Алгоритмы последовательности действий при индивидуализации в доу. Использование алгоритмов при организации взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста

Развивающие игры – это игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков.

Основная особенность развивающих игр определена их названием.

Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей и имеют большое значение во всестороннем и умственном развитии детей.

Сложным вопросом в теории развивающих игр является вопрос их классификации. До настоящего времени единая классификация не принята. Так игры классифицируют: по содержанию, по наличию или отсутствию игрового материала, по степени активности детей и т.д.

По использованию игрового материала выделяют игры с игрушками и картинками, настольно-печатные, словесные.

По степени активности детей и воспитателя развивающие игры делят на три группы: игры-занятия, игры-упражнения, авторазвивающие игры.

При регулярном использовании развивающих игр, стимулируется мыслительный процесс у ребенка, что помогает развивать навыки, логику, творческое мышление и получать первый опыт, ведь процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче и невозможен без активной работы мысли.

Все развивающие игры имеют в основе ситуацию, из которой ребенку необходимо найти выход. При этом, чем более последовательным и логичным будет разрешение проблемы, тем лучше.

Развивающие игры исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями: каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика и т.д.; задачи даются ребенку в различной форме, что позволяет знакомить его с разными способами передачи информации; ребенок учится мыслить самостоятельно и выстраивать следственно-логические связи (от простых к сложным) ; задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему ребенку до непосильных среднему взрослому; постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои способности, в отличии от обучения, где все объясняется и формируется только исполнительские черты в ребенке; начинать играть с такими играми можно с самого раннего возраста. Задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка» , ребенок развивается наиболее успешно.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки.

С помощью развивающих игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Развивающая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.

  1. Обучающая задача - определяет содержание, правила игры и направляет игровые действия. Объем и содержание обучающих задач соответствуют программе обучения детей этого возраста в детском саду. Реализация обучающих задач происходит через игровые действия. Чем интереснее игровые действия, тем незаметнее и эффективнее ребенок выполняет игровую задачу.
  2. Игровые действия или игровой элемент - наличие игрового действия или игрового элемента - главное отличие развивающей игры от развивающего упражнения. Введение игрового элемента в упражнение может сделать упражнение игрой, и наоборот, если исключить игровой элемент из игры, игра превратиться в упражнение. Игровые действия или игровые элементы осуществляются в форме игровых манипуляций игрушками, предметами или картинками (подбор, складывание, раскладывание и т.п.) , в форме поиска предмета и его нахождения; загадывания и отгадывания; выполнения ролей; соревнования; особых игровых движений (хлопки в ладоши и др.) ; в качестве игрового элемента может быть использовано слово или фраза-зачин. В одной игре иногда встречается несколько игровых элементов.
  3. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Правила способствуют развертыванию содержания игры, осуществлению развивающих задач. Правила указывают путь решения задачи, определяют приемы предстоящей умственной деятельности, регулируют взаимоотношения играющих. Даже внутри одной развивающей игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Алгоритмические предписания, понимаемые как последовательность получения результата или как последовательные шаги решения задачи, используется в дошкольном обучении с целью освоения ребенком умений следовать установке, заданной графически, точно выполнять правила; развития у детей самостоятельности при выполнении действий, ведущих к результату. Деятельность по правилам, предписаниям упорядочивает детское мышление, вырабатывает умение планировать ход продвижения к цели, применении знаковых систем, схем, моделей, способствует познанию логических связей между последовательными этапами действия (по цели, развитию действия, значимости, степени сложности) .

По мере освоения простых алгоритмов (их «прочтения» и выполнения последовательных действий) дети начинают самостоятельно их составлять, используя для этого иллюстрации хорошо известных сказок, игры (настольно-печатные, подвижные и др.) .

Игры по освоению алгоритмов детьми старшего дошкольного возраста направлены на освоение дошкольниками зависимости между соблюдением последовательности действий и достижением результата. С этой целью используются уже известные детям линейные предписания, а в качестве элементов – модели реальных предметов. Ребенок начинает осваивать логическую структуру действия на абстрактном материале (геометрические фигуры, цифры) . Особое внимание обращается на освоение детьми зависимости действий от направления стрелки и влияние последовательности на полученный результат.

Практически любая развивающая игра математического содержания может включать я себя задания на выполнение алгоритмов.

Алгоритмическое предписание, как определенная последовательность практических действий, представлены в играх с палочками Кюизенера.

Решение многих логических задач, в том числе и таких, как поиск недостающей фигуры, поиск признака отличия одной группы фигур от другой, может быть предложено детям на основе предписания.

Одно из современных средств развития детей – игры с блоками Дьенеша, которые, являясь развивающими, включают в себя варианты игр с предписаниями.

В любой группе развивающих игр математического содержания, где имеет место возможность следовать алгоритму, при обозначении последовательности действий используют стрелки, которые могут располагаться в любом направлении. Одной из составляющих таких игр является схема – алгоритм. В ней заложен смысл игры, последовательность деятельности и даже иногда результат.

При знакомстве с игрой взрослый уточняет вместе с ребенком название стрелок в схеме, направление движения, которое определяют они, последовательность решения задачи и правила, которые следует соблюдать. Педагог должен придерживаться определенной последовательности игровых действий.

  1. Назови предмет (фигуру) , от которого начинается стрелка.
  2. Назови предмет, около которого «остановилась» стрелка.
  3. Сравни первый и второй предмет: чем они похожи, чем отличаются.
  4. Проследи за «движением» стрелки, назови предмет и сравни его со вторым.
  5. Что мы получим в самом конце схемы?
  6. Какому правилу надо следовать или соблюдать?

В развивающих играх с алгоритмами необходимо обращать внимание детей на речевую активность, которая позволит регулировать деятельность ребенка, осуществлять анализ и оценивать правильность действий, поможет педагогу понять уровень осознанности действий ребенка.

Если все эти условия будут учтены, развивающий эффект игр будет очевиден.

Таким образом, развивающие игры математического содержания могут быть эффективным средством развития детей, развития представлений об алгоритмах. Это современное средство, которое можно и необходимо использовать в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями.

УДК 373.24

ББК Ч410.24 ГСНТИ 14.23.09 Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Утюмова Екатерина Александровна,

старший преподаватель, кафедра теории и методики обучения математике и информатике в период детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 157; e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: универсальные предпосылки учебной деятельности; алгоритмические умения; дошкольники.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена актуальной проблеме современной системы образования - развитию универсальных предпосылок учебной деятельности на ступени дошкольного обучения, в процессе формирования у дошкольников алгоритмических умений. Выделены этапы формирования данных умений и разработаны конструкторы для организации предметно-пространственной среды.

Utyumova Ekaterina Aleksandrovna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Teaching Mathematics and Informatics in the Period of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

ALGORITHMIC SKILLS FORMATION PECULIARITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

KEY WORDS: universal prerequisite of educational activity; algorithmic skills; preschool age children.

ABSTRACT. The article is devoted to the topical problem of modern educational system - the development of universal prerequisites for training activities at the preschool education level in the algorithmic skills formation process of preschoolers. Stages of formation are highlighted and tasks educational kits were developed to organize objective-spatial environment.

Изменения, которые происходят в тотеме образования России, коснулись всех ее ступеней, в том числе и дошкольного обучения. Важнейшей задачей становится создание условий для индивидуального развития личности ребенка, формирование у него качеств, востребованных в современном обществе: самостоятельности, инициативности, творческой активности и ответственности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (4) планируемые итоговые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые выступают как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка согласно возрасту на этапе завершения его обучения в дошкольном образовательном учреждении. Целевые ориентиры, которые дошкольник может приобрести в результате освоения Программы, способствуют формированию у детей предпосылок к учебной деятельности.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (8) под универсальными предпосылками учебной деятельности понималось умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Особое значение в формировании этих умений у дошкольников имеет ознакомление детей с алгоритмами и формиро-

вание у них алгоритмических умений. Поскольку алгоритм - это и есть правило, образец выполнения в строго определенной последовательности некоторой системы операций, которая ведет к решению задач данного типа.

Изначально понятие алгоритма появилось в математике, в сугубо теоретической ее области - теории алгоритмов. До недавнего времени формирование этого понятия и происходило при изучении математики, однако в связи с информатизацией общества понятие «алгоритм» стало приобретать самостоятельное значение и проникло практически во все сферы человеческой деятельности. Данное понятие не имеет строгого определения. По мнению А. А. Столяра (9), интуитивно под алгоритмом понимают общепонятное и точное предписание того, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить для решения любой задачи из данного вида однотипных задач.

Для того чтобы правило, предписание можно было назвать алгоритмом, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

Дискретности (нельзя менять местами действия, шаги алгоритма);

Детерминированности (каждое действие, шаг должно быть четко определено и однозначно понято, алгоритм должен содержать конечное число шагов);

Результативности (алгоритм и каждое действие должно приводить к достиже-

© Утюмова Е. А., 2014

нию требуемого результата);

Массовости (алгоритм может быть применим для решения однотипных задач);

Понятности (все действия должны быть понятны и доступны исполнителю).

В зависимости от структуры выполняемых в алгоритме действий различают три вида алгоритма: линейный, разветвляющийся и циклический.

Линейный алгоритм - это алгоритм, в котором все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке. Например, алгоритм кормления рыб в аквариуме: 1) взять корм, 2) открыть

крышку аквариума, 3) насыпать корм в кормушку, 4) закрыть крышку аквариума, 5) постучать по стенке аквариума.

Циклический алгоритм - это алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется несколько раз, пока не будет выполнено заданное условие. Многие процессы в окружающей нас жизни основаны на многократном повторении одних и тех же действий: смена времен года, дня и ночи, восхода и захода солнца и т. д.

Разветвляющийся алгоритм - это алгоритм, в котором проверяется некоторое условие; если оно выполняется, то осуществляется одна последовательность действий, если нет, то другая. Например, алгоритм разделения красных и синих шаров: 1) берем шар; 2) проверяем условие - «Шар красный?», з) если да, то кладем шар в правую корзину, если нет, то в левую.

Алгоритмы могут быть записаны словесно, при помощи таблицы, формулы, на языке блок-схем или программ. Словесная запись алгоритма наиболее понятна и приемлема для детей дошкольного возраста. Последовательность действий можно изобразить с помощью рисунков или карточек, на которых изображен каждый шаг алгоритма. Однако в старшем дошкольном возрасте можно знакомить детей с другими формами записи алгоритма, например, языком блок схем (рис. 1).

В блок-схеме каждое действие алгоритма записывается в определенной геометрической фигуре. Начинается и заканчивается алгоритм овальными блоками, внутри которых записаны соответствующие слова. Перерабатывающий или арифметический блок изображается в виде прямоугольника, внутри которого записывается выполняемое действие, приводящие к промежуточному результату. В виде ромба изображается логический блок, который предусматривает проверку условия, записанную внутри ромба. Выполнение этого блока определяет дальнейшую последовательность действий.

Рисунок 1. Запись алгоритма на языке блок-схем

Анализ различных работ А. А. Столяра (9), Л. В. Ворониной (1), С. Д. Язвин-ской (10), О. Н. Родионовой (6) по формированию алгоритмических умений и современных целей обучения ребенка в дошкольном образовательном учреждении позволил нам предложить следующее определение алгоритмических умений дошкольников: алгоритмические умения - это осознание дошкольниками необходимости планирования своих действий, умение работать по образцу, понимать, выполнять и составлять алгоритмы, правила, предписания, анализировать, корректировать, переносить усвоенные действия в новые ситуации в процессе осуществления алгоритмических действий, описывать их понятным другим людям языком и средствами.

Таким образом, алгоритмические умения имеют аналогичную учебной деятельности структуру, поскольку выполнение и создание алгоритмов также включает в себя принятие учебной задачи, овладение способами решения любых учебных задач данного типа, содержит контроль и оценку достижения результата, то есть все то, что понимается под универсальными предпосылками учебной деятельности.

Если человек овладел алгоритмическими умениями, то он способен осуществлять планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, разбивая деятельность на отдельные шаги. В процессе выполнения алгоритма развивается умение удерживать цель на протяжении всего выполняемого задания, а после получения результата оценить его правильность и, если необходимо, осуществить коррекцию своей деятельности.

Ребенок уже в дошкольном возрасте в процессе реализации действий по выполнению алгоритма учится управлять своей деятельностью в соответствии с предлагаемыми взрослыми правилами, образцом.

Из обзора программ дошкольного образования «От рождения до школы» (3), «Мир открытий» (5), «Успех» (7), «Детство» (2) можно заключить, что к настоящему времени в методике уже наметился новый взгляд на формирование алгоритмических умений у детей, так в программах появились элементы работы или темы, способствующие формированию данных умений. Но традиционный подход, при котором понятие «алгоритм» не рассматривалось в дошкольный период, занимает в отечественной методике и сейчас главенствующую позицию. Детей дошкольного возраста учат лишь следовать правилу, линейному алгоритму, но практически не формируют умения работать по образцу или инструкции, представленной посредством разветвляющегося и особенно циклического алгоритма, составлять различные алгоритмы, особенно разветвляющиеся и циклические. Однако различная деятельность людей, в том числе и учебная, правила, которые даже дошкольники используют при формировании элементарных математических представлений, например, составление сериационного ряда, сравнение предметов по величине, имеют чаще всего вид циклического или разветвляющегося алгоритма.

Анализ психолого-педагогических предпосылок формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста показал, что дошкольники второй младшей группы еще не способны к усвоению алгоритмов, они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции, основы алгоритмической деятельности для них еще трудны. Поэтому в этом возрасте необходимо только проводить подготовительную работу по формированию данных умений. Под руководством воспитателя в процессе игровой деятельности необходимо целенаправленно осваивать с дошкольниками нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенических навыки по использованию предметов личной гигиены, то есть действия, носящие алгоритмический характер.

Целенаправленная же работа по формированию алгоритмических умений должна начинаться со средней группы и включать три этапа:

На первом (средняя группа) идет формирование умений у ребенка выполнять линейные алгоритмы, осмысление значимости их выполнения в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности;

На втором этапе (старший дошкольный возраст) детей обучают выполнять не только линейные, но и разветвляющиеся, циклические алгоритмы, а также формируются первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов;

На третьем (подготовительная к школе группа) происходит закрепление алгоритмических умений, которые приобрели дошкольники в процессе образовательной, игровой деятельности, прогулок, обеспечение осознанного выполнения ими любого алгоритма, постепенное увеличение доли самостоятельности в его выполнении и составлении, развитие у детей алгоритмических умений, применение алгоритмической деятельности в различных образовательных областях, формирование умения осуществлять целеполага-ние, контроль, коррекцию и рефлексию.

На каждом этапе формирования алгоритмических умений для эффективного развития универсальных предпосылок учебной деятельности у детей в процессе игры или при выполнении учебно-игровых ситуаций производилась постепенная интеграция игровой и учебной деятельности. Психолого-педагогическое взаимодействие дошкольника и воспитателя было направлено на социально-личностное развитие каждого ребенка. В процессе выполнения разнообразных заданий была организована работа по следующим этапам:

Подготовительный - принятие задания, которое необходимо выполнить, осознание цели предстоящей деятельности;

Ориентировочный - составление первичного плана, последовательности действий для достижения заданной цели, решения поставленной задачи;

Деятельностный - выполнение определенной последовательности действий, шагов, организация поэтапной отработки действий, выделение задач, для решения которых можно использовать данный алгоритм;

Контрольный - сравнение достигнутого результата с эталоном, контроль и оценка, коррекция выполненного алгоритма.

Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности при формировании алгоритмических умений у дошкольников требует активной работы по «открытию знаний», овладению общими способами решения задач данного типа и контролю выполненного алгоритма. Одним из таких средств можно считать специально организованную воспитателем предметно-пространственную среду. Для организации такой среды в процессе игровой деятельности ребенка нами были разработаны конструкторы для формирования алгоритмических умений по выделенным этапам (таблица 1).

Таблица 1.

Конструкторы заданий, используемые для формирования алгоритмических умений

Этап Умения Конструкторы

Подготови- тельный Принятие учебной ситуации, осознание цели предстоящей деятельности Повторите задание, которое нам необходимо сейчас выполнить. Из предложенных вариантов выберите карточку с изображением нужного задания. Возьмите карточку с изображением результата, который нам необходимо достигнуть. Ответьте на вопросы воспитателя. Представьте (переформулируйте) условие задачи в удобной для вас форме...

Ориентировочный Составление первичного плана, последовательности действий Выберите карточку, на которой изображено первое действие. Выберите карточку, на которой изображено недостающее действие. Кто должен встать по левую руку? Выберите карточку с изображением условия, которое нам необходимо проверить. Достаточно выполнить эти действия один раз... два... Сколько раз нам необходимо повторить эти действия? Как мы узнаем, что должны прекратить выполнять последовательность действий?

Деятельностный Выполнение определенной последовательности действий Слушая инструкцию воспитателя, выполните последовательность действий. Проговорите те действия, которые выполняет. Восстановите первое действие, которое нужно выполнить. Расположите карточки в нужной последовательности. Словесно опишите последовательность действий для получения. Составьте схему последовательности действий для получения.

Организация поэтапной отработки действий, овладение обобщенными способами решения задач данного типа Проследите за деятельностью воспитателя по решению задачи, рассмотрите карточки с изображениями действий воспитателя и уберите лишнюю. Найдите и исправьте ошибку в последовательности действий. Укажите ненужное действие, которое совершает воспитатель. Определите оптимальную последовательность действий для решения. Измените последовательность, если. Для решения каких задач можно использовать данный алгоритм?

эн ы н ь ч о рт н о Сравнение достигнутого результата с эталоном Достигли ли того, что было необходимо? Сравните полученный результат с эталоном. Объясните причины. Объясните, что мы получили.

Коррекция выполненного алгоритма Внесите изменения в предложенную последовательность действий. Найдите и исправьте ошибку. Что мы не проверили? Сколько раз необходимо повторить эти действия? Зачем было внесено изменение?

Применение алгоритмов в процессе выполнения разнообразных видов деятельности у дошкольников способствует восприятию того, что в любой деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.) существует свой порядок действий, освоению различных правил (правила уличного движения, навыки самообслуживания, правила игр, правила трудовой деятельности), пониманию логической связи между этапами действия.

Алгоритми воспитатель может использовать как средство обучения и как инструмент для организации деятельности детей, потому что в них определена четкая последовательность действий. Педагог может

формировать алгоритмические умения у дошкольников в разных образовательных областях, таких как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Освоение детьми правил наиболее успешно происходит в процессе игры. Например, можно предложить детям составить алгоритм кипячения воды в электрическом чайнике, деятельности, которую дошкольники не раз наблюдали в повседневной жизни

Подготовительный этап. Воспитатель создает проблемную ситуацию, побуждает дошкольников к ее решению, организует поиск решения. Воспитатель сообщает

детям, что хочет выпить чай, а для этого нужно вскипятить воду в электрическом чайнике. Задает вопросы: «Что нам нужно сделать?», «Зачем кипятить воду?», «Повторите задание, которое нам нужно сейчас выполнить?», «Что в результате выполнения задания мы получим?» и т. д. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат он принимает учебную ситуацию, осознает цель предстоящей деятельности.

Ориентировочный этап. Воспитатель выясняет, что нужно сделать, чтобы получить требуемый результат: «Предложите последовательность действий, чтобы мы смогли вскипятить воду в чайнике», «Всегда ли можно включать чайник?», «Что произойдет, если мы включим чайник, а в нем нет воды?», «Выделите условие, которое нужно проверить, чтобы включить чайник». Воспитатель может предложить детям рассмотреть карточки, которые он перед занятием раздал дошкольникам, и среди них найти ту, на которой изображено проверяемое нами условие.

Деятельностный этап. На этом этапе игры воспитатель может сам показать действия данного алгоритма, одновременно проговаривая их. Затем предложить одному из дошкольников повторить последова-

тельность, побуждая проговаривать каждое выполняемое им действие. Педагог также может раздать карточки с нарисованными действиями и предложить расположить их по порядку.

Контрольный этап. Дети сравнивают полученную последовательность действий с эталоном. Вносят, если необходимо, исправления в свои алгоритмы. Воспитатель беседует с дошкольниками: «Достигли ли мы требуемого результата?», «Все ли у нас получилось?» «Дайте оценку своей деятельности», «Что мы сегодня научились делать?», «Что мы проверяли перед включением чайника?», «Зачем нужно было проверить, есть ли вода в чайнике?».

В процессе формирования алгоритмических умений ребенок учится осознавать цель предстоящей деятельности, искать способ решения задачи, находить общие способы решения задач одного класса, развиваются действия планирования, прогнозирования, оценки результатов своей деятельности.

Таким образом, формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста целенаправленный, непрерывный, организованный процесс, который затрагивает все ступени их обучения в дошкольном образовательном учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронина Л. В. Развитие творческого потенциала дошкольников через формирование у них алгоритмических умений / / Педагогические системы развития творчества: мат-лы 10-й Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 13-14 декабря 2011 г.). Екатеринбург, 2011. Ч. 1. с. 135-140.

2. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. : Детство-Пресс, 2011.

3. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2010.

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «МИР ОТКРЫТИЙ» / Науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Цветной мир, 2012.

6. Родионова О. Н. Развитие алгоритмической культуры личности дошкольника // Известия Рос. Гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 69. С 473-476.

7. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. Ф. Федина. - М. : Просвещение, 2010.

8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования иИЬ: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm655-l.htm

9. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / под ред. А. А. Столяра. М. : Просвещение, 1988.

10. Язвинская С. Д. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Язвинская Светлана Дмитриевна. Ставрополь, 2009.

Яна Мизякина
Алгоритм в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Все времяпровождение детей в детском саду состоит из деятельности : игровой, образовательной, двигательной, совместной, а так же самостоятельной .

Как сказал Ян Амос Каменский «Дети охотно чем – нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Основная задача ФГОС - создать условия для детской деятельности , в которой каждый ребёнок мог бы самостоятельно найти себе занятие в любых направлениях. Для этого нужно сделать предметно- пространственную среду в детском саду более насыщенной разнообразной, богатой по содержанию и доступной, чтобы ребёнок мог самостоятельно найти занятие по интересу и способностям. Не взрослый побуждает ребенка к самостоятельности , а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщенна многообразием дидактического и игрового материала, которая дает ребенку свободу выбора.

Эффективным средством развития самостоятельности в процессе обучения в детском саду являются алгоритмы . Алгоритм – это и есть последовательность шагов, способ принятия и удержания цели предстоящей деятельности , это возможность перенести метод решения данной задачи на похожие задачи.

С самого раннего возраста дети овладевают алгоритмами , знакомятся с последовательностью действий при выполнении гигиенических процедур : умывание, чистка зубов, пользование платком, одевание.

В нашем саду во всех группах уже есть центры детской деятельности : центр природы, центр экспериментирования, центр познавательного развития, центр музыкального развития и т. д.

Во все центры можно поместить свои алгоритмы действий . Тем самым сделать среду разнообразной и интересной с алгоритмами , схемами, знаками, чтобы ребенок, изучая их, развивался и включался самостоятельно в любой вид деятельности . В начале, воспитателю необходимо познакомить детей с алгоритмом , проговорить, объяснить, научить детей «читать алгоритмы » . Затем можно проиграть ход выполнения индивидуально или в группе с 2-3 детьми. В дальнейшем ребенок самостоятельно выбирает определённую карточку и действует согласно ей. В двигательном центре можно поместить алгоритм отбивания мяча . В игровой зоне установить схему как сервировать стол, заплести косу кукле, подобрать бант по цвету и размеру. В центр экспериментирования тоже подбираем алгоритм . Например : свойства магнита. В музыкальном уголке у нас представлен алгоритм игры на ложках .

Таким образом, многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения воспитателя, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, а впоследствии эти же алгоритмы выступят в роли верных помощников в организации самостоятельной деятельности .

Модельные и символические средства позволяют развивать творческие и познавательные способности у дошкольников , а так же способствуют формированию самостоятельности и навыков планирования, зрительное внимание, помогают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память. В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память и запоминание носит, как правило, непроизвольный характер.

Алгоритмы позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшем правильно выполнять очередность работы. При действии с алгоритмом у ребенка возникает проблема, побуждающая к активному действию, ради её решения. Для этого необходимо воспитателю давать материал разной сложности, который позволит выявить индивидуальные возможности и уровень знаний ребенка.

Насыщенная алгоритмами развивающая среда – важное условие побуждающее дошкольника к самостоятельной деятельности . Алгоритм подводит детей к практическим действиям, которые вызывают у них желание самостоятельно исследовать , экспериментировать, находить ответы на свои вопросы.

Публикации по теме:

Организация развивающей среды в группе для самостоятельной деятельности детей 1. В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых.

Добрый день, уважаемые коллеги! Одной из главных задач педагогов ДОУ является воспитание у детей дошкольного возраста любви к здоровому.

Консультация для родителей по организации самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Организация самостоятельной двигательной активности дошкольников» Слайд 2 Двигательная активность, физическая.

Организация самостоятельной познавательно - игровой деятельности детей в рамках проекта «Колесо истории». Организация самостоятельной познавательно - игровой деятельности детей в рамках проекта «Колесо истории». Познавательная деятельность.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативы была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных, т. к. необходимо.

Консультация для воспитателей

Алгоритм и его использование в работе
с детьми дошкольного возраста

Тарасова Юлия Борисовна

Одним из методов, которыйцелесообразно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, является алгоритм.

Понятие «Алгоритм»

Алгоритм - точное предписание о том, какие действии и в какой

последовательности надо выполнить , чтобы достичь результата в любой

иззадачопределенною вида;

    последовательность команд для решения поставленной задачи ;

    система правил, сформули-рованных на языке понятном исполнителю и определяющих це-почку действий, в результате которой, мы приходим от исходных данных к нужному результату. Эта цепочка действий- алгоритмический процесс , а каждое действие-шаг . Число шагов для достижения результат конечно.Процесс раз- работки алгоритма -алгоритмизация.

Общие свойства алгоритмов:

    Массовость алгоритма (предназначен для решении группы подобных задач) ;

    Определенностьиобусловленность (алгоритм -точная и строго оп- ределеннаяпоследовательность шагов, нет свободы выбора дейст- вий);

    Результативность (любаяза дача из группы однотипных будет решена с помощью алгоритма);

    Понятность (предписание сформулированотак,что оно одинаково понятно всем исполни телям той категории, на которую рассчитано);

    Дискретность(раздельность: пошаговый характер А);

    Понятие «шаг» - относительно: не всегда один шаг соответствует одному элементарному действию. Это может быть действие тре- бующее разбивки на еще более простые.

    Основные виды шагов:

    1. Простые (предписывающие выполнения некоторых действий)

    2. Составные (определяющие разветвлениепроцессарешения задач)

    Виды алгоритмов:

    1.Линейные (из простых команд).

    2.Разветвленные (если алгоритм предусматривает два варианта ответа).

    3.Циклические(еслидействия повторяются).

    Формы проявления алгоритмов:

    1.Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: например указания;

    2.Наглядные: схемы, формулы.

    Значение алгоритмов :

    Придают развивающий характер обучения .

    Развитие умения планировать свою деятельность и прогнозиро вать результат.

    Развитие речи (точность, крат кость, доступность).

    Использование для развития поисковой деятельности детей.

Наиболее широко алгоритмы используются для ознакомлении детей с физическими явлениями и закономерностями, при проведении элементарной поисковой деятельности (Опыты, эксперименты), в основном в виде схем (наглядный А.: учет особенностей мышления дошкольника). Эти схемы позволяют придти ребенку к верному выводу, опираясь на наглядно представленную необходимую последовательности действия.

Младший возраст.

Основная задача- подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходи-мо выполнить действие в соответ ствии с условием (правило, кото рое отражает последовательность действия). Задается алгоритм помощью условного знака - стрелк и.Состоит алгоритм не более чем на трех действий.

Средний возраст:

Количество шагов увеличивается до пяти.Используются специаль ные игры и упражнения на использование алгоритмов.

Старший возраст:

Упражнения на освоение алго ритмов направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий полученным результатом. Использ уются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма - модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале.

В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых, подобных опытов).

Тема 11. Ознакомление детей с алгоритмами и формирование у них алгоритмических умений
Количество часов - 12 часов

Цель самостоятельной работы: изучение содержания и организации работы воспитателя по ознакомлению детей дошкольного возраста с алгоритмами.

Обеспечивающие средства

План изучения темы.

1. Оформить конспект по теме «Алгоритм» по следующему плану:

Анализ программных задач по формированию алгоритмических умений;

Значение развития у дошкольников алгоритмических умений;

Методика работы по ознакомлению с алгоритмами в возрастных группах;

2. Разработать конспект занятия по формированию алгоритмических умений у детей дошкольного возраста (возрастная группа на выбор студента)

1. Оформить конспект по предложенному плану.

2. Изучить методическую литературу и составить перечень дидактических игр и упражнений по формированию алгоритмических умений по следующей форме:

3. Разработать фрагмент конспекта занятия по формированию алгоритмических умений у детей дошкольного возраста (возрастная группа по выбору студента).

4. Письменно подобрать примеры ситуаций по формированию представлений об алгоритмах:

а) в режимные моменты,

б) в процессе чтения произведений художественной литературы.

5. Составить текст консультации для родителей по формированию у дошкольников алгоритмических умений.

Контрольные вопросы

1. Сравните задачи и содержание представлений об алгоритмах в разных возрастных группах.

2. В чем заключается сущность системы работы по формированию у дошкольников алгоритмических умений?

3. Приведите примеры интеграции содержания данной темы с другими образовательными областями.
Рекомендуемая литература


Тема 12. Преемственность в работе дошкольного

учреждения с семьей и школой по реализации задач

математического развития
Количество часов – 10 часов

Цель самостоятельной работы:

- изучение преемственности в содержании, методах и формах обучения математике в подготовительной группе и в 1 классе начальной школы;

- изучение значения работы с родителями для математического развития дошкольников , форм работы с семьей.

Обеспечивающие средства

Учебно-методическая литература;

План изучения темы.
Задание для самостоятельной работы


  1. Ознакомление с содержанием раздела «Развитие математических представлений» в подготовительной группе и образовательной программе 1 класса.

  2. Оформление таблицы.

  3. Анализ плана работы детского сада по осуществлению преемственных связей со школой.

  4. Изучение форм совместной работы дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию детей.

Порядок выполнения самостоятельной работы


  1. Оформить конспект согласно предложенному плану:
- требования современной начальной школы к математическому развитию детей ;

Преемственность в содержании и методах обучения математике;

Формы организации преемственности в работе начальной школы и детского сада по обучению математике;

Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе.

2. Провести сравнительный анализ образовательных программ и заполнить таблицу по следующей форме:


Содержание

Подготовительная группа

1 класс

Число, количество

Величины

Геометрические фигуры

Временные отношения

Пространственные отношения

3. Проанализировать основные отличия в организации работы школы и детского сада, заполнить таблицу:

4. Изучить значение работы с родителями для математического развития дошкольников, формы работы с семьей.

5. Составить план консультаций для родителей по любому актуальному вопросу методики формирования элементарных математических представлений.

6. Ответить на контрольные вопросы.
Требования к содержанию отчета – отчет о выполненном задании оформляется письменно.

Контрольные вопросы


  1. Покажите актуальность проблемы преемственности в работе детского сада и школы в свете современных преобразований в системе образования в стране (ФГОС ДО и ФГОС НОО).

  2. В чем суть основных требований современной начальной школы к математическому развитию детей?

  3. На основе сравнительного анализа программ подготовительной группы и 1 класса начальной школы покажите преемственность в содержании обучения математике.

  4. Приведите примеры по осуществлению преемственных связей детского сада и школы. Раскройте своеобразие отдельных форм работы.

  5. Раскройте сущность форм и содержания совместной работы ДОУ с семьей по вопросам математического развития.

  6. Обоснуйте важность и необходимость научного подхода к изучению условий воспитания ребенка в семье.

1. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.

2. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «Детство - Пресс», 2008.

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г. № 1155)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 06.10.2009 г. № 373)

6. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
Тема 13. Методическое руководство математическим образованием детей в дошкольных образовательных учреждениях
Количество часов – 10 часов

Цель самостоятельной работы: изучение особенностей организации и планирования процесса математического образования детей дошкольного возраста.

Обеспечивающие средства

Учебно-методическая литература;

План изучения темы.
Задание для самостоятельной работы


  1. Изучение содержания данной темы в учебных пособиях.

  2. Анализ различных планов работы детского сада по организации образовательной деятельности.

  3. Анализ работы методиста ДОУ в оказании помощи воспитателю по развитию математических представлений.

Порядок выполнения самостоятельной работы


  1. Раскрыть значение и условия планирования работы по математике в детском саду.

  2. Раскрыть требования к разработке плана работы по математическому развитию дошкольников в детском саду.

  3. Составить перспективный план работы по формированию математических представлений в одной из возрастных групп (на один месяц).

  4. Раскрыть требования к разработке конспектов занятий по математике.

  5. Проанализировать конспект занятия по математике по следующим вопросам: структура конспекта, отбор программных задач, планирование, ход занятия (конспект найти в методической литературе).

  6. Проанализировать работу методиста ДОУ в оказании помощи воспитателю по развитию математических представлений.

  7. Дать характеристику содержания, форм, методов работы по формированию математических представлений у детей, которые могут быть отражены в годовом плане работы детского сада в разделе «Работа с родителями».

  8. Составить текст консультации для воспитателей по во­просам математического развития дошкольников (тема на вы­бор).

Требования к содержанию отчета – отчет о выполнении задания оформляется письменно.

Контрольные вопросы


  1. Какие наиболее эффективные формы методической работы по математике в ДОУ?

  2. В чем суть работы по планированию математического развития дошкольников в детском саду?

  3. Назовите требования к составлению плана работы по математике.

  4. Как осуществляется планирование индивидуальной работы с детьми?

  5. Перечислите требования к разработке конспектов занятий по математике в разных возрастных группах.

1. Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно – развивающая и игровая среда детского сада. – М.: Перспектива, 2011.

3. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.

4. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «Детство - Пресс», 2008.

Литература

Основная

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: курс лекций.М.: Владос, 2004.

2. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.

3. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

4. Примерные основные образовательные программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id =11684

5. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
Дополнительная

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М., 1984.

2. Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

3. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис- пресс, 2005.

4. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. – Ростов на Дону: «Феникс», 2005.

5. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. – М., 1984.

6.Данилова В.В. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Из­дательский центр «Академия», 1997.

7. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: метод. пособие для педагогов. – М.: Просвещение, 2006.

8. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. – М.: Просвещение, 2005.

9. Знакомим дошкольников с математикой / авт.-сост. Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

10. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.. 1989.

11. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Авт.-сост. З.А. Михайлова. Э.Н. Иоффе. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.

12. Моргачёва, И.Н. Ребёнок в пространстве: методическое пособие. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. –212 с.

13. Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие / Р.Л. Непомнящая. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

14. Носова Е. А., Не­помнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

15. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников 3-4 лет (методические рекомендации). – М.: Баллас, 2001.

16. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька…». Практический курс математики для дошкольников 5-7 лет. Ч. 1-2. – М.: Баллас, 2003.

17. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992.

18. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 1987.

19.Тарабарина Т.И. Детям о времени. – Ярославль, 1997.

20.Теория и методика развития элементарных математических представ-лений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1994.

21. Формирование элементарных математических представлений у дош-кольников: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

Учебно-методическое издание

Составитель: Людмила Валентиновна Воронина,

Методические указания для студентов

по организации самостоятельной работы

по дисциплине

Современные технологии

математического образования в ДОУ

Компьютерный набор Л.В. Воронина

Макетирование Л.В. Воронина

Редактирование и корректура Л.В. Воронина
ОГРНИП 304665927500015

Подписано в печать 18.09.2014. Формат 60х84х1/16

Гарнитура «Times». Бумага для множ. апп. Печать ризограф.

Усл. печ. л. 1,3 п.л. Тираж 300 экз. Заказ



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: