Аргументы

В наше время, к сожалению, вечные ценности стали менее значимыми и даже могут вызывать насмешку или иронию, на место любви к ближнему приходит душевная черствость. В обществе идет процесс дегуманизации человека. В стране неуклонно растет количество негативных поступков, совершаемых детьми, появляется все больше детей проблемных, а ведь они – наше будущее, будущее России. Поэтому-то на современном этапе нравственное воспитание становится наиболее важным в учебно-воспитательном процессе. Становится жизненно необходимо воспитывать в детях положительные качества личности, учить их разбираться в жизненных ситуациях и правильно оценивать свое поведение. Задача педагога - помочь детям ответить на сложнейшие философские вопросы: зачем жить? и как жить? А задача эта, как оказалось, далеко не простая. Как поселить в сердце ребенка добро, милосердие, бескорыстие, любовь к ближнему?

Моими помощниками, проводниками к сердцу ребенка, стали, конечно, произведения русской классики – кладезь мудрости. Духовное становление невозможно без освоения бесценного наследия Пушкина, Лескова, Достоевского, Шмелева.… Произведения этих мастеров слова дают представление о христианских основах нравственности, о добре и зле, о чести и бесчестии, о милосердии...

Столько важного и нужного для душевного развития ребенка можно почерпнуть, например, из “Капитанской дочки” Пушкина!

Глубоко христианский, глубоко русский ответ дает писатель на жизненно важные вопросы: как жить в истории, особенно в смутные, переходные ее периоды? за что держаться? При внимательном прочтении повести, не без помощи учителя, дети понимают, что держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога. “Держаться нужно за Бога, за милосердие”,- такой вывод делают ребята в конце изучения произведения.

Но тому предшествует трудная, кропотливая работа с текстом. Проанализировав все сцены встречи Гринева с Пугачевым, видим, что история, положенная в основу повести, начинается и заканчивается милосердием. Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившегося во время бурана Гринева к постоялому двору. Гринев благодарит вожатого, предлагает ему чай, потом и стакан вина. Наутро Гринев еще раз благодарит Пугачева и хочет подарить ему полтину денег на водку. А когда Савельич не позволил ему этого, он придумывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Подарок, на первый взгляд, бессмысленный. Савельич недоумевает: "Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке". Однако, пишет Пушкин, “бродяга был чрезвычайно доволен подарком”. И мы догадываемся, что тут дело не только в тулупе...

В благодарности Гринева за то, что “вожатый” вывел его к постоялому двору не просто благодарность. Тут нечто большее: жалость, милосердие и уважение. Человеку холодно, а ему не должно быть холодно: он образ Божий. Мы не должны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, это бесчеловечно. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку: “Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей”. И не забудет, потому что на милость можно отвечать только милостью.

И через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идет именно тема милосердия. Народная мудрость гласит: “Кто добро творит, того Бог благословит”.

При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни. Позже в беседе наедине Пугачев говорит: “...я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов”. Каким нравственным законом руководствуется Пугачев? Законом милосердия, которого нет выше и благороднее в этом мире. Разглядел однажды Гринев человека в Пугачеве, обратился к этому внутреннему человеку, и не может уже забыть этого Пугачев.

А, перелистав несколько страниц, становимся свидетелями еще одной удивительной сцены: Пугачев, атаман бунтовщиков, вызволяет Машу Миронову, дочь коменданта крепости, казненного во время приступа, из рук Швабрина и отпускает ее и Гринева со словами: “Казнить так казнить, жаловать так жаловать: такой мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!”. Эти слова мы слышим от “злодея, обрызганного кровью стольких невинных жертв” Согласитесь, на такой поступок способен только человек, у которого не стерт образ Божий в душе.

Пушкин в "Капитанской дочке" предстает перед нами не просто мастером-художником, но и очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом. Главное внимание автора "Капитанской дочки" направлено на открытие внутреннего человека в человеке. Проникновенные диалоги главных героев повести представляют собой историю поисков той соборной истины, которая служит одновременно и мерилом истинности, и путем спасения. А ключом к этому царству истины выступает у Пушкина тема милосердия. Не случайно эта повесть является одним из самых христианских произведений в мировой литературе, именно от нее в русской литературе идет традиция проникновенных диалогов “святых и преступников”, стоящих перед лицом Бога.

Думаю, ребята, которые присутствовали на уроке, говорили о милосердии не пройдут мимо человека, нуждающегося в помощи, окажут ее больному и слабому, накормят бездомную собаку… А позже, отвечая на вечный вопрос: “Быть или не быть?”, примут правильное решение: быть человеком, жить духовно, “познавать Творца в творенье, видеть Духом, сердцем чтить…”

Что значит быть милосердным человеком? Важно ли уметь проявлять сострадание к ближним? Именно над этими вопросами нас заставляет задуматься Ольга Георгиевна Лонгурашвили.

В какое бы время ни жил человек, какая бы эпоха ни приходила на смену другой, проблема милосердия будет оставаться одной из актуальных проблем. В наш век, век научно-технического прогресса, когда на смену человеку приходят машины, умение сохранить в себе доброту души, милость сердца очень важно. О.Г.Лонгурашвили в своем тексте рассматривает поднятую проблему на примере истории героини, которая изображена девочкой из послевоенного времени. Повествование об одном случае из детства девочки Лили ведется очень эмоционально. С сочувствием автор текста рассказывает о военнопленных японцах, трудившихся над строительством трехэтажного общежития. Для усиления эмоционального воздействия на читателя писательница использует различные средства выразительности. Чтобы подчеркнуть, насколько истощены голодные японцы, О.Г.Лонгурашвили прибегает к сравнению: «Униформа цвета хаки висела на них, как на вешалках».Читатель понимает, что послевоенное время было непростым для всех, ведь, по словам автора текста, « в магазинах ничего нельзя было купить, кроме черного хлеба, ржавой селедки и консервов».Да, тяжелое время, но и тогда многие люди не очерствели душой, сохранили в себе человечность. Милосердными по отношению к «очень измученным» японцам изображены и девочка Лиля, которая вместе с другими детьми носила военнопленным хлеб, и её мама, пригласившая японца, который подарил Лиле бабочку, на обед. Использование оценочной лексики (« бедный малый ») и слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («пусть поест горяченького ») характеризуют маму Лили как человека с большим сердцем, умеющим откликнуться на чужую беду. Обращает на себя внимание и тот факт, что женщина не возмутилась даже тогда, когда вместо одного на обед в её дом пришли два японца. Такие детали, как налитые полные миски борща и крупно нарезанный хлеб, подчеркивают сострадательность женщины.

Авторская позиция, таким образом, заключена в следующем: милосердие – это одно из самых важных качеств, делающих человека Человеком; быть сострадательным, милосердным необходимо всегда.

Трудно не согласиться с О.Г.Лонгурашвили. Действительно, каждого из нас можно назвать человеком с большой буквы только в том случае, если мы сохраним в себе важные моральные качества, одним из которых является милосердие, сострадание к ближним. Очень ценно, когда уроки доброты и человечности дают нам еще в детстве. На протяжении всей своей жизни мы должны оставаться чуткими к чужой беде, должны в любой момент протянуть руку помощи тем, кто нуждается.

В художественной литературе немало примеров произведений, герои которых являются образцами милосердия и сострадания. Вспомним одно из стихотворений в прозе И.С.Тургенева - «Два богача». Вместе с автором мы проникаемся уважением к бедняку, принявшему в свое семейство девочку-сироту. Несмотря на то, что семья во многом нуждается (нет даже соли для похлебки) , это не останавливает бедняка помочь девочке. «А мы её… и не соленую!»-восклицает бедняк о похлебке. И.С.Тургенев изображает своего героя настоящим «богачом», ведь он наделен очень важным качеством-умением быть милосердным.

Главный герой рассказа «Судьба человека» М.А.Шолохова тоже являет собой пример милосердия. Андрей Соколов, прошедший Великую Отечественную войну, потерявший и дом, и семью, сумел не ожесточиться сердцем и остаться человеком. Именно он берет под свое крыло мальчика, осиротевшего в этой же войне, именно он согревает теплом своей души душу ребенка. Вслед за М.Шолоховым и мы можем назвать Андрея Соколова настоящим человеком.

В заключение хочется сказать, что О.Г.Лонгурашвили затронула действительно злободневную проблему, заставила нас поразмышлять над тем, важно ли быть милосердным. Да, важно! И это неподвластно никакому времени. Давайте будем оставаться людьми, дарить друг другу милость своих сердец!

Есть ли милосердию место на войне?И можно ли на войне проявить милосердие к врагу?Над этими вопросами заставляет задуматься текст В.Н.Лялина.Здесь автор поднимает проблему проявления милосердия к врагу.

В тексте автор повествует о Михаиле Ивановиче Богданове,который в 1943 году был отправлен на войну служить санитаром.В один из жесточайших боёв Михаил Иванович сумел защитить раненых от эсэсовских автоматчиков.За мужество,проявленное при контратаке с дивизией СС > он был представлен к ордену Славы комиссаром батальона.На следущий день после боя,заметив труп немецкого солдата,лежавшего в канаве,Михаил Иванович проявил милосердие,решив похоронить немца.Автор показывает нам,что несмотря на войну,Михаил Иванович смог сохранить в себе человечность,не оставшись равнодушным к врагу. Узнав об этом случае,батальонный комиссар решил отменить представление санитара к ордену Славы.Однако для Михаила Ивановича важно было поступить по совести,а не получить награду.

Я согласна с позицией автора и убеждена в том,что милосердию есть место на войне.Ведь неважно,мёртв ли враг или безоружен,он уже не представляет никакой опасности.Я считаю,что Михаил Иванович Богданов совершил достойный поступок,предав земле тело убитого в перестрелке немецкого солдата.Очень важно в условиях жестокой войны суметь сохранить в себе человечность и не дать своему сердцу остыть.

Проблема проявления милосердия к врагу поднимается в произведениях В.Л.Кондратьева,Сашка,.Главный герой Сашка во время немецкой атаки захватил в плен немца.По началу немец казался ему врагом,но,присмотревшись,Сашка увидел в нём обычного человека,такого же,как и он сам.Он уже не видел в нём врага.Сашка пообещал немцу жизнь,он говорил,что русские не звери,не станут убивать безоружного.Он показал немцу листовку,где говорилось,что пленным гарантируется жизнь и возвращение на Родину.Однако когда Сашка привёл немца к комбату,то немец не стал ничего рассказывать,и поэтому комбат дал Сашке приказ застрелить немца.Рука Сашки не поднималась на безоружного,так похожего на него самого солдата.Несмотря ни на что,Сашка сохранил в себе человечность.Он не ожесточился и это позволило ему остаться человеком.В итоге комбат,проанализировав слова Сашки,решил отменить свой приказ.

Проблема проявления милосердия к врагу затронута в произведении Л.Н.Толстого,Война и мир,.Один из героев романа,русский полководец Кутузов,проявляет милосердие к бегущим из России французам.Он жалеет их,так как понимает,что они действовали про приказу Наполеона и ни в коем случае не смели его ослушаться.Выступая перед солдатами Преображенского полка,Кутузов говорит:>.Мы видим,что всех солдат объединяет не только чувство ненависти,но и жалость к поверженному врагу.

Таким образом,можно сделать вывод,что на войне необходимо появлять милосердие даже к врагу,неважно,повержен он или убит.Солдат прежде всего человек и должен сохранить в себе такие качества,как милосердие и человечность.Именно они позволяют ему остаться человеком.

аргументы к сочинению

⁠ _____________________________________________________________________________________________

Другие аргументы к сочинению по теме:

⁠ Итоговое сочинение по теме ⁠«Р авнодушие и отзывчивост ⁠ь»:

- Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Величайший грех против ближнего не ненависть, а равнодушие. Это самое нечеловеческое из всех человеческих чувств»?

_____________________________________________________________________________________________

становится для автора воплощением милосердия. Вынужденная пойти работать по «жёлтому билету», она делает это не по прихоти, не из желания лёгкой, красивой жизни, а из сострадания к сводным брату и сестре, их чахоточной матери и отцу-пьянице. В образе Сони воплощена идея Достоевского о

По мнению автора, Соня, живущая в «грязи физической», нравственно чиста. Она наделена даром чувствовать боль других людей и всегда готова им помочь. Именно она своей чуткостью, терпением и искренним сочувствием «воскрешает» Раскольника к жизни, постепенно приводя к мысли о греховности его теории.
Милое сердце

готово откликнуться на любое страдание. Так, она однозначно выбирает помощь раненым солдатам , возвращающимся через Москву в свои полки после Бородинской битвы. Она понимает, что у них нет возможности выбраться из города, который вскоре будет захвачен наполеоновскими войсками. Поэтому девушка хочет отдать раненым подводы, предназначенные для перевозки многочисленных вещей из их дома. Потрясённая горячностью и возмущением дочери, с которыми Наташа упрекает мать в бессердечии, последняя разрешает отдать подводы, устыдившись собственной мелочности.

доктор Пирогов помогает семье случайного знакомого. Он лечит дочь Мерцаловых, даёт им денег на расходы и в прямом смысле слова спасает семейство от голодной смерти. При этом доктор даже не называет своего имени, говоря, что всё это ни к чему, лишь желает им никогда не падать духом. Позднее сын Мерцаловых, рассказывая об этом удивительном человеке, называл его «святым» и сам, подобно чудесному доктору, всегда старался быть чутким к чужому горю.
после смены ходит по палатам госпиталя и помогает раненым: кому-то попить принесёт, кому-то подушку поправит. Так, она буквально вытащила с того света Алексея Пряхина, а после госпиталя привела к себе домой и оставила жить до полного выздоровления. На вопрос Алексея, чем же он с ней рассчитается за её доброту, она отвечает, что если бы люди за добро платить начали, то весь мир давно бы в магазин превратился и всё добро бы изничтожилось.
старшие девочки, жившие в детском доме во время войны, поймали воришку, который по ночам ел золотых рыбок из аквариума. Воришкой оказалась маленькая Люсенька. Прежде на неё никто не обращал внимания, не беспокоился о том, что она ела, а уж тем более, что она чувствовала, одинокая, оставшаяся без родителей, совсем ребёнок. Первым желанием девочек было наказать Люсеньку, ведь рыбки были всеобщей радостью, ими любовались, они были украшением бедной комнаты детского дома. Но, увидев тонкие ручки ребёнка, вены, просвечивающие сквозь прозрачную кожу, старшие девочки поняли: в том, что Люся ела рыбок, во многом была и их вина. Они искренне простили малышку, а одна из подростков побежала к няне и попросила кусочек хлеба, пообещав, что теперь они уследят, непременно уследят. И читатель понимает, что она имела в виду, конечно же, не столько рыбок, сколько маленькую Люсеньку.
Проблеме милосердия посвящён

где автор рассказывает о случае, который произошёл с ним на улице. Он упал и сильно разбился, с трудом шёл домой, но не останавливался, потому что понимал: если он сейчас ляжет, люди будут спокойно переступать через него. Автор задаётся вопросом, неужели чувство «меня это не касается» вдруг стало таким обыденным. Гранин делает вывод, что только сообща люди могут решить проблему милосердия, чтобы оно не переставало согревать наши жизни.

Текст из ЕГЭ

(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст. (4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше. (6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане. (9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл.

(17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь? (25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.

(З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом. (36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.

(По Ф. Искандеру)

Вступление

Милосердие – чувство, отличающее человека от животного. Благодаря этому чувству мы выстраиваем взаимоотношения с окружающими, становимся способными к состраданию, сочувствию.

Милосердие – есть любовь к миру, к людям, к самому себе. Оно включает в себя множество аспектов.

Проблема

Что же такое истинное милосердие? Стоит ли ожидать благодарности за содеянное добро в адрес случайного человека? Нужна ли эта благодарность людям?

Над этими вопросами размышляет Ф. Искандер в своем тексте. Проблема милосердия – одна из основных в его творчестве.

Комментарий

Автор вспоминает случай из собственной жизни, когда в подземном переходе он увидел нищего слепого музыканта, просящего подаяния. Вокруг никого не было. Оказавшись рядом с музыкантом, лирический герой Искандера машинально выгреб мелочь из кармана и положил ее в железную банку, стоящую перед музыкантом.

Герой уже готов был кричать о чуде, как вдруг понял, что мелочь просто застревала в складках кармана. Действия его были настолько наполнены автоматизмом и равнодушием, что он просто не замечал остававшихся денег.

Автор размышляет над тем, что же заставило его дать милостыню нищему? Ведь много раз он проходил мимо и от спешки или из лени не давал ничего. Возможно, потому, что вокруг было очень много людей, а в этот раз музыкант пел и играл только для него.

Автор предполагает, что добро необходимо делать именно равнодушно, чтобы не возникало и тени тщеславия. Только тогда милосердие будет бескорыстным: «Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом».

Добро и благодарность сопоставляются в тексте с торговлей.

Авторская позиция

Ф. Искандер уверен, что обмен духовными ценностями – милосердием, состраданием и благодарностью необходимы человеку для развития не меньше, чем ценности материальные.

Своя позиция

Я полностью разделяю точку зрения автора. Духовность в наше время намного ценнее материального благополучия. Милосердие порой запрятывается нами в самые потайные уголки души и вынимаются оттуда только под воздействием каких-то особы обстоятельств. К примеру, когда мы оказываемся один на один с человеком, находящимся в ложной жизненной ситуации.

Проявив великодушие, мы невольно ждем некой благодарности от человека, на которого было направлено это самое великодушие.

И, даже услышав простое: «Храни тебя Бог!» — радуемся этому как дети. Мы всегда должны оставаться людьми, чтобы не дать совести повод напоминать о себе.

Аргумент №1

В литературе множество примеров, где герои проявляют милосердие, находясь в схожих с представленной Ф. Искандером ситуацией.

У И.С. Тургенева есть ряд произведений, объединенных под названием «Стихотворения в прозе». Среди них особенно выделяется миниатюра «Нищий».

Автор описывает свою встречу с нищим стариком, в бессилии протягивающим руку с просьбой о подаянии. Лирический герой Тургенева начал шарить по карманам в поисках хоть чего-то, что могло бы помочь старику. Но не нашел ничего: ни часов, ни даже платка.

Смущаясь тому, что ничем не может помочь бедняку, он пожал иссохшую руку нищего и назвал его братом, извиняясь за то, что не смог хоть как-то облегчить его страдания.

Тот улыбнулся в ответ и сказал, что это тоже подаяние.

Даже не имея ничего за душой, можно обогатить человека, проявив чуточку милосердия и сострадания.

Аргумент №2

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представлен образ Сони Мармеладовой, являющийся воплощением милосердия для миллионов читателей и самого автора.

Соня добровольно отправилась на панель ради спасения своих маленьких брата и сестры, мачехи, больной чахоткой и отца-пьяницы.

Она жертвует собой во имя спасения родных, при этом не упрекая их ни в чем, ни словом не попрекая.

Жизнь по «желтому билету» это вовсе не прихоть, не жажда легкой и красивой жизни, не проявление глупости, а акт милосердия по отношению к нуждающимся.

Соня вела себя так только потому, что не могла поступить иначе – совесть не позволяла.

Заключение

Милосердие напрямую связано с совестью, человечностью, состраданием и самопожертвованием.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: