воспитание ребенка в 5 лет

Пять лет – еще достаточно детский возраст, но ребенок должен понимать, что он живет не один. Поэтому необходимо подчиняться определенным правилам как у себя в квартире, так и в общественных местах. Объяснить ему нужно так, чтобы он все правильно понял. Тогда и ему будет в жизни легче и родителям не придется за него краснеть.

Нередко пятилетние дети могут дерзить маме, не слушаться, пытаться устанавливать свои порядки. Не стоит на них кричать, ругаться, лучше проявить выдержку. Необходимо с ними поговорить, объяснить, что они сделали маме больно и разочаровали ее. От этого она страдает, у нее болит сердце. Нужно вызвать у ребенка чувство стыда за свой поступок и раскаивания. Не следует его заставлять признать вину, он должен дойти до этого сам. Родителям необходимо на своем примере показывать, какие должны быть отношения между близкими людьми. Поэтому, если в семье ссоры и ругань, отец кричит, а мать бьет посуду, требовать от детей достойного поведения бесполезно.

Ребенка необходимо научить и правилам приличия. Он должен обращаться на «вы» к взрослым людям, не встревать в их разговоры. При встрече со знакомыми здороваться, и со сверстниками в том числе. Необходимо его обучить азам коммуникабельности: контролировать агрессию, вежливо обращаться за помощью, благодарить, прощаться при уходе. Не жадничать, делиться или обмениваться игрушками. При воспитании не возбраняется пользоваться как методами поощрения, так и наказания.

Пять лет – первый маленький юбилей. Вы замечали, как менялись интересы вашего ребенка, его привычки и поведение. На каждом этапе возникали свои сложности и непонятные моменты. Есть они и сейчас. Поэтому стоит о них знать, хотя бы о некоторых, чтобы правильно себя повести в конкретной ситуации. Например, у многих детей в пять лет бурно развита фантазия. Порой они сами не могут определить границу между правдой и выдумкой. Поэтому, если вы заметили, что ваш ребенок переплюнул самого барона Мюнхаузена, не стоит его ругать и уличать во лжи. Ведь он сам верит во что говорит. Помечтайте и пофантазируйте вместе с ним. А потом направьте разговор в нужное русло и объясните, что это придуманные действия и герои, а в жизни все по-другому. Если же вы обнаружили, что ребенок фантазирует, чтобы избежать наказания, необходимо принять своевременные меры. Провести воспитательную работу, и рассказать, что не благородно и трусливо скрывать правду. А за провинности и плохие поступки необходимо отвечать, и, даже, нести наказание.

Пять лет – серьезная дата и для ребенка, и для родителей. Дошкольник многому научился, у него проявляется характер, он имеет свое мнение на многое, что его окружает. Кажется, мама и папа могут расслабиться, ведь до начала обучения в школе еще целых два года, да и постоянного внимания, как было в период младенчества, ребенку не требуется. Но быть родителем – это навсегда, поэтому любящим взрослым хочется знать, правильно ли развивается их чадо.

Физическое развитие

Прелестные округлости раннего возраста куда-то исчезли, фигура пятилетнего ребенка вытянулась и похудела. Подвижный малыш активно растет, ему требуется сбалансированный рацион, включающий все необходимые для полноценного развития органов и систем продукты.

Важно, чтобы режим питания, как и распорядок дня оставался таким же строгим, как и в раннем возрасте , так как ребенок быстро обзаводится как хорошими, так и вредными привычками, например, лакомиться сладким в перерывах между приемами пищи, засыпать под телевизор, слишком долго находиться у компьютера за играми.

В возрасте 5 лет дети обычно хорошо владеют всеми основными движениями:

  • бегают разными способами (на носках, с ускорением, спиной вперед);
  • умеют прыгать на одной и двух ногах;
  • лазают;
  • ползают;
  • выполняют гимнастические упражнения.

Движения пластичны, энергичны, скорость преобладает над ловкостью.

Если в три года малыш осваивал трехколесный велосипед, то с пятилетнего возраста ему можно доверить (конечно, при наличии определенных навыков и неплохой координации движений) двухколесный транспорт или самокат. Ребенок может кататься на лыжах, плавать и нырять, с удовольствием участвует в подвижных играх соревновательного характера.

Характер и культура поведения

По утверждению психологов, именно с пяти лет начинает формироваться характер ребенка. Дошкольник быстро и легко усваивает те нормы поведения, которые ему прививают в семье. Поэтому, если взрослые из окружения малыша будут проявлять не самые свои лучшие черты в поведении и общении, то и у ребенка могут в дальнейшем возникнуть проблемы с социализацией. Мама и папа, доказывающие своему чаду, что кричать на людей и обижать беззащитных нельзя, должны своим примером показывать, как вести себя с другими.

Пятилетка умеет осознанно применять свои знания о нормах поведения в обществе, он вежлив, приветлив, добр и внимателен к окружающим. Если в его поведении появляются капризы, истеричные состояния, он позволяет себе грубить или отказывается выполнять просьбы, взрослым следует задуматься: а правильно ли они расставили акценты в воспитании подрастающей личности?

Навыки самообслуживания ребенка пяти лет становятся все более совершенными. Дошкольник умеет поддерживать в порядке свой внешний вид:

  • сам одевается и раздевается;
  • умывается;
  • причесывается;
  • чистит зубы;
  • стрижет ногти.

За столом во время приема пищи ведет себя спокойно:

  • пользуется ложкой и вилкой;
  • не чавкает;
  • аккуратно пьет и кушает;
  • не разговаривает с полным ртом;
  • вытирает рот салфеткой.

Интеллектуальное развитие

Речь

Речь пятилетнего ребенка вполне сформирована:

  • Он строит фразы, согласовывая существительные, прилагательные, наречия и другие части речи в падеже, числе, роде.
  • В словаре не менее 2500-3000 слов.
  • Произношение звуков чистое, дикция четкая, речь выразительная, эмоциональная.
  • Дошкольник заучивает наизусть довольно большие по объему стихи, пересказывает любимые литературные произведения.

В 5 лет ребенок хорошо знает и называет фамилию, имя – свои и родных, возраст, название города, страны, домашний адрес, место работы родителей.

Интерес к новому, пока непознанному, увлекательному не угасает, поэтому возраст «почемучек», начавшийся в 4 года, продолжается. Вопросы становятся более серьезными, требуют от взрослого размышления и логического обоснования.

Если в четыре года родители начали , то к пятилетнему возрасту ему уже несложно читать по слогам или целыми словами. Малыш учится писать печатные буквы, развивая тем самым ловкость и силу пальцев рук – умения, которые пригодятся в школе. Не поздно начать учить читать и в пять лет. Кроме того, «продвинутые» родители могут озаботиться изучением с ребенком – в этот период это довольно эффективно.

Математика

Математические представления не ограничиваются счетом и сравнением групп предметов:

  • Пятилетний ребенок уже умеет считать в прямом и обратном порядке до 10, решать простые задачи в одно действие.
  • Ему под силу освоить значение и написание математических знаков «+», «-», «=», «<», «>».
  • Он понимает, что существуют не только геометрические фигуры, но и объемные тела (шар, куб), а также различает и называет их.

Окружающий мир

Знания об окружающем мире у пятилетнего ребенка не ограничиваются лишь общими понятиями о временах года, частях суток, днях недели, животных, растениях, мебели, одежде, игрушках, транспорте:

  • Он умеет рассуждать, составлять логические цепочки, основываясь на своих знаниях о явлениях природы, действиях человека, привычках животных.
  • Его увлекают красочные детские энциклопедии, развивающие игры, придумывание сюжетов для рисунков и конструирования.

Ева Штиль специально для www.сайт.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www..

Добавить комментарий

5 лет – это возраст, когда вчерашний несмышленыш буквально на глазах превращается в рассудительного и самостоятельного дошколенка, демонстрируя своим родителям множество новых навыков и умений. В некоторых западных странах в 5 лет дети уже идут в школу, так как зарубежные психологи считают, что именно с этого возраста психика ребенка готова к постоянным занятиям. У нас в стране в 5 лет большинство детей продолжают посещать детский сад, но не всегда этого бывает достаточно для эффективной подготовки детей к поступлению в школу и успешного обучения в ней. Поэтому, каждому родителю пятилетнего малыша нужно знать, что должен уметь ребенок в 5 лет и на что нужно обратить внимание при подготовке к школе.

Физическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет происходит очередной скачок роста ребенка – дети быстро растут и за год могут «вытянуться» вверх на несколько сантиметров. Поэтому стоит уделить особое внимание питанию 5-летнего ребенка – оно должно не только соответствовать возрасту, но и содержать повышенное количество белков, жиров, минералов и витаминов, особенно кальция и железа – веществ, необходимых для роста костей и мышц. Очень важно в этот период сократить в рационе количество «вредных» углеводов – мучного, особенно сладкой выпечки и печенья, конфет и других сладостей, а также исключить фаст-фуд, газированные напитки и консервированные продукты. Все вышеперечисленное сильно нагружает пищеварительную систему и способствует быстрому насыщению и набору лишнего веса, но, зато, практически не содержит полезных веществ и витаминов, из-за чего растущий организм может начать испытывать острую нехватку полезных веществ.

В 5 лет рост девочек составляет примерно 100-116 см, а вес – 17-21 кг, мальчики в этом возрасте уже заметно крупнее и тяжелее – 105-120 см и 19-25 кг соответственно. Здоровый пятилетний ребенок большую часть дня проводит в движении – он много и охотно бегает, пробегает 100-200 м без остановки, легко прыгает с высоты 30-40 см, умеет перепрыгивать через скакалку или прыгать на одной ножке, а также легко сохраняет равновесие на гимнастической стенке, брусьях или на одной ноге. Родители 5-летних детей замечают, как сильно изменились движения и навыки их малышей по сравнению с прошлым годом. В 5 лет дети хорошо управляют своим телом и ощущают его в пространстве, их движения становятся более точными и скоординированными, растет сила и выносливость всех групп мышц ребенка.

Так, 5-летний ребенок во время бега или ходьбы не должен спотыкаться или падать без внешних причин – не замеченных препятствий, неровностей почвы и так далее.

Любимыми играми в этом возрасте становятся всевозможные догонялки, прятки, жмурки, игры с мячом, скакалкой и упражнения на шведской стенке. Если раньше ребенку не хватало сил подняться по канату или залезть на самых верх лестницы, то теперь он с легкостью делает все это или сидит на перекладине, устойчиво сохраняя равновесие.

Нервно-психическое развитие

По мнению психологов, именно с 5 до 7 лет полностью формируется характер человека, его основные жизненные позиции, отношение к миру и окружающим, привычки и характерные особенности личности, поэтому родителям 5-ти летних детей нужно не только тщательно следить за своим поведением и поступками, но и тщательно контролировать все, что они говорят.

В 5 лет обучение ребенка различным навыкам и умением выходит на новый качественный уровень – малыш легко запоминает буквы, цифры и уже умеет делать простейшие логические выводы и заключения. Родители, которые начали обучать детей чтению и письму в возрасте 3-4 лет, отмечают – насколько тяжело шло обучение до 5 лет и как быстро воспринимают информацию дети после пяти лет.

В этом возрасте дети должны хорошо ориентироваться в окружающем пространстве, знать свои паспортные данные, день рождения, адрес, легко отвечать на вопросы окружающих и рассказывать, кто он такой, кто его родители, чем они занимаются, что делает сам малыш, как прошел его день и так далее. Одним из основных показателей нормального развития ребенка в этом возрасте считается его умение самостоятельно находить себе занятия, наличие основных бытовых навыков и хорошее ориентирование в окружающем мире – он должен знать, где он живет, где лежат продукты, что такое магазин, как переходить дорогу и так далее.

В 5 лет малыш должен знать, какое сейчас время суток, времена года – кратко описывать каждое, давать объяснения своим действиям и поступкам окружающих и знать, что и зачем он делает: «я одеваюсь, чтобы не замерзнуть; сплю, чтобы отдохнуть и чищу зубы, чтобы они были здоровыми».

Если малыша в 5 лет уже готовят к поступлению в школу, важно чтобы он знал:

  • все буквы – различал их звучание и написание, очень хорошо, если он будет знать, где гласные и согласные звуки;
  • цифры, а также владел основами счета – мог посчитать предметы, хотя бы в пределах 5-ти;
  • цвета – знал не только основные цвета, но и оттенки и мог привести пример предметов разного цвета – «яблоко – красное, цыпленок – желтый»;
  • геометрические фигуры и мог нарисовать основные – линию, точку, круг, квадрат, треугольник;

В возрасте 5 лет важно, чтобы у ребенка была связанная речь, он мог составить короткий рассказ из 5 -6 предложений, повторить короткую сказку и выучить стихотворение из 2-3 четверостиший.

Кроме того, пятилетний ребенок должен уметь определять логически связь событий – по картинкам показывать, что было в начале, что затем и чем все закончилось, складывать картинку из 5-10 разрезных частей, находить лишние предметы, нелепицы и объединять картинки в группы по основному признаку.

В этом возрасте дети уже должны уметь по образцу лепить из пластилина простейшие фигурки, рисовать несложные сюжетные картинки, резать ножницами не только по прямой, но и по кругу и изломанным линиям, делать аппликации из бумаги.

Бытовые навыки ребенка в 5 лет

В 5 лет ребенок уже почти способен сам следить за своим внешним видом и не требовать помощи от взрослых в обычных повседневных делах – одевание, умывание или прием пищи. Все, что требуется от родителей пятилетки – это предоставить малышу все необходимое для выполнения привычных ему действий и проконтролировать результат. В 5 лет дети должны не только самостоятельно одеваться и есть, но и помогать родителям, в этом возрасте и мальчики и девочки могут принимать участие практически во всех домашних делах – от приготовления пищи до генеральной уборки. Не стоит пренебрегать помощью ребенка, даже если его работа далека от совершенства и обязательно нужно требовать от малыша ежедневно выполнять свои обязанности – это поможет избежать ссор и непонимания между родителями и детьми в будущем. Ведь подростки, которых не приучали к домашней работе с детства, искренне не понимают, что изменилось и почему они должны тратить свое драгоценное время на такие скучные и противные дела, как уборка, если раньше мама прекрасно справлялась со всем самостоятельно.

Социальное развитие малыша в 5 лет

Большинство детей в этом возрасте не испытывают особых проблем в общении, они легко находят общий язык со всеми и при необходимости могут обратиться к незнакомым детям или взрослым, охотно разговаривают и играют с теми, кто проявил интерес к ним. Если малыш стесняется сам подойти и познакомиться с другими детьми или не может заговорить в присутствии посторонних, родителям стоит обратить на это свое внимание — такая застенчивость может стать причиной серьезных проблем в будущем. Самое главное – ни в коем случае не высмеивать малыша и не пытаться его пристыдить, демонстрируя, «как надо» или приводя в пример других детей, так можно добиться только обратного результата. Лучше ненавязчиво создавать ситуации, в которых малыш будет вынужден общаться с взрослыми – например, покупая что-то в магазине, разговаривая с тренерами, знакомыми и так далее. А также помочь ребенку найти общий язык с детьми во дворе или на детской площадке, например, вместе с ним начав запускать воздушного змея, играя в интересную игру или придумав какое-нибудь совместное занятие – стоить снежный город, крепость из песка и так далее. Важно не оставлять ребенка наедине с детьми, надеясь, что он сам сможет общаться с ними, а играть и разговаривать вместе с ним, помогая ему преодолеть свою застенчивость.

Справиться с проблемами в общении можно с помощью кукольного театра или сюжетных игр, где ребенок сможет «проиграть» разные ситуации и понять, как можно обратиться к незнакомым людям, о чем говорить с ровесниками или как просто подойти и предложить поиграть.

Девочки и мальчики в 5 лет

Именно в возрасте 5 лет девочки и мальчики окончательно понимают и принимают свои социальные роли, связанные с полом. До этого дети воспринимали разницу между полами, как что-то временное и не слишком важное, а вот после 5 лет все меняется. В этом возрасте дети четко осознают свою половую принадлежность и агрессивно реагируют на попытки «изменить» ее. По наблюдению психологов и педагогов, родители 5-летних мальчиков и девочек по-разному ведут себя по отношению к своим детям, девочек чаще хвалят, больше обращают внимание на их потребности и внешний вид, тогда как от мальчиков требуют определенных достижений, строже обращаются с ними и не дают им открыто проявлять свои эмоции. Такое поведение во многом интуитивно – родители понимают, что девочке нужно больше заботы и поддержки, а вот мальчики больше оценят доверие родителей и возможность самостоятельно осваивать новые горизонты и совершать свои маленькие подвиги.

В воспитании детей по-прежнему важнейшим является личный пример родителей – девочки учатся быть женственными и ласковыми, как мама, а мальчики – пытаются подражать своим отцам в немногословности и спокойствии.

Что должен уметь ребенок в пять лет? Пятилетка – самый настоящий дошкольник. Он уже совсем не малыш и способен удивить трезвостью решений, четкой, пусть и наивной, логикой, смелым выбором.

Дошкольный возраст потому так и называется, что именно сейчас чадо впитывает основы, которые пригодятся ему в начальных классах. Готовится стать школьником и умницей.

Эта готовность выражается не только в усидчивости на занятиях. Ребенок в 5 лет умеет себя обслуживать по полной программе.

Он знает, как одеваться по погоде, имеет представление о правилах поведения в общественных местах, разувается в гостях, складывает свою одежду в шкаф, убирает игрушки, помогает маме по дому.

Пятилетние дети могут развлечь себя сами . Они кропотливо сидят над конструкторами и моделированием, возводят домики для кукол, играют в подробнейшие ролевые игры, рисуют, раскрашивают.

Этот возраст считается славной порой для родителей. Обычно к пяти годам сорванцы вылезают из кризиса трех лет и становятся приятными во всех отношениях.

С ними легко построить диалог. Они внимательно слушают, терпеливо сидят, понимают, что взрослые имеют в виду, и соглашаются на компромиссы.

Кстати, вы наверняка думали, что ваш карапуз стал проявлять свой характер уже в год или два. Но вы ошиблись.

Именно с пяти лет начинается активное формирование личности ребенка . То, что вы заложите в него сейчас, на 80-90% останется с ним по жизни.

И именно сегодня у вас есть шанс скорректировать его поведение, сформировать полезные привычки, направить на нужную дорожку.

На примере сказочных персонажей чадо научится отличать хорошее от плохого, осознает важность таких качеств, как забота о близких, храбрость, доброта, ответственность, отзывчивость, честность. Узнает, как плохо воровать, лгать, оскорблять, обижать.

Есть и еще одно свойство пятилеток, которое нельзя обойти вниманием. Дошколята во всем копируют обожаемых взрослых. Поэтому нет никаких шансов вырастить спокойное чадо, если его родители постоянно ругаются.

Не получится привить ему любовь к литературе и отбить – к компьютеру, если папа с утра до ночи рубится в онлайн-игры, а мама листает гламурные журналы. Собственный пример – лучший способ вырастить хорошего человека.

Особенности роста и питания

Вы сильно удивитесь, когда ребенок в 5 лет резко вырастет из всех сезонных вещей, которые «с запасом» носил еще полгода назад.

Именно на этот возраст приходится скачок роста, удлиняются все конечности, они словно тянутся, как пластилин.

Такого рослого крепыша уже не проведешь в Зоопарк по билету для малышей.

Чтобы процесс вытягивания прошел гладко и без вреда для зубов и ногтей, снабжайте ребенка витаминными комплексами. Причем, если уж начали давать таблетки, пройдите весь курс в течение 3-4 недель.

Следите за питанием: в организм ребенка должно поступать много растительной клетчатки (салатики, пюре, целые свежие овощи, фрукты) и кисломолочных продуктов.

А вот разномастные перекусы на бегу (особенно чипсами, сухариками, пирожными) нужно прекращать. Учите ребенка плотно завтракать с утра – это в школе очень пригодится.

Чтобы тело развивалось гармонично, отдайте сорванца в спортивную секцию – отдельную или при детском садике. Небольшая доплата позволит крохе научиться танцевать или бороться, плавать или махать ракеткой.

Спорт для ребенка пяти лет хорош не столько тем, что может сделать из него будущего чемпиона, сколько развитием координации, выносливости, силы и терпения.

Самое время заняться с детьми чтением и начальной математикой. Ребенок в 5 лет знает буквы и цифры (от 10 до 20), с азартом листает «Букварь», уже умеет или еще учится читать по слогам, складывать и вычитать.

Он с таким усердием сидит за партой и листает книги, что родители не могут наглядеться.

Выбирайте качественный «Букварь», ведь это, по сути, первая книга для самостоятельного чтения вашего крохи!

Больше всего мамы рекомендуют издания авторства Надежды Жуковой и Ольги Узоровой.

Упражняйтесь дома с помощью различных тестов на логику, счет, память и внимание, подготовленных педагогами.

Среди них можно выделить пособия на 5-6 лет от Ольги Земцовой, Людмилы Петерсон, Натальи Володиной, Алевтины Бобровской, Валентины Егуповой.

Пора также готовить ручку к письму и знакомиться с прописями.

Среди основных заданий на моторику пальцев – соединение карандашом и фломастером точек или пунктирных линий, обведение рисунков краской другого цвета, штриховка, раскрашивание картинок внутри контура, прохождение лабиринтов, вырезание и моделирование. Все это ребенок в 5 лет должен уметь выполнять играючи.

Дети-пятилетки буквально впитывают знания , испытывают постоянную жажду таковых . Одни из лучших подарков в это время – пестрые энциклопедии с крупными картинками и большими буквами.

Хороши будут также электронные викторины, «Мемори» и другие настольные игры, развивающие задания на компьютере, пазлы, деревянные модели и сложные конструкторы.

Речь ребенка в 5 лет богата прилагательными, наречиями. Он выражается ярко, сравнивая, описывая, оценивая. Ваш умница уже легко составляет рассказ по картинкам, понимает юмор и даже пытается шутить!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: