Чему должен научить своих детей. Чему хорошие родители должны научить своих детей? Уважению к людям

Каждый родитель видит в своём чаде самые лучшие проявления, тогда как со стороны это может быть далеко не соответствовать действительности. И то, каким, действительно вырастет ребёнок, зависит именно от родителей. Есть определённые вещи, научить которым может семья. Впоследствии это может значительно облегчить ребёнку жизнь и помочь взаимодействовать в социуме.

Вежливость

Научить ребёнка употреблять слова благодарности или приветствия достаточно просто. Зачастую малыши сами с огромным удовольствием произносят слова «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро». Хорошие манеры и приятное поведение открывают многие двери.

Научить отказывать

На первый взгляд довольно просто сказать человеку «нет», однако, многие люди не умеют отказывать. Ребёнок должен осознавать, что великолепно быть вежливым, однако, и этим качеством необходимо жертвовать ради самоуважения, а иногда и из чувства собственной безопасности.

Пунктуальность

Привычка опаздывать подводит в самый ответственный момент. Стоит объяснять ребёнку, чтобы быть всегда пунктуальным, надо с вечера сложить учебники, утром выйти на 10 минут раньше и пр. Очень важен и собственный пример родителей.

Правила безопасности

Приучить ребёнка соблюдать их, жизненно важно и необходимо. Причём желательно довести это до автоматизма.

Слушать собеседника

Умение внимательно слушать пригодится ребёнку на протяжении всей жизни. Для того чтобы привить ребёнку это качество, родителям необходимо внимательно выслушивать ребёнка, тем самым подавая личный пример.

Выражать свои чувства

В некоторых ситуациях детям необходимо рассказать о своих чувствах и переживаниях. В основном это происходит при стрессовой ситуации. Дети должны уметь передавать свои чувства, объясняя, что им больно, страшно или неприятно. Это поможет ребёнку не закрыться в себе и, избавит от определённых комплексов во взрослой жизни.

Задавать вопросы

Желание почемучки удовлетворить своё любопытство необходимо поощрять. В старшем возрасте это будет полезным, так как ребёнок не будет бояться задавать вопросы учителю, а во взрослой жизни свободно общаться с начальством.

Уметь сочувствовать

Научить ребёнка помогать больному животному, одинокому старику необходимо, чтобы он умел сочувствовать. Разговор об определённых жизненных ситуациях, о чужой боли, помогут понять ему, что такое сострадание и как важна именно его помощь.

Правильно питаться

Пищевые привычки закладываются у детей от родителей. И для того чтобы в дальнейшей жизни у ребёнка не возникало неправильных привычек в питании, необходимо с детства закладывать в них привычку к здоровой пище.

Делать зарядку

Для того чтобы ребёнок рос трудолюбивым, он должен трудиться над собой с самого детства. Поэтому родителям под силу приучить, даже на собственном примере, не лениться и, иногда пересилив себя, сделать зарядку. Да и здоровье ещё никому не помешало.

Понимать природу денег

Одной из задач родителей – обучить ребёнка финансовой грамотности для того, чтобы дети смогли грамотно распоряжаться денежными средствами в старшем возрасте и во взрослой жизни.

Научить оптимизму

С детства необходимо приучить ребёнка верить в лучшее, быть уверенным в своих силах и способностях. Самое главное, дети должны чувствовать, что сами родители верят в них.

Доводить дело до конца

Столкнувшись с тем, что не получается выполнить какую-либо задачу, ребёнок теряет интерес к этому. Родители могут давать ребёнку посильные задания, увеличивая их сложность. Испытав удовлетворение от выполненной задачи, ребёнок приучиться доводить дело до конца.

Кроме всего, ребёнка можно научить приучить к личной гигиене, заботе о близких. Все эти навыки, заложенные родителями, помогут ему в дальнейшей жизни.

Для того, чтобы наши дети в своей жизни были более успешными, чем мы, более умными и более счастливыми, родителям необходимо передавать им свой многолетний опыт, опыт своих ошибок и позитивный опыт достижений. Кроме того, каждый родитель уже к тому моменту, когда становится этим самым родителем, накапливает свой багаж убеждений, который также нужно вложить в своего ребенка.

Чему же каждый родитель должен научить своего ребенка? Какие знания и навыки он должен вложить в свое чадо, чтобы сделать его будущую жизнь более счастливой и удачной? Для начала научитесь сами, а потом научите своих детей следующим вещам:

1) Любить и ценить себя и результаты своего труда

Помните, как мы относимся к себе, так и относимся к другим людям. Так и в ответ на наше отношение другие люди будут относиться к нам. К примеру, женщина должна всегда хорошо выглядеть, так как если она отправится на встречу не причесанной, без макияжа, в мятой одежде, значит, что она не уважает ни себя, ни людей, которые на эту «картину» смотрят. Очень важно научиться ценить собственное предназначение, свою миссию на этой земле, иначе очень сложно будет реализовать собственные таланты и возможности. Родители! Если вы сами не научитесь любить и ценить себя, следить за своим здоровьем и внешним видом, вы не сможете научить этому своих детей! Помните, здоровая мама может дать больше радости и счастья своим детям, чем «загнанная лошадь». Прививая своему ребенку любовь к себе, постарайтесь избавиться от привычки упрекать и унижать его, так как постоянные упреки крайне негативно сказываются на самооценке ребенка.

2) Говорить о своих чувствах

Говорите своему ребенку что вы испытываете, когда он совершает определенные действия. Например, если он сделал что-то такое, что противоречит вашему курсу воспитания, скажите ему, как вы его любите и как расстроились из-за его проступка. Со временем ваш малыш научится объяснять свои поступки и эмоции, которые эти поступки вызываю, а также сможет объяснить причины своих слез и страхов.

Однако не все дети готовы в открытую говорить о своих чувствах. Некоторые из них просто молчат или замыкаются в себе. Но если вы в течение нескольких месяцев будете практиковать эту методику при общении с ребенком вы заметите как возросло доверие и понимание между вами.

3) Проявлять интерес к окружающему миру и не стесняться задавать вопросы

Всеми силами постарайтесь развивать у вашего ребенка любознательность и открытость к окружающему миру. Читайте и покупайте ребенку книги, где написано откуда что появилось, как происходят различные явления и как делают разные вещи. Никогда не говорите своему ребенку, что ему еще рано знать ответы на вопросы, которые он задает, иначе у него вообще пропадет интерес к окружающему миру и доверие к вам. Согласитесь, что ведь именно родители — это те люди, которые должны открывать для малыша окружающую действительность.

4) Понимать, что на глобальные жизненные вопросы у каждого человека есть свой ответ

И этот ответ зависит от жизненное опыта. А жизненный опыт, как известно, у всех людей разный. И у каждого будет своя правда, которая строится на личных , а убеждения на все том же личном опыте. Задавая глобальные вопросы о смысле жизни, о рождении и смерти, ребенок познает мир во всем его великолепии и, одновременно, во всей его жестокой реальности, параллельно адаптируясь к действительности. Подобная адаптация «раскрывает ребенку глаза» и постепенно на фоне пережитых эмоций формирует его эмоциональную устойчивость.

От правильного подхода родителей зависит будущее ребенка

Воспитание наших деток – это огромная ответственность. Ведь насколько правильно мамы и папы подойдут к этому вопросу, зависит будущее их детей. Уже в самом раннем возрасте формируется личность человека. Очень важно личным примером показать ребенку, как необходимо вести себя в этой жизни. Формирование правильных ценностей и жизненных установок, поможет родителям вырастить счастливого и успешного ребенка. Ниже рассмотрим 10 важных вещей, которым следует научить своего ребенка.

1. Быть ответственным

Говоря о наказании детей, многие представляют шлепки, лишение сладостей и развлечений или строгий выговор. Но, основная цель наказания – научить ребенка нести ответственность за свои поступки. Ребенок с раннего возраста улавливает причинно-следственные связи, благодаря чему развивается его логика. Но, нет логики в том, что за испорченный костюм или истерику малыша ставят в угол. Самое полезное наказание для ребенка – возможность прочувствовать последствия его действий, и тем самым научиться ответственности.
Вместо того, чтобы повышать голос на ребенка и наказывать его шлепком за проступок, дайте ему возможность, хотя бы частично, прочувствовать последствия его поступка. Конечно же, делать это необходимо учитывая возраст и заботясь о безопасности малыша.

2. Уметь уважать других

тобы ребенок научился уважать других людей, необходимо дать ему уважение. К сожалению, в нашей культуре принято учить детей уважать взрослых, пожилых людей. Но, главное – научить ребенка уважать себя, и тогда он будет относиться с уважением к другим личностям. Важно показать ему, что он человек, пусть даже и маленький, и поэтому он уже достоит уважения. Благодаря этому, он научиться правильно относится к самому себе и окружающим людям. Лучший способ научить ребенка этому – с первых дней уважительно относится к нему, его желаниям, эмоциям и потребностям.

3. Уметь созидать

К сожалению, в современной культуре многие родители учат своих детей потреблять, а не созидать. Можно посмотреть на мечты многих современных людей, и объединить их в одну – потребление. Что желают сегодня многие люди? Новый смартфон, дом, машину, кучу денег, вещи, прочие покупки. Это не приносит счастья и не ведет к успеху. Потреблять ребенок научится сам, но если научить его созидать, творить, он вырастет счастливым и успешным человеком.

Многие успешные родители с раннего возраста привлекают детей к процессу созидания. Необходимо показать ребенку, что вырастить дерево – намного интереснее, чем вкушать плоды уже готовых. Нужно дать понять ребенку, что все, что есть в нашем мире было кем-то создано, и на этом не стоит останавливаться. Помогите ребенку полюбить процесс созидания, а не потребления, и он достигнет многого в этой жизни.

4. Уметь выражать свои желания и потребности

Часто можно наблюдать такую картину – уставшая, эмоционально и физически, мама годовалого ребенка, рефлекторно пытается унять плачь малыша, пробует угадать его желание и предлагает попеременно, то одно, то другое. Когда родители пытаются угадывать потребности своего ребенка в возрасте до одного года – это нормально, но в период активного развития речи, недопустимо. Если малыш с раннего возраста привыкнет к тому, что окружающие угадывают его желания и потребности, во взрослом возрасте он будет глубоко несчастен в отношениях. Такой ребенок всю жизнь будет ожидать от окружающих, что они угадают его желания и потребности, но этого не произойдет, и боль в душе будет только возрастать. Такие дети чувствуют себя одинокими, нелюбимыми и ненужными во взрослом возрасте. Поэтому, важно с раннего возраста учить ребенка четко и ясно говорить, чего он хочет и что ему нужно.

5. Управлять своими эмоциями

Часто родители неосознанно учат своих детей стыдиться эмоций, подавлять их. Но, важно научить ребенка управлять ими, а не сдерживать и стыдиться. Множество психологических проблем во взрослом возрасте связаны с эмоциональными проблемами детства. Не ругайте своего малыша за проявления бурных эмоций, терпеливо объясняйте ему что и почему он чувствует. Привитое с раннего возраста осознание эмоций и личный пример управления ими, помогут малышу во взрослой жизни владеть собой и контролировать свои чувства.

6. Иметь свое мнение и позицию

Важно учить ребенка размышлять и формировать свое личное мнение и позицию в различных ситуациях. Сделать это очень просто – развивая логику и мышление у ребенка, уважительно относится к его мнению и позициям. Не так, как в анекдоте: «Семочка, конечно же, у тебя должно быть свое мнение, и сейчас мама тебе его расскажет». Нет, у ребенка должно формироваться свое мнение и позиция относительно разных вещей, и если вы хотите направить мышление ребенка в нужное русло, сделайте это с помощью личного примера.

7. Научиться переживать неудачи

Жизнь каждого человека состоит из неудач и побед. Но, важно научить ребенка справляться с поражениями, переживать их и поднимаясь идти дальше. Необходимо готовить ребенка к тому, что не всегда он сможет быть первым, и в этом нет ничего плохого. Комплекс отличника часто приносит страдания и заставляет людей ломаться во взрослом возрасте. Но, если в раннем детстве позволять ребенку быть неидеальным, если он вопреки всему получает родительскую любовь и принятие, он сможет легко переживать неудачи и никакие падения не заставят его не подняться.

8. Уметь прощать

Обида, ненависть, желание мести – это разрушительные эмоции, которые не должны присутствовать в жизни человека длительное время. Да, мы не можем вычеркнуть полностью эти эмоции из нашей жизни, но необходимо научиться их легко отпускать. Очень просто научить ребенка прощать – просто дарить ему свое прощение, и извинятся, когда вы не правы. Ребенок должен понимать, что он живет в мире неидеальных людей, и не воспринимать ошибки других людей, и свои, как что-то ужасное. Ошибаться – это вполне естественно, ведь никто не идеален.

9. Уметь заботиться

Проявлять по возможности заботу умеют не все взрослые люди. Но, ожидают такого отношения к себе очень многие. Чтобы ребенок не страдал в будущем, следует научить его заботиться. Во взрослом возрасте ребенок будет выстраивать отношения с другими людьми, со своим супругом или супругой, и важно, чтобы он умел заботиться об окружающих людях, а не только ожидал этого от них. Гармоничные отношения строятся на взаимной заботе, уважении и понимании.

10. Любить читать

Пользу чтения сегодня знают практически все Это лучший способ развития и получения информации. Но, можно заметить, что большинство современных детей не любят чтение. Это логично. В наш век есть масса других способов получить информацию, не напрягая мозг. Видео в интернете, телевидение – это необходимо ограничивать, и прививать любовь к чтению. Правильно подбирайте книги для своего ребенка, отдавая предпочтение интересным, а не полезным. Когда ребенок полюбит процесс чтения, он сам будет выбрать полезные книги, а е только интересные.

Не ждите, что школа воспитает вашего ребенка. Не ждите, что он сам научиться правильно жить. Все самое важное ребенок должен узнать от своих родителей, и тогда его будущее будет счастливым и наполненным успехами!

Читайте также:

Все о воспитании, Это интересно!

Просмотрено

Что нового приходит в жизнь родителей с рождением первенца

Это интересно!

Просмотрено

Когда у человека было счастливое благополучное детство, у него есть все шансы прожить счастливую жизнь

Это интересно!

Просмотрено

Женщина удивилась и не поверила своим глазам, когда увидела «странный предмет» во рту новорожденного ребенка!

Эта статья будет актуальна для тех читателей, кто задумывается – что сделать, чтобы ребенок, повзрослев, добился успеха в жизни.

Все дети ходят в школу. Чему учат в школе – понятно. Тому, чему учат. Но, факт есть факт - школа НЕ дает всего, что НУЖНО человеку. То есть, ответственность за будущее детей с родителей никто не снимает.

Предлагаю тему для СОВМЕСТНОГО обсуждения. Тема простая:

ЧЕМУ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ?

Чтобы дети, когда вырастут, могли сказать "Спасибо" и было это НЕ формально, а подтверждалось бы жизненными фактами.

Буквально на днях общался с очень и очень богатым человеком и он, от всего сердца, благодарен и сейчас своим родителям (а ему уже под 50) за те жизненные навыки, которые родители ему передали.

Более конкретно ему в жизни очень пригодилось:

  • Умение заводить НУЖНЫХ друзей.
  • Навык правильного обращения с деньгами (как их сохранять и преумножать)
  • Упорство в достижении целей (всю молодость занимался спортом и очень это помогло в дальнейшем).

Общение было коротким, поэтому я не успел выяснить все, что было бы мне интересно, но это не проблема, верно? В рассылках у нас порядка 50000 человек, уверен, если мы вместе активно подумаем, составим отличный и подробный список, глядя на который будет ясно – чему детей нужно учить.

Такую тему для совместного обсуждения я обозначил в рассылках. В ответ пришли письма, часть из них ниже. Сначала их прочитаем, а потом поразмышляем вместе. Если у Вас появятся дополенения к статье, Вы можете оставить свои мысли в форме ниже "оставить отзыв". Количество символом 500, так что отзывов может быть несколько.

Письмо 1.

Первое главное - БЫТЬ САМИМИ СОБОЙ.

Второе - уметь любить (я не о романтике - не о любви, как о цели), а об умении ценить любовь и "пользоваться" (если можно так сказать) ею для обретения счастья.

И третье - уметь зарабатывать деньги.

Имя не сохранил. Извините!

Письмо 2.

Очень важно найти себя, а потом найти в себе смелость быть собой. Каждый из нас уникален, каждый рождён с определенной целью. Родители должны помочь ребёнку в раскрытии именно его уникальных способностей. Поддержать ребетёнка в тот момент, когда всем подросткам важно быть «как все». И самое главное – научить не бояться быть собой.

Письмо 3.

Мне кажется, что родители должны развить способности ребенка. Этим не занимается школа. Она дает только мертвые знания, которые чаще всего редко пригождаются в жизни.

Думаю, необходимо давать знания о том, как найти СВОЮ (именно свою) половинку, а не первую деваху с подворотни, как создать хорошую, крепкую, счастливую семью.

Научить ребенка обеспечивать себя самому и не зависеть в этом вопросе ни от государства, ни от "дяди".

Письмо 4.

Уметь общаться с людьми, чувствовать беседу и интерес человека к этой беседе (к теме и т.п.)

Знакомиться с новыми людьми

Выделять приоритетные и второстепенные дела в какой-то конкретный период (похоже на правильное распределение своего времени для того, что хочется и что нужно)

Контролировать свои эмоции, а не "сваливать" все на характер

Правильно тратить деньги

Целеустремленности

Письмо 5.

На мой взгляд,ребенка нужно воспитать так, чтобы он был в первую очередь счастлив! С этим конечно все согласятся, но на самом деле воспитывают так, что со стороны это опровергается!

Как нужно воспитывать ребенка, что в него вкладывать, решать необходимо на месте.

Пониманию 7 заповедей

Необходимо учить детей уважению к друг другу

Умению договариваться и находить правильные слова

Умению останавливаться в нужный момент

Знание плохих привычек (сюда - сигареты, наркотики, алкоголь, секс и т.д.)

Умению ставить цели и добиваться их

Пока все!

Письмо 6.

Я двумя руками ЗА, чтобы дать навыки того очень богатого вашего знакомого, - но КАК можно дать детям то, что не знаешь и не умеешь сам?

Мне может даже сейчас не приходит в голову многое из того, что очень могло бы пригодиться. Совершенствоваться самому? У кого-то на это уходит год, а у кого-то 10 и больше, можно и не успеть СВОИМ примером что-то дать.

С уважением, Кречетова Лидия.

Письмо 7.

У меня пока нет детей. Но я буду везде брать ребенка со мной, и в налоговую, и за закупками товара, и на рыбалку. Даже если из-за этого надо будет пропустить школу или садик. Буду брать справку. Еще посмотрю к чему у него склонности и охота - в кружок по интересам чтобы ходил.

Ребенку нужно поставить ХАРАКТЕР, чтобы он мог решать проблемы.

Существует мнение, что в жизни проблем нет, а есть лишь задачи, которые требуется решить. Однако, исходный посыл любой задачи есть проблема.

Например, рядом нет любимого человека и поэтому мне плохо. Чувствую себя одинокой, никому не нужной, брошенной. Проблема?

Да, это проблема. Задачей она станет, когда барышня себе скажет что-то вроде: "Так. Меня такая ситуация не устраивает! Как мне найти своего человека? Где его искать? Какой мне надо быть, чтобы он сам захотел быть со мной?" (Если для Вас эти вопросы актуальны, поработайте с курсом "большие МЕЛОЧИ любви. Как найти своего человека").

К слову, у Вас в жизни есть задачи (и нет проблем), когда Вы регулярно используете в речи слово "КАК?". "Как мне увеличить свой доход? Как мне поменять работу на более интересную? Как найти своего человека? Как сменить окружение? Как поменять страну? Как сменить профессию? Как стать звездой?" и т.д. и т.п.

Жизнь ЛЮБОГО человека есть решение проблем, но этот процесс НЕ МЕШАЕТ жить довольно и щастливо, потому что проблемы есть ограничная и необъемлемая составляющая жизни. Сложности (душевного характера), появляются, когда человек НЕ знает, КАК решить ту или иную проблему и его это "грузит", а если знает, то... нет проблем.

Исходя из этого, ребенка нужно учить решать проблемы, из которых жизнь и состоит. Если он будет уметь их решать, у него не будет проблем, а останутся одни задачи.

Как в школе – если знаю, как эту задачу решить – нет проблем, если НЕ знаю.... Придется искать способ, как же ее, все таки, решить, потому как двойка – это тоже проблема.

Первое, чему стоит стоит научить ребенка, это ставить задачи, которые начинаются с "КАК?".

Проблема в детском саду:

Мама, а он дразнится!

Давай подумаем, КАК можно это разрешить.

Я не знаю!

Да, пока не знаешь, поэтому я и предлагаю вместе подумать. Ну, например, как другие девочки в этом случае поступают? Есть такие, кого не дразнят или совсем мало? А что они для этого делают?

И т.д. и т.п.

Короткий диалог выше очень грамотно построен. Мама не лишает ребенка помощи, но общается так, чтобы загрузить его самого работой – мыслительной. Так обучение и происходит. Она может подсказать, но так, чтобы вышло, что ребенок сам до этого дошел. И за это обязательно похвалить и сказать, что если ты смог решить эту проблему, то решишь и другие!

А Вы можете так грамотно общаться?

А научить себя планируете?

Если мама (папа) бизнесмен, с высокой долей вероятности ребенок научиться формулировать задачи, потому что деловые люди очень часто разговаривают на тему "Как мне...?"

Возмущаться тем, что налоговая "наехала" и теперь много денег хочет – смысла нет. Надо эту проблему РЕШАТЬ, а сначала задаться вопросом: "Как мне ее решить?" и, мало того, одного вопроса МАЛО. На него еще надо ответить. Да и этого мало. Нужно еще решение притворить в жизнь.

Для делового человека все вышесказанное – очевидная и банальная каждодневная реальность. Для наемных работников это высший пилотаж, следовательно, ребенка научить сможете тогда, когда научите себя.

Получается, Вы оказываетесь перед выбором: если сами не умеете решать какие-то проблемы (или переводить проблемы в задачи), Вы или можете себя этому научить или "забить". В первом случае ребенок явно получается навыки, необходимые для жизненного успеха, во втором копирует Вашу не слишком удачную модель личности. Что выбираете?

То, чему можно и нужно учить ребенка, относится к двум сферам личности:

  • Внутренняя, психологическая – качества характера, способности, навыки (умения)
  • Внешняя, социальная – взаимодействие с другими людьми и с миром в общем и в частностях.

Например:

  • Ставить задачи, которые начинаются с "КАК?"
  • Доводить дело до конца, например, задал вопрос "КАК?" думай до конца. Ищи ответ, пока не придумаешь (пока не найдешь).
  • Активность - свои планы (мечты, фантазии) претворяй в жизнь, то есть, действуй!

Все, что в списке выше, относится к качествам характера – это решимость (решительность), настойчивость, активность.

А вот это: необходимо учить детей уважению к друг другу; умению договариваться и находить правильные слова - уже социальные навыки.

В общем можно сказать, что задача родителей – сформировать такой характер ребенка, который поможет ему преуспеть в жизни. Преуспеть – это значит стать лучше, чем большинство (иметь, уметь, знать, делать, чем большинство).

И главное, на мой взгляд - ребенку нужно привить поисковую активность (такое качество, когда он ищет решения, вместо констатации фактов при последующем бездействии). Тем самым мы СПАСАЕМ его от заученной беспомощности (когда первое, базовое действие в ответ на проблемы – не знаю...).

Нужно ли родителям уметь то, чему надо научить ребенка?

Вопрос спорный. Можно найти множество примеров, когда у "никаких" родителей дети достигали высот и не просто преуспевали, а становились элитой (культурной, научной, финансовой, властной, духовной, творческой, спортивной и т.п.). При этом еще большее количество примеров показывает (и доказывает) что большая часть детей от "никаких" родителей так и остались НИКЕМ.

Я считаю, что родители НЕ ПОЛНОСТЬЮ обуславливают судьбу детей, но очень сильно на нее влияют. Те дети, что преуспели (имея "никаких" родителей) сделали это НЕ БЛАГОДАРЯ, а ВОПРЕКИ родительскому воспитанию, так что у родителей повода для гордости собой нет.

Дети ведь не только у родителей учатся, а и у сверстников, из книг, фильмов и людей, кто для них значим, интересен, кого они ценят.

Если родители сами не могут того, чему нужно научить ребенка (нет у них характера, о коем мы выше писали), они должны позаботиться, чтобы у ребенка был доступ к такому человеку – кто обладает нужным характером.

КАК это сделать, зависит от вашей жизненной ситуации, так что одного и для всех совета просто нет. Варианты – отдать ребенка в бизнес-школу (кроме собственно обучения бизнесу, там завязываются нужные связи и ставится характер). Найти для него возможность периодически быть там, где собираются люди, которые УМЕЮТ решать проблемы. В общем думайте, ищите, но это ДОЛЖНО быть сделано.

Ребенка нужно НАУЧИТЬ решать проблемы.

Кроме характера, для любого человека важно УМЕТЬ решать проблемы, то есть, знать как и что надо сделать в конкретной ситуации и уметь это сделать.

Уметь – значит иметь навык, то есть, действие, доведенное до автоматизма, характеризующееся цельностью, отсутствие поэлементного сознания и контроля; автоматизированное умение, приобретенное упражнениями или опытом, упражнениями, тренировкой, привычкой.

Например, денежный вопрос. Как и где можно получить денег. Что с ними делать - как тратить, вкладывать, копить, преумножать. Как и зачем заниматься благотворительностью. Как брать в долг. Как одалживать. Как возвращать долги, которые отдавать не хотят. Как решать вопросы с государством и криминалом (если актуально). Как продавать себя и/или продукты своего труда. Как повышать доход. Как снижать расходы. Как находить объекты для инвестиций. Как находить идеи, чтобы сделать денег. И т.д. и.т.п.

На все эти вопросы ЕСТЬ ОТВЕТЫ, то есть, УЗНАТЬ как это сделать – можно. Научиться сложнее, но так же возможно. Где? А как насчет задать СЕБЕ вопрос "КАК?"

Есть проблемы, которые большинство решить не может.

Хотя проблем в жизни бесчисленное множество, все они укладываются в схему, которую я называю "уровни проблем". Смысл в том, что по мере взросления человек поэтапно решает ПРОБЛЕМЫ.

Теория про "удовлетворение потребностей по Маслоу" уже устарела (ей сто лет), к тому же, чтобы удовлетворить потребность (в самовыражении, например), нужно решить множество проблем – найти в чем самовыражаться, как это делать, как продвинуть свое самовыражение и т.д. и т.п. То есть, проблемы есть и их нужно уметь решать (хотя я их сформулировал как задачи.

В статье "Удачи в Пути" я уже раскрывал эту тему. Посмотрим еще раз, кратко.

Проблемы решаются не по мере из поступления, а по порядку. И до тех пор, пока не решены проблемы очередного уровня, следующий уровень будет недоступен.

Пример из жизни – мужчина не может разобраться в своей любовной сфере – у него жена и любовница. С кем быть он не знает, поэтому они мучают друг друга уже несколько лет. При этом он, естественно, вынужден (и хочет) зарабатывать много денег, что, в принципе, у него хорошо ПОЛУЧАЛОСЬ (пару лет назад). А сейчас не получается. И он даже знает почему – потому что "все эти любови" его тянут как гири и мешают заниматься делом.

А решить свои любовные проблемы он не может (не умеет, не научили, не знает как), и будут его проблемы в делах тянуться до тех пор, пока он или не решит вопросы в любовных сферах или до тех пор, пока он не перестанет напрягаться по этому поводу. То есть, ну да, у меня жена и любовница и каждая из них хочет, чтобы я оставил другу и был с ней. Ну и что? Меня такая жизнь не напрягает. Нормально все.

В жизни есть проблемы, которые средний (обычный человек) решить может (хоть как-то) и которые не сможет никак.

Культура, в которой мы живем, главной своей задачей имеет передачу опыта от предыдущих поколений к следующим. А опыт (который она передает) – это опыт РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ в разных сферах и областях жизни.

Например, откуда Вы знаете, как надо себя вести, если близкий человек на Вас наезжает (предъявляет необоснованные претензии, грубит и оскорбляет)? Вы ведь знаете, что надо в этой ситуации делать? И мало того, Вы это делать умеете, верно? Не факт, что Вы в этом успешны, но Вы именно умеете (то есть, действия автоматичны, привычны и отработаны). Где Вы этому научились? От кого? Как? Помните?

Культура элиты и массовая культура.

Существует два типа культуры:

  • Культура обычная, для всех – культура среднего человека.
  • Культура для избранных.

В какой среде живем, такую культуру и впитываем.

Культура среднего человека учит нас решать следующие типы проблем:

  • Проблемы самовыражения как Личности.

Сама культура среднего человека формируется как средними (обычными) людьми, так и художественными произведениями, созданными специально для средних людей (они используют такие стереотипы поведения, которые средним людям понятны, знакомы. Они для них свои).

А как живет средний человек? Средне. Базово он как-то обеспечен (хватает на жизнь, но не больше). Любовная сфера как-то решена, то есть, проблемы есть, но не больше, чем у всех и примерно такие же, как у всех. Проблема самовыражения тоже решена "как-то", то есть, никак. Проблема мировоззрения – "как-то" то есть, жить оно (мировоззрение) сильно не мешает, да и ладно.

Другими словами, культура среднего человека учит решать проблемы "средним образом", то есть, не наилучшим, а "чтобы сильно не мешало хоть как-то жить". И этому же мы учим своих детей, весело, да?

А теперь посмотрим, какие проблемы обычный (средний) человек решать не может, потому что культура этому НЕ учит.

Проблемы высшего материального благополучия - богатство.

Богатство – это когда деньги дают возможность влиять на события, происходящие в каком-то регионе страны (мира).

Как мне стать лидером?

Мало иметь деньги, нужно еще быть способным вести людей за собой. Зачем?

Большие деньги – это сложные схемы для их "делания", то есть, много людей и они должны делать то, что надо, а не то, что хотят (могут). И организовать этот процесс – задача владельца денег, а сама по себе задача – лидерская – организовать и повести множество не простых людей в заданном направлении.

Проблемы достижения силы и власти.

Организовать, чтобы государство отдало контракт на производство цемента не в Китай, а заводу на Дальнем Востоке – не простая задачка, да? А именно в решении таких проблем и делаются большие состояния. Не проблем цемента. Круг, масштаб решаемых задач, я имею в виду.

А затем большие люди начинаются интересоваться большими проблемами.

Проблемы «Как мне помочь им?».

Как спасти мир от СПИДа? Как избавиться от малярии? Как предотвратить голод в Африке? Таких не много, но они есть.

И чтобы не "летать в небесах", давайте проверим себя. У Вас есть ответ на вопрос: "Как сделать большое состояние? Как стать богатым по международным меркам человеком?".

У большинства людей:

Ответы есть, но они такие негативные, что лучше бы их не было.

  • Большинство состояний сделано нечестным путем. Вам что, легче от такого ответа? Он поможет стать богатым человеком?
  • Большие деньги – большие проблемы. Очень позитивное верование, да?

Вместо ответа есть вопросы!

А зачем, вообще, надо быть богачом? Мне что, проблем в жизни не хватает?! И все остальное в этом роде.

Так вот, все это признак того, что не решена одна из задач уровней ниже. В данном случае – "мировоззрение". Оно не полное, запутанное и противоречивое. Сам факт вопроса: "А зачем мне это?" означает, что у человека НЕТ ответа, который объяснял бы ему, полностью, зачем ему это надо (быть богатым, в нашем примере).

Возьмем любовную сферу. Что значит быть богатым в этой области жизни, как думаете?

Иметь в качестве любимого человека - ОЧЕНЬ ВЫСОКОГОРАНГОВОГО самца (самку).

В ответ на это у большинства женщин и мужчин появляется множество вполне обоснованных "фу" и "фи". И это говорит о том, что их мировоззрение (не говоря о том, что оно очень бедное) – не полное и противоречивое. С одной стороны они понимают, что быть элитой много лучше, чем быть просто человеком. С другой у них есть множество доводов, почему плохо быть элитой. Так сами с собой всю жизнь и борются.

Главное дело зависит от проблемы, которая перед Вами стоит.

Представьте, что Вы каким-то образом оказались в новом городе, где друзей и знакомых нет. У Вас очень мало денег – жить негде, есть не на что, работы пока нет. Заботит ли Вас сейчас самовыражение? Вопрос риторический, правда?

Та проблема, которая НЕ решена, становится ГЛАВНЫМ ЖИЗНЕННЫМ ИНТЕРЕСОМ. И все силы только на это.

Представим, что необходимым мы себя обеспечили. На душе полегчало. Что дальше? Человек не может быть один, поэтому дальше – дружба, любовь.

Понятно, что в жизни это вот так, по очереди не происходит, но смысл остается – та проблема, которая сейчас в наибольшей степени НЕ решена – есть доминанта, которая организует наши усилия.

Кстати, может быть Вы знаете людей, кто вроде бы "по жизни" нормально обеспечен, но работает не останавливается и на дружбу-любовь времени нет. Почему так происходит?

У него очень высокая планка "минимально". Пока он этого "минимума" не достигнет – не остановится и о любви речь не идет, а для секса всегда можно найти просто человека.

Чему же, все-таки, надо учить детей?

Вернемся к нашим детям? Чему их надо учить?

Ниже список. В правой части – навыки, которым ребенка нужно научить.

Обращаю внимание Ваше, что проблема "устроиться на работу" может быть решена несколькими способами:

Получать "хоть какие-то" результаты нас культура учит. Детей же нужно учить так, чтобы они могли получить от жизни максимум, верно? Соответственно и пункты ниже предполагают, что человек может решать проблемы так, чтобы в одинаковых обстоятельствах получить больше, чем другие. Общий лозунг – получить максимум при минимуме затрат.

Читатели спрашивают: "Вы написали "покупки". А что, здесь у человека могут быть какие-то проблемы? Чему здесь учить ребенка?

Отвечаем: Чтобы он мог купить то, что реально нужно. Чтобы спокойно отказывался от не лишнего (Вам же жертва рекламы не нужна?). Чтобы получил качество лучше, чем получают остальные. Чтобы был доволен покупкой долгое время, а не пару минут.

Уровень проблем

Научить, чтобы дети умели

Проблемы, связанные с обеспечением себя минимально необходимым для жизни. Проблемы выживания.

Устройство на работу – даже если только из-за денег, работа должна быть интересная, с возможностью карьерного и творческого роста, со свободным графиком, с достойной зарплатой, в интересном месте на земле и с интересными людьми.

Карьерный рост – чтобы должности были интересными человеку, с возможностью самореализации.

Проблемы, связанные с обеспечением себя минимально необходимым для жизни. Проблемы выживания.

Как заработать с минимумом сил максимум.

Преумножить с минимальным риском и максимальной выгодой.

Дать в долг тому, кто точно отдаст и дать так, чтобы не было поводов не отдавать.

Взять в долг выгодно и отдать в срок и на своих условиях.

Забрать долг без потерь для обоих.

Покупки – покупать то, что надо и быть довольным этим долгое время (умеете?).

Отдых – отдыхать так, чтобы потом не приходилось отдыхать от отдыха.

Проблемы, связанные с построением своего социального круга – друзья, семья.

Руководство и подчинение.

Подковерная борьба и интриги.

Найти правильного человека для дружбы, любви, для ведения совместного дела.

Построение системы ресурсных связей (блат, связи).

Взаимоотношения с сильными мира сего.

Проблемы самовыражения как Личности

Найти свое дело.

Начать и развить свое дело.

Генерация сильных идей.

Создание творческих и успешных (в плане продаж) продуктов.

Проблемы мировоззрения. Личного.

Вот что верить, во что нет.

Решение внутренних психологических проблем.

Гибкая адаптация взглядов под конкретную ситуацию.

Выработка нужных для решения жизненных задач качеств характера.

Избавление от не нужных качеств характера.

Еще раз напоминаю - выше, в таблице, проблемы, которые относятся к сфере "обычный человек". Наша задача, научить детей решать эти проблемы НЕ так, как это делают обычные люди, а так, как это делает ЭЛИТА.

Резюме.

Детей нужно учить не абстрактным "быть самим собой" или "быть счастливым", а конкретным, практически пригодным в повседневной жизни вещам.

Учить нужно так, чтобы ребенок, когда вырастет, смог получить от жизни гораздо больше, чем все остальные. В идеале – чтобы он вошел в ряды элиты.

Мы не можем полностью определить судьбу и будущее ребенка, но в наших силах дать ему ресурсы, которые будут полезны на жизненном пути.

Не нужно возмущаться культурой – школой, обществом, телевидением, что оно не учит, не дает. Это культура среднего человека и для таких людей этого ДОСТАТОЧНО. Хотите, чтобы ребенок был выше – учите его быть выше.

В идеале, учить можно и нужно тому, что умеешь сам, поэтому самообучение и развитие родителей – безусловно важное и нужное дело. Но есть эффективные институты культурного обучения элиты – элитные заведения, элитные группы – именно туда нужно отдавать ребенка.

Ребенку нужно поставить характер – выработать поисковую активность – как способность находить и решать жизненные проблемы.

Ребенку, обязательно, нужно привить эффективные социальные навыки.

Ребенку нужно привить вкус к элитной культуре.

У него должна быть высокая планка "минимально приемлемый уровень жизни".

Пожалуй все. На сейчас.

(5 голосов : 4.6 из 5 )

Каясь в своих многообразных прегрешениях, мы, родители, часто забываем о том, что иногда учим детей восьми . И даже не подозреваем об этом.

1) Чревоугодие

Только вдумайтесь: практически ежедневно мы заталкиваем эту страсть нашим детям в рот, восклицая: «Доедай все и чтобы без разговоров» или «Съешь всю кашу, получишь конфетку!». Покупая всякие сладости без повода, закидывая по привычке в корзину с покупками – конфеты, чупа-чупсы, киндер-сюрпризы и прочие сладости, мы потакаем желудку и сдаем ему в рабство собственных детей. Сюда же можно отнести и кусочничество в перерывах между едой, неконтролируемый доступ детей к печенькам. А ведь чревоугодие – корень всех последующих страстей.

2) Блуд

Кажется, что приучить ребенка к блуду может только неадекватный родитель – извращенец. Но если задуматься, если вспомнить и проанализировать моменты нашей жизни, приходит понимание, что блуд начинается с якобы невинных сцен-диалогов-ситуаций. Самое стандартное знакомство начинается с телевизора. Причем это не обязательно «фильмы для взрослых», которые и взрослым-то грех смотреть. Это может быть и совершенно банальный сериал с нелепым сюжетом, где блуд заложен в фабуле, это может быть сцена во время рекламы и т.д. Затем ребенок знакомится с блудом в собственной семье. Горе родителям, живущим в блудном сожительстве (не путать с гражданским браком), ведь их формула счастья «браки рождаются на небесах» не одобряют в «небесной канцелярии». Но и в узаконенных браках тема блуда проявляется в разговорах взрослых о том, кто, где и с кем «живёт», развелся, встречается… Разве это предмет для гордости и радости, когда четырехлетняя дочь «сходит с ума» от разлуки с мальчиком из-за перевода в другой садик, а мама ей при этом говорит – «забудь ты его, у тебя таких еще будет…»

3) Сребролюбие

Мы стараемся учить детей не быть жадными. Заставляем их делиться. На время, правда. Или меняем одну жадность на другую – «Дай мальчику поиграть в машинку, а он тебе свою даст». То и дело слышишь на улице, как мамы одергивают детей, которые хотят забрать чужое. Но если совсем маленьким это простительно, т.к. они только познают мир и не понимают границ свое-чужое, то детям старше трех лет необходимо объяснять, что жадность и скупость – очерняют нашу душу. Вместо этого многие родители идут на поводу у новомодной психологии, которая говорит о том, что игрушки и вещи ребенка – это его личная собственность, и он имеет полное право не делиться ими.

А как мы мотивируем детей учиться? Окончишь четверть на пятерки – получишь самокат, или приставку, или новую сумочку, или лучше деньгами? Да, давай деньгами, копи, и в конце года купишь себе что-то большое и дорогое. А еще лучше – подарю-ка я тебе монополию, чтобы развить предпринимательские качества! Разве плохая игра? Очень даже хорошая – развивает способности разные. Подумаешь, что цель игры - «рационально используя стартовый капитал, добиться банкротства других игроков». Зато бизнесмен вырастет, деньги научится считать, вот!

4) Гнев

Часто приходится сталкиваться с выбором «дать сдачи» или «подставить щеку». Не правы те, кто без разбора учат детей махать кулаками, воспитывая в них злобу, мстительность и агрессию. Но не правы и те, кто не прививают умение постоять за себя. Самый тяжелый случай – если ребенка учат не вмешиваться в чужие дела. Подумаешь, слабого обижают или над скромной девочкой издеваются, пройди мимо – не твое это дело. В таких ситуациях гнев как раз-таки уместен, потому что он праведный. Блаженный говорит : «иногда гнев приносит величайшую пользу… когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены ».

5) Печаль

«Дом стоит, свет горит. Из окна видна даль. Так откуда взялась печаль?», — поется в песне известного музыканта. А Бальзак писал: «Ничто так не пьянит, как вино страдания ».

Часто мы надеваем угрюмую маску матери уныния, примеряем на себя роль этакого страдальца. Причем зачастую совершенно по незначительным поводам. Для кого-то поводом опечалиться становятся бесконечные политические распри. Если родители и старшее поколение постоянно причитают «В этой стране всё хуже некуда», «Жизнь с каждым днем всё тоскливее и тоскливее», «Непонятно, куда всё это катится». И это угрюмое лицо, безнадежные монологи изо дня в день видит и слышит ребенок. Радостнее ему от этого живется? Вряд ли. А если взрослые просто любят печалиться – тушите свет. Никакой практической пользы от мнимой печали нет, только деструктив, который ребенок примеряет на себя, и начинает печалиться, как взрослый: и крокодил у него не ловится, и кокос не растет.

Вместо того чтобы заниматься совместным творчеством, делая себя и мир лучше, родители загоняют ребенка в серый, мрачный, беспросветный угол, из которого все выглядит ужасно, как в зеркале тролля из сказки Андерсена.

Депрессия и стресс стали синонимами жизни, а ведь они – дети печали. Родители, пребывающие в постоянном стрессе, принимающие антидепрессанты, загоняют в угол себя и своих детей. Обвиняя во всем обстоятельства и окружающих, мир, природу, политиков, врачей, бабушек в церкви, тётенек на почте, милиционеров на дороге, они не хотят искать бревна в собственном глазу. А ведь именно там прячется истинная причина этого упаднического состояния души!

«Хотя печаль может быть вызвана каким-то горем, скорбью, тяжелые события не являются причиной печали, они только провоцируют её. Причина всегда в самом человеке, в том, как он воспринимает события жизни. Потому что установленный факт: депрессия не зависит от обстоятельств жизни и среды обитания, причина ее всегда не внешняя, а внутренняя» .

6) Уныние

Продемонстрировать его легче всего получается у родителей: устал после работы – пошел спать раньше времени, ничего толком не сделав. Выходные пришли – наконец, посижу, телевизор посмотрю, идти куда-то лень. Убираться лень, готовить лень (закажем пиццу на дом, пойдем в кафе поедим и т.д.). Другая крайность – уныние (скука), гонящее из дому в поисках общения и развлечения. Это когда дома сидеть невозможно, родителям с детьми невыносимо в четырех стенах, скучно, и они постоянно придумывают приключения – развлечения.

Развить чувство внутренней неудовлетворенности, а впоследствии и уныние помогут следующие фразы: «У тебя не получится, ты еще маленький», «Не надо, я сама все сделаю», «Руки у тебя не из того места растут» и др.

7) Тщеславие

О, это же необъятный простор для родительской фантазии! Сюда относятся все долгожданные победы наших детей, все рассказы об этих победах друзьям и родственникам. Хвастаемся при детях о детях.

Новшество этой страсти – снимать ролики со своими детьми на youtube, завоевывать популярность, просить лайки, а также просить детей просить лайки для увеличения числа подписчиков, прививать любовь к славе. А от тщеславия недалеко и до гордыни.

8) Гордыня

Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим мы показываем и на собственном примере, если ведем себя соответствующим образом по отношению к ближним. Дети видят, что родители не хотят уступать друг другу, не хотят идти на примирение, гордость же не позволяет первому сделать шаг и признать свою неправоту. Дети слышат в разговорах взрослых само-возвышение над другими, чувствуют пренебрежительный тон в отношении каких-то других людей, и впитывают это в себя, считая за норму.

«Ты мой самый замечательный (умный, красивый и т.п.) ребенок на свете!» «Ты этого достоин» или «Мой ребенок выше этого» и пр.

Если это повторять регулярно вместо молитвы, ребенок будет думать, что он – пуп земли, самый-самый ее центр. Мальчики и девочки с высоким о себе мнением становятся заносчивыми, высокомерными зазнайками. А ведь родители ничего плохого не имели в виду, поддерживая на плаву их значимость и самость.

Бытовых ситуаций с перечисленными страстями – великое множество. Мы учим смертным страстям детей, передаем наши грехи им, а они – своим детям. И так будет до бесконечности, пока не будет разорван порочный круг нашими собственными усилиями в воздержании, целомудрии, нестяжании, кротости, надежде, трезвении, смирении и любви.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: