Что должен уметь ребенок в 9. Развитие ребёнка в девять месяцев

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев? Чтобы увидеть объективную картину «достижений» грудничка в этом возрасте, необходимо проводить наблюдения при трех важных условиях: здоровый малыш, настроенный на общение, спокойная мама и благополучная атмосфера в доме.

В Институте социальной педиатрии в Мюнхене в 1997 году была разработана «Мюнхенская функциональная диагностика развития» (МФДР), которая описывает моторные навыки, формирование общих движений и реакций, восприятие взаимосвязей, развитие и понимание речи, социальную адаптацию у детей первого, второго и третьего года жизни. На сегодняшний день МФДР считается наиболее объективной оценкой психомоторного развития детей до 3 лет. Ею активно пользуются медики, психологи и родители. Если какие-то навыки в 9 месяцев не наблюдаются, не стоит бить тревогу. Ведь в книге приводятся усредненные цифры. Важно учитывать индивидуальные особенности развития. А если малыш родился маловесным или недоношенным, он развивается по иной схеме.

Двигательная активность малыша в 9 месяцев

Какие моторные навыки ребенка в 9 месяцев закрепляются? Какие новые движения осваивает малыш в этом возрасте?

Все движения грудничка становятся более точными и ловкими. Он уже умеет пить из чашки, сам берет кусочек печенья и кладет его в рот, пробует одеваться, правда, весьма необычным способом.

Второе полугодие жизни - травмоопасный период. В 9 месяцев юный «Шерлок Холмс» способен разыскать много новых и любопытных вещей в доме. Когда ребенок начинает ползать и перемещается на пол, необходимо просканировать пространство и создать безопасные условия: убрать острые, тяжелые предметы, косметику, бытовую химию, лекарства. Шкафы с ценным содержимым закрыть на крючки и обязательно поставить заглушки на розетки. Также не стоит оставлять на виду у крохи документы и важные бумаги.

Общение и восприятие мира

Что делает ребенок в 9 месяцев при виде родного человека? Радостно реагирует. Конечно, в этом возрасте уже нет «комплекса оживления», который можно было наблюдать в первые месяцы жизни. Теперь первая реакция младенца - улыбка и оживленный лепет.

  • Как происходит общение. В 9 месяцев, как и ранее, происходит разграничение людей на «своих» и «чужих». Незнакомцы вызывают у малышей опасения, иногда испуг, плач. Такая реакция говорит о том, что у ребенка уже в таком раннем возрасте формируются личностные границы и чувство личной безопасности. Очень важны в этот период развития мамины эмоции, их проявление. В 9 месяцев кроха может выразить протест, возмутиться, обидеться. Но также охотно выполняет просьбы, например, подает предмет, который просит мама. Он реагирует на «нельзя», похвалу и поощрения. В этом возрасте общение происходит в игровой форме. Дети любят играть в прятки, слушать колыбельные, детские песенки, считалки, потешки.
  • Копирование и подражание. Взрослые могут заметить, как грудничок старается копировать и повторять все движения, которые видит. Можно провести такой эксперимент. Взять игрушку и специально бросить ее на пол. Грудничок возьмет ту же игрушку, намеренно разожмет пальцы и уронит ее. Такое действие ребенок может повторить неоднократно. Также малыш активно усваивает жесты и мимику. Он уже может разводить руками, махать «пока», кивать и крутить головой, указывать пальцем на предмет, обижаться и поджимать губу.
  • Слуховые и зрительные реакции. В этом возрасте слух крохи настолько усовершенствуется, что он начинает слышать очень тихие звуки. Самый любопытный звук - шуршание. Грудничок может длительное время рвать бумагу и шуршать ею. В 9 месяцев малыш умеет различать все цвета спектра, у него хорошо развито пространственное восприятие предметов, ближнее и дальнее зрение.
  • Осмысление причинно-следственных связей и понимание поставленных задач. Можно выполнить такое упражнение. Перед ребенком поставить небольшую пустую коробку и показать ему (сказать), что в коробке ничего нет. Затем бросить туда небольшой предмет (например, яркий кубик) и показать коробку, чтобы грудничок увидел в ней предмет. Малыш опускает руку в коробку и достает предмет. Также в этом возрасте он уже различает, что находится внутри, а что снаружи.


Речевое развитие

В 9 месяцев дети умеют произносить большинство звуков родной речи. Гласные: «а», «о», «у», «ы», «и», «э». Согласные: «б/п», «в/ф», «м/н», «г/х/к», «д/т», «з/с», «й», «р» (гортанный). Интересно, что дети любой национальности сначала осваивают губные, затем переднеязычные согласные. Какие речевые навыки развиваются и закрепляются в этом возрасте?

  • Пассивный словарный запас малыша обогащается с каждым днем.
  • Ребенок знает уже много новых слов и понимает их значение.
  • Если у него спросить, где мама, папа (брат, сестра, близкий человек, домашнее животное), он безошибочно укажет.
  • Реагирует на свое имя.
  • Произносит закрытые, открытые, двойные, одинарные слоги, а также их различные комбинации.
  • Если раньше лепет был бессмысленным, теперь слоги приобретают значение.

Лепетная речь младенца становится мелодичной (модулированный лепет). Это значит, что грудничок умело копирует интонации родной речи, которую слышит от взрослых, ставит ударения в слогах, произносит их с разной силой, делает паузы.

Что может ребенок в 9 месяцев? Оказывается, много действий малыш этого возраста совершает самостоятельно: садится, ползает, пробует вставать с опорой, берет мелкие предметы кончиками пальцев, умело разрывает бумагу, осмысленно произносит отдельные слоги, знает свое имя, имена близких, названия частей тела и понимает смысл многих слов.

Распечатать

Итак, вашему малышу исполнилось девять месяцев. Дети в этом возрасте чрезвычайно активны, любознательны и готовы с утра до вечера исследовать окружающий мир. Родителям важно знать, как происходит физическое и психическое развитие крохи, что он умеет и какой должен быть его распорядок дня. Чтобы ребёнок легче осваивал новые возможности своего тела и ума, необходимо развивать его навыки.

Физическое развитие на десятом месяце жизни

Развитие малыша в 9 месяцев направлено на подготовку детского организма к самостоятельному хождению. Календарь развития ребёнка поможет следить за тем, как кроха растёт и достаточно ли он прибавляет в весе и росте?

За девятый месяц масса тела ребёнка увеличивается на 450–500 г

За девятый месяц масса тела ребёнка увеличивается на 450–500 г, а рост - на 1,5–2 см.

Рост и вес 9 месячных мальчиков и девочек - таблица

Психологическое и речевое развитие

Девятимесячный ребёнок всё ярче проявляет эмоции, используя мимику и осознанные жесты: весело смеётся, издаёт возгласы ликования, хлопает в ладоши, капризничает. А также малыш может отворачиваться от предложенной еды, которая пришлась не по вкусу. Или отодвигать ложку с кашей и закрывать рукой рот, когда наелся. Может проявлять недовольство, если отбирают игрушку. В девятимесячном возрасте можно также научить кроху махать рукой на прощанье или гладить кошку.

Тактильный контакт всё ещё очень важен. Малыш сильно привязан к маме и ждёт от неё общения, утешения и защиты. Иногда капризы и плач без видимых причин могут означать недостаток внимания. Поэтому во время общения с ребёнком внимание родителей должно полностью принадлежать младенцу.

К 9 месяцам осознанный словарный запас ребёнка увеличивается. Лепет становится более отчётливым. В нём появляются отдельные слоги «па-па-па», «ма-ма-ма», «га-га-га». Малыш понимает значение многих слов: названия знакомых предметов, игрушек, животных, имена близких людей. Он также реагирует на своё имя и начинает подражать незнакомым звукам.

Родители могут помочь ребёнку развивать речь такими способами:

  • показывать и называть знакомые предметы, а затем просить малыша, чтобы он сам их показал;
  • произносить различные стишки и потешки, побуждая ребёнка повторять отдельные слова;
  • выполнять с малышом гимнастику для мышц речевого аппарата (надуть щёки, открыть и закрыть рот, высунуть и спрятать язык).

Что должен уметь делать 9-месячный ребёнок

Большинство детей девятимесячного возраста умеют быстро ползать, опираясь на ладошки и колени. Некоторые малыши перемещаются на четвереньках с выпрямленными коленями. Бывает, что карапуз активно ползает на животе, «по-пластунски». А некоторые передвигаются на «пятой точке», отталкиваясь одной ножкой. Каждый такой вид передвижения является нормой. Ребёнок владеет своим телом всё более уверенно и уже легко меняет позу во время движения .

Малыш уже обладает следующими навыками:

  • хлопает в ладоши;
  • умеет разворачиваться назад, когда ползёт;
  • хорошо сидит;
  • уверенно держит различные предметы;
  • подражает жестам взрослых.

Следует помнить, что каждый малыш развивается индивидуально. Кто-то делает первый шаг в семь месяцев, а кто-то в начале второго года жизни. Один ребёнок в этом возрасте уже произносит несколько слов, а другой скажет первое слово лишь в полтора года. И это не обязательно отклонения, связанные с серьёзными нарушениями. Дети, с которыми постоянно разговаривают, начинают говорить раньше тех, кому не хватало общения. А те, кто активно развивался физически, начнут ходить раньше детей, родители которых не уделяли внимания данному аспекту.

Поводом для беспокойства может стать отсутствие у малыша сразу нескольких ключевых умений. Внимательно наблюдая за поведением ребёнка, можно вовремя выявить и исправить проблему.

Видео: навыки и умения детей в возрасте девяти месяцев

Уход за малышом

Для активного развития крохи необходимо правильно организовать уход за ним.

Гигиена

Гигиена ребёнка основывается на тех же процедурах, что проводились в предыдущие месяцы: утреннее умывание, подмывание после смены подгузника, ежедневное вечернее купание. А также малыша следует умывать после еды и мыть ему руки после прогулки.

Чистка зубов

Малыши к этому времени часто уже обладают четырьмя зубками. Обычно, если пища ребёнка здорова, чистить их нет необходимости. Но некоторые родители желают заботиться о ротовой полости своего крохи чуть ли не с рождения. Для этого существуют специальные щёточки и пасты. Если на молочных зубах ребёнка есть выраженный налёт, нужно обратиться к детскому стоматологу или педиатру.

Стрижка ногтей

Ногти у малышей нужно стричь по мере их отрастания. Педиатры советуют проводить эту процедуру раз в 5–7 дней. Нельзя использовать взрослые маникюрные ножницы, так как ими можно поранить ребёнка. Лучше приобрести детский маникюрный набор.

Если малыш не любит стричь ногти, нужно отвлечь его от этой процедуры: рассказать сказку, спеть песню. Постричь ребёнку ногти можно и тогда, когда он уснёт.

Стрижка волос

Большинство деток к девяти месяцам ещё не нуждаются в стрижке волос. Но бывает, что уже к этому возрасту у крохи пышная шевелюра, которая мешает ему. В этом случае можно аккуратно подстричь концы волос ножницами, пока малыш будет чем-то увлечён. Не рекомендуется стричь ребёнка машинкой «под ноль», так как это может повредить структуру пушковых волос. В итоге такая процедура может повлиять на высоту линии роста волос.

Питание

Грудное молоко всё так же необходимо для нормального развития крохи, поэтому оснований для прекращения грудного вскармливания нет. К этому возрасту основные продукты прикорма уже введены и остаётся лишь расширять рацион малыша новыми блюдами.

На десятом месяце жизни также может появиться потребность в постоянном жевании, так как активно развиваются зубы и челюсти и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твёрдого яблока, моркови, сушки. А также в 9 месяцев можно начинать учить ребёнка пользоваться ложкой. Но если кроха будет пытаться брать еду пальчиками - не нужно отказывать ему в удовольствии.

Режим дня 9-месячного ребёнка

Режим дня ребёнка в 9 месяцев практически не отличается от режима восьмимесячного малыша. Некоторые изменения возможны лишь в рационе, содержании развивающих игр и обновлении массажного комплекса. Периодичность сна неизменна. Нормой считается сон общей продолжительностью до 14 часов в сутки.

Примерный распорядок дня:

  • 7.00 - подъём, умывание, кормление;
  • 8.30 - 10.00 - сон;
  • 10.00 - 12.00 - кормление, прогулка;
  • 12.00 - 14.00 - сон;
  • 14.00 - 16.00 - кормление, игры;
  • 16.00 - 18.00 - сон;
  • 18.00 - 21.00 - кормление, прогулка, купание;
  • 21.00 - 7.00 - сон;
  • 23.00 - последнее кормление.

Массаж и гимнастика для младенца

Задача гимнастики и массажа в 9 месяцев - укрепить тело малыша, подготовить его к самостоятельной ходьбе, разнообразить движения крохи . Массаж выполняется методом поглаживаний, похлопываний, разминаний и растираний. Последовательно разминаются руки (от кисти к плечам), живот, спина и ноги (снизу вверх).

Для разминки подойдут такие упражнения:

  • сгибание и разгибание рук;
  • скользящие шаги;
  • вращения руками;
  • приседания с поддержкой;
  • ходьба с поддержкой.

Видео: гимнастика и массаж малышам 9–12 месяцев

Динамическая гимнастика - комплекс упражнений, направленных на развитие вестибулярного аппарата ребёнка.

Видео: динамическая гимнастика - мастер-класс

Как заниматься с ребёнком и чему его учить дальше

Для маленького человека игры - это основной способ познать мир. Поэтому яркие, красивые и увлекательные игрушки для ребёнка просто необходимы. В 9 месяцев малыш может сам выбрать игрушку, которую он хочет. Её же кроха потом положит, когда она станет ему неинтересна.

Для девятимесячного малыша подойдут развивающие игрушки: пирамидки, конструкторы, кубики

Занимаясь и играя с малышом, можно усилить эмоциональный контакт и помочь ребёнку развить интеллект и способности. Большое внимание следует уделять развитию мелкой моторики пальцев. Для этой цели подойдёт перебирание фасоли, орехов, макарон, пуговиц, бусин. Можно также лепить различные фигурки из солёного теста, мять и рвать бумагу. Во время таких занятий нужно внимательно следить за малышом и не оставлять его одного.

Видео: игры и упражнения с ребёнком 9–10 месяцев

Для игры 9 месячному ребёнку не обязательно предлагать только игрушки. Различные бытовые предметы могут стать частью увлекательной игры. Яркие книги также очень интересны малышам, которые с увлечением могут самостоятельно переворачивать страницы, чтобы просмотреть картинки. Но стоит учитывать тот факт, что бумажные издания малыши попросту рвут, поэтому лучше выбирать книги из плотного картона.

Видео: игры без игрушек

С помощью развивающих игр можно стимулировать работу мозга, развитие логического мышления, воображения, фантазии и памяти ребёнка.

Фотогалерея: с чем может играть малыш, кроме игрушек

Игры с едой получаются естественно и спонтанно, хотя и не всегда по душе родителям Предметы взрослого мира очень интересны ребёнку Детям нравится листать книги, но бумажные страницы они могут легко порвать С мелкими сыпучими предметами малыши должны играть только под присмотром родителей Вода и лёд могут стать увлекательной забавой для крохи

Видео: доктор Комаровский о том, в возрасте скольких месяцев и как развивать детей

Завершился этап беспомощности в развитии ребёнка. Теперь он способен самостоятельно действовать, выражать своё отношение к происходящим событиям, делать выбор, становясь всё более независимым в своих решениях. Но кроха всё ещё остаётся крайне уязвимым и требует повышенного внимания родителей.

Восьмимесячный ребенок обычно хорошо стоит с опорой, свободно ползает по ровной поверхности, присаживается и встает из любого положения. Детям этого возраста очень нравятся подвижные игры, в которых нужно применять имеющиеся навыки ползания. Подобные упражнения отлично совершенствуют моторику, согласованность и координацию движений.

Игра «Догонялки» . Малыш этого возраста быстро ползает. Можно идти или даже ползти вслед за ним, приговаривая: «Догоню-догоню! Поймаю!» Схватите кроху за пяточку или талию: «Я тебя поймала!» Обычно дети очень эмоционально реагируют на подобные игры: смеются, визжат от восторга, стараются ползти быстрее.

В этом возрасте малыш приобретает еще один важный навык. Сначала он ползет вперед, затем может развернуться и ползти в обратном направлении. Внести разнообразие в маршрут движения ребенка и попутно тренировать мышцы опорно-двигательного аппарата можно, используя несложный спортивный инвентарь. Его легко изготовить из подручных средств самостоятельно.

Упражнение «Преодолеваем препятствия» . Соорудите малышу на пути его следования несколько барьеров, через которые ему нужно будет перелезть. Это может быть свернутое валиком одеяло или несколько диванных подушек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Постройте невысокий подиум: уложите в низкий широкий ящик книги и оберните его мягкой тканью. Кроха будет забираться на возвышенность и учиться слезать с нее. Можно сделать мини-горку: положить на подиум широкую длинную доску, также обернутую тканью. Пусть ребенок ползет вверх или спускается вниз по наклонной плоскости. Помогайте малышу – направляйте его, подбадривайте, будьте всегда рядом, чтобы помочь и подстраховать.

На ноги кроха поднимется только после того, как будет готов к этому и физически, и психологически. Он привыкает к своему новому положению постепенно: стоит, осматривается, но как только опустит руки – шлепается на попку. Так может продолжаться несколько дней, пока ребенок не научится держать равновесие. Следующий момент – малышу нужно не только стоять, но и совершать шаги, держась за опору. Этому он тоже научится самостоятельно. Взрослый может лишь стимулировать зарождение новых навыков.

Упражнение «Достань игрушку» . На невысоких тумбочках, краешке дивана разложите несколько игрушек. Малыш захочет поиграть ими – тогда ему придется подползти к дивану и, держась ручками, встать.

Упражнение «Покатаем мяч» . Малыш сидит на полу. Покатите мяч по направлению к нему, попросите оттолкнуть мячик. Помогите ребенку, если не все получится с первого раза.

С каждым днем кроха становится все более энергичным и непоседливым. Любопытство, желание все потрогать, рассмотреть, поиграть заставляет его следовать намеченной цели. В связи с этим стоит еще раз внимательно осмотреть окружающее малыша пространство на предмет безопасности: «заглушить» розетки, убрать повыше комнатные цветы, лекарства, легко бьющиеся предметы, закрыть дверцы шкафов. Лучше выделить малышу небольшой шкафчик с игрушками, куда он будет иметь свободный доступ. Помните о безопасности, не лишая ребенка радости исследования окружающего пространства.

Интеллектуальное развитие

В этом возрасте малыши отчетливо воспринимают и различают размеры предметов. Кроха берет мелкие предметы большим и указательным пальцами, а крупные – двумя руками. Поэтому игровой арсенал ребенка должен содержать предметы разных форм и размеров. Понадобятся специальные игрушки, такие, как матрешка, набор емкостей-вкладышей, вставляющихся одна в другую, пирамидка, кубики. Особенности этих игрушек таковы, что малыш, манипулируя ими, учится сравнивать размеры, зрительно их сопоставляет, ощущает вес и форму.

Успешно нанизав колечки пирамидки всего один раз, кроха будет стремиться делать это снова и снова. Покажите, как ставить один кубик на другой, вместе стройте и разрушайте невысокие башенки. Откройте матрешку с сюрпризной интонацией: «Это матрешка, а вот еще одна спряталась внутри!» – и пусть малыш достанет матрешку поменьше.

Лепка и рисование. С девяти месяцев уже можно начинать рисовать, лепить из пластилина. Скатайте небольшой пластилиновый шарик и покажите ребенку, как надавить на него ручкой, чтобы он превратился в лепешку. Сначала покажите крохе, как нужно действовать. Затем возьмите его ручку в свою и попытайтесь совершить эти действия вместе.

Слепите из пластилина лепешку и воткните в нее макаронины, орехи, фасоль, камешки. Кроха с удовольствием будет выковыривать их из пластилина.

Можно осваивать рисование: предложите ребенку мягкие карандаши с широким стержнем, цветные мелки, кисть и краски, специальные пальчиковые краски. Возможно, малыш полюбит это интересное занятие – оставлять на чистой бумаге разноцветные следы, причудливые линии и узоры.

С помощью таких занятий совершенствуется мелкая моторика, чувствительность и согласованность движений пальцев. Все это является мощным стимулом для развития мышления, внимания, памяти и для созревания речевых центров головного мозга.

Упражнение «А что в коробочке?» . Вам понадобится коробка или шкатулка и мелкие предметы: камешки, крупные пуговицы, небольшие игрушки – все, что малыш может захватить большим и указательным пальцами, но не может проглотить.

Поначалу достаточно пяти предметов, а потом увеличьте их количество до 10–15. Прежде чем начать занятие, дайте ребенку рассмотреть коробку и поиграть с ее содержимым.

Объясните малышу, что его задача – положить предметы в коробку. Покажите, как это нужно сделать. Захватите предмет большим и указательным пальцами и опустите на дно банки. После того как вещи окажутся внутри, начинайте по одному вынимать их.

Теперь кроха сам должен наполнить коробку. Главное – чтобы он выполнял задание правильно – брал предметы только двумя пальцами, а не всей ладошкой. Хвалите ребенка за каждое умелое действие.

Игра «Сюрприз». Эта игра также помогает развить у малыша умение повторять определенную последовательность действий за взрослым. Возьмите достаточно глубокую коробку, положите внутрь нее игрушку и закройте крышкой. Подойдите к ребенку со словами: «Посмотри. Это коробка», потрясите ее и спросите: «Кто там в коробке спрятался?» Откройте крышку и достаньте игрушку. Правильно назвав игрушку, покажите ее ребенку. Как только малыш полюбуется и потрогает игрушку, положите ее снова в коробку, закрыв крышкой. «А теперь достань игрушку из коробки и дай ее мне». Такую игру можно повторять несколько раз, а чтобы малышу не наскучило, меняйте предметы.

Осязание все еще является одним из основных органов чувств, доступных ребенку. Развитию мелкой моторики и тактильной памяти (памяти на ощущения от прикосновений) способствует следующее упражнение.

Упражнение «Угадай, что это?» . Дайте ребенку предметы с разной фактурой: кусочек шерстяной ткани, деревянный брусок, небольшую плюшевую игрушку, резиновый мяч. Когда малыш подержит эти вещи в руках, сложите их в мешочек и попросите вынимать из мешочка предметы. Когда ребенок ощупывает предмет рукой, у него возникает ассоциативная связь тактильных ощущений с образом предмета, он достраивает этот образ и уже может представить себе, что именно он вытянет.

Одним из развивающих стимулов является стремление ребенка подражать действиям взрослых. В связи с этим можно прививать крохе навыки опрятности, аккуратности и даже простейшего самообслуживания.

Предложите ребенку вытереть салфеткой рот после еды, дайте ему губку для купания и полотенце. Конечно, предварительно нужно показать, какую последовательность действий нужно совершить: как правильно мыться, вытираться полотенцем или салфеткой. Для подобного обучения требуется время и систематическое повторение пройденного.

Знакомство ребенка с миром взрослых можно продолжить в игре с куклой. Рассмотрите куклу, пусть малыш по вашей просьбе покажет, где у нее глазки, носик, ротик. Затем покормите куклу вместе, соблюдая очередность действий: повязать передник, усадить на стул, придвинуть стул к столику, взять ложку, зачерпнуть из тарелки «суп» и поднести ко рту куклы. Таким же образом уложите куклу спать. Наблюдая за деятельностью родителей и принимая активное участие в игре, ребенок приобретает навыки последовательных действий.

Малыш заговорил!

На 9 месяце жизни у ребенка активно развиваются речевые навыки. Кроха лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает говорить первые слова. Чаще всего это не все слово целиком, а лишь первый или последний слог, например «ма» – мама, «пи» – пить, «ла» – кукла. Ребенок может придумать свой язык, и тут уж родителям придется догадываться, что он хочет сказать: «бо» – бутылочка с молоком, «ам» – ложка и т.д.

Произнесение первых слов – значительный прогресс в речевом развитии. Это довольно сложный процесс: малыш должен на слух уловить звуки, содержащиеся в слове-обозначении предмета и попытаться произнести именно эти звуковые сочетания. Поверьте, это очень сложно осуществить при недостаточно зрелом артикуляционном аппарате!

Помочь ребенку освоить звуки и слова может активная речевая среда. Больше читайте малышу вслух короткие сказки, рассказы, стихи, потешки. В этом возрасте все еще актуальными остаются «Ладушки», «Сорока-ворона» и другие речевые и пальчиковые игры. Произвольное внимание еще недостаточно развито, поэтому организуйте подобные игры, когда кроха активен и настроен на общение.

Родителям важно разговаривать с малышом. Выполняя необходимые ежедневные процедуры, старайтесь привлечь его внимание: расскажите, чем вы сейчас заняты. Такие беседы не меньше, чем игры и упражнения, нужны для развития понимания взрослой речи и произнесения слов. Индивидуальный словарь крохи постоянно увеличивается за счет его способности подражать речи взрослых.

Следует помнить, что телевизор – плохой союзник в освоении речи. Только живая речь взрослых побуждает ребенка к ответному звуко- и словопроизношению.

Важно и нужно способствовать тому, чтобы кроха не только произносил слова, но и понимал их значение. Называйте каждую вещь, на которую малыш обратил внимание или которую он взял в руки, и давайте ей краткую характеристику. Рассказывайте ребенку про игрушки, которыми он занимается. Возьмите одну из них и скажите, как она называется. Например, если это машинка, назовите цвет кузова, продемонстрируйте, что у машины есть руль, колеса, покажите, как можно ее катать.

Рассматривайте вместе картинки в книжках, указывая и называя разные предметы. Просите кроху показать на картинке, где зайчик, где девочка, машинка и т.д.

Путешествуя по дому, не забывайте знакомить малыша с новыми предметами. Сначала их можно обнаружить на привычных местах, а затем – на новых.

Игра «Слово и предмет» . Покажите ребенку игрушку, например уточку, несколько раз произнесите, как она называется, и поставьте на полку. Спустя некоторое время спросите малыша: «Где уточка?». Кроха ищет ее глазами по всей комнате, а когда находит – очень радуется.

Тематические альбомы

В небольшие альбомы для фотографий вставьте изображения или фотографии в соответствии с определенной темой, например «Семья», «Прогулка», «Дом», «Транспорт», «Домашние животные» и т.д.

В альбом «Семья» пусть войдут фотографии каждого члена семьи, включая бабушек, дедушек, сестер и братьев. Не забудьте вставить несколько фотографий малыша.

Для альбома «Прогулка» сфотографируйте или вырежьте из журналов те предметы, которые вы часто встречаете на своем пути, гуляя с малышом. Это могут быть детская песочница, качели, коляска, изображение одежды, которую кроха надевает, собираясь на улицу, магазин, деревья и т.д.

Остальные альбомы оформите по аналогии с предыдущими.

Показывая ребенку картинки, четко проговаривайте названия изображенных предметов, попросите указать на тот или иной объект.

Листая подобные альбомы, кроха не только рассматривает картинки, учит и запоминает названия вещей, но и узнает знакомые лица, предметы. Развиваются память, внимание, мышление, накапливается словарный запас.

Наряду с существительными – названиями предметов, ребенок запоминает и глаголы-просьбы, например «Дай!», «Возьми!», «Встань!», «Подними!». Регулярные занятия с пирамидкой и кубиками помогут усвоить новые глаголы: «нанизать колечки», «сложить кубики». Малыш активно воспринимает словесное обращение взрослого, если оно побуждает к действиям и повторяется неоднократно. Поэтому чаще озвучивайте просьбы к ребенку, поддерживая похвалой совершаемые им ответные действия.

Эмоциональное развитие ребенка неразрывно связано с речевым. Малыш выражает эмоции при помощи звуков и мимики, копирует эмоциональные проявления взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.

В этом возрасте кроха становится очень чувствителен к похвале, одобрению со стороны взрослых. Когда его хвалят – охотно повторяет действие, произносит слова и звуки.

Важные достижения 9 месяца

  • ребенок свободно ползает, стоит с опорой, может развернуться и ползти в обратном направлении;
  • отчетливо воспринимает и различает размеры предметов (маленький берет большим и указательным пальцами, большой – двумя руками);
  • вынимает предметы из емкости и пробует вкладывать их обратно;
  • выполняет некоторые действия по просьбе взрослого, например: «Дай игрушку», «Возьми машинку» и т.д.;
  • лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает произносить первые слова;
  • связывает слово с обозначаемым предметом;
  • копирует эмоции взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.

В этой статье:

Одним из самых любопытных периодов в жизни ребенка первого года жизни считается 9-й месяц. В этом возрасте многие дети начинают ходить и произносить первые осмысленные слова. Если ваш малыш пока не ходит и молчит, то это не повод бить тревогу, об отставании в развитии это не говорит, просто малыш копит силы.

Физическое и психическое развитие

Физическое развитие 9-месячного ребенка уже довольно прогрессивное — многие уже стоят самостоятельно, а кто-то только пытается встать, держась за бортик кровати или возле другой опоры. Ползает маленький егоза уже довольно быстро, некоторые могут уверенно топать вдоль дивана. Сейчас нужно сделать очередной осмотр жилища на предмет опасности для юного исследователя. Если в ваших розетках до сих пор нет заглушек, то уже пора их поставить. Бытовые прибора пора убирать подальше, видимые провода сократить до минимума. Все шкафы, тумбы и комоды пора проверить на предмет открывания-закрывания, либо заблокировать дверцы либо поставить специальную защиту от прищемления пальцев.

В возрасте 9 месяцев ребенок уже понимает взрослую речь и даже запреты, он знает слова, связанные с едой, прогулкой и сном. Уже в этом возрасте кроха может есть ложкой, конечно, еще не совсем уверенно, но главное, чтобы проявлял интерес. Пора учить малыша пить из поильника с мягким носиком и двумя ручками. Можно давать кусочки твердой пищи — печенье, кусочек хлеба, вареные овощи, даже если у малыша еще нет зубов, жевательные рефлексы нужно развивать.

Нужно активно развивать мелкую моторику, особенно важен захват предметов большим и указательным пальцем. В возрасте 9 месяцев дети могут повторять порядка 8 звукосочетаний и говорить осмысленно «мама», «папа», «на», «дай». Уделите особое внимание маленьким ладошкам, массируйте их, делайте «сороку-ворону», учите играть в ладушки. Эти упражнения способствуют развитию речевых навыков.

Девятимесячному ребенку нравится рассматривать себя в зеркале, а также ему нравится брать игрушку из рук взрослого и тянуть ее в рот. В этом возрасте появляется умение подражать действиям взрослого — покажите, что игрушку можно трясти, бить (для этого лучше иметь мягкий молоток во избежание неприятных инцидентов). Учите ребенка махать «привет» и «пока».
Для развития моторики можно просить ребенка пересыпать мелкие предметы, но лишь под вашим наблюдением, чтобы он ничего не проглотил. Научите его открывать и закрывать коробку, прячьте туда игрушку и просите открыть и достать. В этот период ребенок уже умеет радоваться удачным действиям и проявляет интерес к другим детям. По мимике крохи можно понять его эмоции — радость, огорчение, обиду, удивление и так далее.

Речевое развитие

На десятом месяце жизни ребенок уже знает свое имя и отзывается на него. На вопросы «где мама», «где папа» и так далее кроха сморит в сторону названного или показывает на него пальчиком. Просите ребенка подать вам что-то, например, из нескольких игрушек попросите выбрать пирамидку. В этом возрасте дети уже понимают слова «садись», «ложись», «дай», «на» и другие. Знает названия многих предметов и внимательно прислушивается к речи взрослых.

В 9 месяцев ваше чадо может повторять слоги и звуки, некоторые вещи выражает определенными звуками и много лепечет по-своему. При чтении книг показывайте ребенку картинки и называйте их: это кошка, она говорит «мяу-мяу», это собака, она говорит «ав-ав» и так далее. Не коверкайте слова при произношении, произносите их четко.

Режим дня

Режим 9-месячного ребенка почти не отличается от 8-месячного. К этому периоду у малыша уже выработалось одно и то же время для сна, утром он просыпается в одно и то же время, а вечером ложится. Питание пока 5-разовое, сон ребенка должен составлять 9-11 часов ночью и 3 раза в день по 1,5-2 часа. Многие дети переходят на 2-разовый дневной сон.

Утро вашего чада должно начинаться с привычных процедур — умывания, было бы неплохо приучить ребенка ходить по-большому в одно и то же время, так вам легче будет приучить его к горшку. Некоторые детки уже приучены к горшку в этом возрасте, если вы еще не начинали, то можете постепенно приступать. Неплохо было бы начать закаливать ребенка и принимать с ним воздушные ванны.

Гулять нужно 2-3 раза в день по 2-2,5 часа минимум, одевая по погоде. Не нужно сильно кутать ребенка, это ему лишь во вред. Одевать детей нужно так же, как себя, в холодное время года добавив один слой.

Традиция купания перед сном должна быть неизменной, в холодное время года можно купать через день, но подмывать после туалета в течение дня желательно. Разнообразьте купание игрушками, периодически их меняя. Если ваше чадо ночью много крутится, обязательно проверяйте, чтобы простынь прилегала к матрасу плотно во избежание заматывания в нее маленького непоседы.

Питание 9-месячного ребенка

К 9 месяцам ребенок уже многое кушает, пора разнообразить его рацион. Рецепты для 9-месячного малыша можно найти в книгах по воспитанию или в интернете. С этого возраста можно вводить в рацион рыбу, но делать это нужно лишь после консультации с педиатром. Для первого раза возьмите белую нежирную рыбу тресковых пород, хотя карп и судак тоже подойдут отлично. Предпочтение стоит отдать не замороженной, а свежепойманной рыбе.

Чем кормить 9-месячного ребенка: грудное молоко или смесь, овощные и фруктовые пюре, каши на воде и фруктовые соки. Многие детки в этом возрасте уже употребляют творожок или кефир.

Развивающие игры

В этом возрасте игры с ребенком должны быть направлены на развитие моторики и мышления, то есть более осмысленными. Игрушки для 9-месячного ребенка могут быть любыми — логические (пирамидка), мячи, машинки и так далее. Главное, чтобы они не несли опасности здоровью крохи. Музыкальные игрушки вызывают особый интерес.

Можно дать ребенку в руки мелок и показать, что он оставляет след на бумаге. Можно купить пальчиковые краски и рисовать вместе с ним, например, на старых обоях. Не забывайте про массаж и гимнастику. Приговаривайте прибаутки во время занятий, ритмично считайте, меняйте интонацию.

В виде гимнастики подойдут упражнения возле опоры — просите малыша сесть-встать пару раз, водите его за руки вперед-назад, поползайте, детям очень нравится вовлекать взрослых в игру.

Существуют даже специальные мультики для 9-месячного ребенка, нацеленные именно на этот возраст. Но не увлекайтесь ими, если малыш не проявляет интереса — комментируйте все, что происходит на экране, если все равно интереса не возникло — не нужно настаивать, в конце концов, успеет еще посмотреть.

В этом возрасте дети пытаются залезть повыше, поэтому будьте начеку, чтобы маленький летчик не совершил опасную посадку с дивана или стула.

Не забывайте хвалить ребенка за его маленькие достижения, для него это очень важно. Многие дети получают таким образом мотивацию от родителей, побуждение к действиям. Но не переусердствуйте хвалите только в нужные моменты, не надо сыпать похвалы за любое действие, чтобы не выработать психологическую зависимость. У ребенка должен быть здоровый интерес ко всему, а не ожидание похвалы.

На прогулке рассказывайте ребенку обо всем, гуляйте одним маршрутом и через несколько дней он будет узнавать дорогу сам. Например, он будет знать, что за углом детская площадка или большое дерево.

Не гонитесь за умениями других детей, каждый ребенок уникален по-своему и научится определенным действиям тогда, когда придет время.

Интересное видео о развитии малыша в 9 месяцев

Малыш уже совсем вырос, он уже не такой маленький карапуз, каким был при рождении. С каждым месяцем он учится делать что-то новое, познает мир, радует успехами. В данной статье вы узнаете, что умеет ребенок в 9 месяцев, как его развивать и на что нужно обратить внимание родителям, чтобы помочь ребенку осваивать новые навыки и умения.

Физическое развитие ребенка на 9 месяце

На 9 месяце жизни вес мальчиков достигает от 7,9 кг до 10,5 кг, рост от 68,2 см до 75,1 см. Вес девочек от 7,5 кг до 9,7 кг, рост от 67,5 см до 74,1 см. Окружность головы у мальчиков достигает от 44,0 см до 47,4 см, грудь от 44,4 см до 50,8 см. У девочек соответственно от 42,9 см до 46,4 см – окружность головы, от 44,5 см до 49,3 см окружность груди.

Рост и вес на 9 месяце развития являются основными показателями физического состояния ребенка. При измерении данных параметров можно посмотреть тенденцию роста, и сделать выводы как развивается ребенок.

Начиная с 9 месяца, малыш растет примерно на полтора сантиметра вплоть до года. Раньше младенец рос быстрее, однако с каждым месяцем показатель прироста немного уменьшается.

К девяти месяцам у малыша уже должны были начать расти зубки. В течение этого периода должны показаться вторые (боковые) верхние и нижние резцы. Но это не обязательно и зависит от генетической предрасположенности, эти зубки могут начать показываться и немного позже (до 12 месяцев).

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Способности детей зависят от их индивидуальной предрасположенности, одни дети развиваются быстрее, другие же – немного медленнее, поэтому если вы заметили, что развитие ребенка в 9 месяцев не совпадает с развитием его сверстников, это еще не показатель его отклонений. Вашему вниманию предлагается список того, что умеет ребенок в 9 месяцев:

  1. Ребенок с интересом рассматривает себя в зеркале
  2. Сидит без опоры с ровной спинкой
  3. Ползет на четвереньках
  4. Играет в привычные игры «Ладушки», «Коза дереза»
  5. Запоминает последовательность действий
  6. Может привстать и с помощью опоры и передвигаться
  7. Сам берет игрушку из рук родителей, пробует ее на вкус, внимательно рассматривает
  8. Гремит игрушкой, стучит, бросает.
  9. Ребенок в 9 месяцев может брать игрушку уже не целой ладошкой или указательным и большим пальцами (пинцетный захват)
  10. Может открывать и закрывать крышки.
  11. Высыпает (вынимает) мелкие (сыпучие) предметы и засовывает их назад
  12. Может играть с двумя игрушками (которые находятся у него в обеих ручках)
  13. У малыша появляются любимые и нелюбимые игрушки
  14. Положительно реагирует на свои успехи (например, радуется, если открывает баночку)
  15. Реагирует на музыку, может двигаться в такт.
  16. Интересуется игрой других детей
  17. У малыша уже проглядываются эмоции, которые выражаются у него на лице (можно определить по выражению лица рад малыш или расстроен, заинтересован или скучает).
  18. Реагирует на свое имя (поворачивает голову, подползает, что-то лепечет в ответ)
  19. Когда младенца спрашивают, где какой-то предмет, может его показать или просто поворачивается в его сторону. То же касается и частей тела.
  20. Понимает определенный набор простых слов (на, ложись, брось, выплюнь)
  21. Умеет пользоваться ложкой и чашечкой для кормления (не обязательно)
  22. Много лепечет, знает простые слова (мама, папа и т.д.).
  23. Может подражать звукам, которые слышит (мяуканье, лай собаки и т.д.)
  24. Умеет подносить ко рту детское печенье, ломтик хлеба.

Если ребенок в 9 месяцев не умеет чего-то из данного списка, не расстраивайтесь, все нормально. Ему просто нужно немного больше времени, так бывает у очень многих детей. Если врач не говорит о наличие каких-то отклонений, то все хорошо и накручивать себя не стоит. Ребенку нужно внимание и любовь родителей, а не их порицание за то, что он чего-то пока не умеет.

В 9 месяцев лепет ребенка еще нельзя полностью понять, однако уже прослеживаются понятные взрослому слова. Стоит все время разговаривать с ребенком, постоянно комментировать действия, все показывать и объяснять ребенку. Можно подносить его к полкам, на которых стоят интересующие его предметы. Так как малыш уже быстро ползает, стоит с поддержкой и даже может ходить, держась за опору (в 9 месяцев бывает не часто), стоит убрать все шнуры, мелкие, тяжелые или легко бьющиеся предметы, купить предохранители на углы столов.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Конечно же, все дети развиваются по-разному, кто-то из детей осваивает новые навыки раньше своих сверстников, а кому-то нужно больше времени, чтобы сравняться умениями с ровесниками. Но все-таки есть перечень действий, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Следует проконсультироваться с педиатром, если ребенок в 9 месяцев:

  • Не может удерживать равновесие в положении сидя.
  • Не умеет переворачиваться и ползать вперед.
  • Не пытается пить из кружки.
  • Не постукивает игрушкой об игрушку.
  • Не пытается повторять слоги за окружающими.
  • Не испытывает чувства стеснения и страха перед чужими людьми.
  • Не злится при отнимании у него игрушки.

Как развивать ребенка в 9 месяцев. Развивающие игры

Ребенок в 9 месяцев становится более активным, лепечет свои первые слова. В такой период самое время начинать играть с ребенком в развивающие игры. В какие же игры оптимально играть с ребенком на 9 месяце развития?

  1. Рисование пальчиками. В 9 месяцев ребенок все еще пробует все на вкус (тащит в рот). Обычные краски – не самое безопасное для ребенка вещество. Чтобы не возникло лишних проблем, можно заменить обычные краски фруктовым пюре. Так можно быть уверенным в том, что ребенок не отравится, даже если решит облизать пальцы.
  2. Нужно насыпать какую-нибудь крупу (фасоль, горох, гречку) в тару и дать играть ребенку. Он будет пересыпать крупу, играть. Это также положительно сказывается на развитие ребенка в 9 месяцев.
  3. В 9 месяцев малыш уже может раскладывать фигуры по размеру и форме. Самое время купить ему пирамидку. Такая была почти у каждого ребенка. Такая игрушка также хорошо помогает интеллектуальному развитию малыша.
  4. Самое время купить ребенку игрушку, которая будет приходить в движения после вмешательства ребенка. Например, игрушку на веревочке. Это вызовет неимоверный восторг у малыша.
  5. Играйте с малышом в «ладушки», катание мячика, совместное собирание пирамидки, башенки из кубиков, поиск, спрятанных под одеяло игрушек. Игры такого характера придутся по душе девятимесячному ребенку.
  6. Учите ребенка самостоятельно раздеваться. Пусть малыш сам снимает носки и шапку, расстегивает замок на куртке, вытаскивает руки из рукавов.
  7. Можно поиграть с ребенком, создав видимость звонящего телефона. Возьмите трубку и в шуточной форме говорите простые фразы «здравствуй», «чем занимаешься?», «как поживаешь?» и пр. После этого передайте трубку ребенку, предложив и ему «поговорить». Со временем он осознает, что можно разговаривать посредством телефона.
  8. Детей этого возраста очень привлекают другие дети, желательно создавать ситуации, при которых малыш будет контактировать с ними или просто наблюдать. Пусть к вам в гости приходят знакомые с детьми, заводите новые знакомства с мамами и их малышами на детских площадках.

Режим дня для ребенка в 9 месяцев

  • 6:00-6:30 Ребенок просыпается и кушает.
  • 6:30-8:30 Ежедневный утренний туалет: умывание, смена подгузника, нанесение крема легкими массажными движениями.
  • 8:30-10:00 Прогулка на улице, желательно совместить ее с периодом сна.
  • 10:00-10:30 Второй завтрак.
  • 10:30-14:00 Время для изучения ребенком всего вокруг, включает гимнастику и различные игры для общего развития.
  • 14:00-14:30 Очередной прием пищи.
  • 14:30-16:00 Сон, совмещенный с прогулкой.
  • 16:00-18:00 Восполнившуюся у ребенка энергию тратим на физические занятия и развивающие игры.
  • 18:00-18:30 Вечерняя трапеза.
  • 18:30-20:30 Хорошее время для совместной прогулки в кругу родных.
  • 20:30-22:00 Общение с близкими людьми, спокойные игры; купание малыша.
  • 22:00 Поздний ужин.
  • 22:30-6:00 Период ночного сна.

Питание малыша на 9 месяце развития

На 8 месяце ребенка уже должны были познакомить с мясом. На 9 месяце можно начать давать ребенку кисломолочные продукты. Естественно, постепенно, в определенном количестве.

Самыми популярными кисломолочными продуктами для малышей является творог и кефир. Раньше творог советовали давать грудничку уже в полугодовалом возрасте. Однако, переизбыток белка – не самое лучшее для детского организма.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: