28 лет нет личной жизни.

Обычно чтобы стать яхтенным капитаном, нужно с детства мечтать о морских путешествиях и со временем начать задумываться о том, как стать моряком или яхтсменом. Или просто в один прекрасный день захотеть выйти в море, стоя за штурвалом яхты. В любом случае дальнейшие шаги объясняют, как воплотить это желание в жизнь.

К счастью, в наше время сделать это не слишком сложно. Поэтому вы должны понимать, что быть капитаном и управлять яхтой самостоятельно - это ответственное занятие. Вам потребуются характер, определенный склад ума и страсть к морским путешествиям.

Любой человек может стать моряком, но он должен уважать море.

Итак, как же стать яхтсменом? Ответ на этот вопрос зависит от того, какие цели вы преследуете.

Если у вас уже есть или вы хотите приобрести маломерное судно (катер, гидроцикл, парусное судно, моторную лодку) и вам необходимо научиться управлять им и получить права на управлене во внутренних водах (в России), то вам необходимо обратиться в ГИМС (Государственную инспекцию по маломерным судам). Основные задачи ГИМС - аттестация судоводителей и регистрация маломерных судов. Вам будет предложено пройти курс обучения и сдать экзамен, так же, как сдают на права на вождение автомобиля.

Вы хотите научиться управлять парусной или моторной яхтой, получить права шкипера и иметь возможность брать яхту в чартер (в аренду) в любой точке и таким образом проводить отпуск в кругу друзей и родных, не прибегая к услугам наемного шкипера. Или же вы планируете приобрести собственную яхту и ходить в международных водах, не зная забот.

Если вам подходит второй вариант, то вам необходимо будет пройти обучение в одной из международных школ по программе Day Skipper или Bareboat Captain. Названия разные, но суть одна. Это лицензия шкипера, имея которую, вы можете брать яхту в чартер практически в любой стране мира и выходить в море в дневное время на расстояние не больше 20 миль от берега (1 миля = 1852 м) при хорошей погоде. Это серьезная лицензия, которая присваивает вам звание капитана прибрежного плавания и дает право выходить в море самостоятельно. Для того, чтобы её получить, необходимо пройти обучение в международной яхтенной школе, одобренной одной из следующих ассоциаций: RYA (Royal Yacht Association), IYT (International Yacht Training), ISSA (International Sailing Schools Association), IYTA (International Yacht Training Academy).

Сейчас есть двухнедельные интенсивные курсы по программе Bareboat Captain, совмещающие теоретический курс и практику в море. Данный курс включает в себя безопасность в море, изучение международной терминологии, основные принципы управления парусной яхтой с учетом скорости ветра, метеорологии, навигации.

Вы научитесь вязать основные морские узлы, спасать человека, выпавшего за борт, швартоваться, планировать маршрут. Вам необходимо будет усвоить большой объем информации и успешно сдать экзамены, чтобы подтвердить квалификацию. Экзамена два: теоретический (в форме текста) и практический (в море). При успешной сдаче экзаменов вы получите заветную лицензию.

Обучение в школах RYA ведется исключительно на английском языке, в школах IYT, ISSA и IYTA возможно обучение на русском языке, но вся терминология будет на английском. В дальнейшем эти знания вам очень помогут, если попадете в международный экипаж. Так что как ни крути, без знания английского не обойтись. Общение по VHF (морское радио УКВ) ведется на английском языке. Знание разговорного английского необходимо.

Большое количество яхтенных школ располагается на Средиземном море, в основном в маринах Турции. Школ действительно много, цена варьируется от 1200 до 1500 евро (зависит от сезона, маршрута, программы) за двухнедельный интенсивный курс, но качество предоставляемых услуг очень разное. Отнеситесь внимательно к выбору школы. Отдавайте предпочтение школам с многолетним опытом, с реальной школой (здание школы), а не «мы будем читать вам лекции в кафе».

Обратите внимание на квалификацию инструктора, характеристики яхты, на которой будет проходить обучение, количество людей в группе, маршрут и перечень услуг и занятий, которые включены в стоимость. Стандартная стоимость обучения должна включать обучение по выбранной программе, методические материалы, проживание в двухместной каюте, постельное белье, полотенца, топливо, оплату всех стоянок, страховку яхты, карточки лицензий, финальную уборку яхты. Отдельно оплачиваются только авиаперелет, персональная страховка и питание.

Обучение яхтингу станет ещё и отличным отдыхом. В течение двух недель на парусной яхте каждый день вы будете получать новые знания, приобретать новый опыт, купаться, ловить ветер, наслаждаться, быть в постоянном контакте с морем. В общем, яхтинг - это сплошное удовольствие. И еще яхтинг отлично «проветривает» голову. Вы не только забудете о всех насущных проблемах, но и приведете себя в отличную форму.

В дальнейшем вы сможете приезжать на недельное обучение по повышению квалификации. Например, следующая ступень после Bareboat Captain/Day Skipper - Master of Yacht Coastal (капитан дневного плавания). В курс входят повторение и более глубокое изучение яхтенного мастерства, добавляется ночная навигация. Эта лицензия дает вам право на самостоятельный выход в море до 50 миль в дневное и ночное время. Далее - курсы, которые включают в себя планирование океанских переходов и астронавигацию, профессиональные гоночные курсы, курсы по выживанию в море.

Жизнь и путешествия капитана яхты значительно ярче и разнообразнее, чем у обычных путешественников. Если вы решились им стать, я желаю вам удачи!

Да, увлечение яхтингом – это страсть. Как получить права на яхту и управлять судном, не нарушая закон? Даже в этой морской романтике не обходится без формальностей, строгих правил, требований и ограничений. Разберемся прямо сейчас.

Права на управление яхтой

Отсутствие лицензии или прав не позволяет взять яхту в чартер. И, даже если вы располагаете собственным судном, о самостоятельных морских круизах придется забыть. Даже для самой короткой прогулки в открытом водоеме, человеку, у которого нет лицензии, нужно нанимать специалиста – капитана, имеющего права на управление яхтой.

Кому-то это может показаться несправедливым. Мол, еще пару веков назад выход в море был свободным и доступным для всех. Но, ситуация такова, что и береговые службы, и страховые организации отказались иметь дело с «любителями», переоценивающими свои возможности. И их можно понять. В то время как первым приходилось регулярно спасать «чайников», подвергающих риску и себя, и экипаж, и само судно, вторым грозило полное разорение. Покрытие ущербов горе-смельчаков не оставляло шансов на получения хотя бы минимальной прибыли. Результат налицо. Сегодня права на яхту обязательны, а деятельность шкипера подвергается официальному лицензированию. Управлять судном без прав не только опасно, но и невозможно.

Как получить права на яхту?

Стать «законным» яхтенным Шкипером можно только после прохождения полного курса обучения в специализированной яхтенной школе. В процессе обучения предусмотрена и теоретическая, и практическая подготовка. Так, на «теории» учениками школы осваиваются:
устройство яхты,
лоции внутренних водных путей,
правила навигации и подачи знаков,
такелажные навыки (узлы),
юридические моменты (административное право),
техника безопасности,
теория управления,
и др.
Для практических занятий используются тренажеры или реальные катера с яхтами. Это зависит от наличия водоемов в городе или регионе, где вы проходите обучение. Кроме того, практика на реальных суднах не проводится зимой.
Перед тем, как получить права на яхту, вы проходите экзамен в ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам). Все точно также, как и на сдаче экзаменов в ГИБДД. Сначала экзаменуемый подтверждает наличие обязательных теоретических знаний через тесты (10 вопросов с минимальным порогом 80% правильных ответов), после этого сдает «практику».
О своем желании купить лицензию на яхту стоит забыть сразу. Если шанс того, что кто-то рискнет продать права на яхту любителю и существует (что встречается крайне редко), то пострадает от этого, в первую очередь тот, кто воспользовался сомнительной услугой. Ошибки в море непростительны, и штрафом здесь не отделаешься. На кону – не здоровье, а жизнь.

Документы, которые потребуются чтобы получить права на управление яхтой, ограничиваются медсправкой. В результате обследования должна подтвердиться годность кандидата в шкиперы на управление яхтой. Яхта – то же транспортное средство!
Права на управление яхтой не разделяются на виды. Различается лишь «зона их действия» или, как ее называют официально – география возможного плавания:
ВВП – позволяют свободное передвижение по всем водным путям в рамках Российской Федерации (страны получения прав). Продолжительность обучения – месяц.
ВВ – делают возможным выход во внутренние воды, которых нет в первом списке (ВВП). Продолжительность обучения – месяц.
МП – обеспечивают возможность плавания по морским путям на территории России. Продолжительность обучения – три месяца
За любыми из этих категорий прав можно обратиться в ГИМС. А планируя получить права на управление яхтой за рубежом, о лицензии ГИМС можно забыть. За пределами России она не действует. Или (что маловероятно), вам придется сначала проводить часы у нотариуса для перевода, заверения и легализации прав, а после пытаться заставить представителя чартерной компании проникнуться и поверить в «русские» яхтенные права. Как правило, шанс, что вам повезет, и вы получите яхту в аренду где-нибудь в Греции – 1 на 100. Единственное решение – международные права на яхту.

Яхтенные права международного образца

Международные права на яхту ГИМС не выдает. Поэтому, желая покорять морские просторы за границами России, обращайтесь в зарубежный яхтинг-клуб, имеющий сертификат на обучение. Именно там вам предстоит освоить теоретические и практические навыки, а также сдать экзамен. Форма экзамена определяется школой. Самые популярные из них – IYT (канадская), ISSA и RYA (британские). Результатом успешного обучения и сдачи экзаменов в любой из этих школ становятся яхтенные права международного образца. Они позволяют:
арендовать лодку,
путешествовать и владеть собственным судном,
участвовать в любительских спортивных соревнованиях.
Высоким спросом в России пользуется система IYT. В отличие от британской системы подготовки к сдаче экзаменов на яхтенные права, канадская подразумевает обучение на русском языке. Конечно, желая путешествовать на судне за рубежом, яхтсмен обязан знать перевод терминологии. Но стоит ли начинать со сложностей?
Как бы то ни было, яхтенные права международного образца, выданные любой из трех мировых яхт-школ абсолютно равноценны и признаются во всех странах мира.

Каждый человек, который заинтересовался яхтингом, решает для себя вопрос, как и где ему научиться управлять яхтой. Вопрос весьма серьезный, потому как и море - серьезная стихия, и отправляться в плавание плохо подготовленным, мягко говоря, неразумно.

Путь тут для всех один - необходимо пройти обучение в яхтенной школе и получить права (лицензию) на управление яхтой.

Не многим более века назад в английском морском праве было написано: каждый имеет неотъемлемое право выйти в море. Но времена меняются.

С развитием системы береговой охраны и служб спасения, которые находятся на государственном бюджете, и, с другой стороны, под давлением страховых компаний, почти все государства, имеющие выход к морю, законодательно закрепили необходимость наличия лицензии у человека, который управляет яхтой.

Береговым службам надоело спасать "чайников", которые выходили в море, беря на себя ответственность за яхту и жизнь экипажа, не вполне понимая серьезности предмета и не обладая необходимыми навыками и знаниями. Страховые компании, для которых было слишком разорительно покрывать ущербы от неумелых действий владельцев яхт, также усиленно лоббировали законы о лицензировании управления яхтами. На сегодняшний день можно сказать с уверенностью: без прав яхтой управлять нельзя.

Где и как обычно получают права на управление парусной или моторной яхтой? Сейчас в мире существуют три наиболее авторитетных системы яхтенных школ: британская - Royal Yachting Ass (RYA), американская - American Sailing Ass (ASA) и недавно созданная в США система - International Yacht Master Training (IYT).

Так как британской RYA уже больше века, ее авторитет безоговорочно признается во всем мире и она имеет самое большое число партнерских яхтенных школ, в которых обучают по самым высоким стандартам. ASA ведет свою родословную с послевоенных лет и, пожалуй, слишком замкнута в пределах своего континента, хотя и признается практически везде.

Система IYT появилась в Америке несколько лет назад и сейчас занята тем, чтобы открыть свои школы в как можно большем количестве стран.

Также стоит упомянуть очень сильную французскую национальную яхтенную школу, которая, строго говоря, не является международной, но по качеству обучения и традициям очень близка к RYA.

Все вышеперечисленные школы, конечно, имеют свои особенности преподавания, но в целом учат одному и тому же, поскольку море и яхты от страны к стране не очень сильно меняются. Будучи знакомым не понаслышке с тремя основными системами яхтенного образования - RYA, ASA и IYT, пожалуй, я могу сказать, что самые высокие стандарты обучения и самые давние морские традиции - прерогатива RYA.

Поэтому путь человека, который захотел научиться управлять яхтой и получить международные права, мы рассмотрим на примере RYA.

Первое требование - вы должны владеть английским языком как минимум на среднем уровне. Потому что вы собираетесь ходить в международных водах и вам необходимо будет общаться с портовыми властями, с береговыми службами, с другими яхтами и судами. Международный язык радиообмена - английский.

Первая ступень, которую необходимо пройти, если у вас совсем нет яхтенного опыта - это Competent crew ("полезный член команды").

Изначально какой-либо опыт абсолютно необязателен. Главное - желание и базовое знание английского языка.
Этот курс - полупрактический-полутеоретический - проходят в виде пятидневного яхтенного плавания. Количество учащихся на яхте - не более пяти человек плюс инструктор. Ограничений по возрасту нет.

За эти пять дней на яхте вас научат основным навыкам работы с веревками и парусами, основным приемам управления яхтой, правильной морской терминологии и основам безопасности плавания. По окончании этого вводного курса вы будете иметь 100 морских миль за спиной и сможете быть вполне компетентным членом команды (матросом) на парусной или моторной яхте.
Но пока вы еще не шкипер и яхтой управлять не можете.

Дальше на вашем пути - первая лицензия, дающая право на управление парусной или мотрной яхтой, Day Skipper.

Следует заметить, что если у вас есть некоторый опыт хождения на яхте по морю (примерно 100 морских миль) и вы знаете основы яхтенного дела, то ступень Competent crew вы можете пропустить и начать обучение сразу с курса Day Skipper. Курс этот более серьезный и состоит из двух частей - теоретической и практической.

Теоретический курс Day Skipper включает в себя основы навигации, метеорологии, "правила дорожного движения" в море, радиообмен, безопасность плавания.

Курс читается 42 часа. Можно пройти этот курс очно и заочно (в режиме on-line). Необходимо отметить, что все теоретические курсы абсолютно идентичны для парусных и моторных яхт. Разница только в том, что на какой тип яхты, парусный или моторный, вы хотите иметь права (они разные), на такой яхте вы и будете проходить практические занятия и сдавать экзамен. Перед прохождением практического курса и сдачей экзамена необходимо завершить теоретический курс.

Добавлю, что международная система обучения яхтингу основана на преподавании самых необходимых знаний и навыков. Никто не собирается делать из вас на первом этапе капитана дальнего плавания.

Все обучение на этой ступени направлено на то, чтобы качественно дать вам необходимые знания и выработать уверенное умение управлять яхтой в различных ситуациях и правильно оценивать свои возможности и возможности вашей команды в соответствии с имеющейся обстановкой, то есть погодой, состоянием моря, продолжительностью и сложностью перехода и т. д. Вам как бы дают "входной билет" в мир яхтинга и принимают в цех шкиперов.

Практический курс Day Skipper представляет собой поход на яхте. По стандартам RYA, на яхте не может быть более пяти учеников - чтобы обеспечить достаточное внимание каждому со стороны инструктора.

Вообще-то говоря, обучение выглядит не так, как мы привыкли. Это полноценный (около 200 морских миль - 360 км) недельный поход на комфортабельной яхте 40-футового (12--15 метров) класса (для моторных может быть и большего). Инструктор показывает, что и как нужно делать, после чего каждый обучающийся повторяет эти действия до тех пор, пока у него не получится. Каждый прокладывает курс, стоит за штурвалом, командует процедурой швартовки и отхода. Если курсы парусные - работает с парусами.

В последние два дня инструктор назначает по очереди каждого шкипером на отдельный переход, и ученик должен сделать все сам, от составления плана перехода до швартовки в точке назначения, как настоящий шкипер.

Инструктор просто наблюдает, как команда и шкипер справляются с поставленной задачей, и в конце курса присваивает (или нет) обучающимся квалификацию шкипера.

Вот вы и капитан яхты. С этими правами вы свободно можете ходить на яхте длиной до 24 метров по всем международным водам. Вас как шкипера признают портовые власти, береговая охрана, пограничники и, что совсем немаловажно, страховые компании. Вы можете фрахтовать яхту и отправляться в плавание с друзьями или семьей или участвовать в регатах - мир яхтинга теперь для вас открыт.

Позднее, прожив на борту яхты в общей сложности около месяца, пройдя примерно 800 морских миль (требования более чем скромные) и закончив однодневные курсы по использованию бортовой УКВ-радиостанции, вы можете продолжить свое обучение по программе RYA до квалификации Coastal Skipper.

Выглядит обучение Coastal Skipper точно также: 50 часов - теоретический курс, направленный на более глубокое изучение навигации и метеорологии и практический недельный курс с экзаменом, в процессе которого инструктор стремится дать вам более глубокие знания и навыки по управлению яхтой в сложных условиях: штормовых, ночных, ограниченной видимости и т. д.

Третья ступень - Yacht Master. Капитан.

Требуется 2,5 тысячи морских миль (с учетом ранее набранных), 50 дней на борту яхты, 5 переходов более 60 морских миль, включая 2 ночных, и однодневные курсы медицинской помощи.

Наконец, самая высокая квалификация любительского яхтинга - Yacht Master Ocean - конвертируется из Yacht Master при наличии одного океанского перехода и экзамена по астронавигации.

Учиться яхтингу не просто можно, но и нужно: в первую очередь, это вопрос безопасности - вас лично, вашей яхты и тех людей, за жизнь и здоровье которых вы отвечаете во время плавания.

Но процесс этот сам по себе очень интересный, и обучение построено так, чтобы люди, желающие заниматься этим прекрасным видом спорта (или образом жизни?), с первых шагов ощутили его красоту и радость.

Обучение яхтингу в школе Sportflot разделено на уровни:

  • 0 cтупень - Базовый уровень, для новичков, кто хочет разобраться, что такое , насколько это дорого, безопасно и освоить основные правила быта и жизни на борту
  • I cтупень - Матрос спортивной или круизной яхты, для тех кто хочет стать компетентным матросом на спортивной яхте и гоняться в Подмосковье или на большой круизной яхте для походов за рубежом (права IYT или ВФПС)
  • II ступень - Рулевой парусной яхты , для тех кто хочет управлять спортивной парусной яхтой до 9 м длиной, 30м2 парусности в РФ и за рубежом (права ВФПС)
  • III ступень - Капитан парусной яхты , для тех кто хочет брать в аренду или управлять своей большой парусно-моторной яхтой до 24м длиной в аренду за рубежом (права IYT)

Можно начать обучение управлению яхтой "с нуля" до любого нужного вам уровня (Рулевой с нуля, Капитан с нуля), либо выбрать обучение с более высокой ступени при наличии опыта и знаний (сдается вступительный тест). Таким образом вы сэкономите деньги и время.
От первого выхода на воду до получения прав на управление яхтой международного уровня - всего несколько шагов!
Яхтсменом может стать каждый. Чтобы узнать, что из себя представляет яхтинг, не обязательно тратить огромные деньги на поездки к дальним морям. Курсы для начинающих спортсменов проводятся в Москве и Подмосковье, на Пироговском водохранилище. Занимаясь по будням в учебном классе на Арбатской вы получите основные теоретические знания и освоите базовые практические навыки в выходные в Пирогово по управлению парусной лодкой.


- никогда не ходили на парусной яхте, но всегда мечтали попробовать;
- хотите быть активным участником прогулок под парусом, а не «баластом» на судне;
- не можете выделить время для обучения по будням, но с радостью займетесь им на выходных;
- предпочитаете практические занятия нудной зубрежке теории;
- ищите людей, которые, как и вы, обожают море, ветер и скорость.

Описание: Это 5 теоретических занятий проходящих в центре города на Арбатской по вт и чт с 19.00 до 22.00 и 4 выхода на яхте по 3 часа в выходные в Подмосковье. Занятия проходят на парусных яхтах Sun Odyssey 33 и яхтах SB20.

Основные темы:

Устройство яхты
- Быт на яхте
- Безопасность: спасательные жилеты, обвязки, работа со стопорами, лебедками
- Основные узлы, вязание кранцев, работа со швартовыми
- Работа экипажа при швартовках на яхте
- Постановка на якорь
- Подготовка яхты к отходу
- Постановка и уборка парусов
- Основные маневры под парусами

Результат: Вас больше не будут пугать морские корабельные термины, вы поймете, что и когда делать на лодке, будете готовы выйти на воду с пониманием происходящего. По результатам курса, практики и проведения теста вы получите сертификат Sportflot о прослушанном курсе.

Желающие могут отправиться с нами в недельное путешествие на яхте заграницей и получить сертификат Competent Crew Всероссийской Федерации Парусного Спорта (ВФПС), необходимый для дальнейшего обучения и получения прав шкипера на управление яхтой. .

Бонус - участие в настоящей регате в Подмосковье на SB20 в качестве матроса.

"Курс яхтенного рулевого", II ступень

Программа позволяет освоить самостоятельное управление спортивной парусной яхтой до 25 футов в качестве рулевого, с удалением от базы 30 миль, управлять малым экипажем. Курс подходит тем, кто хочет проводить время на яхте каждые выходные в Подмосковье в течение всего лета, а не только 2-3 раза в год выезжая заграницу. Полученный сертификат дает возможность официально участвовать в парусных регатах и получать спортивные разряды.

Данный курс подойдет вам, если вы:

- прошли наш Базовый курс,
- обладаете каким-либо опытом хождения на яхте;
- планируете начать гоняться на парусных яхтах;
- хотите научиться управлением яхтой только под парусами
- планируете ходить в водах РФ
- хотите все лето и выходные проводить на воде
- хотите освоить управление спортивно-гоночной яхтой
- хотите участвовать в парусных соревнованиях

Описание: Программа курсов одобрена Всероссийской федерацией парусного спорта, включает в себя основные блоки теоретических знаний и практических навыков, в том числе:

Теория и устройство яхты SB20
- Основы теории корабля и паруса
- Настройка парусов и яхты
- Маневрирование под парусами: удержание на курсе, швартовки, MOB, буксировка, постановка на якорь
- Геннакер, работа с доп. парусом
- Аварии на малой яхте
- Основы навигации
- Правила плавания по Внутренним водам РФ
- Метеорология
- Правила парусных соревнований

Курс "Рулевой парусной яхты", включает в себя 8 теоретических занятий и 6 практических. Является логическим продолжением для курсантов прошедших Базовый курс или уже имеющих практические навыки хождения на парусной яхте.

Возможно обучение с нуля, тогда программа включает в себя 13 теоретических занятий и 8 практических на яхтах SB20 в Подмосковье и Севастополе (о начале курса следите за специальными анонсами)

Теория проходит в вечернее время в Москве (с 19.00 до 22.00) в учебном классе на ст м. Арбатская два раза в неделю. Практические занятия проходит на яхтах SB20 в Подмосковье на базе ВСБ Галс, по субботам с 09.00 до 12.00, либо в Севастополе (2-3 дня) согласно календарю.

Результат: Главным результатом прохождения курса будет возможность управления парусной яхтой с малым экипажем (из 3-4 человек). Вы научитесь управляться с парусами, правильно швартоваться, освоите маневры с геннакером. Пройдя обучения вы усвоите основные правила хождения по акватории внутренних и международных путей, а также механизм проведения парусных гонок.
Курс оканчивается сдачей экзамена на получение свидетельства ВФПС о квалификации «Рулевой парусной яхты».

Бонус - участие в настоящей регате Teen"s Cup для начинающих рулевых на Пирогово на яхте SB20 в качестве рулевого.

Экстерн : Если вы обладаете достаточным уровнем знания и умеете управлять яхтой до 25 футов вы можете попытать удачу и сдать экзамен на получение прав рулевого ВФПС экстерном без прохождения нашего курса. Стоимость сдачи экзамена экстерном 4 000 рублей (плюс депозит за лодку 3000 руб). Даты экзамена объявляются заранее на сайте.

"Шкипер приливно-отливных вод"

Для тех, кто хочет стать капитаном (шкипером) и ставит своей целью получение прав на управление круизной парусно-моторной яхтой до 54 футов, с правом аренды в международных водах. Это ответственная позиция на лодке требующая большого объема знаний и практического опыта. Подходя к этому курсу желательно иметь опыт хождения как на большой парусной яхте в качестве матроса, так и опыт управления небольшой яхтой под парусами. Новички тоже способны освоить Азы капитанства, правда для этого придется много постараться и попотеть над учебниками.



Описание: Для желающих начать обучение с нуля программа состоит из 2 месяцев теоретических занятий (в учебном классе на Арбатской по пн/ср с 19.00 до 22.00 или по сб с 10.00 до 17.00). За это время будет разобрана вся основная российская и английская терминология, безопасность, рассмотрена теория паруса, техника маневрирования под парусами и без них, большой раздел правил расхождения судов на море, метеорология. Курс очень насыщен, на занятиях каждому студенты выдаются краткие конспекты и учебные пособия.

Курс дает необходимую теоретическую подготовку для последующей практики и успешной сдачи экзамена на права RYA Day skipper tidal или права IYT. Практический курс оплачивается дополнительно. Практика школы на сдачу прав IYT проходит в течение 2 недель в Греции или Турции по установленному расписанию.

Результат: В результате прохождения курса Вы сможете самостоятельно управлять круизной яхтой с экипажем до 10 человек, освоите электронную навигацию и научитесь работать с картами, разберетесь с приливами и отливами, выучите английскую яхтенную терминологию, узнаете об особенностях приемки яхты при аренде за рубежом.

Для записи в группы, а так же по всем вопросам связанным с обучением

пишите нам -
или звоните +7 495 661 43 70

Все, что необходимо знать желающим бороздить просторы морей и океанов по ту и эту сторону границы

Как получить права
на управление яхтой

Все, что необходимо знать желающим
бороздить просторы морей и океанов
по ту и эту сторону границы

Путешествия под парусом, как потенциальная возможность пересечь океан и самостоятельно изучить все мелкие островки, разбросанные по морским просторам планеты, будоражат сознание засидевшегося в офисе москвича не первый год, но в последнее время в России началось по-настоящему масштабное увлечение парусами. Бум яхтинга пришелся на 2000-е и 2010-е - в одной только Москве теперь проходят сотни регат. Местным яхт-клубам, школам, туристическим агентствам и прочим бизнесам удалось убедить россиян в том, что яхтинг - это не так уж дорого, достаточно безопасно и намного интересней, чем все другие виды времяпрепровождения на курортах. Так что пока пухнущий курс евро не перекрыл нам путь за границу окончательно, давайте разберемся, как вообще гражданин России может получить права на управление парусным судном.


Яхтинг, по сути, бывает трех магистральных видов: работа (наем на судно, работа инструктором, перегон лодок с место на место), профессиональный спорт и любительский уровень. С первым вариантом все довольно непросто, и даже если вы до него доберетесь, то уж точно не имеет никакого смысла думать об этом в начале пути. Вторая категория - в общем-то, как и первая - это разговор о специальном образовании, спонсорах и так далее, хотя сюда тоже можно попасть из категории любителей. В общем, лучше всего сразу сосредоточиться на третьем пункте.


«Чтобы путешествовать на собственной яхте по Волге, а потом отправиться в Грецию и взять лодку в прокате, вам нужно получить два типа удостоверений»

Это в первую очередь чартерный яхтинг (то есть когда вы берете лодку в прокате в любой точке мира), путешествия, владение собственным парусником и спорт на любительском уровне (а это как раз подавляющее большинство всех регат). Итак, перейдем к самому неприятному моменту этого материала: вы из России, ваши внутренние права не признаются где-либо еще, и наоборот. То есть для того, чтобы - возьмем самый общий случай - путешествовать на собственной яхте по Волге, а потом отправиться в Грецию и взять лодку в прокате, вам нужно получить два типа удостоверений.

Внутренние водные пути

В России регулированием движения на водных путях и выдачей документов занимаются две федеральные организации: ВФПС (Всероссийская Федерация Парусного Спорта) и ГИМС (Государственная Инспекция Маломерных Судов). В первой проще всего получить «корочку» рулевого первого класса, позволяющую, например, участвовать в регатах, но вообще можно и отучиться на квалификацию «Яхтенный рулевой дневного плавания». Для этого вас посадят в аудиторию примерно на месяц, будут учить навигации, лоции, устройству яхты, принципам работы паруса и радиосвязи, а потом отправят на практику, например, в Турцию. Проблема лишь в том, что с документами ВФПС, которые имеют формальный вес за рубежом, вам вряд ли выдадут лодку в чартерной компании Греции.


«Для получения удостоверений ГИМСа нужны медицинские справки, документы о прохождении обучения и паспорт»

ГИМС же работает как своего рода «морская полиция» - регистрирует суда и следит за порядком на воде. Туда стоит идти, если вам посчастливилось купить собственный катер или парусную яхту. Для получения удостоверений ГИМСа нужны медицинские справки, документы, подтверждающие прохождение обучения (например, в школах ВФПС или каких-то других) и паспорт. Вас заставят также сдать небольшой экзамен (а еще и, возможно, пройти курс лекций на знание правил на внутренних водных путях - а они отличаются от морских - если вы не проходили их ранее) и в итоге выдадут «корочку», определяющую район плавания, тип судна, площадь парусности и прочее.


Школы IYT и RYA

Для того, чтобы вам дали лодку в европейской чартерной компании, все перечисленное выше совершенно не годится. Вам придется пройти курс «Капитана дневного плавания» в одной из школ, подключенной к системе, которая признается во всем мире (ну, или почти). Основных таких систем две: IYT (International Yacht Training), придуманная в Канаде и распространившаяся повсеместно, и RYA (Royal Yachting Association), которая, как несложно догадаться по первому слову названия, родом из Великобритании.


«Знать английскую терминологию яхтсмену, который собирается активно путешествовать по всему свету, нужно в любом случае»

В обеих системах существует масса своих плюсов и минусов, о которых не перестают спорить адепты каждой на яхтенных форумах. RYA, вроде бы, считается чуть более авторитетной и пристально следит за репутацией, поэтому у системы есть одно важное требование - обучение ведется исключительно на английском языке, так что все «оверштаги» и «гики», которыми пользуются ваши друзья, для вас тут же превратятся в tack и boom. Знать английскую терминологию яхтсмену, который собирается активно путешествовать по всему свету, нужно в любом случае, но стоит ли с нее начинать - вопрос отдельный.


Система, которая оказалась в России раньше всех - IYT, запущенная здесь «Московской яхтенной школой». Смысл точно такой же, но обучение возможно на русском. И вроде бы все хорошо, но проблема в том, что тренировочных центров, имеющих право выдавать подобные удостоверения, стало в России как-то уж слишком много, почти как турагентств, отчего, конечно, кое-где теряется качество обучения, а это может сильно испортить вам жизнь. Так что нужно, во-первых, обращаться в авторитетные заведения, вроде той же «Московской яхтенной школы», «12 узлов», «Кабестана» и других. Во-вторых, отчетливо понимать, что какую бы школу и систему вы ни выбрали, вам нужно по-настоящему усердно учиться, интересоваться абсолютно всем, читать литературу и постоянно развиваться, снова и снова возвращаясь к знаниям, которые вы уже, вроде бы, прошли.


Первый капитанский уровень в системе IYT называется International Bareboat Skipper - позволит вам брать лодку в чартер или управлять собственной по всему миру. Лодка эта должна быть до 24 метров (но для начала лучше ограничиться лодкой 8-10 метров), и отойти на ней можно будет, следуя этим документам, на 20 миль от берега в дневное время суток. В этом случае вам придется оказаться на месяц все в той же лекционной аудитории, освоить за несколько десятков часов науки, которым люди посвящают всю жизнь, и отправиться затем, например, в Турцию или Черногорию, наплавать там с инструктором 200 морских миль и сдать несложный экзамен.


Чтобы пересечь океан, и в RYA, и в IYT существуют системы повышения квалификации, получать которые совершенно несложно - лишь бы вам удалось наплавать необходимое количество морских миль. После соответствующих отметок в вашем логбуке, нужно просто приехать в родную школу, где вы проходили обучение, и сдать экзамен.


Стоит знать еще вот о чем - наш ГИМС, который выдаст вам удостоверение на право управлять судном внутри страны, в качестве документов о прохождении курсов парусного капитана принимает как раз бумажки из IYT и RYA. Так что после получения международных прав можно прослушать курс лекций о специфических внутренних правилах, сдать экзамен в ГИМСе и готово - вторые документы у вас в кармане. Теперь-то можно ловить ветер и тут, и там.


«Вебинары и учебники помогут вам обойтись без прослушивания теоретического курса к аудитории»

Есть также несколько уловок, которые позволят вам обойтись без теоретического курса, который, кроме того, что немало стоит, еще и неслабо растянут по времени. Первая - это вебинары, которых существует масса. Можно просто записаться в группу и слушать все лекции, не выходя из дома. Но есть и еще более отважный вариант - купить учебники и изучить все самостоятельно, договорившись впоследствии с руководством выбранной вами школы о том, что пойдете сразу на практику.


На самом деле, дополнительных лазеек и возможностей приобщиться к экологически чистому и физически сильному миру парусных гонок и путешествий существует масса. Но что бы вы ни придумали, важно помнить банальный, но чертовски верный девиз каждой яхт-школы: «Чтобы отойти от берега, вам нужны права, а чтобы вернуться - знания».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: