Принятие жизнь, как она есть. Почему нет сил жить? Как умирают желания

Нелюбимая работа, опостылевший дом, бесполезное окружение. Почему каждый раз мне приходится повторять одно и то же день за днем? Снова и снова тащиться на работу, проходить через эту никому не нужную канитель. Почему не хватает сил изменить свою жизнь? Неужели мне была предначертана такая судьба?

«Все так живут, вот и ты смирись. Чем ты лучше других?», — говорят знакомые. Неужели не бывает по-другому? Неужели обязательно нужно страдать? А как же счастье? Оно дано лишь избранным? Почему меня одолевает лень, и нет никаких желаний?

Говорят, чтобы пробудить желание жить, нужно выбросить из головы плохие мысли, научиться просто радоваться каждому дню, подмечать позитивные события и не зацикливаться на негативных. Но ведь они сами лезут в голову, все на самом деле плохо, и если ничего не делать, то ничего не изменится.

Времени нет, не хватает энергии и сил что-либо начать. А какой смысл? Все равно ведь ничего не получится…

Где взять жизненные силы? Ответ в бессознательном

Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает свой подход к решению этих вопросов. Люди отличаются между собой по внутреннему содержанию: желаниями, свойствами, способностями.

Способы получать удовольствие от жизни у нас разные, однако, при этом прослеживается одинаковый характер преждевременного угасания желания. В двух словах – не получая заданное в своем определенном векторе удовольствие, мы постепенно бессознательно отказываемся прилагать усилия, чтобы это удовольствие получить. Снижаем темп жизни, перестаем интересоваться новым, подменяем реальную жизнь суррогатами: например, посвящаем жизнь коллекционированию каких-нибудь редкостей вместо написания книг, уходим в компьютерные игры вместо занятий наукой, приобщаемся к алкоголю.

Сворачивание с магистрали развития и реализации своих врожденных свойств тоже по-своему происходит у людей с разными векторами. Люди с кожным вектором, раньше такие активные и амбициозные, метящие в депутаты или чемпионы, вдруг ни с того ни с сего переключают все свои мысли на экономию жизненных ресурсов. Вчера он подрезал всех в погоне за успехом, а сейчас начал сдавать позиции, дабы избежать трудностей. То он думал о том, как заработать столько, чтобы не считать, а теперь обеспокоен одними скидками.

У зрительных людей наступает тоска и уныние от «серых будней», когда молодость прошла, стало больше дел и все меньше эмоций. Раньше он(а) с надеждой и озорством заглядывал(а) в глаза противоположному полу, любовь – кружила голову, а сейчас – взгляд отводит, или боится заглянуть в глаза. Раньше так хотелось рисовать, петь, танцевать, а сейчас лишь воображение рисует в голове картины тревожного будущего.

Человек со звуковым вектором, прежде ночами напролет читая книгу или вникая в какую-то интересную теорию, восторгался от одного шанса приблизиться к тайнам мироздания. И вдруг теории и казавшиеся такими невероятными фантастические книги стали ощущаться пустыми. Раньше с ума можно было сойти от одной мысли сочинить музыку и стихи или написать гениальную программу, а теперь все отчего-то стало бессмысленным. Накатила депрессия и лишь один безмолвный вопрос в тишине ночной — «зачем я живу?» — не дает покоя…

Где взять энергию и силы? В поисках забытого счастья

Состояние апатии человек ощущает, как «пропали желания», «не хватает жизненной энергии», «нет желания жить». Просто сил нету подняться с постели утром и что-то делать. В целом, она возникает от длительного и регулярного неполучения удовольствия в заданных свойствах, непроживания своей жизни, ненаполненности.

Первое, что нужно сделать человеку, столкнувшемуся с апатией, это определить причину тяжелого состояния – разобраться в самом себе, в каком именно векторе накопилась нехватка. Понимание своих врожденных желаний – это шанс выяснить верное направление для последующих действий. Апатия в звуковом векторе – это и есть депрессия. В отличие от других векторов, боль от депрессии в звуковом векторе перекрывает всякое ощущение удовольствия от жизни, само ощущение жизни становится невыносимым, и даже приводит к мыслям о суициде.

Где взять жизненную энергию, как вновь ощутить радость от жизни? Что поможет избежать апатии, которая убивает желание? Ответ прост – поддерживать удовольствие в заданных свойствах, не экономить жизнь, реализовывать свои желания адекватным современному обществу способом. Когда мы реализуем в жизни свою врожденную заданность, природное предназначение, то нас естественным образом манит возможность получить это удовольствие снова.

Узнать больше о психической природе человека, о реализации векторов, начать осознанно понимать свои желания можно уже с первых вводных лекций по системно-векторной психологии. Записывайтесь на следующий курс бесплатных лекций .

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Думаю, многим из вас знакомо странное ощущение. Вроде живешь себе живешь, а чего-то в жизни не хватает. Когда был совсем еще ребенком и думал о будущем, столько всего представлял себе! А сейчас вырос и… кажется, что живешь не на полную катушку. Мог бы больше, но что-то вечно мешает. Как следствие – вечная неудовлетворенность, недовольство, подавленность. Часто раздражаешься, злишься, начинаешь во всем винить родителей, партнера, друзей, окружение…

Как вернуть жизни краски? Этот вопрос, конечно, чаще всего задают люди со зрительным вектором, но это вовсе не значит, что все прочие испытывают безоговорочное счастье. Зрительная грусть, звуковая тоска, депрессия и апатия, анальные фрустрации, кожный стресс и много чего еще – все это суть следствия одной и той же причины: нехватки, нереализованность, пустоты. В каждом векторе – свои желания и свои источники радости и удовольствия. И если мы забываем о своих желаниях и нехватках, наше естество начинает страдать, проявляя свою боль по-разному.

Но как понять, чего именно не хватает? Как понять, какой вектор испытывает нехватки и с чего начать распутывать этот клубок противоречий?

Самые тяжелые состояния нехватки, конечно, может испытывать человек со звуковым вектором . Звуковой вектор – всегда доминантный, поэтому если он не наполнен, то вы чувствуете подавленность. Чем больше нехватки, тем больше страданий. Тут уже почти все равно, какие у вас еще вектора: если звуку плохо, то все человеческое естество не может жить спокойно, пока не удовлетворятся нехватки. Вы не чувствуете других желаний: то, что приносило радость раньше, создает лишь иллюзию удовлетворения.

…Даже вроде и причины для радости нет. Ты улыбаешься, говоришь, что рад, но… в душе ты не чувствуешь ничего. Точнее чувствуешь, но все через это серое мутное окно, которое отгораживает тебя от реального мира. Хочется уже толкнуть его изо всей силы, чтобы вдохнуть чистый воздух… всей грудью.

Что бы вы ни делали, вас постоянно преследует вопрос: «Зачем? Кому все это нужно? Кто управляет этим театром жизни?» В особенно тяжелых состояниях вам не хочется есть, пить, не хочется секса: у вас вообще нет влечения. Друзья, родственники, просмотр кино и прочие источники радости – ничего больше не надо, если страдает звуковой вектор. Все не просто кажется пресным и безвкусным. Хочется бежать, хочется уединиться, свернуться в комок и… спать.


Если вам постоянно хочется спать, то это может быть как раз проявление плохого состояния звукового вектора, который стремится убежать от своих вечно мучающих вопросов в сон. Какие вопросы мучают звуковиков? Конечно, пресловутые: «Есть ли смысл в жизни?», «Зачем мы живем?», «Что есть Бог?» Сон для таких людей – возможность забыться, раствориться в небытие. Недаром часто сравнивают сон и смерть. В звуковом векторе нет ценности человеческой жизни: идеи, абстракции всегда важнее существования одного конкретного человека. Неудивительно, что свое собственное существование в те моменты, когда он не реализует себя, может казаться ему таким же бессмысленным.

Апатия, депрессия – все это состояния человека со ненаполненным звуковым вектором. Кто-то в надежде облегчить свои страдания начинает принимать антидепрессанты, кто-то подсаживается на наркотики или забывается в плену у зеленого змия, кто-то зависает в виртуальном мире. Стоит ли говорить, что это выключает из реальности, но вовсе не помогает?

Некоторые люди, ощущающие полное отсутствие желаний, даже не догадываются, что виной всему нехватки в звуковом векторе. Но как только мы понимаем в чем дело, начинаем наполнять звук – наступает облегчение. Правда существует проблема: чем больше развивается человечество, тем нехватки в звуковом векторе все больше растут. И если раньше занятия музыкой, писательством, наукой, философией, религией могли полностью наполнить человека, то сейчас это все приносит облегчение, но не снимает проблемы полностью. Нужен мощный толчок, мощная реализация в обществе. А прежде всего – осознание себя и своей природы, смысла своего существования, познание психического: своего и чужого.

У обладателей зрительного вектора свои особенные состояния и переживания. Ведь именно мы, зрительники, любим говорить, что жизни не хватает красок.

Иногда наша жизнь наполняется серостью. Словно живешь за грязным мутным окном и, когда хочешь посмотреть на солнце или небо, видишь серое солнце и серое небо, серых прохожих и серый мир. Так скучно, так тоскливо, и это все затягивает и затягивает. И вроде ничего плохого не происходит. Все просто идет своим чередом… своим чередом. Эти слова давят и вгоняют в еще большую тоску: уже хочется, чтобы хоть что-нибудь случилось, лишь бы не было этого «день за днем, день за днем» — бесконечных будней, лишенных цвета-вкуса-запаха…. Всего, что вообще может приносить удовольствие и радость.

Мы чувствуем тоску, ту самую серость. Зрительники – любители эмоциональных раскачек. Наши две эмоции – это страх и любовь. И если человек развивается и реализуется: не хранит свои чувства где-то на задворках души, а учится выводить свои страхи наружу, его жизнь оказывается полной, насыщенной, счастливой. То же касается артистов эстрады, которые дарят свои эмоции зрителям. Идет мощная реализация, и зрительник не страдает. Когда мы отдаем, мы чувствуем жизнь во всем ее многообразии. Отдача приносит нам большее удовольствие: вот почему зрительники так стремятся к этому.

Если человек со зрительным вектором не научился (или не знает), как отдавать, если он зациклен на себе, то рано или поздно плохие состояния настигают его. Если он не реализует свое желание выплескивать эмоции на сцене (или, например, в книге), он выплескивает их дома на своих близких и родственников. Домашние истерички, исполняющие на кухне спектакль одного актера – это несчастные зрительницы, которым просто негде себя реализовать. Люди, которые впадают в зависимость от партнера и стремятся раствориться в своей второй половинке – это обладатели зрительного вектора, которые не научились любить. На место любви приходят страхи, которые не дают нормально жить и строить отношения. То, что они называют любовью, на самом деле нездоровое чувство, смешанное с жутким страхом остаться одной, потерять эмоциональную связь. Эта любовь преследующая, с постоянными скандалами, звонками и выяснениями отношений. Неразвитым зрительникам вечно кажется, что им не хватают внимания, поэтому они всеми силами пытаются зациклить своего партнера на себе.

У них столько всего внутри! Такой потенциал! Такие чувства, которые некуда выплеснуть! Остается их обрушить на своего партнера, который от такой «любви» готов переехать в другой город, лишь бы до него прекратили домогаться. Такие чувства похожи на вампиризм : желание лишь получать. Вот почему зрительников в плохих состояниях часто бросают: не все готовы, чтобы к ним прилепилась такая вот «эмоциональная пиявка!. Впрочем, часто такие вот «пиявки» находят друг друга и строят отношения. Стоит ли говорить, что после бесконечных скандалов опустошенными и изнеможенными остаются оба?

Апогей зрительных страданий и нехваток – социофобия, которую можно запросто спутать с затворничеством звуковика. Но социофобия зрительного вектора – это страх людей, ужас, что окружающие смотрят на тебя, говорят о тебе и, быть может, способны даже принести тебе вред. Затворничество звуковика – уверенность в том, что в мире нет ничего интересного, что люди, в большинстве своем, не заслуживают внимания. Это своеобразное бегство от социума. На самом деле, мы знаем, что источник внутри – нехватки, от которых не убежишь.

Нехватки в анальном векторе сопровождаются прирастанием к нашему любимому четвероногому другу – дивану. И так все делаешь медленно, а становишься совсем тормозом. Делать ничего не хочется. И рад что-то изменить – да заставить себя не можешь. Столько надо всего сделать, а ты лежишь себе, смотришь телек, и не в состоянии подняться или как-то оторвать свою пятую точку от нагретого места. В голове то и дело мелькают скверные мысли, внутри растет такое гадкое-гадкое, противное состояние – фрустрации. Хочется взять и сказать кому-то какую-нибудь мерзость.

Причинами фрустраций анального вектора могут стать многие факторы. Это и нереализованность (отсутствие работы, приносящей удовлетворение), сексуальная неудовлетворенность, обиды (на мать, на начальство, на коллектив), зацикленность на первом неудачном опыте (бросила девушка, и остальные тоже кажутся «шлюхами»; на работе обманули – значит, вокруг одни воры и баблорубы). В общем, причин для фрустраций в анальном векторе много. И, конечно, виной всему не мы, а окружающие: обманщики, баблорубы, проститутки, воры. Все плохие, а я хороший, честный, поэтому и страдаю. «В жизни чего-то добиваются только те, кто живет не по правде!» — скажет такой человек.

К сожалению, в современной кожной эпохе, люди с анальном вектором часто оказываются на обочине. Им сложно пробиться, стать профессионалом своего дела, найти достойную работу, поэтому анальник с фрустрациями – это нередкое явление.

Человек с фрустрациями в анальном векторе не видит ничего хорошего: везде подмечает лишь недочеты, ложка дегтя в бочке меда вырастает до неузнаваемых размеров. Начинаешь говорить с таким человеком, и противно становится. Все вокруг ему не так, даже если дело на празднике происходит: и выпивка не та, и музыка не та, и гости не те, и обслуживание не то. И как-то неловко становится. А уж троллинг в Интернете – это вообще всем давно известная тема.

А знакомо ли вам состояние: «Все бесит! Всех ненавижу!» ? И стремление всех ограничивать: этот не туда пошел, эта не так все делает, эти тут еще сидят. Все вокруг тормоза и ничего не соображают! Так бы и прихлопнул! Так проявляют себя нехватки в кожном векторе , выражающие в нерациональном ограничении, раздражительности , часто даже мельтешении (при стрессе). Кажется, что ничего не успеваешь. Вечно нет времени. А тут еще трамваи сломались, автобус встал в пробку, и ты сидишь и психуешь: бесит этот медленный автобус и тормоз-водитель, бесят пробки, бесит погода. Ненавижу! Ну и, конечно, все начинает валиться из рук, ничего не получается и настроение всегда очень агрессивное: такие люди готовы сорваться на первого встречного-поперечного.

Одним словом, люди с кожным вектором, пребывающие в плохих состояниях, всегда пытаются показать, что они самые главные: командуют, навязывают свое мнение, при этом никого не слушая, ведут себя как «горе-начальники». При этом такие люди не способны брать на себя ответственность и обязанности. Когда нужно действительно отвечать за результат – их уже и след простыл.

Я чувствую что в жизни мне чего то не хватает. В последнее время поняла, что не хватает людей с которыми можно интересно поговорить. В принципе мне есть с кем поговорить, но знаете не хватает такого разговора по душам. Я просто люблю по рассуждать на разные темы, больше в сторону философии. Ну поговорить так, что бы было действительно интересно разговаривать. Когда то у меня такое общение было с сестрой, но сейчас как то так не получается с ней поговорить. Просто со с многими с кем я говорю, темы все сводятся к каким то бытовым вещам или к обсуждению их проблем. А когда вроде пытаешься свернуть на тему более интересную, чувствую, что человека это не волнует. И это не какие то там очень умные темы, а в принципе просто вопросы на которые можно порассуждать. Я вообще понимаю, что по жизни у меня было мало таких людей с кем можно просто болтать часами и от этого не скучно. Вообще из-за этого часто чувствовала себя какой то другой. Может кто то сталкивался с таким? Ну и в принципе что думаете?

    У меня такая же проблема.. Но я интроверт мне не очень легко сходиться с людьми.. Попробуйте найти единомышленников черес мой сети.. Facebook или какие то подобные, подписывайтесь на те странички которые вам интересны комментируйте статьи и появится круг знакомст по интересам.

    Хорошо что вы здесь, и можете задавать свои вопросы, это хорошая возможность частично восполнить потребность в глубоком общении!!!

    Аналогичная ситуация. Но подумав решила, что если мне сейчас попадаются другие люди, а не те, что мне хочется, значит на то есть причины. Или пришла пора сменить круг общения, может нужно выйти из зоны комфорта либо просто приложить усилия для получения желаемого общения... Если ситуация и впрямь аналогичная, то мы с вами люди отчасти ленивые, по сему и решите чего же действительно стало не хватать в Вашей жизни. Только ли в общение всё упирается? Может пришла пора действовать?! Успеха! Всё будет хорошо;-)

    Здравствуйте.Я вас понимаю, я сама не раз с этим сталкивалась. И вроде бы были у меня люди с которыми можно поговорить о разном и они были очень интересными. Однако, как и в вашей ситуации это не были настоящие разговоры по душам, я не могла им рассказать обо всём на свете и всем делится. Ни своей сестре, ни своей лучшей подруге, не своему парню. И чувствовала себя не очень. Знаете когда вроде бы всё и хорошо, но чего-то не хватает. Я думала, что так ничего и не изменится. Но со временем у меня появился очень хороший друг, очень хороший. И с ним я могу не просто часами, а сутками болтать) Да и помолчать совсем не в тягость. И доверяю ему больше чем себе. И благодарна судьбе за такого человека. Поэтому мне кажется вам не стоит зацикливаться на этом, развивайтесь как личность, занимайтесь любимым делом, будьте доброжелательной с другими. И уделяйте больше времени своим близким, с которыми тоже можно очень душевно поговорить, и им всегда будет приятно ваше внимание. Вот увидите, когда придёт время и в вашей жизни появится человек, с которым вы будете говорить на одном языке)Удачи

    Если ваше желание не исполняется -значит оно еще не оплачено

    Многие боятся быть принятыми за шизофреников, если начнут разговоры на темы о том, что мало имеет отношения к материальной жизни. В ближайшее время такое молчание будет исправлено. Ведь каждый из нас чувствует что мы другие, что мы говорим совершенно не о том, делаем совершенно не то, и находимся совершенно не там. Не бойтесь оставаться сами собой, Вы найдете себе собеседников. В моих силах это пообещать.

    И мне это знакомо. Только очень близкие подруги поддерживают мои беседы о философии и т п... Но хорошо что хоть мало, но есть! Я вообще люблю людей неординарных, интересных, и сама к ним тянусь... К сожалению, не всем это интересно, поэтому такие темы оставляю для особых случаев.

    я сталкивалась с этим в юном возрасте... одногодки не могли того дать поэтому общалась с теми кто старше кто больше знает... попадались интересные люди..не знаю почему у вас по другому.... может стоить наладить отношения с сестрой? раз раньше с ней общение шло

    В общем-то ничего страшного не происходит. Очень мало людей, близких по духу в нашей жизни. И если честно, я за то, чтобы вокруг меня были разные люди с разными интересами, чтобы не только интересно было поговорить о моих интересах, но и выслушать их. Часами я точно бы не хотела говорить об одном и том же. В том то и интерес - разносторонность взглядов. А если вас так гнетет отсутствие такого человека рядом, по зарегистрируйтесь на форумах и общайтесь себе. Философия, так философия. Но я не вижу никакого криминала в том, что люди не поддерживают беседу, которая им чужда.

    Мне знакома эта проблема, я также чувствую себя изолированной в этом плане. Кругом много людей, а поговорить по душам не с кем. Раньше мою жажду общения и познания утолял бывший, но теперь мы не вместе и в душе такая пустота. Даже родственники не понимают меня совсем, моих интересов.

Вы видите вопрос, который задал Вселенной кто-то из пользователей сайта, и ответы на него.

Отвечают или очень похожие на Вас люди, или полные Ваши противоположности.
Наш проект был задуман как способ психологического развития и роста, где можно спросить совета у "похожих" и научиться у "очень отличающихся" тому, чего Вы еще не знаете или не пробовали.

Хотите спросить Вселенную о чем-то важном для Вас?

Мы уже начали разговор с игуменом Нектарием (Морозовым) о миссионерстве — обсудили, в чем заключается миссия верующего человека в семье, среди самых близких. Сегодня речь пойдет о проповеди христианства во внешнем мире, которая также является делом каждого из нас.

— Сегодня много говорится о необходимости миссионерской деятельности, о том, что наша Церковь должна быть миссионерской. Существует множество отдельных миссионерских проектов, инициатив — в Интернете, направленных на студенческую среду и так далее. Но наша страна, где большинство людей крещеные, так и остается по преимуществу нецерковной. В чем причина этого и на что ориентироваться верующему человеку, если он хочет как-то в миссионерской деятельности Церкви участвовать?

— Думаю, что ориентироваться нужно на эффективность. Безусловно, задача миссии перед нами стоит. Но постоянно происходит некое изобретение велосипеда. В какой-то неудержимой погоне за осовремениванием всего, в том числе и церковной жизни, и того в ней, что вечно современно и его современнее не сделаешь, рождаются формы миссионерской работы, которые на деле не дают результата. Вот миссионерская деятельность апостолов была предельно эффективна. Была, безусловно, эффективна миссионерская деятельность таких людей, как равноапостольный Николай Японский, как митрополит Иннокентий (Вениаминов). Значит, когда мы хотим понять, каким образом нам миссионерской работой заниматься, нам нужно к их опыту обратиться.

Мы видим, что происходят попытки собирать огромные аудитории — это может быть стадион или университет — и в таком формате открывать для нецерковных людей Православие. Но каков эффект, выстраивается ли дорога от этой аудитории к храму? Можно работать в Сети, создавать какие-то виртуальные миссионерские площадки, часами напролет общаться там с людьми, о чем-то спорить — но опять-таки, если посмотреть на КПД, он тоже достаточно небольшой: мы прекрасно знаем, сколько людей готовы в Интернете о чем угодно спорить и ровным счетом никак не сопрягать это со своей жизнью. А христианство — это то, что требует, скажем так, полного вхождения в него — и практики, и опыта.

— Допустим, сутки напролет на интернет-форумах мы сидеть не будем. А какая деятельность имеет смысл?

— Самая эффективная миссия сегодня, на мой взгляд, заключается в том, что священник на приходе говорит с теми людьми, с которыми у него уже сложились какие-то отношения, которые понимают церковную жизнь и которые понимают его. Он говорит им примерно следующее: «Вот вы пришли в храм, в вашей жизни произошла определенная перемена, для вас другая, иная жизнь открылась. И нельзя жить, не поделившись этим знанием с другими людьми. Не превращайтесь в сектантов, которые вламываются в квартиры, не тащите сюда никого на аркане, но вы живете в обществе, и рядом с вами находятся люди. Если вы видите, что в какой-то ситуации есть возможность человека без нажима, без давления в храм привести, что-то ему о вере рассказать, дать почитать, заинтересовать, вы должны обязательно это сделать. То есть это ваш долг — это не просто то, что можно сделать при случае, а это обязанность». И вот если прихожане, с одной стороны, будут на это откликаться, а священник, с другой стороны, будет готов приведенных ими людей в храме встретить и стараться, чтобы там была теплая, доброжелательная атмосфера, это и будет в полном смысле слова миссионерской деятельностью. Один человек приведет двоих-троих, эти трое приведут девятерых, и дальше мы получаем разрастающийся спектр вовлечения. Это гораздо продуктивнее, чем обращение к большой аудитории. Проповедь с экрана телевизора, в Интернете тоже необходима, но она должна находиться на периферии и быть только лишь фоновой поддержкой для непосредственной работы с людьми.

— Но опять же возникает вопрос: вот я, допустим, постоянный прихожанин. Как мне привести в храм этих двоих, троих, пятерых людей? Смогу ли я вообще это?

— Естественно, людей надо этой работе учить. Необязательно всех отправлять на миссионерские курсы, необязательно со всеми вести занятия по догматическому богословию, по истории Церкви и так далее, но желательно, чтобы на каждом приходе было как можно больше людей грамотных и именно выращенных для этой работы. При этом человек на самом деле может быть безнадежно необучаемым, он может все на свете путать и все у него может быть вперемешку, но если он сам живет с простой истиной, что с Богом хорошо и что без Бога нельзя, и при этом любит других людей, он будет успешным миссионером. Да он на пальцах даже, будучи глухонемым, сможет объяснить эту суть… А другой и обладая знаниями ничего не сможет дать, потому что первично нужно вложить что-то в сердце человека, а не в его голову. Поэтому такой вот опорой настоятеля в миссионерских делах может стать человек любого возраста, обстоятельств жизни и образовательного уровня. Главное, чтобы у него было определенное расположение и отношение к людям.

— По поводу отношения к людям… Придя в храм, человек понимает, что те вещи, которые были интересны ему в доцерковной жизни, перестали его интересовать, и в том числе пропадает общность с какими-то людьми, с которыми раньше связывали приятельские отношения. И это бывает достаточно болезненным, потому что эти люди по-прежнему хотят его видеть и с ним проводить время, а воцерковляющийся понимает, что это тот самый «совет нечестивых», на который ему идти не хочется. Как вести себя в этом случае?

— Я думаю, что когда человек приходит в храм и воцерковляется, далеко не все из того, что было ему интересно в его прежней жизни, должно перестать его интересовать. Многие вещи должны получить, может быть, иную оценку, иное наполнение. Естественно, что человек, обратившийся к Богу, оставляет какие-то греховные стороны своей жизни и то, что его непосредственно ко греху толкает. Но занять непоколебимую позицию «надо все бросить и от всего отойти» — это неверно, здесь необходима осмотрительность. Нередко первый неофитский жар и пыл приводит человека к тому, что он сначала вообще от всего отказывается, а потом не просто к этому всему возвращается, но и набирает в свою жизнь массу таких вещей, которых в его доцерковном прошлом не было.

Что же касается отношений с людьми, здесь тем более нужно быть осторожным. Мы должны помнить, что христианство — это религия любви и Господь ни к чему не относится так, как Он относится к человеку. И когда мы собираемся с кем-то разрывать отношения, мы должны обязательно задаться вопросом: а как относится этот человек к нам? Может выясниться, что мы, в свою очередь, ему дороги, нужны, даже необходимы. Тогда имеем ли мы право разрывать с ним отношения, будет ли это действием по закону любви? Нет. Мы обязательно должны постараться сохранить хорошие, добрые, близкие отношения с теми людьми, с которыми у нас такие отношения были. Не важно, пришли они в Церковь или не пришли, праведные они или грешные. Если мы понимаем, что общение с этими людьми влечет нас ко греху, то должны постараться определить, в чем заключается причина влечения к этому греху внутри нас, и в себе ее искоренять. И только если мы понимаем, что общение с человеком влечет нас ко греху неизбежно, то есть человек живет так, что, соприкасаясь с ним, попадаешь в поле действия каких-то определенных сил, пребывая в котором уже невольно грешишь, нужно от этого общения отходить. Но прежде нужно использовать все возможности сохранения. Когда у человека начинается заражение крови от раны на руке или ноге, он же не позволит сразу себе их ампутировать. Он сначала должен убедиться, что других способов излечиться нет.

— Иногда, стоя на службе, можно увидеть, как в храм заходит какой-нибудь человек, и видно, что он находится в растерянности, не знает, что дальше делать. Но в то же время он не пытается обратиться с вопросом, ни к кому не подходит. Стоит ли первым сделать шаг, чтобы помочь ему?

— Знаете, бывает, что человек заходит в большой магазин и так же беспомощно озирается. Обычно в таких случаях подбегает продавец и спрашивает: «Вам чем-то помочь?». И вот бывает так, что подошел к тебе продавец и ты рад, что он заметил тебя и предложил помощь. А может быть иначе: ты туда зашел и видишь, что у тебя ни на что не хватает денег, или ты не определился, стоит ли вообще там что-то покупать, а тут еще продавец к тебе… Казалось бы, где храм и где магазин, но тут тоже происходит что-то подобное. Человек стоит с потерянным видом, и кажется, что он ждет совета и помощи, а на самом деле он, может быть, всего боится, и когда к нему подойдут, он испугается еще больше. Попытаться сделать какой-то шаг все равно нужно, но это надо делать очень деликатно и при первых сигналах того, что человек не расположен общаться, отходить в сторону и ни в коем случае не обижаться.

— Когда Вы упомянули про продавца в магазине, сразу вспомнилась уличная проповедь сектантов с их «давайте поговорим о Боге»…

— На самом деле сектанты зачастую делают то, что должны делать и не делаем мы — пусть и в каком-то карикатурном и, я бы сказал, уродливом виде. Но даже на то, что они делают искаженно и неправильно, имеет смысл посмотреть внимательно и постараться понять суть этих действий. Скажем, у них есть так называемая «бомбардировка любовью», которая носит искусственный, нарочитый характер,— но и мы должны человека окружать любовью, только не выдуманной, не искусственной, а подлинной, а для этого должны стремиться ее обрести. У них есть, допустим, такая практика: закрепление за каждым новичком куратора, который несет ответственность за него перед руководством. Что-то подобное должно быть и у нас, но не на уровне официального закрепления, а на уровне естественных отношений. Порой это так и происходит: приходит человек на исповедь, и понимаешь, что он не знает даже каких-то элементарных вещей,— и тогда кого-то из поблизости находящихся прихожан выдергиваешь и просишь этим человеком заняться, помочь ему подготовиться к исповеди и Причастию.

И опять-таки, когда мы говорим о сектантах, я бы не стал как-то абсолютизировать и всегда относиться к ним плохо — среди сектантов на самом деле достаточное количество добрых, хороших людей. Да, зачастую их сознание уродуется, но надо знать, что там очень много людей, которые искали какого-то человеческого участия у нас и не нашли, и оказались там — где общение между людьми носит гораздо более непосредственный характер. И поэтому когда к вам кто-то подходит на улице и говорит: «Давайте поговорим о Боге», не надо смотреть на него как на негодяя и преступника. Все равно нас с ним соединяет общая вера во Христа, какой бы эта его вера ни была искаженной.

Мне вспоминается один прочитанный когда-то эпизод: преподобный Силуан Афонский беседовал с неким архимандритом-миссионером. И этот архимандрит рассказывал, как он проповедует и объясняет людям, что их вера — это блуд. А преподобный Силуан говорил ему на это: «Но ведь они же верят в Бога?» — «Верят».— «Верят в Пресвятую Богородицу?» — «Да, верят».- «Ну тогда они никогда не поверят, что их вера — это блуд,— сказал святой.— Ты должен сказать им, что то, во что они верят, это хорошо, а потом начать говорить о том, чего в их вере не хватает, и тогда они расположатся тебя слушать». И в принципе, это относится не только к проповеди среди инославных — в самом человеке всегда нужно найти какую-то основу. Не надо начинать с того, что все мы люди падшие, грешники и достойны погибели. Надо что-то хорошее в человеке назвать и у него самого обострить это чувство хорошего. У каждого человека есть ощущение, что в его жизни что-то не так, что чего-то в этой жизни не хватает. И его надо постепенно подвести к тому, что не хватает ему, прежде всего, общения с Богом, присутствия Бога в его жизни.

Газета «Петропавловский листок» № 5, 2015 г.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: