Что делать если ребенок ленивый 8 лет. Мнения родителей с форумов

Ни для кого не секрет, что многие дети без особого энтузиазма посещают школу и не хотят учиться. Родители стараются заставить ребёнка всеми возможными, порой не самыми лучшими, способами. Зачастую это не решает проблему, а усугубляет её ещё больше. Здесь важно найти индивидуальный подход и разобраться в ситуации. А советы психологов помогут найти ответ на вопрос, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Выяснение причин, объясняющих почему ребенок не желает учиться - это половина успеха. Основная задача родителей - прислушиваться к своему ребенку и помочь ему справиться с проблемами. Основные причины , которые могут влиять на желание получать и использовать знания:

  • низкая мотивация;
  • отсутствие интереса и способностей;
  • проблемы во взаимоотношениях в школе;
  • комплексы;
  • семейные конфликты;
  • бесконтрольность;
  • чрезмерный контроль;
  • гиперактивность;
  • лень.

Далеко не каждый школьник четко понимает, для чего следует ходить в школу и учиться. Получение знаний ради оценок не для всех является лучшим стимулом. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. В старших классах такое явление потихоньку исчезает, так как уже идёт определённая профориентация, а хорошие отметки нужны для поступления в ВУЗ.

Отсутствие интереса к определённым предметам также может повлиять на успеваемость. Ведь школа - это общеобразовательное заведение. И не все дети способны одинаково хорошо усваивать и математику, и литературу. Некоторые больше интересуются гуманитарными предметами, тогда как точные науки даются им с трудом. Поэтому нередки случаи, когда человек, который плохо учился в школе, университет оканчивает с красным дипломом.

Причиной нежелания посещать школу может быть антипатия к учителю или сложные взаимоотношения со сверстниками. Когда школьник испытывает комплексы и насмешки относительно своей внешности, у него также формируется стойкое нежелание посещать заведение и, следовательно, это отображается на успеваемости.

Климат внутри семьи очень сильно влияет на производительность взрослого человека, а что уже говорить про ребенка. Маленький человечек очень остро переживает семейные конфликты, у него может сформироваться ряд комплексов, переживаний и стрессов. Это всё может стать причиной апатии и равнодушия к учёбе. А также неуспеваемость в школе может быть результатом протеста ребенка против родителей и их действий.

Многим детям чужды такие понятия, как самоорганизация и самоконтроль. А если родители допоздна находятся вне дома, то ребенок предоставлен сам себе. Он будет заниматься теми делами, которые ему нравятся, а выполнение домашнего задания отходит на последний план. Из-за чрезмерной занятости родители не в состоянии вовремя обратить внимание на существование проблемы.

Полностью противоположная ситуация складывается тогда, когда существует чрезмерный контроль со стороны родителей или других членов семьи. У ребёнка каждая минута расписана. Приходя со школы он, по настоянию старших членов семьи, сразу садится за уроки. Он не имеет права на ошибку, для него ставят завышенные требования. Все эти действия приводят к усталости, рассеянности и раздражительности. Школьник постоянно пребывает в состоянии стресса. Такая ситуация приводит к тому, что ребенок не может полноценно и качественно выполнять домашние задания и учиться.

Процесс обучения требует усидчивости и терпения. Если ребёнок гиперактивный , у него много лишней энергии, которую ему некуда девать. Он не в состоянии долго пребывать на одном месте. Как результат - плохое поведение, сорванные уроки и низкая успеваемость.

Причиной плохой успеваемости может быть то, что ребенок ленится учиться. Что делать в этом случае, если эти качества изначально преобладают в характере. У некоторых это может быть результатом отсутствия мотивации и понимания необходимости процесса обучения.

Ученик 6−7 лет, который недавно посещал детский сад, ещё не успел приспособиться к школьной программе. Для него ещё свежи в памяти воспоминания игрового времяпрепровождение в дошкольном учреждении. Поэтому ему тяжело воспринимать много новой информации в формате школьного образования. К тому же учебные программы с каждым годом становятся всё труднее. Это пугает маленького ребёнка и вызывает нервное напряжение.

Ребенок младшего школьного возраста ещё не может полностью отвечать за свои поступки. В таком возрасте детки не обладают социальной зрелостью. В большинстве случаев у них отсутствует чёткое понимание необходимости учиться и выполнять домашнее задание. Кроме того, школьная программа подразумевает ежедневное выполнение определённого ритуала. Ученик должен каждый день рано вставать, по несколько часов сидеть на уроках за партой, выходить из класса только на переменах и дома делать домашнюю работу.

Маленькому человечку нужно время, чтобы перестроиться.

К тому же сами родители формируют у малыша отношение к школе. Ещё в дошкольном возрасте они могут ставить завышенные требования к ребёнку, относительно будущей успеваемости. Например: «Вот пойдёшь в первый класс, будешь отличником». А бывает, могут запугивать сына или дочку. Например: «Вот как ты будешь учиться в школе, раз ты такой невнимательный?» Такие установки формируют у ребёнка страх или разочарование.

В возрасте после 12 лет ребенок перестаёт ощущать себя маленьким человечком, от которого ничего не зависит. Это период формирования личности, изменения приоритетов. Подросток пытается сам принимать решения, хочет брать ответственность. В этот период для него первостепенными являются взаимоотношения со сверстниками. Могут появиться авторитеты.

Основные причины плохой успеваемости:

  • общение с друзьями;
  • компьютерные игры;
  • вредные привычки.

Тинейджер хочет больше времени проводить с друзьями, поэтому ему не до учёбы. Ребенок стаёт зависим от вредных привычек, неблагополучных друзей. Всё это влияет на успеваемость в школе.

Развитие цифровых технологий и возможностей разнообразного времяпрепровождения также не способствует стремлению к знаниям.

Все дети любознательны от рождения. Задача родителей поддерживать и развивать этот интерес ещё в дошкольном возрасте. Совместное прочтение книг, посещение музеев, экспериментариумов, выставок и театров формирует у ребёнка внутреннюю мотивацию к получению новых знаний. И уже в школьном возрасте у него будет желание и стремление в учёбе.

А также важно самим родителям делиться своими положительными впечатлениями от учёбы в школе. Можно, если сохранились, достать свои школьные тетради, учебники. Продемонстрировать свои школьные фотографии. А вот от негативных воспоминаний следует воздержаться.

В младших классах очень важно делать уроки вместе с ребёнком для того, чтобы понять что делать, если нет желания учиться. При этом не раздражаясь и не нервничая, если он чего-то не понимает. Не стоит сразу же после окончания уроков в школе приступать к выполнению домашнего задания. Необходимо дать время, чтобы отдохнуть, отвлечься и заняться любимыми делами.

Важно правильно организовать время для отдыха и домашней работы. Необходимо следить за физическим и эмоциональным состоянием сына или дочки. Не стоит перегружать ученика младших классов дополнительными кружками и занятиями. Посещение секций следует сократить до 2 раз в неделю.

Маленький ребёнок 2 класса не хочет учиться потому, что он ещё не совсем понимает, зачем это нужно. Родителям важно донести эту информацию до малыша. В своих объяснениях не стоит изображать школу как некоторое сказочное место, где всё прекрасно и хорошо. Школа - это заведение, куда ходят все дети с целью общения и получения знаний, которые потом можно и нужно применять в жизни. Успешное обучение поможет в дальнейшем получить хорошую, интересную работу, достичь высоких целей. Следует провести аналогию с работой, на которую ходят взрослые каждый день. Для ребёнка работа - это учёба, зарплата - это оценки.

Считается, что современные подростки не хотят учиться из-за лени. В понимании многих взрослых людей, образ ленивого подростка стал больше правилом, нежели исключением. Но на самом деле, это ошибочное мнение. Стоит понимать, что для подростка 12−17 лет огромное нежелание учиться связано с отсутствием мотивации делать вещи, которые не имеют значения.

Существует 5 мотивационных принципов для старшеклассников:

  1. Быть значимыми.
  2. Быть услышанными.
  3. Учиться на собственных ошибках.
  4. Быть мотивированными.
  5. Делать то, что приносит удовлетворение.

Первый принцип очень важен. Если подросток не понимает в чём смысл совершающихся действий или как это связано с ним, он не будет испытывать желание это осуществить. Люди такого возраста хотят продемонстрировать себе и миру, что они могут что-то изменить. Если их значимость приуменьшается или игнорируется, то это вызывает внутренний протест.

Существует одно действенное высказывание, с помощью которого можно убедить молодого человека в том, насколько важно учиться. «Ты должен делать то, что должен, чтобы потом делать то, что хочешь». Это очень полезное утверждение, так как оно верно во многих областях. Помочь подростку видеть бессмысленные задачи как часть более высоких целей в жизни - вот ценное послание, которое нужно передать.

Важно понять чего именно хочет сам ребёнок. Возможно, мама когда-то мечтала получить золотую медаль в школе и быть успешной балериной. Но в силу каких-то обстоятельств этого не произошло. Тогда она будет пытаться реализовать эти мечты в своей дочери. В подростковом возрасте дети стремятся быть сами собой, осуществлять свои желания и они хотят, чтобы родители их услышали и поняли. Поэтому фраза «Потому что я так сказал (ла)» от родителей звучит как мощный демотиватор.

Конечно, можно озвучить своему чаду свои ожидания и надежды относительно учёбы и достижения целей. Но тут более важным является принятие личной точки зрения ребёнка и обсуждение возможных вариантов развития событий.

Когда родители постоянно пытаются оградить своих детей от возможных ошибок и неудач, они подрывают их способность расти и развиваться. Стоит понимать, что как бы ни хотелось избежать провалов, но именно они помогают человеку становиться лучше и мудрее.

Для подростка важно одобрение и ценность того, что он делает. Это может быть одобрение на словах, поощрение с помощью подарков. Нет ничего плохого в том, чтобы награждать ребёнка за хорошую успеваемость в школе. Но тут важно, чтобы этот процесс не превратился в торги. И чтобы цели были адекватными и достижимыми. А не тот случай, когда хорошую оценку нужно добиться любой ценой. В этом случае подростки начинают лицемерить, «выпрашивать» хорошие отметки у учителей.

В старших классах дети уже больше начинают понимать, чем бы они хотели заниматься в будущем. Так как появляется много новых предметов, подросток может понять, какие из них ему даются лучше, а какие вызывают затруднения. В этом случае он может преуспевать в одних, но отставать в других.

Важно понять умственные способности и направленность старшеклассника. Способствовать тому, чтобы он развивал именно те направления, которые ему интересны. Конечно, стоит подчеркивать, что для успешного поступления в вуз важно преуспевать во всех предметах. Но не следует требовать от ребёнка идеально знать все дисциплины. Ведь задача школьного обучения не столько в получении безупречных знаний и оценок, столько в развитии и формировании мышления и общей культуры личности.

Чаще всего под ленью ребенка мы понимаем нежелание совершать волевые усилия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности. Со взрослым человеком все вроде бы понятно. Но что такое лень у ребенка? Почему ребенок ленится? Как можно говорить о волевых усилиях у малыша, когда сама воля у него только-только начинает формироваться? Попробуем разобраться.

Причины детской лени

Малыши от природы не бывают ленивыми. Каждый здоровый ребенок раннего или дошкольного возраста очень даже деятелен. Стремление все испытать, попробовать, любознательность и заинтересованность во всем, что его окружает, являются признаками нормального физического и психического развития малыша. От трехлетки постоянно слышно: «Я сам!», и эта фраза определяет готовность ребенка совершать собственные открытия и делать свои ошибки. Если же ребенок пассивен, не хочет ничего делать и при этом здоров, родители считают, что он просто ленится, хотя обычно за таким поведением кроются другие причины.

  • Гиперопека . Родители так часто куда-то спешат и так многого вокруг боятся, что им намного проще как можно дольше ограждать малыша от проявлений самостоятельности. Ведь если ребенок сам будет одеваться, можно опоздать, а если дать ему ложку во время еды – придется убирать всю кухню и стирать одежду. Взрослые нередко отмахиваются от его попыток помочь: «Не трогай пылесос – ушибешься!», «Ой, не надо лезть в муку, сейчас все рассыплешь». А потом оказывается, что малыш не складывает свои вещи, не хочет убирать за собой игрушки да и вообще предпочитает лежать и смотреть мультики.
  • Переутомление . Взрослые часто называют ленью обыкновенную усталость ребенка и его желание отдохнуть. Пытаясь разнообразить детство малыша, мы часто не замечаем, что он перегружен всяческими занятиями. Бассейн, школа раннего развития, рисование, английский… Все это нередко вызывает у крохи переутомление и потребность «выключиться» и ничего не делать.
  • Особенности темперамента . Иногда родители принимают за лень особенности темперамента малыша. Некоторые дети медлительны и будут долго раскачиваться, прежде чем приступить к чему-то. Другие, наоборот, непоседливы, им сложно соблюдать правила. Внутренний склад диктует свои условия, которым и подчиняется ребенок, пока не научится контролировать себя волевыми усилиями.
  • Страх неудачи . Ребенок может лениться в ответ на завышенные ожидания взрослых. Бывает, что он просто не знает, с какой стороны подступиться к трудному примеру, написанному в рабочей тетради для подготовки к школе. Если в этот момент не подключится поддержка родителей, да еще кто-то «заботливо» скажет: «Что ж ты так плохо сделал!», ребенок становится ленивым. А зачем мучиться, если все равно ничего не выйдет?
  • Отсутствие мотивации . Детям до 5 лет тяжело осознать слово «надо». Если он не понимает, зачем нужно выполнять то или иное действие, он будет всячески избегать неприятного занятия. Кстати, вплоть до школы основная деятельность ребенка, необходимая ему для полноценного психического развития, – это игра. Поэтому, играя, малыш не ленится, а, скорее, работает. И чтобы он с таким же рвением занимался, например, прописями и всевозможными полезными «обводилочками», эта деятельность должна представлять для него интерес. Как же тогда справиться с ленью у малыша? На самом деле, это не так сложно, если проявить терпение и фантазию.

Способ №1. Боремся с ленью у ребенка правильным личным примером

Ребенок воспринимает не столько слова, сколько наглядный пример. Поэтому просить малыша сложить свою одежду в комод, лежа на диване с журналом, бессмысленно, особенно если кто-то в семье сам оставляет вещи на стуле. Также бесполезно рассказывать ребенку о пользе выполнения каких-то обязанностей, если он видит, что сами вы относитесь к своим делам с неприязнью. Поэтому вместо слов – дело! Нужно, чтобы малыш стал убирать игрушки? Займитесь этим первыми, да не с упреками, а с улыбкой на лице, и ребенок тут же кинется вам помогать. Небольшой вклад также могут внести правильно подобранные мультики и сказки («Мойдодыр», «Федорино горе» и т. д.), но только при сов­местном просмотре, прослушивании и обсуждении.

Способ №2. Победить лень можно методом проб и ошибок

Дайте возможность ребенку насладиться самостоятельностью тогда, когда он сам к ней стремится. Да, трехлетний малыш все делает кое-как, и за ним приходится исправлять, но как иначе? Только начав что-то делать самостоятельно, можно этому научиться.


Нужно не упустить момент и вовремя предоставить малышу некоторую свободу, которая позволит ему увидеть последствия своих действий (например, он не надел колпачки на фломастеры, и они засохли) и научиться их исправлять (потом, когда мама – не сразу! – купит ему новые фломастеры, он будет относиться к ним бережнее, помня о «трудном периоде творчества», когда в его распоряжении остались только карандаши).

Способ №3. Превратить скучные дела в игру

Если ребенок ленится, значит, ему неинтересно. Поэтому задача взрослых – привнести даже в скучные дела элемент игры. Например, вместо уборки поиграть в продавцов магазина игрушек, расставляющих товар по полкам. А соревнование с мамой или старшим братом «Кто быстрее?» придаст динамичности любому процессу. Создайте для малыша хорошую мотивацию, ведь ребенок должен понимать, зачем ему стоит прикладывать усилия. Возможно, потому, что сам процесс станет интересным, или для того, чтобы у мамы появилось свободное время почитать ему книжку.

Способ №4. Боремся с ленью у ребенка, давая ему посильные обязанности

Лень – не всегда пагубная привычка. Если малыш вдруг начал лениться, в первую очередь разберитесь в ситуации. Возможно, ваши требования являются для него непосильными, не соответствуют его возрасту, а может, ребенок плохо себя чувствует (физически или психологически) и нуждается в помощи. Обратите внимание, хватает ли ему свободного времени для ничегонеделания, ведь для ребенка такие минуты имеют огромное значение: он фантазирует, размышляет, просто отдыхает от секций и кружков. Выделите для малыша какой-то день или условия, когда он мог бы побыть ленивым по праву. Например, ходить в пижаме до обеда в субботу, не раздеваться самостоятельно после затянувшейся вечерней тренировки и т. д. Иногда родителям стоит не проявлять излишнюю принципиальность, а пойти на уступки, найти компромисс.

Способ №5. Лень победят позитивные ожидания

Чтобы малыш не был лентяем, нужно, чтобы ему хотелось трудиться. А в этом самую большую роль играет отношение близких к самой деятельности и результатам его труда. Ребенок должен чувствовать, что его старания замечены и оценены по заслугам. Это не означает, что вы должны расхваливать любое его усилие, но вам стоит отмечать достижения и показывать малышу, что вы верите в еще лучший результат. Не забывайте хвалить и благодарить малыша, подчеркивать его удачи и не акцентировать внимание на промахах. Ведь таким образом вы прививаете ему любовь к труду и мотивацию к достижению успеха. Хорошим стимулом для «ленивого» ребенка может стать ведение календаря или дневника выполненных дел, в котором он вместе с родителями сможет отмечать и отслеживать свои успехи в обучении трудолюбию. Записи в таком дневнике могут стать своеобразным ритуалом.


Дети в младшем возрасте очень восприимчивы, поэтому справиться с детской ленью по силам всем родителям, если они готовы применить творческий подход.

Если вы хотите, чтобы ребенок занимался чем-то полезным (спортом, музыкой), надо заинтересовать его. Малыш должен осознать, что нравится именно ему, а не родителям. Иначе к подростковому возрасту он все равно бросит навязанное дело, рискуя попасть на крючок зависимостей (зависание в соцсетях, алкоголь, плохие компании).

Родителям, требующим от ребенка трудолюбия, следует руководствоваться принципом целесообразности. Надо определить время, в течение которого малыш способен удерживать внимание (обычно это 10–20 минут). И стараться, чтобы задания, которые ему предлагаются, не требовали более длительного хронометража. Не стоит заставлять ребенка обязательно доводить начатое до конца здесь и сейчас.

Что делать, если у вас ленивый ребенок? Помогут наши советы, если ваш ребенок ленится!

Вообще, первое, что нужно сделать, встав перед фактом чужой лени, - это расслабиться и не сильно давить на педали. Иначе отношения испортишь, а воз останется там же, где стоял.

Лучше найти компромисс между своим взрослым "надо" и его детским "хочу": не существовало еще на свете ребенка, который бы поленился делать то, что ему "хочется" и "нравиться". Лень встает на защиту своих интересов, только если есть опасность потратить драгоценное время жизни на нелюбимое занятие. "Не люблю физику (астрономию, географию)!!!" - означает, что эти предметы лень делать. "Ненавижу вытирать пыль" - означает, что лучше пусть она обсыплется самостоятельно, когда придет ее время. Там, где нет интереса, всегда воцаряется лень!

Возникает классический вопрос: "Что делать?" На который просится только креативный ответ: "Включать движок авантюризма модели "Том Соейер"". И научить своего "зайчика-котика" зажигать звезды во время покраски забора и вызывать "завидки" у окружающих своей роскошной дырой на месте выпавшего молочного зуба. В противном случае, Ваши нравоучения покажутся скучными даже Вам самим, а жизненный путь Вашего ребенка может пойти в прямо противоположную сторону от места, где торжествует "богатство и здоровье".

Ребенок игнорирует мытье посуды? А Вы предложите сделку: помыть посуду вместе, но на скорость. Выигравшим считается тот, кто помыл больше, и за это он может, например, опрыскать проигравшего водой или заставить бедолагу прокричать: "Я шпанский мозгляк, Навуходоносорова вошь, уличенная в кровопийстве"...Да что угодно, главное, чтобы было весело. (Наверное, излишне упоминать, что Вы должны (как боксер) "лечь на ринге" и не стремиться к победе в этом состязании). И запомните: в отличие от Вас, лень не обладает воображением. Синдром подмены ее парализует: лень упивается игрой, а дело становиться всего лишь фишкой, без которой игра невозможна.

Безделье не выносит изобретательности, хотя, с другой стороны, само изобретательно по части всяких хитрых уловок. Поэтому любому пращуру придется постоянно совершенствоваться в этой схватке. Иначе придется наступить на горло песни собственной лени и делать все самому (включая и физику).

Как известно, золотое правило бездельника - "Не делай сегодня того, что можно сделать завтра. И не делай завтра того, что можно вообще не делать". Зачем утреннее напряжение с уборкой кровати, если вечером придется ее разбирать? Тоже правда. Поэтому возьмите и сфотографируйте сначала убранную, а затем - неубранную кровать (для художественности можно положить пару-тройку надкушенных бутербродов и огрызок яблока на одеяло), обрамите два этих фотошедевра в красивую рамку и, с подписью "красота спасет мир", повесьте над предметом Ваших ежедневных страданий. Лень, конечно, слепа, но не настолько, чтобы не содрогнуться от очевидной гадости.

Ваш ребенок разбрасывает свои вещи где попало? И Вас это раздражает? Не проблема - выбрасывайте все, что лежит не на месте (ну ладно, можно надолго их спрятать, если "жаба душит"). Два-три месяца - и можно праздновать победу! Для этого случая можно избрать и тактику Л.Н. Толстого, базирующуюся на "непротивлении злу насилием", например: насыпьте на каждую не положенную на место вещь (или вокруг нее) конфет, украсьте ее бантиком, зажгите вокруг нее свечи, рассыпьте конфетти и серпантин, блестки, да что хотите. И попробуйте отпраздновать "новый год" в честь каждого разложенного на рояле носка. Лени приятно, и Вам весело. Правда, после пары таких представлений вещи как-то сами собой попадают на место.

В борьбе за порядок в доме не забывайте главное правило: "Чисто не там, где метут, а там, где не сорят!" Если ребенок с детства будет приучен класть вещи на место, откуда взял, то проблем с порядком у вас не будет.

В борьбе с чужой ленью главное - соблюдать правила партизанской войны: скрытность, неожиданность, спокойствие и чувство юмора.

Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Что может скрываться за ленью ребенка?

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу» , – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и .

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым ;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

Мнения родителей с форумов

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители которые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду. и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

В эпоху новых технологий эта ситуация известна каждому десятому родителю. Ребенок предпочитает проводить время с друзьями в онлайне или видеоиграх. Прогулки на свежем воздухе в минимальном количестве, а выполнение уроков постоянно откладывается. Почему ребенок ничем не увлекается? Откуда взялись лень, безразличие и что с этим делать?

Почему ребенок ничего не хочет делать

Ответ на вопрос один – ребенок обескуражен. Он чувствует, что вложение усилий в обучение или новое хобби не “стоит того”, легче сделать вид, что ему все равно. Он как будто застрял в негативном настрое, замаскировывая разочарование за плохим поведением, обвинением взрослых в своих поражениях. Самый простой способ добиться успеха – выиграть в компьютерной игре и это конечно, приносит больше удовлетворения, чем усилия направленные на приобретение необходимых жизненных навыков. Ребенок понимает, что память может подвести и стих расскажет на тройку, а если дрогнет рука – за почерк снизят оценку. Далее последуют высказывания – лентяй, неряха, неудачник. Успешный опыт достижения цели и положительный настрой в таких условиях – невозможны. Ребенка можно заставить, надавить угрозами, но это не тот опыт, который нужен.

Дети не ленивы. Они могут быть разочарованными, пессимистичными, злыми, самокритичными, неуверенными в своих способностях. Но это не лень. Заблуждение о детской лени одно из самых разрушительных.

Способность упорно трудиться ради выполнения какой-либо задачи требует развитого чувства долга, ответственности и уверенности в том, что итог будет успешным. Однако, конструктивная деятельность сопровождается беспокойством, временными трудностями и разочарованиями, дети, которые не мотивированы на успех, слишком быстро сдаются. Другая распространенная причина – недиагностированные или недооцененные физиологические особенности. Это может быть гиперактивность, медлительность, дислексия, эмоциональность и пр. Даже легкая невнимательность становится источником постоянной тревоги и нежелания доводить дело до конца.

Для некоторых школьников диктант, чтение или поделка из бумаги представляются настоящим испытанием, которое заканчивается провалом. Создается впечатление, что ребенок “ничего не хочет делать и ничего не умеет”, хотя на самом деле это далеко не так и ему просто необходима помощь взрослого. Привычка видеть неудачи – итог того, что ребенок не хочет ничего делать. Изменить отношение к приобретению знаний становится трудно, “достучаться” до сознания юного мятежника практически невозможно никакими примерами из жизни или уговорами. Он уверен в своих неудачах, он видел их, его опыт достижения цели – негативный. Кроме того неудачный итог “подкрепляется” учителями, родителями и сверстниками, когда они высказывают недовольство.

Проблема отсутствия мотивации = проблема деморализации, будь то явная или замаскированная. Изменить ситуацию поможет главный принцип, который присутствует с раннего возраста – все люди стремятся к достижению цели, без этого, они не учились бы говорить или делать первые шаги. Дети хотят заслужить одобрение, похвалу, услышать от взрослых слова гордости – это и есть тот “волшебный” способ помочь выйти из череды неудач.

Ребенку ничего не интересно – что делать?

Дети даже со значительными проблемами в обучении или поведении могут добиться высоких результатов, пусть не в школе, а в спорте или рисовании. Любые качества характера и расстройства здоровья, такие как медлительность, гиперактивность, резкость можно рассматривать как преимущество в том или ином деле. Мотивация начинается с интереса, там, где есть интерес, есть любопытство и желание расширить кругозор. Задача родителей – проявить энтузиазм к увлечению школьника и помочь достигнуть цели не советами, а поддержкой и похвалой. Пока мы не критикуем увлечение, ребенок открыт для диалога и готов выслушать мнение взрослого, если же родитель высказывается пренебрежительно резко, верный своему избранному хобби, ищет поддержку у других.

Детская мотивация в виде уравнения: мотивация = интерес + уверенность в достижении успеха + наличие цели + ожидание признания за усилия (похвала или оценка)

Станьте для своего подопечного идеалом, а для этого, перестаньте критиковать или неприятно задевать личность, действия, мнение. Как правило, это отлично срабатывает, ведь дети стараются быть похожими на того человека, который показывает восхищение и остается таким на протяжении всей жизни, оказывая безусловную эмоциональную поддержку. Откажитесь от вознаграждения и наказания, они оказывают кротковременное воздействие на усилие, но не создают интереса и не мотивируют. Замечайте только положительные моменты, постарайтесь действовать по правилу и научите этому ребенка – сильные стороны в центре внимания, а слабости и неудачи – в углу.

Решение проблемы “ребенок ничего не хочет” требует времени. Необходимо полностью перестроить мышление младшего поколения, а чем дольше он находился в подавленном состоянии, тем длительнее идет восстановление. Ситуация осложняется и наличием зависимости от компьютерных игр или интернета, где легко достигается удовлетворение. Потребуется много терпения, заботы и понимания, прежде чем маленький “нехочуха” попробует исправиться.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: