Аннотация статьи о детстве современных детей. Проблемы современных детей

Современные дети отличаются от детей предыдущих поколений. Развитие научного прогресса, обилие информации, а также стремительно меняющийся темп и образ жизни людей оказывают огромное влияние на характер малышей с самых первых секунд жизни. Сегодня сайт рассказывает о том, чем же отличаются современные дети от детей предыдущих поколении.

Гиперопека и недостаток внимания

Психологи отмечают, что большинство современных детей страдает либо от гиперопеки, либо от недостатка внимания. И то, и другое сильно влияет на характер ребенка и его психологическое развитие.

Сегодня женщины озабочены карьерой наравне с мужчинами и, едва родив, прибегают к помощи няни или гувернантки. Конкурс на рынке труда огромен, поэтому женщины предпочитают сознательно сократить свой декретный отпуск для того, чтобы поскорее вернуться к трудовым будням. В результате в том возрасте, когда формируется характер и психологическое здоровья ребенка, малыш совсем не видит свою маму.

Из-за обостренного желания добиться внимания родителей, ребенок может много капризничать , вести себя вызывающе, провоцировать родителей на эмоции, а также манипулировать взрослыми. К тому же очень часто ребенок пытается заменить нехватку внимания другими элементами: игрой в компьютер, странными увлечениями и друзьями, а в подростковом возрасте может столкнуться и с более серьезными проблемами, такими как наркотики и алкоголь.

Проблемы современных детей

Гиперопека также не добавляет ребенку легкости в восприятии действительности и накладывает отпечаток на характер в тот самый момент, когда он только формируется. Матери, которые решили посвятить всю свою жизнь воспитанию ребенка, слишком оберегают свое чадо, стараясь оградить его от опасностей окружающего мира. В итоге ребенок вырастает избалованным, инфантильным и запуганным, неспособным принимать самостоятельные решения и двигаться к своей цели.

Помните, что характер формируется в течение первых 5 лет жизни ребенка. Не спешите выходить из декретного отпуска, но и не закрывайте его от мира в четырех стенах. Подумайте о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, где он сможет научиться социально адаптироваться среди сверстников и уже в маленьком возрасте начать проявлять самостоятельность.

В потоке информации

На сегодняшний день в нашем мире циркулирует огромное количество информации, и дети являются ее непосредственными потребителями. Но проблема заключается в том, что большинство детей и подростков не умеют ею пользоваться и фильтровать, в связи с чем выбирают для себя только то, что может показаться интересным.

Об актуальных проблемах современного детства

Э. Ш. Камалдинова (Национальный институт бизнеса,

Московский гуманитарный университет)

В статье анализируются социально-философские, правовые, теоретико-методологические, социально-педагогические, психологические аспекты проблемы детства: статуса детей, возрастных границ, особенностей социального положения в современном обществе, социального становления. Ключевые слова: Конвенция ООН о правах ребенка, права ребенка, государственные нормативные акты, феномен детства, социальное становление.

Принятие Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 г. Конвенции о правах ребенка, подписание ее главами 190 государств мира, ратификация конвенции Верховным Советом СССР в июне 1990 г. ознаменовали складывание новой ситуации в мире и конкретно в России по отношению к детям.

Проблема прав ребенка, его полноценной жизни, воспитания, образования и развития всегда волновали человечество. Ее решение означает обеспечение государственных гарантий в социальном становлении личности, в его вступлении в самостоятельную жизнедеятельность, реализацию его прав и законных интересов.

Разработка социологической концепции реального представления о детстве и моделей социализации ребенка в современное общество относится 70-80-м годам XX в. В основе этой концепции образ детства, конкретного ребенка раскрывается в контексте полноценного участника социальных действий, социальной деятельности в целом. Возникла потребность пересмотра исследовательской теории и практики социализации детства (И. С. Кон, Е. М. Рыбинский, С. Н. Щеглова) в рамках современной теории социализации. Это затрагивало определенную совокупность проблем: а) основы и структуры социализации, детство и повседневность как его нормативный контекст; б) анализ аспектов социального неравенства детей в рамках определенных обществом возможностей для освоения образовательного и профессионального статуса; в) рассмотрение социализации как специфического межпоколенного процесса, органически обусловленного, пересекающегося с политическим и социальным порядком и вы-

ступающего естественным механизмом следования поколений друг за другом.

Обозначенный подход базируется на концепции поколенческой упорядоченности, характеризует контекст социальной, взаимно конструированной и структурированной природы категорий ребенка и взрослого, их социального взаимодействия.

В этом смысле целесообразно выделить теоретико-прикладную актуальность оптимального конструирования и регулирования отношений между поколениями самых разных возрастных групп как центрального элемента, важнейшей составляющей общества в контексте функциональной связи с гендерными, экономическими, социально-политическими отношениями.

Общество, в котором плохо детям, - больное общество. Излечение такого общества, и нашего конкретно, может и должно начинаться с утверждения в нашем общественном сознании и жизни фундаментальной идеи: нашу жизнь можно и должно оценивать через современное детство. Приоритет движения от детей к обществу фактически есть предпосылка нашей сегодняшней и завтрашней культуры. Эта идея в своем содержательном смысле утверждает общественную значимость, социокультурные детерминанты воспитания, существования детства.

В условиях коренного общественного переустройства актуально стоит вопрос обновления традиционной парадигмы подготовки и включения подрастающего поколения в жизнедеятельность общества. В этом контексте возникает большая совокупность проблем теоретико-методологического характера, в том числе: детство как элемент культуры;

социализация детей как способ существования и трансмиссии культуры; детство как особая субкультура общества.

Традиционно в науке представление о категории детства (И. С. Кон и др.) характеризуется как инвариантная стадия развития человека или как демографическая категория. Но по своей исторической и социальной сути детство есть культурно-исторический феномен, который можно системно осмыслить лишь с учетом возрастного символизма, т. е. системы представления и образов в определенные периоды развития. В этом случае в культуре индивида проявляются воспринятые, осмысленные и легитимированные ценности в разные периоды социализации, его жизненного пути, в условиях многообразных характеристик возрастной стратификации общества.

В этом контексте принципиальный смысл обретают категории, характеризующие процесс развития личности (в период детства) - социальное становление детей, что, в свою очередь, предполагает обоснование и воплощение в общественную практику целостной теории социального развития вступающего в жизнь нового поколения.

Прежде всего речь идет о признании детства не как подготовительного этапа жизни, а как полноценного, нормального, обязательного периода жизни каждого ребенка и о гарантировании со стороны государства условий для его полноценной и качественной социализации.

Вопрос о правах ребенка (детей) в истории сообщества возник сравнительно недавно. В XIX в., особенно в его второй половине, резко актуализировалась необходимость защиты детей, в том числе от произвола родителей, от эксплуатации работодателей. В рамках демократических движений в тот период внимание прогрессивных сил было привлечено к признанию самоценности ребенка, к содействию реализации им основных прав и свобод. Об этом в России писали Л. Н. Толстой, К. Д. Ушин-ский, К. Н. Вентцель и многие другие.

К. Н. Вентцель одну из своих статей так и назвал - «Ребенок настоящего момента есть самодовлеющая цель воспитания» и сформулировал в ней следующий тезис: «Ребенок на-

стоящего момента есть самодовлеющая цель воспитания. Воспитание должно добиваться того, чтобы каждый настоящий момент жизни ребенка был полон и имел значение сам по себе, а не как переходная ступень к зрелому возрасту» (Вентцель, 1993: 18). 25 сентября 1917 г. он осуществил «Провозглашение Декларации прав ребенка» (там же: 138-143). Один из ее пунктов гласил: «4. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, есть определенная личность и ни в каком случае не может быть считаем ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства».

На рубеже XIX-XX вв. проблема социальной самоценности и признания значимости ребенка как социального субъекта, как человеческого существа, находящегося в условиях особой опасности (военной, политической, социальной - бедности, нищеты, болезней, неграмотности), справедливо актуализировала вопрос о правовом признании ребенка как личности в обществе. До образования ООН в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. И хотя она не содержала для государств-участников обязательных предписаний по ее реализации, но в соответствии с данным документом ребенок признавался объектом международной правовой защиты.

Одним из первых актов созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций явилось образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Принятая в 1948 г. ООН Всеобщая декларация прав человека признала особым приоритетом защиту и помощь детям. В 1959 г. Организацией Объединенных Наций принимается уже Декларация прав ребенка. В ней провозглашены десять социальных и правовых принципов защиты и обеспечения благополучия детей на национальном и международном уровне. Но документ этот лишь формулирует ведущие принципы и рекомендации.

Продолжающееся ухудшение положения детей во многих государствах мира потребовало принятия такого международного документа, который бы в рамках подписанных главами государств - участников ООН фиксиро-

вало важнейшие международные правовые нормы в государстве защиты основных жизненных прав и интересов детей. Подготовка и проведение в 1979 г. Международного года ребенка означали начало работы над проектом соответствующей международным нормам конвенции, гарантирующей основные права в сфере защиты жизни и разностороннего развития детей. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Конвенцию ООН о правах ребенка. 25 января 1996 г. Совет Европы принимает Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей, реально подтверждающую и провозглашающую гарантированные конвенцией нормы.

Концепция Конвенции о правах ребенка построена на фундаментальном положении, признающем равные права детей, юношества (от рождения до 18 лет) на существование, выживание, развитие, на самореализацию себя в современном мире. Жизнеустройство детей на этой основе требует принятия и реализации всеми структурами общества новой этики отношения к детям, к детству как уникальному социальному феномену.

ООН в целях активизации внимания мирового сообщества к Конвенции провела в 1990 г. Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей. Историческое значение такого форума состояло в том, что участники встречи - главы государств приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, План действий по осуществлению декларации в 1990-е годы. Главы 159 делегаций договорились о принятии экстренных мер, национальных планов, ориентированных на решение неотложных проблем детства. Это не только знаменовало принципиально новую ситуацию в области выработки и гарантированной государственной политики в интересах детей, но и обозначило для решения сообществом взрослых огромное количество актуальных проблем в сфере детства, требующих их долгосрочного и оперативного решения для сегодняшнего и завтрашнего подрастающего поколения.

Впервые в мировой практике был принят международный документ, утверждающий приоритет интересов детей в сфере политики,

необходимость гуманного, перспективного решения всеми государствами, ратифицирующими его, вопросов обеспечения полноценной жизни, здоровья, образования и развития, подготовки детей к самостоятельной жизнедеятельности в соответствии с нормами международного права.

Генеральная Ассамблея ООН в ноябре 1989 г. принятием Конвенции о правах ребенка подтвердила свою приверженность гуманистическим принципам, а международное сообщество назвало ее Великой хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка. Ее ратификация Верховным Советом СССР состоялась в июне 1990 г., что определило соответствующие обязательства и правопреемницы России в сфере защиты прав детей.

Одним из первых шагов стало принятие Российской Федерацией в 1995 г. Национального плана действий в интересах детей до 2000 г., реализуемого в рамках президентской, а впоследствии долгосрочной федеральной программы «Дети России», включающей в себя в различные годы различные подпрограммы - «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Одаренные дети», «Дети и семья», «Профилактика безнадзорности и правонарушений» и другие. Целевое предназначение и особенности реализации их в разных регионах по отношению к разным группам детей, несомненно, имели и имеют позитивный смысл, хотя технологии и формы обеспечения мероприятий существенно дифференцированы в отдельных субъектах Российской Федерации.

Начало 90-х годов в России отмечено активным становлением нормативно-правовой базы защиты прав и законных интересов детей: Конституция РФ (1993 г.), Гражданский кодекс РФ (1995 г.), Семейный кодекс РФ (1995 г.), Уголовный кодекс РФ (1995 г.), Трудовой кодекс РФ (2002 г.), Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) и другие, а также федеральные законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995 г.), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1995 г.), «Об основных гарантиях прав ребен-

ка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет-них»(1999 г.), Закон г. Москвы «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве», законы субъектов РФ...

Современное российское законодательство содержит соответствующие базовые нормативные положения, позволяющие реализовать приоритетные интересы детей. Вопрос заключается в том, чтобы их осуществление стало повседневной нормой для всех структур государства, общества и граждан.

Государство избрало программно-целевой метод реализации мер по решению проблем детей в обществе. Одним из механизмов государственной поддержки детей с 1995 г. у нас выступает федеральная целевая программа «Дети России». Приоритетами в решении задач определены снижение младенческой и материнской смертности, снижение инвалидности среди детей с хронической патологией, укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития, повсеместное гарантирование достаточных условий для решения задач выживания, полноценного развития, воспитания, образования.

За последние годы существенно активизировались финансовая поддержка, укрепление материально-технической базы учреждений. Однако система профилактики устойчивости жизнедеятельности детей (особенно в подростковом возрасте) недостаточно эффективна.

В этой сфере не отрегулированы меры оперативной компенсаторной помощи, стабильного функционирования обозначенных учреждений. К актуальным острым социальным проблемам следует отнести решение вопросов сокращения детской смертности, недоедания, преодоления неграмотности миллионов детей в мире, обеспечения всех семей питьевой водой, нормальными условиями жизни, оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии, дети - жертвы вооруженных конфликтов, экологических и техно-

генных катастроф, стихийных бедствий, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети - жертвы насилия и другие категории детей из социально уязвимых групп).

Согласно вышеупомянутой Конвенции о правах ребенка государства-участники каждые пять лет представляют периодические доклады о реализации Конвенции о правах ребенка. Россия представляла в 1993 и 1998 гг. обстоятельные аналитические доклады для обсуждения и принятия мер поддержки.

С 1993 г. по настоящее время Правительством РФ готовится и представляется Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодный доклад «О положении детей в Российской Федерации». В представленных к настоящему времени более десяти докладах анализируется положение различных групп детей России, а также меры, направленные на его улучшение.

Полноценное системное решение обозначенных вопросов требует значительного повышения законодательных обязательств государства, действий общества, всех его структурных подразделений для создания элементарно достаточных условий для полноценной и здоровой жизни каждого ребенка, для осуществления и стимулирования социального, личностного развития каждого юного гражданина, для воспитания свободного, творческого, созидательного, духовно богатого поколения людей.

Это требовало выработки и принятия к реализации концепции, базирующейся на признании самоценности детства, на ответственности взрослых за судьбу каждого ребенка. Возвращение деформированного, пораженного глубоким кризисом нашего общества к его исконной гуманной сущности требует признания детства, юности, молодости как фундаментальной, а не подготовительной части жизни.

Излечение может и должно начинаться с утверждения в нашем общественном сознании, в профессиональной деятельности во всех сферах жизни общества фундаментальной идеи - оценивать жизнь через самочувствие детей и характеристики современного детства. Приоритет оценки и движения общества

в развитии от детей фактически есть базовая предпосылка общественной, гуманистической сущности социокультурных детерминант существования и развития общества.

Одна из глубинных причин долговременного кризиса общества состоит в том, что весь предшествующий взрослости период детства рассматривался и рассматривается как период подготовки к жизни во взрослом сообществе. Все виды деятельности (традиционно образования, воспитания) строятся на необходимости адаптации детей к миру взрослых, на игнорировании самоценности детского сообщества как одного их важных условий развития общества в целом, развития его культуры, менталитета, экономической и политической сфер жизнедеятельности. Государственная политика в интересах детей должна быть кардинально активизирована, она сегодня в основном реализуется по остаточному признаку.

Сегодняшние поколение детей по существу находится на периферии государственной политики, общественных интересов, на обочине законодательного и административного решения жизненно актуальных проблем детства. Жизнеобитание детей и подростков проходит в современных условиях фактически вне правовых ориентаций, норм. Статистика, характеризующая основные тенденции общественной жизни, подтверждает тот факт, что быт, установки, поведение, вся субкультура сегодняшних детей зеркально отражают, усугубляют глубинные противоречия современного российского общества. Всплеск самоубийств подростков - одна из драматичных примет остроты и драматичности сегодняшней ситуации.

На нынешнем этапе общественного развития России актуально стоит вопрос обновления традиционной парадигмы (системы идей, положений, лежащих в основе теории и практики решения проблемы) подготовки и включения подрастающего поколения в жизнедеятельность общества. Диалектика обновления общества осуществима на основе системы «дети - общество», «молодежь - общество». В этом случае фундаментальное значение приобретает процесс развития, сти-

мулирование процесса социального самодвижения вступающих в самостоятельную взрослую жизнедеятельность. Особое значение в государственной политике в этой связи приобретает содержание работы детских и юношеских общественных объединений, направленное на развертывание субъектной, социально активной позиций детей, подростков, юношества в различных сферах общественного проявления.

Реальное признание прав ребенка характеризуется различными аспектами: юридическим, социально-психологическим, социально-педагогическим и др. Сложности их разрешения сегодня очевидны, но торможение оборачивается еще более драматичными последствиями. Важный смысл в этой связи приобретает социально-педагогическое решение вопроса.

Особого внимания также заслуживают некоторые психологические вопросы взросления детей и подростков. Усложнение социальных условий резко отрицательно сказалось на содержании и механизмах их социального развития. Элементы деструкции традиционных механизмов социализации детей проявляются во многих показателях, но весьма существенными становятся характеристики возраста. Ускорение биологического созревания (акселерация), рост напряженности психического самочувствия, неадекватность форм проявления самосознания, неподтверж-дение усиливающегося чувства взрослости у подростков их реально низким статусом приводят к значительному снижению социального возраста.

Маргинальность юношества в этих условиях выступает не только отрицательным атрибутом возрастного развития, но и существенным фактором торможения социокультурного движения общества в целом.

Наиболее драматичным фактором несрабатывающих условий полнокровной социализации выступает недостаточность в законодательстве нормативов, которые являлись бы правовыми «вешками», фиксирующими этапы взросления детей, обретения различными возрастными группами все больше гражданских прав и обязанностей, их юридическое оформ-

ление постепенного вступления в мир взрослых граждан.

Фактическая неразработанность ювенальной юриспруденции затрудняет постановку и решение глобальных по смыслу и значению достаточных юридических оснований для субъектного самовыражения сообществом 14-18-летних себя во всех сферах жизнедеятельности. Такое положение способствует углублению негативных процессов, связанных с социальным отчуждением, нарастанием криминогенности, девиантного поведения подростков и юношества, усложнением процесса самовыражения юношества в многообразных формах социально значимой деятельности. По оценкам экспертов-специалистов, за прошедшие два десятилетия уже произошли невосполнимые потери в ресурсах поколений России.

Недооценка активизирующихся социально-возрастных процессов, потребности социальных переходов в статусе у значительного числа подростков оборачивается углублением разрыва между потребностью интенсивного включения подрастающих в жизнь общества и задержкой их социально зрелого проявления. Правовой статус детей и подростков различного возраста в детских общественных объединениях (с 8 до 18 лет включительно) нуждается в конкретизации.

Признание прав ребенка в период его образовательной деятельности означает прежде всего отказ от традиции патернализма, решения за ребенка взрослыми всех его проблем. Это предполагает новую конструкцию, ориентированную на построение процесса воспитания во всех социальных институтах через вза-

имодействие, сотрудничество, через доверие и уважение. В такой среде созидательного взаимовлияния взрослый стимулирует самодвижение ребенка, помогает детскому коллективу принять свое решение, помогает в реализации программы, принятой этим коллективом, дает возможность свободы поиска, свободы экспериментов, свободы решения и совершения ошибок.

Создание соответствующих условий, стимулирование, поддержка статуса субъекта как объединения, так и отдельных его участников - актуальная задача, которую в общении с детьми предстоит ежедневно решать взрослому сообществу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Вентцель, К. Н. (1993) Свободное воспитание: сб. избр. тр. М. : Профессиональное образование.

ON THE TOPICAL PROBLEMS OF CONTEMPORARY CHILDHOOD E. Sh. Kamaldinova (The National Institute of Business,

Moscow University for the Humanities)

The article analyzes the socio-philosophical, legal, theoretical and methodological, social and pedagogical, and psychological aspects of the problem of childhood: the status of children, age brackets, the features of social position in the contemporary world, and social formation.

Keywords: the UN Convention on the Rights of the Child, rights of the child, state regulatory enactments, the phenomenon of childhood, social formation.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Venttsel’, K. N. (1993) Svobodnoe vospitanie: sb. izbr. tr. M. : Professional’noe obrazovanie.

ЧЕЛОВЕК,

ОБЩЕСТВО,

КУЛЬТУРА

А. А. Бесчасная

ДЕТСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В статье рассматривается феномен детства с точки зрения социологии. Детство выступает в качестве динамично развивающегося явления жизни общества, а семья как необходимое условие эюизни ребенка. Сравнительный анализ современных и традиционных представлений о детстве и семье раскрывает причины трансформаций и характеристики современного образа детства и семьи.

Стремительное развитие современного мира изменяет во времени и пространстве те атрибуты человеческой жизни, которые в предыдущие эпохи казались постоянными и придавали в общественном сознании стабильность и вечность существованию человеческого рода. XIX и XX века привнесли трансформации не только в материально-технические сферы, но и в социально-культурные компоненты общества. Взаимопроникновение культур, трансформации в религиозном сознании, изменение системы ценностей, социальных ролей, самосознания индивида, функций семьи - это лишь немногии перечень явлений, отличающихся динамизмом. В этот список можно добавить и детство. Детство представляется как период жизни человека, характер которого определяется устройством общества и особенностями его развития.

Мы привыкли думать, что детство - самый беззаботный и счастливый период жизни человека. В детстве человека окружают нежностью, лаской, ребенку рассказывают сказки о «добре и зле», учат «уму-разуму», помогают «встать на ноги», а затем еще долгое время патронируют «великовозрастное дитя», комментируя при этом свою опеку: «Для меня ты все равно ребенок». И часто положение ребенка у «ребенка» самого заканчивается в глубоко зрелом возрасте. Современное отношение к детям и потомству со стороны взрослых декларируется как отношение, пронизанное любовью и бескорыстием. И если встречаются прецеденты противоположного отношения к детям, то это вызывает недоумение, неодобрение и осуждение со стороны общества. В современном обществе господствуют идеи детоцентризма и индивидуализма, ценности и неповторимое! и каждой детской души.

Но всегда ли было так? Всегда ли дети были центром мироздания и «мир вращался» вокруг детей? И всегда ли ребенок и детство имели тот смысл, который мы вкладываем в них сегодня? С полной уверенностью нельзя ответить ни

«да», ни «нет». „о „

На основе изучения этнографических материалов российскии ученый

Д. Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкалывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного производства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Удлинение возраста детства во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал, например, Ф. Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к «сдвигу во времени вверх» периода овладения орудиями производства.

По мнению Д. Б. Эльконина, заявлявшего о существовании парадоксов в развитии детей, необходим исторический подход к пониманию этих парадоксов и детства в целом. Парадоксы заключаются в следующем. Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, по организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - это наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы и человеческого развития, который предопределяет историю детства.

Как свидетельствуют многочисленные исследования антропологов и археологов, этнографов и культурологов2 у первобытного человека и у современных людей отсутствуют отличия биологического характера. Анатомоморфологическое сходство, естественно, присутствует и между младенцами. азличия в жизни древних и современных людей наблюдаются на социальном уровне. В ходе истории непрерывно росло богатство материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много раз. оэтому эти количественные изменения никак не могли не сказаться на содержании понятия и феномена детства в различные эпохи у разных наро-3X0 П6РИ0Д ЖИЗШ человека’ продолжающийся от рождения до на-122 м^7°ТОг П0Л0В0Г° С°3реВаНЙЯ’ Фазирования мировоззрения и по-подвепженнпй гя-м СТ6 вьшолнения общественно необходимой деятельности,

И социальной- При продолжительность детства

к31“щ;сГэтГости яегс™в эпоху средаве-етоль же подвержены юменеяшо""Ги шсящ^ет „адР0ДУКТ ИСТ0РШ’ И 0НИ

Возникновение современного образа детства, отличного от «традиционных» представлений произошло по следующим причинам, которые одновременно и характеризуют новый образ детства в информационном обществе.

Завоевание женщиной, а следом за ней и детьми равных прав с мужчинами. При этом одновременно общественное сознание не наделяет женщин и детей равными обязанностями по сравнению с мужчинами. В результате в семьях возникает диссонанс, когда женщина либо по исторической инерции исполняет полный цикл семейно-бытовых обязанностей и по социальной необходимости общественную нагрузку, либо женщина переключается полностью на реализацию собственного общественно значимого социального статуса, а мужчина ввиду сложившихся исторических условий добровольно передает женщине инициативу, права и обязанности нести ответственность за семью, саму женщину и детей. Итогом подобных исторических коллизий явились проблемы, которые сформировали рискогенное для существования человеческого общества положение детей. Это, например, культы самодостаточности существования отдельной личности, бездетности, безбрачия, однодетных семей, распространение неполных семей, социальных детей-сирот, возникновение и нарастающее омоложение детской преступности, проституции, бродяжничества и других девиаций.

Распространение идей равноправия людей независимо от пола и возраста, демократии и плюрализма мнений. В отношении детей это проявилось в возникновении целого ряда правовых документов о защите прав ребенка, согласно которым дети провозглашаются «полноправными участниками общественной жизни». В результате утверждения и использования на практике подобного рода документов родители и другие взрослые, которые в силу социальных и профессиональных обязанностей выражают неравнодушие к действиям и мыслям детей, в современной юриспруденции трактуются как потенциальные носители разного рода злоупотреблений в отношении к детям. К сожалению, это вовсе не способствует укреплению семьи и защите детства от социальных катаклизмов. Вмешательство государства в приватные отношения и мир семьи оказывают обратный эффект в отношении к самому государству со стороны молодого поколения. Дети и молодое поколение восстают не только против родителей, но и против государства. Это проявляется в детском бандитизме, формировании политических организаций антиобщественной направленности (тоталитарные секты, группировки скинхедов, политические движения националистического и экстремистского толка, привлечение и психолого-идеологическая обработка в террористических группировках), перекладывании забот о престарелых родителях на плечи государства.

Особенности семейных позиций и взаимоотношений отцов и детей, старших и младших членов современной семьи, ее система ценностей находят определенное отражение и символизацию в обновленных «обычаях» и «обрядах», в новых формах социализации. Вследствие социокультурных сдвигов происходит падение значения семьи как транслятора традиций в обществе и расширение круга и усиление роли институтов вторичной социализации, большинству из которых свойственен спонтанный характер. К ним принадлежат группы сверстников, а также средства массовой информации и коммуникации. Эти влияния создают благодатную почву отступления детей от традиционных ценностей, что впоследствии приведет к конфликту молодежи с обществом, сохраняющим культ этих ценностей. Молодое поколение является носителем инноваций, разрушающих старые традиции, и этот процесс не проходит бесконфликтно.

Ускорение темпов технологических революций, в результате которых дети в качестве собеседников, друзей и социализаторов в обществе получили такие технические средства, как интерактивные игрушки, телевизор, радио, компьютерные игры, интернет-общение и т. д. Например, трехлетний: ребенок является «продвинутым пользователем компьютера» по сравнению с большинством 65летних людей. В результате дети не приобретают и не отшлифовывают навыки общения и взаимодействия с окружающими.

Повышение требований к уровню образования каждого последующего поколения, что, по бытующему мнению, является залогом будущего успеха человека. Программы образовательных учреждений ежегодно уплотняются, усложняются за счет «забегания вперед», попытки форсировать возрастные психологические возможности детей и обогащаются дополнительными образовательными услугами. Вследствие этого дети не имеют временных возможностей для укрепления физического здоровья, формирования психологического равновесия, установления прочных дружеских отношений со сверстниками. Во взрослое общество входит физически и психически ослабленное депривированное поколение.

Популяризация идеологии личного успеха, индивидуализации и уникальности «Я», достижения целей, невзирая на методы и средства достижения, низвержение ценностей коллективизма, взаимопомощи, общности и единства с семьей, нацией и обществом. Эта идеология формирует в молодом поколении мотивы соревнования, независимости, индивидуализации образа жизни и образа мысли. Поэтому современные дети отличаются нестандартными (нетрадиционными) взглядами, решениями, свободой действий и мыслей. Они руководствуются собственными представлениями о мире, каким он должен быть.

Распространение демократии в обществе перетекло в демократичные и открытые отношения в семье. Произошло эмоциональное раскрепощение отношений между супругами, родителями и детьми. Если раньше основой семьи было рождение детей и вокруг этого предназначения строились последующие сексуальные и эмоциональные отношения членов семьи, то в настоящее время эмоциональные связи внутри семьи являются основой для всех остальных аспектов жизнедеятельности и отношений внутри семьи. Фундаментом благополучных отношений и между супругами, и между родителями и детьми, и между самими детьми выступает благополучный эмоциональный контакт между равноправными партнерами. При таких отношениях родители и дети уважают друг друга и желают друг другу самого лучшего. Беседа, диалог или договор - это основа, на которой эти отношения реализуются. Современная модель договорных отношений с детьми предполагает внутренний контроль со стороны ребенка в противовес внешнему со стороны других людей или социальных посредников.

В результате распространения идей гуманизма, демократии, равноправия, индивидуализма и попытки заглянуть в душу ребенка, современное общество крайне негативно относится к физическому воздействию на ребенка, т. е. к физиИ воздайсгвшм" “Д*®0 Воспроизведение общественных от-сГп^^Г1™ стандаРтн№! Н°Р«. контроля и регуляции «отюганяющих-ШэТом™™лНИЯ нев03м°“° без санкций и воздействий на о&ь-ческое насилие нятт п ^онтроль за повеДением детей и легальное прежде физи-глаз - во внутоентптл еНК0М ПеРеШЛ0 в плоскость невидимую и скрытую для насилие пеоешло в пп-л психологическУю- Следовательно, внешнее (физическое)

поХ даже“^е пГСТЬ ШЧНОстаого (психологического), которое бывает подчас даже тяжелее. Последнее сопровождается глубокими психотравмами и

стойкими негативными переживаниями у детей, что нередко сопровождается выходом из неразрешимой ситуации через суицидальное поведение. Таким образом, общество и взрослые инфантицид, бытовавший в прошлом как способ разрешения собственного бессилия в отношении обстоятельств жизни, переложили на плечи и ответственность детей в виде детского суицида.

Особо хотелось бы отметить экологическое окружение современных детей. Промышленный рост, технические и технологические открытия и прогресс часто создают неблагоприятную обстановку для полноценного физического и психического развития детей. Современное и каждое последующее поколение рождается и в последующем под воздействием экологической обстановки и образовательных нагрузок становится все более ослабленным, чем предыдущее. Дети лишены полноценного общения и развития на лоне чистой, неиспорченной человеческим вторжением природы. Усугубление неблагоприятной экологической обстановки является одной из причин ухудшения здоровья детей. Следует отметить, что о замедлении развития детей, даже о децелерации ученые разных стран начали говорить в конце 80-х годов прошлого века. В качестве причин ослабления физического и психического здоровья детей ученые определили совокупный социальноэкономический статус родителей (чем он выше и престижнее, тем лучше показатели здоровья детей) и неблагоприятную экологическую обстановку4.

Последней общей причиной и характеристикой современного положения детства и нашего отношения к детям является глобализация современного мира. В процессе взаимопроникновения культур, взаимодействия людей, народов, обществ и государств формируется единое культурное пространство и человеческое сообщество, которое функционирует согласно одинаковым принципам и которому характерны одинаковые способы жизнедеятельности. Западная цивилизация распространяется по всему миру, переплетается в симбиозе с восточными и азиатскими культурами, что в целом формирует единый общий образ детства для большинства государств и обществ с небольшими региональными особенностями. К примеру, мальчики в Таиланде, подобно своим английским сверстникам, вовлечены в движение бойскаутов5, или, например, традиции японской педагогики свободного воспитания до 5 лет получили распространение в большинстве педагогических систем западного мира, а современная система высшего образования в рамках Болонских договоренностей позволяет детям обучаться в различных зарубежных странах по единой сквозной программе образования.

Таким образом, если пытаться охарактеризовать общее положение детей в современном мире, то оно обусловлено процессами глобализации и изменения роли традиций в жизни людей. Современная жизнь приобретает новую динамику, ускоряется ее ритм, по мере этого меняется и роль традиций. С одной стороны, условия современной жизни требуют от современных детей большей открытости, произвольности, свободы действия, с другой стороны, в силу усложнения социально-экономических условий жизни и удлинения периода социализации, дети длительное время вынуждены находиться в зависимом положении и подчиняться традиционному образу жизни. Таким образом, ребенок испытывает на себе большую нагрузку и череду внутриличностных кризисов6, так как взрослые одновременно предъявляют ребенку требования действовать согласно своим традиционным представлениям как залог стабильности отношений, и проявлять (желательно как можно раньше) себя как личность, способную показывать свои успехи, быть не похожей на окружающих, нестандартно мыслить. Ребенок как бы сочетает в себе прошлое и будущее, что естественно вызывает внутриличностый конфликт и

недоверие ко взрослым. Разные дети из этой ситуации выходят по-разному. Кто-то выбирает путь подчинения общественным, еще раз подчеркну, противоречивым требованиям, кто-то отказывается вообще подчиняться чему-либо и уходит в девиантное поведение, где-то родители затевают равноправные договорные отношения со своими отпрысками. Но, так или иначе, ребенок, благодаря пошатнувшемуся традиционному укладу жизни, трансформирующейся традиционной семье и отношению к детям, довольно часто оказывается в ситуации выбора между зависимостью и самостоятельностью, в ситуации выбора ответственности за свой жизненный путь. Современный окружающий мир для ребенка открыт и закрыт одновременно. Открыт, так как можно формировать жизнь согласно своему свободному выбору, а закрыт, так как в свободном от традиций мире отсутствуют незыблемые ориентиры организации совместной жизни с другими людьми. Поэтому дети в современном мире, в каком бы обществе или государстве они ни проживали, испытывают на себе весь груз успехов и ошибок, накопленных обществом. В социальном восприятии детства интегрированно отражаются экономические показатели, технические достижения, социальные характеристики, культурные ценности и идеологические представления, господствующие в обществе.

Примечания

1 См.: Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. -М.: Роспедагентство, 1996. - С. 5.

2 См.: Арутюнов С. А., Арьес Ф., Бреева Е. Б., Бронфенбреннер У., Кон И. С., Мид М., Плескачевская А. А., Сергеенко, М. Е., Тейлор Э., Щеглова С. Н.

Термины «традиции» и «традиционная» заключены нами в кавычки, т. к. представляют собой характеристики явлений, имеющие относительно длительные сроки существования во времени, следовательно, константные, но все-таки подверженные динамизму в историческом аспекте.

См.. Максимова, Т. М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения - Т. М. Максимова. -М.: ПЕРСЭ, 2002.- С. 61-75; Орешкина, С. Г. Особенности социального положения детей в условиях реформирования российского общества (на материалах Иркутской области) : автореф. дис.... канд. социол. наук / С. Г. Орешкина. - Улан-Удэ, 2004. - С. 5.

См.. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков ^ народов Южной и Юго-Восточной Азии. - М.: Наука, 1988. - С. 79. десь, думается, детским психологам предстоит еще не раз обратиться к вопро-

н^мГ™ Критериев КРИЗИС0В в ста™ши личности ребенка в современ-целью уточнения периодизации жизни человека (и детского возраста).

О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

2. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации в 2-месячный срок представить на утверждение проект положения о Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и предложения по его составу.

3. Правительству Российской Федерации:

а) в 3-месячный срок утвердить план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы;

б) предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

I. ВВЕДЕНИЕ

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия).

Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.

Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Основные проблемы в сфере детства

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.

Муниципальное образовательное учреждение

«Дом детского творчества №1»

«ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА»

Выполнили:

члены научного общества

Руководитель:

Педагог

дополнительного образования

Обоснование значимости проекта

Проблемы социального сиротства, детского и семейного насилия, проблемы правовой неграмотности подрастающего поколения все чаще поднимаются в средствах массовой информации , являются объектом внимания властных структур и общественных организаций. Это неслучайно, поскольку будущее России – ее молодежь и дети. «В каждом ребенке заложено большинство качеств взрослого человека. И если внимательно присмотреться к ребенку, то можно предсказать, каким он станет человеком», - пишет известный детский писатель Ю. Яковлев в своей книге «Ваши права, дети»

И эти маленькие взрослые зачастую в силу социальной, экономической и других причин оказываются в трудной жизненной ситуации, нуждаются в поддержке и внимании. Особо «ошибкоопасным» считается подростковый возраст.

Подростковый возраст – сложный период в жизни человека. В это время происходит формирование личности, закладываются основы поведения, ценности и принципы, которым человек будет следовать в жизни. «Человек делает свой выбор: с кем он или против кого; пытается разобраться в самом себе, выяснить, где добро, а где зло; чему он лично собирается служить, к чему будет стремиться». . Психологи, в частности, известный в научных кругах исследователь возрастной психологии А. Петровский, утверждают, что этот период неслучайно называют «трудным», «критическим», так как подростковый возраст является временем перехода к новой эпохе жизни – взрослости: «переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального» .


В современном обществе случается так, что подростку приходится принимать взрослые решения. Здесь свою роль может сыграть не только чувствительность и резкость, но и страх, беспричинная жестокость.

Жестокость в отношении детей, насилие в семье стали повседневными темами новостных выпусков, в том числе и в Забайкальском крае. Вот лишь некоторые примеры: «В поселке Шерловая Гора Борзинского района тридцатилетний мужчина нанес тяжкие повреждения двум несовершеннолетним девочкам» («Вести-Чита», 01.04.2009); «За последние десять месяцев в Забайкалье зафиксировано более 150 случаев жестокого обращения с детьми со стороны родителей. Одно из последних событий потрясло даже милиционеров и врачей: отец жестоко избил сына, которому всего полтора года» («Вести-Чита», 31.10.2007); «В посёлке Агинское молодая женщина, находясь в состоянии алкогольного опьянения, била свою десятилетнюю дочь, не выпускала её из дома, заставляя пропускать школьные занятия. Подобный случай был выявлен и в Чите, где нетрезвый отец избил свою 16-летнюю дочь» (Информагентство «Забмедиа», 21.04.2010).

О росте фактов жестокого обращения сообщает и краевое Министерство социальной защиты населения. Такие данные приводятся на информационном портале «Забайкалье. Ру» (www. zabaikalye. ru) 7 мая 2010 года (по информации российского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации): «В 2009 году зарегистрировано 105,8 тыс. преступлений в отношении несовершеннолетних. 67,7 тыс. детей пострадали от преступных посягательств насильственного характера, причем 4 тыс. совершены взрослыми в отношении собственных сыновей и дочерей. Кроме того, в прошлом году в отношении родителей или иных законных представителей было составлено 471,3 тыс. административных протоколов, возбуждено почти 9 тыс. уголовных дел».

Согласно данным министерства образования, на 2007 год в России на учете было 742 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После Великой Отечественной в стране было 680 тысяч сирот. В 1989 году было зарегистрировано 87 тысяч сирот. По данным на 2008 год, в России насчитывается около 800 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. И «…ведь за любой единичкой в этих огромных числах - вполне конкретная живая судьба маленького человека. С его острой болью, физической и душевной, с неимоверными страданиями, с горем, которое никакими цифрами не измерить…» (А. Лиханов).

Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенному накануне Дня защиты детей в 2009 году, наиболее страшной проблемой современного мира детства взрослые считают алкоголизм и наркоманию (45%). «На втором месте по значимости - детская и подростковая преступность (38%). Далее следуют беспризорность (21%), низкий уровень жизни в семьях, имеющих детей (20%), проблемы детского досуга (18%). 11% полагают, что в фокусе общественного внимания должно оказаться насилие в отношении детей, 10% наиболее острой проблемой считают проблемы воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях» . Кроме того, ВЦИОМ отмечает, что за прошедшие несколько лет некоторые проблемы детей в современном обществе стали казаться Россиянам более острыми. Среди них – детский досуг, преступность, насилие в отношении детей и др. Это еще раз подтверждает, что в обществе все больше назревают актуальные темы, связанные с проблемами современного детства.


На первый взгляд может показаться, что названные проблемы – результат низкого материального уровня жизни российских семей, что многие родители отказываются от детей, потому что не имеют средств для их воспитания или имеют проблемы со здоровьем, что малолетние идут на преступления из-за бедности и бессилия что-либо сделать в этом положении. Однако, на самом деле, в годы войн и революций – то есть во время крупных социальных катаклизмов детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, было намного меньше. На наш взгляд, дело не только в низком достатке многих Россиян, а в нравственном и моральном аспекте, в неумении молодых граждан отстаивать свои права и искать защиты. Об этом говорят частые случаи отказа от детей в благополучных семьях, невнимательность взрослых к проблемам детей и многое другое.

В современном обществе ребенок часто остается со своими проблемами один на один: педагоги говорят, что в семье плохо воспитывают, родители в свою очередь не оценивают работы учителей. «Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности» .

Чтобы воспитать достойного человека с высокими моральными устоями, необходимо тесное взаимодействие образования, института семьи и других, самых разных сфер общества. Мы считаем, что в этом поможет и наш проект. Он затрагивает самые актуальные проблемы современного детства: рост безнадзорности и беспризорности, бедность населения, как следствие – алкоголизм и наркомания, подростковая преступность; отсутствие внимания к нуждам и потребностям детей со стороны взрослых; неумение ребенка использовать правовые знания в отстаивании своих интересов; привлечение внимания к детям, оказавшимся в зонах вооруженных конфликтов и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Проект начал реализовываться на базе седьмого класса средней общеобразовательной школы № 33 г. Читы Забайкальского края.

Данный проект реализуется в течение нескольких лет и является логичным продолжением проекта «Древо жизни», который был создан командой учеников школы № 33, их классного руководителя Альвины Кивлевой и родителей. Он был призван объединить усилия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения, а также привить детям и родителям навыки совместного творчества, решения проблем, научить их идти на компромисс, слушать и слышать друг друга.

Цель проекта:

· сформировать потребность у школьников в определении своего места и роли в социуме.

Задачи:

· Организовать изучение Конституционных законов, направленное на формирование активной жизненной позиции в современном мире;

· Способствовать развитию умений и навыков адаптации в обществе;

· Воспитывать нравственные качества, направленные на формирование коллективизма и личностно ориентированного человека

Методы:

1. Изучение нормативных документов: «Конституция детства - Конвенция ООН о правах ребёнка», направленных на правовое обеспечение жизнедеятельности.

2. Чтение и обсуждение произведений о проблемах детей в годы Великой Отечественной войны и современной действительности.

3. Презентация книг «Побег» и «Маленькое сердце».

4. Интерпретация художественных произведений, посвященных изображению мира детства.

5. Обсуждение публикаций в детских журналах и СМИ о проблемах современных детей.

6. Участие в различных конкурсах, формирование умений обсуждать актуальные проблемы.

7. Совместная работа с Краевым детским фондом и Краевой детской библиотекой по пропаганде здорового образа жизни.

8. Проведение совместных мероприятий с родителями, способствующих единению детей и взрослых.

9. Публикация творческих работ на страницах газеты «Забайкальский рабочий» и журнала «Юная галактика».

10. Продолжение сотрудничества с Всероссийским детским фондом, его председателем.

11. Проведение совместных мероприятий со студентами ЗабГГПУ в защиту прав детей.

12. Объединение и активизация усилий государства, общества, родителей и школьников в решении детских проблем России.

Проект рассчитан на семь лет.

Наши результаты работы над проблемой в течение учебы в 5-7 классах (прилагаются).

Гудкова Александра.

Формы работы «Всероссийского фонда по решению проблем детства».

1. Духовная защита.

2. Осуществление прав.

3. Воссоединение семьи.

4. Защита прав на личную жизнь.

5. Здоровье и здравоохранение.

6. Защита ребёнка без родителей.

7. Образование.

8. Отдых, досуг, культурные мероприятия.

10. Помощь детям, находящимся в зонах межнациональных конфликтов.

11. Помощь детям Чернобыля.

12. Борьба с детской смертностью.

13. Помощь инвалидам.

14. Забота о брошенных детях.

Гудкова Александра. Проблемы современных детей.

1. Детская преступность.

2. Дети без родителей.

3. Беспризорники.

4. Разлучение с родителями.

5. Употребление наркотиков.

6. Употребление алкоголя.

7. Курение.

8. Различные серьёзные болезни.

9. Брошенные дети.

10. Терроризм в местах пребывания детей.

11. Различные проблемы из-за вражды разных стран (война).

12. Физическое насилие.

13. Психологическое насилие.

14. Социальное обеспечение.

Заключение

В рамках проекта «Решение проблем современного детства» уже было немало сделано. Были проведены уроки-дискуссии на указанные выше темы, написаны десятки сочинений по проблемам детства, опубликовано несколько статей в газетах и журналах краевого и федерального уровня. С помощью студентов ЗабГГПУ им. и сотрудников Краевой детской библиотеки проведена работа по изучению основ правовой грамотности ребенка, уроки по Конституции детства. Рисунки и сочинения, посвященные Конституции детства, были отправлены в краевое отделение Российского детского фонда, опубликованы в краевой газете «Забайкальский рабочий».

В рамках проекта состоялась презентация книги забайкальского автора Виктора Лавринайтиса «Побег», в которой приняли участие родственники писателя, ученики и учителя других образовательных учреждений. На презентации обсуждалась проблема сиротства, и в частности, пути решения проблемы социального сиротства. Участники дискуссии пришли к выводу, что эту актуальную проблему возможно решить лишь консолидацией усилий общества, государства и каждого отдельного человека.

Был проведен социологический опрос, в ходе которого школьникам были заданы такие вопросы: «Какие семейные проблемы мешают жить ребенку?», «Какими бывают школьные проблемы и как их избежать?», «Какие проблемы возникают у детей во дворе и как их устранить?», «Какие проблемы встречаются на территорий нашего поселка (района, города)?», «Что необходимо сделать для организации свободного времени школьников?». В ходе опроса были выявлены мнения детей по указанным вопросам. Они отметили среди основных проблем, с которыми сталкивается ребенок, - алкоголизм, наркомания и т. п. в семье, уход детей из дома, чтобы стать «самостоятельными», непонимание, недоверие, неравенство в семье и детской среде, конфликты с учителями и одноклассниками, неорганизованность досуга. Данный опрос показал, что подростков точно так же волнуют проблемы, которые пытаются решить взрослые, а значит, консолидация усилий для преодоления трудностей, поддержка со стороны взрослых крайне важна для них.

В творческих работах, написанных в рамках проекта, ребята описали свое отношение к телепрограммам о жестоком обращении с детьми. Школьники, проанализировав трагические случаи, известные им от тележурналистов, резко осудили родителей, которые бросают своих детей, издеваются над ними, подвергают их насилию. Кроме того, ребята отметили, что подобные программы лучше не показывать, так как они могут навредить хрупкой детской психике благополучных ребятишек. Но говорить о том, что такая проблема существует, необходимо, однако показывать кровавые сюжеты в прайм-тайм – не выход, считают дети.

С наступлением нового учебного года школьники, студенты, педагоги, родители и представители общественности продолжили реализацию проекта. Они изучают свои права в семье, учебном заведении, при трудоустройстве и т. д., узнают о том, какая ответственность им грозит в случае нарушения прав других людей. Ребята познакомились с основами безопасного поведения в квартире и на улице, с основами оказания первой медицинской помощи. Одним из важнейших направлений реализации проекта стало изучение «Кодекса здоровья».

Продолжаются также совместные акции с Российским детским фондом, со студентами ЗабГГПУ, сотрудниками краевой детской библиотеки. Особое внимание уделяется вопросам гражданственности и нравственности. Кроме того, в рамках проекта предусмотрена работа с одаренными детьми: участие в различных конкурсах и конференциях регионального и всероссийского уровней. В летнее время школьники заняты в проведении профильных смен в детских оздоровительных лагерях.

Все мероприятия в рамках проекта являются более актуальными в свете участия города Читы в 2010 году во Всероссийском конкурсе «Город без жестокости к детям», который проводился Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Литература

1. Андрюхин, А. Лучше ее убить, чем отдать в детдом//Дитя человеческое, № 5, 2009. - С. 19-21.

3. Горошникова, Г. Г. В поисках произведений о современных подростках [Электронный ресурс]. – «Литература», №, URL: http://lit.1september. ru

4. Как защитить детство? // ВЦИОМ. Пресс-выпуск от 1.06.2009.

5. Кивлева, пятиклассников о древе жизни// Дитя человеческое, № 5, 2008. - С. 16-20.

6. Лиханов, А. А. За! Малых сих. Письма в защиту детства. – Изд-во «Детство. Отрочество. Юность», 2007. – 546 с.

7. Яковлев, Ю. Ваши права, дети. – М.: Международные отношения, 1992. – 128 с.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: