Agno3 как называется. Нитрат серебра: свойства и применение

Возможно, многие удивятся, но химическое соединение нитрат серебра (Argenti nitratis на латинском) не так уж редко упоминалось в русской литературе. Герой романа Тургенева «Отцы и дети» Базаров умер, оттого что у него вовремя не нашлось под рукой ляписа.

Ляпис (на латинском Lapis значит «Камень») до сих пор можно встретить в виде палочек, мазей или растворов. Ляписный карандаш или палочку издавна использовали как дезинфицирующее, бактерицидное средство. Базаров (герой романа) порезался, вскрывая труп умершего от тифа человека. Если бы Евгений сразу обработал ранку ляписом, у романа был бы иной финал. Но Базаров добрался до ляписа только через 3 часа и получил заражение крови, которое тогда лечить не умели.

Сегодня существует много других (возможно, более эффективных) дезинфицирующих средств, но серебра нитрат до сих пор находит применение в медицине. У него много названий: ляпис, азотнокислое серебро, адский (дьявольский) камень. Его используют при лечении повреждений (эрозий) слизистых оболочек, язвах, трещинах кожи, конъюнктивитах и других заболеваниях.

В малых концентрациях ляпис оказывает противовоспалительное и вяжущее действие, при большей концентрации прижигает. Поэтому врач, выписывая рецепт, обязательно укажет концентрацию и схему использования лекарства.

Применяют ляпис наружно в виде 2-10% растворов, 1-2% мазей или ляписных карандашей. Для смазывания слизистых оболочек рекомендуется 0,2-2%-й раствор. Ранее этот препарат назначали взрослым для орального приема при лечении язвы желудка, хронического гастрита. В этом случае прописывали использовать 0,05%-й раствор за 15 минут до еды. Сегодня в таких случаях прописывают другие антибактериальные препараты.

Из побочных действий ляписа можно отметить только возможную аллергию у подверженных ей людей. Тем не менее рекомендуется перед использованием ляписа проконсультироваться у врача.

Храниться раствор должен в банках с притертой пробкой в темном месте не более одного дня, в нем не должно быть осадка. Ляписные карандаши (небольшие палочки с закругленным концом белого или сероватого цвета) хранятся в пластиковых пеналах (в прохладном и темном месте). Любопытно, что светлый ляписный карандаш оставляет на коже черные следы.

Если ляписный карандаш держать в руках долго, можно получить ожог. Возможно применение этого лекарства в гомеопатии при лечении некоторых желудочных заболеваний.

Химические свойства

Химическая формула ляписа — AgNO3. Не путать с AgNO2: это нитрит серебра, никакого отношения к медицине не имеющий.

Получают серебра нитрат при соединении металла с азотной кислотой по формуле: Ag + 2HNO_3 = AgNO_3 + NO_2 + H_2O.

С помощью этой соли азотной кислоты обнаруживается соляная кислота. Когда соляная кислота или ее соли взаимодействуют с нитратом серебра, получается в виде творожистого осадка: HCl + AgNO_3 = AgCl + HNO_3.

Раствор нитрата используется, кроме медицины, в пленочной фотографии.

При желании из этой соли азотной кислоты можно получить чистый металл. Для этого нужно провести электролиз раствора нитрата. Процесс электролиза таков: в ванночку из фарфора, керамики, пластика (только не из металла) наливают водный раствор ляписа, опускают в нее два электрода (анод и катод), подводят к ним ток. В воде соли металлов присутствуют в виде положительных и отрицательных ионов. Положительные ионы (ионы металла) притянет отрицательный катод, т. е. чистое серебро осядет на катоде.

Формулы электролиза водного раствора нитрата серебра:

1. 4Ag+ + 2H_2O = 4Ag0 + 4H+ + O_2 + 4NO_3- (полное ионное уравнение).

2. 4AgNO_3 + 2H_2O = 4Ag + 4HNO_3 + O_2 (молекулярное уравнение).

Конвертер длины и расстояния Конвертер массы Конвертер мер объема сыпучих продуктов и продуктов питания Конвертер площади Конвертер объема и единиц измерения в кулинарных рецептах Конвертер температуры Конвертер давления, механического напряжения, модуля Юнга Конвертер энергии и работы Конвертер мощности Конвертер силы Конвертер времени Конвертер линейной скорости Плоский угол Конвертер тепловой эффективности и топливной экономичности Конвертер чисел в различных системах счисления Конвертер единиц измерения количества информации Курсы валют Размеры женской одежды и обуви Размеры мужской одежды и обуви Конвертер угловой скорости и частоты вращения Конвертер ускорения Конвертер углового ускорения Конвертер плотности Конвертер удельного объема Конвертер момента инерции Конвертер момента силы Конвертер вращающего момента Конвертер удельной теплоты сгорания (по массе) Конвертер плотности энергии и удельной теплоты сгорания топлива (по объему) Конвертер разности температур Конвертер коэффициента теплового расширения Конвертер термического сопротивления Конвертер удельной теплопроводности Конвертер удельной теплоёмкости Конвертер энергетической экспозиции и мощности теплового излучения Конвертер плотности теплового потока Конвертер коэффициента теплоотдачи Конвертер объёмного расхода Конвертер массового расхода Конвертер молярного расхода Конвертер плотности потока массы Конвертер молярной концентрации Конвертер массовой концентрации в растворе Конвертер динамической (абсолютной) вязкости Конвертер кинематической вязкости Конвертер поверхностного натяжения Конвертер паропроницаемости Конвертер плотности потока водяного пара Конвертер уровня звука Конвертер чувствительности микрофонов Конвертер уровня звукового давления (SPL) Конвертер уровня звукового давления с возможностью выбора опорного давления Конвертер яркости Конвертер силы света Конвертер освещённости Конвертер разрешения в компьютерной графике Конвертер частоты и длины волны Оптическая сила в диоптриях и фокусное расстояние Оптическая сила в диоптриях и увеличение линзы (×) Конвертер электрического заряда Конвертер линейной плотности заряда Конвертер поверхностной плотности заряда Конвертер объемной плотности заряда Конвертер электрического тока Конвертер линейной плотности тока Конвертер поверхностной плотности тока Конвертер напряжённости электрического поля Конвертер электростатического потенциала и напряжения Конвертер электрического сопротивления Конвертер удельного электрического сопротивления Конвертер электрической проводимости Конвертер удельной электрической проводимости Электрическая емкость Конвертер индуктивности Конвертер Американского калибра проводов Уровни в dBm (дБм или дБмВт), dBV (дБВ), ваттах и др. единицах Конвертер магнитодвижущей силы Конвертер напряженности магнитного поля Конвертер магнитного потока Конвертер магнитной индукции Радиация. Конвертер мощности поглощенной дозы ионизирующего излучения Радиоактивность. Конвертер радиоактивного распада Радиация. Конвертер экспозиционной дозы Радиация. Конвертер поглощённой дозы Конвертер десятичных приставок Передача данных Конвертер единиц типографики и обработки изображений Конвертер единиц измерения объема лесоматериалов Вычисление молярной массы Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Химическая формула

Молярная масса AgNO 3 , нитрат серебра 169.8731 г/моль

107,8682+14,0067+15,9994·3

Массовые доли элементов в соединении

Использование калькулятора молярной массы

  • Химические формулы нужно вводить с учетом регистра
  • Индексы вводятся как обычные числа
  • Точка на средней линии (знак умножения), применяемая, например, в формулах кристаллогидратов, заменяется обычной точкой.
  • Пример: вместо CuSO₄·5H₂O в конвертере для удобства ввода используется написание CuSO4.5H2O .

Калькулятор молярной массы

Моль

Все вещества состоят из атомов и молекул. В химии важно точно измерять массу веществ, вступающих в реакцию и получающихся в результате нее. По определению моль является единицей количества вещества в СИ. Один моль содержит точно 6,02214076×10²³ элементарных частиц. Это значение численно равно константе Авогадро N A , если выражено в единицах моль⁻¹ и называется числом Авогадро. Количество вещества (символ n ) системы является мерой количества структурных элементов. Структурным элементом может быть атом, молекула, ион, электрон или любая частица или группа частиц.

Постоянная Авогадро N A = 6.02214076×10²³ моль⁻¹. Число Авогадро - 6.02214076×10²³.

Другими словами моль - это количество вещества, равное по массе сумме атомных масс атомов и молекул вещества, умноженное на число Авогадро. Единица количества вещества моль является одной из семи основных единиц системы СИ и обозначается моль. Поскольку название единицы и ее условное обозначение совпадают, следует отметить, что условное обозначение не склоняется, в отличие от названия единицы, которую можно склонять по обычным правилам русского языка. Один моль чистого углерода-12 равен точно 12 г.

Молярная масса

Молярная масса - физическое свойство вещества, определяемое как отношение массы этого вещества к количеству вещества в молях. Говоря иначе, это масса одного моля вещества. В системе СИ единицей молярной массы является килограмм/моль (кг/моль). Однако химики привыкли пользоваться более удобной единицей г/моль.

молярная масса = г/моль

Молярная масса элементов и соединений

Соединения - вещества, состоящие из различных атомов, которые химически связаны друг с другом. Например, приведенные ниже вещества, которые можно найти на кухне у любой хозяйки, являются химическими соединениями:

  • соль (хлорид натрия) NaCl
  • сахар (сахароза) C₁₂H₂₂O₁₁
  • уксус (раствор уксусной кислоты) CH₃COOH

Молярная масса химических элементов в граммах на моль численно совпадает с массой атомов элемента, выраженных в атомных единицах массы (или дальтонах). Молярная масса соединений равна сумме молярных масс элементов, из которых состоит соединение, с учетом количества атомов в соединении. Например, молярная масса воды (H₂O) приблизительно равна 1 × 2 + 16 = 18 г/моль.

Молекулярная масса

Молекулярная масса (старое название - молекулярный вес) - это масса молекулы, рассчитанная как сумма масс каждого атома, входящего в состав молекулы, умноженных на количество атомов в этой молекуле. Молекулярная масса представляет собой безразмерную физическую величину, численно равную молярной массе. То есть, молекулярная масса отличается от молярной массы размерностью. Несмотря на то, что молекулярная масса является безразмерной величиной, она все же имеет величину, называемую атомной единицей массы (а.е.м.) или дальтоном (Да), и приблизительно равную массе одного протона или нейтрона. Атомная единица массы также численно равна 1 г/моль.

Расчет молярной массы

Молярную массу рассчитывают так:

  • определяют атомные массы элементов по таблице Менделеева;
  • определяют количество атомов каждого элемента в формуле соединения;
  • определяют молярную массу, складывая атомные массы входящих в соединение элементов, умноженные на их количество.

Например, рассчитаем молярную массу уксусной кислоты

Она состоит из:

  • двух атомов углерода
  • четырех атомов водорода
  • двух атомов кислорода
  • углерод C = 2 × 12,0107 г/моль = 24,0214 г/моль
  • водород H = 4 × 1,00794 г/моль = 4,03176 г/моль
  • кислород O = 2 × 15,9994 г/моль = 31,9988 г/моль
  • молярная масса = 24,0214 + 4,03176 + 31,9988 = 60,05196 g/mol

Наш калькулятор выполняет именно такой расчет. Можно ввести в него формулу уксусной кислоты и проверить что получится.

Вы затрудняетесь в переводе единицы измерения с одного языка на другой? Коллеги готовы вам помочь. Опубликуйте вопрос в TCTerms и в течение нескольких минут вы получите ответ.

Если не указано иного. Нитра́т серебра́ (I) (азотноки́слое серебро́ , «адский камень» , ля́пис от итал. lapis «карандаш » /лат. lapis «камень ») - неорганическое соединение, соль металла серебра и азотной кислоты с формулой AgNO 3 , бесцветные ромбические кристаллы , растворимые в воде.

Свойства

Плотность - 4,352 г/см³. Температура плавления - 209,7 °C. При температуре выше 300 °C разлагается. Хорошо растворим в воде, растворимость 222,5 г/100 г ; растворимость в метиловом спирте - 3,6 г/100 г ; в этиловом спирте - 2,12 г/100 г ; в ацетоне - 0,44 г/100 г ; в пиридине - 33,6 г/100 г (все растворимости - при 20 °C).

Нитрат серебра может быть получен растворением серебра в азотной кислоте по реакции:

\mathsf{Ag + 2HNO_3 \rightarrow AgNO_3 + NO_2{\uparrow} + H_2O}

Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и соли соляной кислоты, поскольку взаимодействует с ними с образованием белого творожистого осадка хлорида серебра , нерастворимого в азотной кислоте :

\mathsf{HCl + AgNO_3 \rightarrow AgCl{\downarrow} + HNO_3} \mathsf{NaCl + AgNO_3 \rightarrow AgCl{\downarrow} + NaNO_3}

При нагревании соль разлагается, выделяя металлическое серебро:

\mathsf{ 2AgNO_3\ \xrightarrow{350 ^oC} \ 2Ag + 2NO_2 + O_2 }

Нитрат серебра используется в медицине для прижигания и стерилизации ран. Применяется также в плёночной фотографии . Обладает жгуче-кислым вкусом.

Использование в медицине

Нитрат серебра используется в медицине (ляписный карандаш ) для прижигания ранок и удаления мелких бородавок. Лечебное действие нитрата серебра заключается в подавлении жизнедеятельности микроорганизмов; в небольших концентрациях он действует как противовоспалительное и вяжущее средство, а концентрированные растворы, как и кристаллы AgNO 3 , прижигают живые ткани. Также используется как действующее вещество в гомеопатии . Впервые ляпис применили врачи Ян-Баптист ван Гельмонт и Франциск де ла Бое Сильвий , которые научились получать нитрат серебра взаимодействием металла с азотной кислотой. Они обнаружили, что прикосновение к кристаллам полученного вещества приводит к появлению на коже чёрных пятен, а при длительном контакте - глубоких ожогов . Адский камень , строго говоря, не чистый нитрат серебра, а его сплав с нитратом калия , иногда отлитый в виде палочек - ляписного карандаша. Ляпис оказывает прижигающее действие и применяется с давних пор .

Ляпис в литературе

Вещество, со времён средневековья широко распространённое и популярное не только у медиков, но и также у химиков и алхимиков, нитрат серебра глубоко проник едва ли не во все языковые культуры цивилизованных стран Европы и Азии, откуда неизбежным образом попал и в литературу: научную, медицинскую и художественную. Упоминания о нём и тексты с его «участием» можно было встретить практически под всеми названиями, но всё же явными лидерами в области беллетристики оставался сначала «адский камень», а затем - «ляпис».

Большой отрывок, посвящённый нитрату серебра (в данном случае, адскому камню), можно обнаружить в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» . Главный герой романа, Евгений Базаров , порезав себе палец при вскрытии тифозного трупа , и не имея возможности немедленно прижечь ранку, только через четыре часа приходит к своему отцу и запоздало прижигает опасный порез.

«Дня три спустя Базаров вошёл к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня?

Есть; на чтó тебе? - Нужно… ранку прижечь. - Кому? - Себе. - Как, себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она? - Вот тут, на пальце. Я сегодня ездил в деревню , знаешь - откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся. - Ну?

Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался».

- (Иван Тургенев, «Отцы и дети»)

Не без особого удовольствия вспоминал об этом реактиве Козьма Прутков , хотя и в нарочно высокой поэтической форме. Антон Павлович Чехов , который сам был врачом, не раз и не два вставлял в свои рассказы живые сценки вокруг ляписа, временами называя его по-латыни (argentum nitricum). Небольшой эпизод с разглагольствованиями бравого денщика об окраске ляписом престарелых собак можно найти также и в романе Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка ».

«- Собаки не могут краситься сами, как дамы, об этом приходится заботиться тому, кто хочет их продать. Если, к примеру, пёс старый и седой, а вы хотите продать его за годовалого щенка или выдаёте такого дедушку за девятимесячного, то лучше всего купите ляпису, разведите и выкрасьте пса в чёрный цвет - будет выглядеть как новый.».

- (Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка», глава XIV: Швейк в денщиках у поручика Лукаша)

Галерея

  • Изображения нитрата серебра
  • Dusičnan stříbrný.JPG

    Dusičnan stříbrný.PNG

Напишите отзыв о статье "Нитрат серебра(I)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нитрат серебра(I)

– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.

Различные соединения серебра, как и сам металл, широко известны и применимы давно. Самым известным веществом является азотнокислое серебро. Эта соль серебра получается при взаимодействии металла с концентрированной азотной кислотой. В Средние века ее использовали алхимики, назвали этот продукт «ляпис» или «адский камень».

Изначально азотнокислое серебро выступало как антисептик, им останавливали кровь, прижигали раны. Лечили препаратом нервную систему, эпилепсию. Со временем ляпису нашли другое, хозяйственное применение. С его помощью писали иконы, пригодилось вещество в косметологии и т. д.

В современном мире серебро азотной кислоты используют гораздо активнее. Это важнейшая растворимая соль, ее формула — AgNO3. Препарат является исходным сырьем для получения и других солей металла. Внешний вид азотнокислого серебра представляет собой белый порошок кристаллической формы, не устойчивый к воздействию света.

Впервые данный препарат в качестве лекарственного средства применили голландский врач, физиолог, химик Франциск Сильвий и нидерландский химик Ян Баптист ван Гельмонт. Ученые получили кристаллы нитрата серебра и обратили внимание на то, что порошок оставляет следы ожога на коже рук.

Выявленное вяжущее, противовоспалительное, антимикробное действие гомеопатического раствора азотнокислого серебра позволило лечить язву желудка, конъюнктивит и другие болезни, связанные с инфекциями. При огромном современном выборе лекарств средства, содержащие ионы серебра, стали пользоваться особой популярностью.

Многими используется фармакопейный препарат в виде карандаша, содержащего ляпис. Рынок наполнился серебросодержащими перевязочными средствами, приборами, которые способны в домашних условиях образовывать растворы с содержанием серебра. Широко используется ляпис в ветеринарии для обработки различных ран животных.

Не только положительные, лечебные воздействия на проблемные места способно оказать азотнокислое серебро. Разовая передозировка или долгое воздействие вещества на организм человека может вызвать отравление. Данное заболевание называют «аргирия».

Проблема развивается очень медленно, в течение 2-5 лет. Цвет кожи темнеет начиная с губ. На начальной стадии аргирии больших изменений незаметно. В дальнейшем возможно поражение роговицы глаз и хрусталика. Избыток металла в организме снижает иммунитет, нарушает работу почек и печени, пагубно влияет на состояние щитовидной железы.

Использование вещества в других сферах

В качестве катализатора азотнокислое серебро используется в химической промышленности, в лабораториях. С его помощью получают диоксан, полярный растворитель, необходимый для смягчения химикатов.

Растворы нитрата серебра необходимы при производстве мощных аккумуляторов. Препарат используют при производстве высококачественных зеркал, космических приборов. Автомобильная промышленность использует AgNO3 для изготовления оптики.

Соль драгоценного металла стала незаменимым веществом для криминалистов. С помощью этого вещества выявляют отпечатки пальцев на предметах. С конца 19 века азотнокислое серебро стали применять в кинофотоматериалах.

Текстильная промышленность также не обходится без ляписа. Он принимает участие при производстве красителя для материи. Соль тяжелого металла необходима при создании золотисто-желтой окраски на высококачественных свинцовых стеклах. Окраска проявляется при сложном технологическом процессе.

Любители старых бронзовых или медных монет сталкиваются с таким неприятным явлением: монеты с годами приобретают особый налет, его называют «хлорная болезнь». Устранить эту неприятность, вылечить «заболевание» помогает ляпис.

Очищение старинных монет, проведенное при помощи данного препарата, позволяет сохранить их свойства. Ляпис способен уничтожить «зелень» и создать защитную пленку на монете, его применение является спасением для хранителей старины.

Содержание

Данное вещество широко применяется в медицинской практике как дезинфицирующее, противовоспалительное средство. Слабые растворы ляписа устраняют воспаления, тогда как его концентрированные формы помогают остановить кровотечение. Химическое соединение входит в состав многих современных лекарственных препаратов. Узнайте, какие медикаменты содержат указанное вещество.

Ляпис - что это

В результате реакции нейтрализации соли аргентума азотной кислотой образуется нитрат серебра (структурная формула ч.в. – AgNO3). По физическим свойствам ляпис – это бесцветные прозрачные кристаллы ромбовидной формы. Вещество хорошо растворяется в этиловом спирте и воде. Азотнокислый аргентум не имеет запаха и вкуса, темнеет под прямыми солнечными лучами. Ляпис в медицине используется как бактерицидное средство. Такое применение вещества обуславливается тем, что ионы серебра обладают способностью нарушать метаболизм болезнетворных агентов.

История возникновения и использование в средние века

Первые упоминания о ляписе как о некоем «адском камне» встречаются в древних трактатах алхимиков. Подобное название было присвоено азотнокислому аргентуму за его способность образовывать на коже черные пятна, которые быстро трансформировались в глубокие язвы. Фламандский ученый Ян Батист Ван-Гельмонт использовал ляпис для создания эликсира бессмертия. Представители гомеопатии успешно применяли водные растворы вещества против бактериальной инфекции.

Средневековые венецианские умельцы использовали нитрат аргентума для получения серебрильной жидкости, которая была необходима для создания уникального покрытия дорогостоящих зеркал. Индусские религиозные источники содержат информацию о дезинфекции воды при помощи погружения в жидкость раскаленного серебра. Древние эскулапы применяли слабый ляпис против дизентерии, холеры.

Применение нитрата серебра в медицине

Благодаря свойствам аргентума останавливать метаболизм болезнетворных агентов данный металл считается одним из самых действенных антисептиков. Первые научные исследования бактерицидных качеств серебра датируются 1887 г., когда было обнаружено, что 0,5%-ный раствор нитрата аргентума за 48 часов убивает споры сибирской язвы. Концентрированный ляпис оказывает прижигающее действие сильнее йодной настойки или зеленки. Его применяют, когда необходимо разрушить ткани небольших доброкачественных новообразований. Слабый раствор ляписа используется для лечения:

  • язв, эрозий, трещин;
  • острого конъюнктивита;
  • ожогов, обморожений для удаления областей некроза ткани;
  • бородавок;
  • гнойникового поражения кожи с целью восстановления эпителия;
  • доброкачественных опухолей;
  • диареи.

Лекарственные препараты на основе ляписа применяются при язве желудка, двенадцатиперстной кишки, гастрите. Кроме того, доказана эффективность нитрата аргентума против бактерий Helicobacter pylori, выступающих основной причиной развития воспалительных патологий ЖКТ. Пациентам, принимающим ляпис перорально, для снижения его токсичности назначается прием таблеток на основе белой глины.

Раствор ляписа при лечении эрозии и язв на коже

Местное применение азотнокислого серебра рекомендовано для устранения разных дерматологических проблем. Ляпис при язвах, эрозиях, гиперпластических процессах применяется наружно в виде 0,25–0,5%-ных водных растворов. Примочки необходимо накладывать ежедневно до тех пор, пока раневая поверхность не покроется тонкой пленкой из белковых коагуляций.

С целью устранения избыточных грануляций при красной волчанке и варикозных язвах пораженные области обрабатываются 10-20%-ным раствором нитрата серебра. При поверхностных язвочках, эрозиях делают примочки с 2%-ным раствором ляписа. Такая концентрация раствора азотнокислого аргентума особенно эффективна, когда речь идет о заживающей раневой поверхности, которая постепенно затягивается рубцовой тканью и покрывается множественными трещинками.

Мазь с нитратом серебра при дерматитах и экземе

Использование ляписа в такой форме позволяет ускорить образование эпителия и заживление поврежденного эпителия. При мокнущих экземах, псориазе рекомендуется применять мазь Микулича. Данное средство изготавливается на основе азотнокислого серебра с добавлением мироксилона (перуанского бальзама) или винилина. Мазь Микулича можно воссоздать по прописи, обратившись в рецептурно-производственный отдел аптек. Смазывать пораженные области указанным препаратом необходимо 1-2 раза за день.

Слабоконцентрированный раствор ляписа при конъюнктивите

Применение нитрата серебра как офтальмологического средства впервые было предложено для лечения воспаления глаз у новорожденных, вызываемого гонококковой инфекцией, что в свое время помогло сохранить зрение тысячам младенцев, и стало своеобразной медицинской сенсацией. Сегодня в акушерской практике главным образом используют глазные капли на основе сульфацила натрия. Пораженные слизистые оболочки при конъюнктивитах промывают 0,05-0,5%-ным раствором азотнокислого серебра.

Ляписный карандаш от папиллом и бородавок

Фармакологический продукт является антисептическим средством. Ляписный карандаш применяется для местного лечения кожных заболеваний. Препарат разрешено использовать для курсовой (длительной) терапии дерматологических патологий. Эффективность азотнокислого аргентума против папиллом и бородавок достигает 43-70%. Перед применением средства следует проконсультироваться со специалистом, который исключит злокачественный характер образования.

Форма выпуска и состав препарата

Медикамент производят в виде карандаша, имеющего беловато-серый цвет. Препарат не обладает запахом. Один конец карандаша конусовидный с закругленной вершиной. Действующим веществом лекарства выступает порошок нитрата аргентума. Медицинский карандаш помещается в полиэтиленовый пенал высокого либо низкого давления, а затем укладывается в бумажную или картонную упаковку.

Как правильно использовать

Медицинский карандаш предназначен только для наружного применения. Ляпис от бородавок и папиллом наносится точечно. С этой целью предварительно следует убрать защитный колпачок с карандаша и смочить его конец в холодной воде, после чего с осторожностью обработать новообразование. Повторять процедуру рекомендуется 1-2 раза за день. Длительность лечебного курса, дозы (кратность нанесения) определяются врачом индивидуально.

Побочные эффекты и противопоказания

Длительное использование ляписного карандаша может спровоцировать появление сильных ожогов, рубцов, реакций гиперчувствительности. Азотнокислое серебро является высокотоксичным веществом, поэтому при бесконтрольном применении может повлечь возникновение аргирии – необратимой сильной пигментации кожи. При правильном использовании ляписный карандаш не вызывает побочных эффектов и в целом безопасен. Тем не мене инструкция содержит ряд противопоказаний к его использованию:

  • Детский возраст до 2 лет – нанесение нитрата аргентума на нежную кожу ребенка может повлечь появление сильных ожогов;
  • Высыпания на лице – после применения ляписного карандаша могут оставаться рубцы, которые портят внешний облик человека.
  • Удаление невусов, родинок – использование препарата на основе азотнокислого аргентума опасно по причине высокого риска малигнизации новообразования.
  • Период беременности, кормления – ляписный карандаш обладает тератогенным воздействием и может нанести существенный вред здоровью плода.
  • Нарушение циркуляции крови в верхних слоях эпидермиса – использование нитрата аргентума ограничено из-за риска развития тромбоза сосудов.
  • Патологии почек, печени – применение ляписного карандаша чревато отравлением азотнокислым серебром.
  • Прием лекарств, содержащих бром, йод, хлор – при взаимодействии с органическими соединениями активное вещество препарата (нитрат аргентума) разлагается с образованием осадка.

Где купить

Медицинский карандаш реализуется многими аптеками. Немного иначе ситуация обстоит с другими лекарственными формами азотнокислого серебра. Так, мази, растворы на основе ляписа можно заказать в рецептурном отделе аптек. Специалисты крайне негативно относятся к тому факту, что некоторые обыватели пытаются самостоятельно получить препараты (растворы, мази) серебра по прописям. Помните, такие эксперименты могут привести к самым негативным последствиям.

Цена ляписа в аптеке

Стоимость нитрата аргентума зависит от лекарственной формы. Менее доступными в плане цены можно считать растворы азотнокислого серебра. Незначительных финансовых затрат потребует покупка соединения в виде субстанции. Интернет-аптеки предлагают ляпис по более выгодным ценам, нежели городские пункты реализации фармпродукции. Так, в московских аптеках цены на нитрат серебра следующие:

Форма выпуска нитрата аргентума

Цена (рублей)

Азотнокислое серебро в гомеопатических гранулах, фл. 5 г, N1x1

Раствор ляписа 30%, 10.0 мл

Раствор азотнокислого серебра 3%, 10.0 мл

Раствор ляписа 0.5%, 10.0 мл

Раствор нитрата серебра 10%, 10.0 мл

Азотнокислое серебро в виде субстанции, 1 г



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: